рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Разделение властей в правовом государстве

Федеральным Собранием, Правительством и судами Российской Федерации (ст.

11.)[20]

Окончательный проект Конституции Российской Федерации, представленный

на референдум, в части, касающейся разделения властей, особых новелл не

содержит. Особо выделена статья 10, гласящая: "Государственная власть в

Российской Федерации осуществляется на основе разделения на

законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,

исполнительной и судебной власти самостоятельны"[21]. Принцип изложен

достаточно лаконично, четко и ясно.

Его продолжением и развитием служит ст. 11, состоящая из трех частей.

Часть первая подтверждает, какие именно органы осуществляют государственную

власть: Президент, парламент, Правительство и суды. Часть вторая относит к

ведению субъектов Федерации образование их органов государственной власти.

Наконец, третья часть устанавливает, что разграничение предметов ведения и

полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации

осуществляется на основе Конституции, федеративных и иных договоров о

разграничении предметов ведения и полномочий.

Рассмотрим более подробно систему и функции органов законодательной,

исполнительной и судебной властей Российской Федерации. Но прежде

необходимо дать определение государственного органа и государственного

аппарата.

3. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА.

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Государственный аппарат является важнейшим составным элементом

государства.

«Если политический режим выражает содержание государственной власти,

средства и способы властвования (демократические, авторитарные,

тоталитарные), то само "тело", "вещество", из которого состоит государство,

— это аппарат власти, государственные органы, учреждения и организации»[22]

Государственный аппарат играет важную роль в осуществлении

государственной власти. С его помощью осуществляется управление

государственными делами, выполняются основные функции, достигаются стоящие

перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.

Аппарат государства представляет собой единый организм.

В то же время для него характерна расчлененность на органы, блоки,

подсистемы и даже на самостоятельные власти: законодательную,

исполнительную, судебную. «В этой расчлененности есть своя иерархия:

различные государственные органы, их блоки, подсистемы занимают

неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных

взаимоотношениях» [23].

«Аппарат государства — это система государственных органов,

учреждений, организаций, осуществляющих практическую работу по реализации

охранительной и регулятивной функции государства»[24].

Аппарат любого государства — это не механическое соединение его

отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная

целостная система.

Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее

строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их

соотношение. Структура всегда указывает, из чего складывается госаппарат,

какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и

функционирования.

Сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная

(общая) система, которая состоит из ряда частных систем. В качестве

последних выступают однородные по своим функциям, внутреннему строению,

непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные

государственные органы (Приложение 2).

Наиболее важными частными системами современного государственного

аппарата являются следующие:

. система органов государственной власти,

. система органов государственного управления,

. система судебных органов

Каждая из названных систем является носителем соответствующей

государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной.

В научных кругах иногда говорят и пишут о четвертой ветви власти —

средствах массовой информации. Однако это — образное выражение. Средства

массовой информации не являются носителями какой-либо официальной власти.

Как отмечает Марченко М.Н. «таковыми их называют в силу того, что они

оказывают очень сильное, нередко решающее влияние на массы. Они играют

исключительно важную роль в формировании общественного мнения, в создании

положительного или, наоборот, отрицательного образа правящей элиты или

отдельных лиц[25].

Как уже отмечалось, механизм государства состоит из различных частей и

блоков, где основным элементом является орган государства.

Государственный орган — это «составная часть механизма государства,

которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по

управлению конкретной сферой общественной жизни, и тесно взаимодействует с

другими элементами государственного механизма»[26].

Каждый государственный орган представляет собой относительно

самостоятельное, структурно обособленное звено аппарата, создаваемое

государством в целях осуществления строго определенного вида деятельности.

Каждое такое звено наделено соответствующей компетенцией и опирается в

процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и

принудительную силу государства.

Государственные органы могут быть подразделены на различные виды и по

различным основаниям. Наиболее существенное значение имеет деление

государственных органов по порядку их создания и характеру выполняемых ими

задач. В зависимости от этого основания государственные органы

подразделяются на представительные, исполнительные и судебные

(правоохранительные) органы.

4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ И НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ.

Основным значением органов законодательной власти (представительных

органов) является законодательная деятельность. В демократических

государствах эти органы занимают центральное место в структуре госаппарата.

Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и

местные.

К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Одной из

их важнейших функций является принятие законов.

Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из

двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются

населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов),

и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает

представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта).

Поскольку органом общенародного представительства является

Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за

деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума

недоверия.

В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления

деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип

сдержек и противовесов Президету и Правительству. Так, например, без

согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности

судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной

экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный

сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение

чрезмерного усиления исполнительной власти и власти Президента.

Система законодательных (представительных) государственной власти

субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в

соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и

Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти

субъектов Российской Федерации»[27].

В преамбуле этого Федерального закона говорится: «образование,

формирование и деятельность законодательных (представительных) органов

государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются

Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также

конституцией республики, уставом края, области, города федерального

значения, автономной области, автономного округа, законами и иными

нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Названный Федеральный закон устанавливает в статье 5 основные

полномочия законодательного (представительного) органа государственной

власти субъекта РФ:

а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к

ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации,

принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения

субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской

Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта

Российской Федерации;

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской

Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной

власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами,

конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

«Право законодательной инициативы в законодательном

(представительном) органе государственной власти субъекта Российской

Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта

Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа

государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным

органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской

Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным

органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на

территории данного субъекта Российской Федерации»[28].

Представительный орган местного самоуправления – выборный орган

местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения

и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального

образования[29].

Полномочия представительных органов местного самоуправления

определяются уставами муниципальных образований. В исключительном ведении

представительных органов местного самоуправления находятся: принятие

общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования,

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и

программ развития, установление местных налогов и сборов, установление

порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также

контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц

местного самоуправления, если он предусмотрен уставом муниципального

образования[30].

К формам прямого волеизъявления граждан (непосредственной демократии)

относятся местный референдум[31], собрания (сходы) граждан[32], народная

правотворческая инициатива[33].

Местный референдум по своей юридической силе выше юридической силы

актов органов местного самоуправления.

Местный референдум может проводиться по вопросам местного значения,

при изменении границ территории и при определении структуры органов

местного самоуправления.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным

органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию

населения в соответствии с уставом муниципального образования.

В местном референдуме имеют право участвовать все граждане,

проживающие на территории муниципального образования, обладающие

избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме

непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном

референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не

допускается.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении

какими-либо органами государственной власти, государственными должностными

лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации

требуется издание нормативного правового акта, орган местного

самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять

такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования

подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Собрания (сходы) граждан муниципального образования могут созываться

для решения вопросов местного значения. Порядок их созыва и проведения,

принятия и изменения решений, пределы компетенции устанавливаются уставом

муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет

право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты

правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы

местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом

заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения —

официальному опубликованию (обнародованию).

5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: СИСТЕМА И ФУНКЦИИ

Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительно-

распорядительную деятельность.

Исполнительная деятельность органов государственного управления

проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители

требований, содержащихся в актах органов государственной власти и

вышестоящих органов государственного управления.

Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они

принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов

(распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных

требований. Всю свою деятельность органы государственного управления должны

осуществлять на основе законов и во исполнение законов.

В пределах своей компетенции органы государственного управления

наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной

самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по

правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности

общества и государства.

В подавляющем большинстве стран глава государства выступает носителем

высшей исполнительной власти.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является

верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в

международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с

гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверинетета,

независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен

необходимыми полномочиями и прерогативами.

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере

государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по

его представлению заместителей председателя и федеральных министров,

принимает решение об отставки правительства. Для ограничения

Президентского влияния на Правительство введены ряд сдержек.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют

все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и

свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и

согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не

как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в

той или иной степени участие в каждой из них.

Ведущую роль в системе органов государственного управления выполняют

правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными

органами государств и возглавляют всю систему органов государственного

управления. В соответствии с конституционными и иными актами на

правительство возлагаются задачи «по общему руководству экономикой и

социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению

государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране

собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и

свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению

общего руководства строительством вооруженных сил и др»[34].

Единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, в

соответствии с Конституцией Российской Федерации, образуют федеральные

органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов

Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации

и субъектов Российской Федерации

Система федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации

установлена Указом Президента Российской Федерации «О системе федеральных

органов исполнительной власти» от 14.08.96 N 1176.

В соответствии с этим Указом в систему федеральных органов

исполнительной власти Российской Федерации входят министерства

Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы

исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации,

федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские

агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента

Российской Федерации[35].

Структура центральных органов федеральной исполнительной власти в

последнее время систематически подвергалась реорганизации и перестройке.

Последние изменения были произведены Указом Президента РФ «О структуре

федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000 [36].

В результате многие ранее действовавшие органы государственной власти

были упразднены, объединены, переименованы, либо была передана часть

функций от одного органа другому. Это было осуществлено, «в целях

формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной

власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и

Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской

Федерации"».

В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 17.05.2000

в структуру федеральных органов исполнительной власти РФ входят:

. Правительство Российской Федерации;

. 20 федеральных министерств;

. 4 государственных комитета Российской Федерации;

. 2 федеральные комиссии России;

. 9 федеральных служб;

. 8 российских агентств;

. 2 федеральных надзора России;

. иные федеральные органы исполнительной власти - Главное управление

специальных программ Президента Российской Федерации,

Государственная техническая комиссия при Президенте Российской

Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации.

Система исполнительных органов государственной власти субъектов

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.