рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Система права

Система права

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА. ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ, ОТРАСЛЬ

ПРАВА……………………………..…………………. 5

1.1. Основные признаки системы права…………………………..5

1.2. Нормы права……………………………………………………...7

1.3.Основные черты системы права………………………….......11

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ..……………………………………………………………...13

2.1. Два критерия выделения отраслей права………………….13

2.2. Метод правового регулирования…………………………….14

ГЛАВА 3. ОТРАСЛИ ПРАВА……………………………………….18

3.1. Новый компонент системы права……………………………18

3.2.Подотрасль права……………………………………………….21

3.3. Одиннадцать отраслей системы права…………………….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………31

ВВЕДЕНИЕ

Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и

общество, находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое

целое. Соответственно и право, отражая, опосредуя общественные отношения,

их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное

образование, систему. Все ее элементы -нормы права- находятся в такой же

постоянной, общественных отношений.

В отечественной юриспруденции традиционно под системой права понимают

совокупность существующих в стране юридических норм и их подразделение на

относительно самостоятельные части - отрасли права и институты,

регулирующие обособленные группы общественных отношений. Основное

назначение понятия «система права» юристы видят в системной характеристике

позитивного права в целом. Однако такой подход к понятию системы права

сужает ее содержание и не позволяет раскрыть глубинную социальную природу

права как сложного явления общественной жизни. Конечно, существующая

система объективного права составляет важное звено в правовой системе

общества, но этим не должно ограничиваться ее содержание.

Система права соответствует системе общественных отношений. Каждая отрасль

права как исторически сложившееся единство юридических норм регулирует

отдельный вид общественных отношений, а все отрасли и институты права,

вместе взятые, обеспечивают нормальное функционирование общества как

целого. Однако проблема системы права в российском правоведении пока не

решены. Возникшие трудности обусловлены, прежде всего, переходным

состоянием российского общества и, в частности, права. В России еще не

вполне сформировалось гражданское общество и соответствующая ему

государственно-правовая форма. Если развитие пойдет в сторону расширения

демократических основ, то опосредствовать их может, лишь правовая система,

дифференцированная на публичное и частное право.

Конечно, система права, сложившаяся в обществе, отражает закономерности

исторического развития конкретной страны и ее особенности. Она

складывается в зависимости от характера экономического развития общества,

его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. В праве

находят отражение самые разнообразные отношения и интересы людей.

Общественная жизнь и практика государственного строительства никогда не

стоят на месте. Динамика общественного развития предполагает и диктует

необходимость совершенствования существующей системы права. Внутреннее

развитие государства и все более углубляющееся международное

сотрудничество требуют постоянного развития национального законодательства

и его согласования с международным правом. Следовательно, обеспечение

правопорядка, как в масштабе страны, так и в международном сообществе

зависит от того, насколько разумна и эффективна существующая система

права. Органы государственной власти обязаны следить за состоянием

законодательства, совершенствовать его, своевременно устранять пробелы и

противоречия, существующие в системе права.

Глава 1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА. ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ, ОТРАСЛЬ ПРАВА

1.1. Основные признаки системы права

Система права - это сложное юридическое понятие, состоящее из

правосознания, правоотношений и юридических норм, характеризующе-еся

внутренним единством и целостностью, призванная поддержать та-кой порядок

в обществе, который необходим для обеспечения свободы личности и

сохранения цивилизованного существования человечества. Нельзя исключать из

содержания права, его системы такие понятия, как правовые идеи, ценности,

правовые притязания и правовые отношения.

Система права как сложное юридическое явление характеризуется следующими

основными признаками:

во-первых, внутренним единством составляющих ее элементов;

во-вторых, система права имеет единую социальную природу;

в-третьих, она основана на нравственно-правовых принципах, та-ких как идеи

свободы, равенства, справедливости и гуманности;

в-четвертых, в основе формирования системы права лежит идея права, суть

которой состоит в осознании необходимости существования свободной

личности, ее прав и свобод;

в-пятых, система права призвана регулировать и упорядочивать оп-ределенные

общественные отношения, возникающие между субъектами права;

в-шестых, содержание системы права получает свою внешнюю фо-рму выражения

в следующих источниках: правовой обычай, судебный прецедент,

нормативно-правовой договор и нормативно-правовой акт возникающие между

субъектами права.

С позиций системного подхода любое целостное образование, сос-тоящее из

двух и более взаимосвязанных компонентов, представляет собой систему.

Каждый компонент системы в свою очередь может быть расчленен на ряд

составляющих. Таким образом, система, как правило, является

многоуровневой, включает в себя в качестве компонентов хотя и менее

сложные, но относительно самостоятельные предметы и явле-ния.

Необходимо также подчеркнуть, что правовая система объединяет в себе не

все аспекты правовой действительности, а лишь те из них, которые

предполагают соответствие нормативным предписаниям. Сама же правовая

действительность связана не только с правомерными, но и с противоправными

элементами общественной жизни, т.е. включает в себя любое правовое

(юридически значимое) поведение.

При этом под системой права обычно понимают внутреннее строение права,

выражающееся в единстве и согласованности действующих в государстве

правовых норм и их делении на относительно самостоятельные части (отрасли,

подотрасли, институты) в соответствии с предметом и методом правового

регулирования. Таким образом, комплекс правовых предписаний выступает лишь

одним из компонентов правовой системы, а \"система права\" имеет смысл,

далекий от понятия \"правовая система\".

Система права общества, помимо существующих в государстве правовых норм,

включает и такие элементы, как правосознание и правоотношения. Все эти

элементы правовой системы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

При подходе к праву только как к системе юридических норм, регулирующих

общественные отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда

легко смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими

общественные отношения.

1.2.Нормы права

Названые свойства в полной мере присущи и системе права. Как целостное

образование она охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и

представляет собой сложный многоуровневый комп-лекс, состоящий из норм

права, правовых институтов и отраслей права. В системе права действуют

связи четырех уровней:

1) между элементами нормы права;

2) между нормами, объединенными в правовые институты;

3) между институтами соответствующей отрасли права;

4)между отдельными отраслями права.

Правовой институт - это система взаимосвязанных норм, регулирую-щих

относительно самостоятельную совокупность общественных отно-шений или

какие-либо их компоненты, свойства.

Вместе с тем есть и такие институты, которые регулируют лишь какое - либо

одно специфическое общественное отношение или даже один из его элементов.

Так, в уголовно - процессуальном праве известны инс-титуты потерпевшего,

подозреваемого, обвиняемого, гражданского ис-тца, гражданского ответчика,

определяющие правовой статус одного субъектов уголовно - процессуальных

отношений. В гражданском праве имеется ряд институтов, которыми

регламентируется какая - либо об-щая для всех гражданско-правовых

отношений отдельная сторона. Это, в частности, институты

представительства, исковой давности, защиты чести и достоинства

гражданина, регламентирующие такие принципиа-льно важные моменты всех

гражданско-правовых отношений, как поря-док назначения и права

представителей субъектов правоотношения, оп-ределения сроков исковой

давности, порядок и способы защиты чести и достоинства гражданина от любых

порочащих его слухов и домыслов.

Юридическим критерием обособления той или иной совокупности норм в

конкретный правовой институт служат три признака:

1. юридическое единство правовых норм. Как целостное образование

юридический институт характеризуется единством содержания, ко-торое

выражается в общих положениях, правовых принципах или совокупности

используемых правовых понятий, единстве правово-го режима регулируемых

отношений либо иным способом;

2. полнота регулирования определенной совокупности общественных

отношений. Правовой институт включает в себя различные виды правовых

норм. Это могут быть дефинитивные, управомочиваю-щие, обязывающие,

запрещающие и иные нормы права, которые в комплексе содержат все

аспекты правового регулирования соотве-тствующей группы общественных

отношений. Вследствие этого ка-ждый правовой институт является

уникальным, выполняет только ему присущие функции и не дублируется

другими структурными ко-мпонентами системы права;

3. обособление норм, образующих правовой институт, в главах, раз-делах,

частях и иных структурных единицах законов, других норма-тивно -

правовых актов. Логическая последовательность и совер-шенство закона

предполагают такую дифференциацию его содер-жания, которая

определяется качественной обособленностью той или иной совокупности

норм. А качественная обособленность как раз и охватывает понятием

правового института.

Обычно правовой институт - это сравнительно небольшая общность норм,

специфика и автономность которой не выходят за рамки одной отрасли права.

В то же время отдельные так называ-емые смешанные институты могут

содержать нормы, характерные для разных отраслей права. Например,

институт, устанавливаю-щий ответственность за совершение дисциплинарных

проступков, относится к сфере трудового права. В основе института лежат

вла-стные полномочия администрации предприятия, ее право нала-гать

дисциплинарные взыскания на виновных работников. Однако трудовые споры по

поводу наложения подобных взысканий могут рассматриваться в судебном

органе по правилам гражданско-про-цессуального законодательства, то есть

другой отрасли права.

Наличие смешанных институтов объясняется тем, что однород-ность

регулируемых отраслью права отношений является отнюдь не стерильной. В ней

всегда присутствует некоторое количество иных отношений, отличных по

форме, но тесно связанных с оста-льными по своему значению. Так, в

гражданском праве неизбежно присутствуют нормы конституционного,

административного, фина-нсового и иных отраслей законодательства. В

трудовом праве - нормы конституционного, административного, гражданского и

гра-жданско-процессуального законодательства.

Система права представляет собой совокупность норм права, пра-вовых

институтов и отраслей права, находящихся во взаимосвязи и обу-словленных

системой общественных отношений.

Системная организация права имеет важное значение как для за-конодателя,

так и для правоприменителя. Принимая нормативный акт, правотворческий

орган обязан гармонично включить его в существую-щую систему права, не

нарушая ее целостности. Правоприменителю это помогает правильно толковать

и применять норму права. Системность права положительно влияет и на

процесс упорядочения законодатель-ства.

Особая значимость юридических норм в системе права связана с некоторыми их

характеристиками:

• они представляют собой наиболее развитую форму конкретизации со-держания

права и придают последнему стройность и логическую завер-шенность;

• отличаются от других правовых явлений высокой степенью стабиль-ности;

• выступают в качестве средства институционализации права (отражая

потребности общества, формулируя социально значимые цели, преду-сматривая

необходимые санкции, закрепляя необходимые для общес-тва сцепление

правовых статусов, охватывая своим регулятивным воз-действием всех членов

общества).

Таким образом, именно благодаря системе правовых норм, право дос-тигает

своего целостного состояния, а система права предстает как це-лое.

В современном государстве система норм права должна не только

соответствовать существующим общественным отношениям, не только быть их

выражением, но также быть внутренне согласованным выраже-нием, которое не

опровергало бы само себя в силу внутренних противо-речий. Прочный

правопорядок в стране будет только тогда, когда дейст-вующие нормы права

не противоречат друг другу, когда между ними есть внутреннее единство и

согласованность. Единство и согласован-ность правовых норм обеспечивается

на основе общих правовых прин-ципов, на которых базируется построение

системы норм права. Ее эф-фективность достигается тогда, когда она

отражает потребности общес-твенного развития и четко выполняет функции и

задачи в обеспечении правового регулирования.

Система норм права имеет определенное строение, подразделя-ется на

составляющие ее относительно самостоятельные автономные образования -

отрасли права и институты, регулирующие качественно однородные группы

общественных отношений. Отдельные нормы права совместно с другими

однородными нормами принадлежат тем или иным правовым институтам. От такой

принадлежности зависит регулятивная роль норм права, определяется их

социальное назначение. Правовые институты объединяются в подотрасли либо в

отрасли права, которые и составляют систему норм права данного общества.

1.3. Основные черты системы права

Основными чертами системы права являются следующие:

- система права - объективное свойство права, действующего в да-нном

обществе, она обусловлена социально - экономическими, полити-ческими,

национальными, религиозными, культурными и историческими факторами;

- система права соответствует структуре общества, т.е. той систе-ме

общественных отношений, которые закрепляются и регулируются правом, она не

может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей;

- система права исторически изменчива, она эволюционирует вме-сте с

развитием обществом;

-первичным элементом системы права выступают нормы права, которые

объединяются в более крупные образования - институты и от-расли права;

- элементы системы права внутренне согласованы, взаимоувяза-ны, что

придает ей целостность и единство;

-дифференцирующими признаками системы права выступают пре-дмет и метод

правового регулирования;

- входящие в состав системы права отрасли, будучи взаимосвяза-нными, не

дублируют, а наоборот, взаимно исключают друг друга. Объя-сняется это тем,

что одна и та же норма не может регулировать два раз-личных вида

общественных отношений.

Кроме отраслей и институтов в структуре права принято вы-делять две

большие группы: частное и публичное право, соответству-ющие природе

отношений между личностью и государством. Такое де-ление было введено еще

римскими юристами, создавшими классичес-кую модель частного права.

Публичное право- это совокупность юри-дических норм императивного

характера, закрепляющих интересы го-сударства.

Частное право - совокупность юридических норм, основанных на соглашениях

сторон, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное -

сфера власти и подчинения. Поэтому частное право сос-тоит из отраслей

гражданского, предпринимательского, семейного, тру-дового права, а

публичное - из отраслей конституционного, администра-тивного, уголовного и

т.д.

Критериями разграничения частного и публичного права явля-ются:

- характер интересов защищаемых правом: частное право при-звано

регулировать частные интересы, публичное - общественные, го-сударственные;

- предмет правового регулирования: частному праву свойстве-нны нормы,

регулирующие имущественные отношения, публичному - неимущественные;

- метод правового регулирования: в частном праве господствует метод

координации, в публичном - субординации;

-субъектный состав: частное право регулирует отношения час-тных лиц между

собой, публичное - частных лиц с государством либо между государственными

органами.

ГЛАВА 2.ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2.1.Два критерия

выделения отраслей права

Проблема расположения правовых норм по институтам и отраслям права имеет

важное теоретическое и практическое значение. С ее решением создаются

предпосылки для создания стройной, логически непротиворечивой системы

нормативно-правовых актов, приведения их в состояние, позволяющее

оперативно находить необходимые нормативные установления.

Имеются два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового

регулирования.

Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых

правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права

критерием. Правовые нормы группируются по отраслям права в силу

объективных (не зависящих от усмотрения правотворческих органов) причин,

сообразно специфике и существующим связям между общественными отношениями.

Ибо главным основанием, по которому одна отрасль права отличается от

другой, служит предметное своеобразие регулируемых этими отраслями

общественных отношений.

Такие отношения весьма своеобразны и отличаются друг от друга прежде всего

своей целенаправленностью, содержанием и формой. Так, в процессе

государственного управления складываются отношения власти и подчинения:

граждане, должностные лица и органы обязаны выполнять законные

распоряжения и указания вышестоящих должностных лиц и органов. Своеобразие

этих отношений заключается в том, что они имеют « вертикальную» форму:

управляющее должностное лицо (или орган) располагаются как бы сверху, а

исполнители его воли - как бы внизу. Качественная обособленность таких

отношений определяет и своеобразие регулирующих их правовых норм: по

своему содержанию эти нормы предназначены для регулирования управленческой

деятельности, а их юридической форме свойствен обязывающий. Императивный

характер. В силу этого нормы, регулирующие отношения, которые возникают в

процессе государственного управления, образуют самостоятельную отрасль

права, отличающуюся от других отраслей.

Таким образом, выделение отраслей права обусловлено объективно

существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими

общественных отношений, предметом правового регулирования.

2.2.Метод правового регулирования

Вторым, вспомогательным основанием для распределения норм права по

отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.