рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Соотношение государства и права

общества. Особенно важна его деятельность в сфере защиты прав человека

направленная на смягчение негативных последствий рыночных реформ. Задача

социального государства состоит в перераспределении доходов между

различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет,

специальные социальные программы.

В качестве долговременной, перспективной цели государство должно

стремиться к выравниванию положения людей, хотя достижение фактического, а,

не только юридического равенства – задача в исторически обозримые сроки

невыполнимые. Это не означает отрицание идеи равенства, содержащей в себе

огромный нравственный потенциал.

Интересный способ решения проблемы равенства в пост-тоталитарном

обществе предложен В.С.Нерсесянцем. Согласно его концепции социализм есть

не случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный закономерный

процесс, ведущий к созданию так называемого цивилизма –

постсоциалистического строя, где всеобщее формально правовое равенство

будет дополняться принципиально новым моментом – экономическим равенством

всех граждан. Приватизация и десоциализация собственности, проводимые в

России, неизбежно будут осуществлены таким образом, что экономическое

неравенство сохранится. И никакая социальная помощь не может компенсировать

разницу между собственником и несобственником. Только преобразование

социалистической собственности в равную гражданскую собственность создает

условие для «более высокой ступени человеческой свободы, равенства,

справедливости и права»1.

Определение путей развития нашего общества, обоснование пределов

вмешательства государства в экономическую и социальные сферы, его

регулирующей роли в распределении собственности, усиления социальной

функции государства и возрастания его ответственности за создание своим

гражданам достойных условий жизни – актуальные задачи правовой науки.

Компетенция социального правового государства, обеспечивающего

постепенный переход к равенству, справедливости и нравственности, - важный

аспект модели нового общества, которое должно быть сформировано в России.

Государство и право в их соотношении и взаимодействии

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права

различались два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритета

государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как

продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие.

Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической

литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном

отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила

политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства.

Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к

понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле

естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы

естественного права, выводившие понятие государства из общественного

договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению,

вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных

на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода

праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право

возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое

государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в

определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в

то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.

Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет

столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает

право или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложной

и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без друга не

могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи

между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает

право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в

обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально

важное значение для всей общественной практики.

Признание двустороннего характера связи между государством и правом

позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узконормативного

подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же

время при данном подходе роль государства по отношению к праву не

нивелируется, как это вытекает их некоторых концепций так называемого

широкого право-понимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен,

как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной:

государство не порождает право, не производит его, а является, с одной

стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством,

поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной

системе. Государство использует право в качестве средства управления

общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это

позволяет.

Влияние государства на право

Государство является непосредственным фактором создания правовых

установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет

конструктивное значение для самого бытия права как особо

институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает

в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения

целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право

не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений,

признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его

признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает

относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему

закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что

право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и

допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с

отговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по

отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере

правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном

участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько

завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные

юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или

административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является

его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на

институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в

материальном способе производства, характере экономического развития

общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка

этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и

определяющим источником права признается государственная деятельность.

Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма.

Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось,

что оно творит право.

Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической

теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в

полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной

деятельности государства существовании права как институционного

образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном

процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в

правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда

творческая роль государства в отношении образования права заключается в

следующем.

1) В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в

соответствии с познанными законами общественного развития,

закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в

юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности),

определяет потребность наиболее рациональную юридическую форму

(закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы,

предавая им авторитетом государственной власти формально-

юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает,

что государство устанавливает нормы права.

2) В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят)

прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем

такой способ «производства» права является преобладающим. Так,

образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что

государство санкционировало главным образом те нормы, которые

выработаны были мусульманской доктриной. Из истории права известны

случаи, когда положением, выработанным правовой доктриной или

появляющимися вследствие толкования применяемой нормы, государство

придавало общеобязательное значение.

3) В признании юридически обязательными регуляторами поведения

фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей

(соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи

и отношения получают юридическое значение. Таким образом,

формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются

в качестве общих норм положения нормативных договоров.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы

источников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями,

политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере

оказывает на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения

правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство

управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление

соответственно духу времени.

Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении

реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что

вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых

установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз и

проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать

фактические, организованные юридические предпосылки для использования

гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях

удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Активность

государства – необходимое условие утверждения правовых начал в общественной

жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не

соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть

утрачивает легитимный характер.

Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих

правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно

существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят

сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения

охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим

наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных

субъектов.

Государство, следовательно, способствует распространению права в

социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений

действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении

общественно значимых результатов.

Несомненно, объективно существует пределы воздействия государства на

право. И, прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого

права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в

данных социально-экономических и политических условиях. Государство не

может также использовать право в противоречии с его истинным назначением.

Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика

государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества

использовать правовой инструментарий.

Влияние права на государство

В специальной литературе проблеме влияния права на государство удалено

мало внимание. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем право

в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во

внутренней организации государства и 2) в его деятельности.

1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования

государства, как организация, нуждается в праве. Право оформляет

структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в

государственном механизме, взаимоотношения между его основными

звеньями. Посредством права закрепляются форма государства,

устройство государственного аппарата, компетенция государственных

органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии

против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким

образом, отношение между государственными структурами получают

правовое регулирование, превращаются в правоотношения.

С помощь права определяются место, роль, функции частей

государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и

населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право,

позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства.

Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют

государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым

право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев

государственной машины.

2. Известны два метода, посредством которых государство навязывает

свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным

государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с

помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ

государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно,

современное демократическое государство не может вне и помимо права

осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую

сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое

качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-

социальный регулятор и его использование обусловлено объективными

факторами, находившимися вне государства. Право навязывается

государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может

пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не

может манипулировать правом или освободить от него.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую

роль права в отношении к государству:

. Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением,

отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в

границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на

государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом

тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и

прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки

зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь в

той мере, в какой само государство поставлено на службу.

. Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность

охранительных и принудительных мер государства. Государственная

деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических

требований, приобретает юридическую форму.

. Посредством права определяются границы деятельности государства,

обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.

. Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым

воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и

народностями.

. Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного

контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает

юридические гарантии ответственного поведения государства перед

населением.

. Право выступает в современных условиях языком общения государства не

только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в

целом.

. Право (и только оно) является основным средством легитимации

государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы

государственного принуждения.

Итак, государство как суверенная власть не может существовать и

функционировать вне права. Концепция господства права (правового

государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности,

общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным

ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право

выступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, право

выступает над государством для того, чтобы господство не встало над

обществом.

В современных условиях связывающая роль права в отношении государства

усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее

право отражает объективные потребности общественного развития, тем в

большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом

случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и

исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи

связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит,

соответствует своему историческому предназначению.

Возникновение и развитие идеи правового государства.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности

государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и

их различными объединениями на основе норм права.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою

деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах

развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства

связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной

жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий,

Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и

государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное

функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее

разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при

которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно,

ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой

государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,-

нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о

государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем

правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и

Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних

прогрессивных учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических

отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают

новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных

дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации

государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица

или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,

обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.[3]

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили

прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей

теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и

настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы.

Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом

и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как

правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача

государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции право-

вой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б.

Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Хотелось бы отметить, что среди русских философов идеи правового

государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н.

Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные

параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо

установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы

каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и

государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2)

если личная инициатива требует простора, то государству достаточно

ограничиться охраною субьективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался

самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних,

отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив

самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве

выборные общественные элементы.

Заключение

Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с

этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое

определение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу

и служить практике государственного правового строительства.

Еще 20 –30 лет назад политическая система России развивалась в русле

марксистско---ленинской теории отмирания права и государства. Ее основной

вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они

опять исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества.

Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного

строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных

теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство,

огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих

структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания

государства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией,

которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является

теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального

социализма открылась возможность формирования неотчуждаемого права каждого

на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой

ступени прогрессе свободы.

Негативное отношение к государству и неправовым законам, от него

исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство

характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять

на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких

причин появилось государство, почему его воле стали придавать

общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие

общечеловеческие потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу

права и государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением

колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей

(колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения

поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства

должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева –

М. Юрист, 1996 – 472 с.

2. Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А.

Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 1996-312с.

3. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред.

Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 1995г.-

228с.

4. Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк – М., 1992г.

5. Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора

Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996- 336с.

6. Конституция Российской Федерации – М. «Издательсво Новая Волна».

1997 – 63с.. 1997 – 63с.

7. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму –

М.1992г.- 320с.

-----------------------

[1] См. об этом: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М.

1978г.

[2] Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М. 1976. С.13.

1 Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 1992. С.3-4.

1 Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992.

С.320.

[3] Венегеров А. Б.. Теория государства и права: Часть 1.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.