рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Происхождения и сущность государства

государство. Еще древнеримский оратор философ и политический деятель Марк

Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое

государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало

последователей в разное время и в разных странах – основатель

нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П.

Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М.

Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных

людей с принудительно установленным мирным порядком посредством

предоставления исключительного права принуждения только органам

государства»[15]. Словом, многие ученые характеризовали государство как

организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение.

Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получила определение

государства как совокупность людей, территории, занимаемой этими людьми, и

власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента

государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную

территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство[16]. «Под именем

государства, - писал Г. Ф. Шершеневич, - понимается союз людей, осевших в

известных границах и подчиненных одной власти»[17].

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты

государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него,

одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом,

третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть. В. И. Ленин критиковал это

определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков

государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во

всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но

государства тут не было»[18].

Не согласны с приведенным понятием и историки психологической теории

права. «Государство не совокупность людей определенного рода, - утверждал

Ф. Ф. Кокошкин, - а отношения между ними, форма общежития, известная

психическая связь между ними»[19]. Однако «форма общежития», форма

организации общества – тоже лишь один из признаков, но не вся государство.

Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося

явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще.

М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически

определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач,

выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то

там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать,

что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем

союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни – государствам

и союзам, которые исторически предшествовали современному государству»[20].

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф.

Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие

к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все

гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение»[21]. Много

лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое

конфронтационное определение, согласно которому ««государство есть не что

иное, как машина для подавления одного класса другим»[22]. В. И. Ленин внес

в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство – это

есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[23].

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в

официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в

которых возникает высокая классовая напряженность и политическое

противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения

подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план

их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в

государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как

политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий

специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей

страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки

государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства

и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая

формулировка: государство – это политическая организация общества,

обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством

государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную

власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права,

свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятия государства, но больше

подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство

есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно

выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его

единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же

время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы

граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Понятие государства, его характеристика конкретизируется при

раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от

негосударственных организаций общества. Иными словами, «анализ признаков

государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в

качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего

общественно-политического института»[24]. Каковы же эти признаки?

Территориальная организация населения и осуществление публичной

власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе

принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или

предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно

территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-

организовнном обществе кровно-родственный принцип организаций населения

потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной

организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую

распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее,

превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом,

пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой

институт – подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только

возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А

потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных организаций государство отличается тем, что

олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть.

Профсоюзы и политические партии объединяют в свих рядах часть населения,

создаются добровольно по тем или иным интересам.

Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает

с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это было

непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и

использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни

в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит

в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном

сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и

принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть

представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная

власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которое

обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в

реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным

учреждениям.

Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет»

появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить

государственную власть от церковной и придать ей исключительное,

монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства.

Страна, его не имеющая, - это колония или доминион.

Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее

верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: 1)

универсальность ее властной силы, которая распространяется на все

населения, все партии и общественные организации данной страны; 2) ее

прерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая

другая общественная власть не располагается.

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой

другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном,

монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе и бывших социалистических государствах

государственная власть не была верховной, ни самостоятельной, ни

независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в

жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей

партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин

глубокого кризиса общества и государства.

Неразрывная связь государства и права. Без прав государство

существовать не может. Право юридически оформляет государство и

государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными.

Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит

функционирование государства и государственной власти в рамки законности,

подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности

государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Суверенитет государства и суверенитет нации.

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средние веков.

Оно потребовалось для того, чтобы в государстве – именно в государстве, в

сфере государственной жизни! – отделить государственную власть от власти

церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение.

Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оно

становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть

неотъемлемое свойство государства.

Государственный суверенитет – «независимость государственной власти

от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее

исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои

дела»[25].

Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует в

себе все наиболее существенные черты государственной организации общества».

Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:

в универсальности – только решения государственной власти

распространяются на все население и общественные организации данной страны;

в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого

незаконного проявления другой общественной власти;

в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает

никакая другая общественная организация.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее

взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решения

разнообразных вопросов государственной и общественной жизни.

Государственная власть расположена на высшей ступени иерархии

управляющих в данном обществе подсистем, независима от них. Она

несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две

суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном

и там же государстве. Существования «двоевластия» в некоторые периоды

истории, связанного с своеобразной ситуацией в борьбе за сосредоточения в

своих руках государственной власти, является исключением отсюда и не меняет

этого принципиального тезиса. Такой переплет властей долго продолжатся не

может, и одна из них непременно сходит со сцены.

Государственный суверенитет – это основа силы государства, его

способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет

не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например,

для того чтобы присвоит себе «право войны», для одностороннего

произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых

участвует государство.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

внутреннюю сторону – исключительное, монопольное право на

законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей

государственной территории;

внешнюю сторону – самостоятельность и независимость во внешних делах

страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне

кроме ограниченного число случаев, предусмотренных международным правом,

когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке.

Государство в соответствии с международным правом и своим национальным

законодательством может уступать свои суверенные права межгосударственным

организациям.

В современном мире «суверенитет ни одного государства не означает,

что оно не связана ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других

государств, от мирового сообщества в целом. Любое демократическое

государство внутри страны должно постоянно к мнению граждан, социальных

групп и их негосударственных образований»[26]. В международных отношениях

государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными

нормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это не

ущемляет добровольный характер, устанавливаются по взаимному или по

всеобщему согласию.

В федеративных государствах суверенитет признается за союзными

государством, а по законодательству некоторых стран – также за субъектами

федерации. В России по федеративному договору суверенным считаются и

республики, входящие в ее состав. Это подтверждено также конституциями

некоторых республик в составе России. Например, Конституция РТ «Республика

Татарстан – суверенное демократическое государство, выражающее волю и

интересы всего многонационального народа республики»[27].

В Конституции же РФ 1993 года подчеркивается, что « Суверенитет РФ

распространяется на всю территорию»[28].

В ней есть также положение о том, что «РФ обладает суверенном правом

и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной зоне

РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного

права»[29].

В суверенитете государство находит свое политическое и юридическое

выражение полновластие народа, в интересах которого государство

осуществляла руководство обществом.

Государственный суверенитет как особенность государственной власти

следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.

Народный суверенитет – «само содержание демократии, основа народовластия,

право народу самому, своей волей определять свою судьбу»[30]. Аналогичное

же значение имеет понятие национального суверенитета; это права наций и

народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право

на свое национальное самоопределение.

Государственный суверенитет может совмещаться с народным

суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в

котором нации и народности реализовали свое право на национальное

самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех

указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный

суверенитет.

Национальный суверенитет означает «права на само определение вплоть

до отделения и образования самостоятельного государства»[31]. В

многонациональных государствах, образованных путем добровольного

объединения нации, суверенитет осуществляемые этим сложным государством,

естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от

того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое права на

самоопределение – путем объединения в союзные государства и путем федерации

на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет,

осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать

суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случаи это достигается

путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих

прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций

обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих

случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является

носителем суверенитета не какой либо отдельной наций, а суверенитета,

принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему

как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы

каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в

любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций,

входящих в его состав.

Проблема суверенитета во взаимоотношений России и Республики Татарстан.

Шесть лет, прошедших со дня принятия Декларации о государственном

суверенитете Республики Татарстан, с точки зрения истории небольшой срок,

но он достаточный, чтобы подвести определенные итоги и попытаться

проанализировать перспективы развития. За короткий отрезок времени мы

сумели продвинуться по пути демократизации общества и развития рыночных

отношений и по сути дела живем в совершенно другом обществе. Еще совсем

недавно в условиях СССР никто не считался с мнением даже союзных республик,

не говоря уже об автономиях. Сегодня голос Татарстана звучит все весомее, с

его мнением считаются.

В условиях такого унитарного государства как СССР, где все было

централизовано, мы фактически не имели реальных прав. Все делалось только

по указанию центра и через строго централизованное планирование. Это

находилось в противоречии с правами народов и человека. Поэтому, когда

начались процессы демократизации, все республики, в том числе и Татарстан,

заговорил о своих правах. Это был закономерный процесс.

Конечно, голос Татарстана звучал сильнее остальных автономных

республик. Для этого были свои исторические предпосылки. Вопрос о статусе

Татарстана поднимался в 1917 – 1918 гг., затем в 30-е годы, когда

принималась первая Конституция СССР, и в последующем, когда принимались

другие Конституции.

Первый съезд народов Татарстана, состоявшийся в мае 1992 года, прошел

в очень непростое время. Распад СССР, образование новых государств,

появление тенденций к изменение общественно-политического строя, переход к

рыночной экономики – никогда на огромном пространстве бывшего Союза не было

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.