рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Происхождение государства и права

во все возраставших размерах, увеличивалось производство продуктов и в

области земледелия. И здесь шел процесс роста производительности труда,

накопления продуктов. Увеличение производства в основных отраслях экономики

привело к тому, что рабочая сила человека стала “способной производить

большее количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания ее”.

Иными словами, в новых экономических условиях отдельные семьи или даже один

человек могли не только обеспечить себе необходимыми материальными благами,

но произвести продукта сверх того количества, которое было необходимо для

поддержания собственной жизни, т.е. создать “избыток”, прибавочный продукт.

Также увеличение производства, сделавшее рабочую силу человека способной

производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для ее

поддержания, способствовало увеличению ежедневного количества труда,

приходившегося на каждого члена рода или отдельной семьи. Появилась

потребность в привлечении новой силы (рабочей). ЕЕ доставляла война: если

раньше военных убивали или принимали в состав рода, то теперь их стали

обращать в рабов. Т.о. уже после 1-го крупного общего разделения труда,

вследствие буйного развития производственных возникла частная собственность

и общество раскололось на классы. История свидетельствует, что первыми

рабовладельцами были повсеместно пастухи и скотоводы. Это объясняется тем,

что именно стада, составляющие в ту пору главное богатство, ранее других

ценностей переходили в собственность отдельных семей и лиц. Достижение в

промышленной деятельности особенно в плавке и переработке металлов,

привели к развитию ремесленного производства. Специализация в этой области

вызвала большой рост производства ремесленной продукции - литейного,

гончарного и др. Столь разнообразная деятельность не могла осуществляться

одними и теми же лицами, в силу чего ремесло отделилось от земледелия. Это

было второе крупное общественное разделение труда. На последующем этапе

общественного развития возникшие виды разделения труда упрочиваются, в

следствии обострения противоположности между городом и деревней. К этим

видам присоединяется 3-е общее разделение труда - решающего значения:

возникает класс, занимающийся уже не производством, а обменом продуктов, -

класс купцов, “который не принимал никакого участия в производстве,

захватывает в общем и целом руководство производством и экономически

подчиняет себе производителей, становится посредником между каждыми двумя

производителями эксплуатируемым их обоих.

Рабство, носившее спорадический характер, становится теперь

существенной составной частью общественной системы. Внедрение металла,

бронзы и меди, - а также переход к землепашеству, создав частное

хозяйство, сыграли решающую роль в разложении родовых отношений. К этому

периоду в собственность отдельных лиц переходит и земля, быстро растет

концентрация богатств в руках немногочисленного класса эксплуататоров и

наряду с этим увеличивается число бедняков, усиливается обнищание масс.

Классовые противоречия становятся все более непримиримыми. Переворот в

общественной жизни, выразившийся в постепенном переходе от бесклассового

общества классовому, сопровождался глубокими изменениями, происходящих в

органах родового строя, во всей родоплеменной организации. Семья получила

возможность самостоятельно вести хозяйство. Процесс формирования частной

собственности и связанный с ним переход от парного брака к моногамии

создали трещину в древнем родовом строе: отдельные семьи стали

хозяйственной единицей общества, силой, угрожающей противостоящей роду. С

распространением рабства росли противоречия и углубилась пропасть между

богатыми и бедными и семьями, разрушалась экономическая основа, на которую

опиралась родовая организация. Однако общественный характер власти и

управления, существовавший в роде, исчез не сразу. Появление имущественного

неравенства с наследованием имущества детьми (в противовес роду)... все

частное обращение военнопленных в рабов и т.д. относится к тому периоду

истории, когда первобытная демократия трансформировалась в военную

демократию - особую и последнюю форму древнего народоправия. Эта форма

включала в себя военного вождя, совет вождей и народное собрание. И хотя

роль народного собрания и других общественных институтов в этот период была

еще весьма значительна, органы родового строя начали постепенно устраивать

свои характерные черты. В этот период (древней истории) эпизодические войны

между племенами уступили место систематическому разбою на суше и на море;

война и организация для войны превратилась в регулярные функции народной

жизни. “Война, - писал Ф. Энгельс, - раньше вели только для того, чтобы

отомстить за нападение, или для того чтобы расширить территорию... ведется

теперь ради грабежа, становится постоянным промыслом”. Эти грабительские

войны все более усиливали власть военного начальника поначалу

незначительную, и мало-помалу эта власть становиться наследственной.

Первобытная демократия пришла в упадок. Органы родового строя постепенно

оторвались от своих корней в народе, т.к. родовое общество превратилось в

свою противоположность. Организация, выражавшая волю и служившая общим

интересам, превратилась в орудие господства и угнетения, направленное

против собственного народа. Род как общественная ячейка исчез,

функционирование его органов прекратилось. Первобытный строй уступает место

обществу, в котором происходила ожесточенная борьба антагонистических (сил)

классов. С общественным разделением труда, с распространением ремесел и

обмена, родовые поселки теряют свое старое единство, становятся местом

поселения иноплеменников, рабов, посторонних старому роду людей. Уходят и

не возвращаются коренные жители поселков родовых. Одни из-за отчуждения

принадлежащей им земельной собственности, другие - потому, что занятия

ремеслом или торговлей потребовали перемены местожительства (переселения в

город). Интересы ремесленников не совпадают с интересами купцов. Родовые

связи отступают на задний план: и купцы ремесленники принадлежат к разным

родам, племенам, а единство их интересов обусловлено не происхождением от

общего предка”, а профессией. Кроме того, сами родичи оказались

разделенными на бедных и богатых. В таких экономических условиях

родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она не была

приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором

интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался орган, который

смог бы обеспечить преимущество интересов (других) одних членов общества за

счет других. Координация общественных отношений в таких условиях теряет

свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные

классы людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна

с 1-ой стороны поддерживать интересы имущих, а с другой сдерживать

противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. И такой

организацией выделившейся из общества, стало государство.

Государство - это единая политическая организация общества которая

распространяет свою власть на всю территорию страны и ее населения,

располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные

для всех веления и обладает суверенитетом. Причинами, которые вызвали

учреждение государства, являлись разложением первобытнообщинного строя,

появление частной собственности на орудия и средства производства,

разделение общества на враждебные классы - эксплуататоров и

эксплуатируемых. Основными причинами появления государства были следующие:

- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его

усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием

производства, появлением новых отраслей, разделения труда, изменением

условий распределения общего продукта, ростом численности населения,

проживающего на определенной территории и т.п.

- необходимость организации крупных общественных работ, объединения в

этих целях больших масс людей. Это особенно проявилось в тех регионах, где

основой производства было поливное земледелие, которое требовало

строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии

и т.п.

- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего

функционирование общественного производства, социальную устойчивость

общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему

воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается,

в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том

числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы

зарождающегося прав, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не

отвечающие их интересам, несправедливые.

- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

Существенное влияние на процесс государствообразование оказала религия.

Она сыграла большую роль в объединении отдельных родов и племен в единые

народы, в первобытном обществе каждый род покланялся своим языческим богам,

имел свой тотем. В период объединения племен династия новых властителей

стремилась утвердить и общие религиозные каноны. Появление государства

характерно тем, что образуется группа людей, занимающаяся только

управлением и применяющая этот особый аппарат принуждения. Ленина, давая

определение государству говорил, что государство есть машина для подавления

одного класса другим. Когда появляется такая особая группа людей, которая

только тем и занята, чтобы управлять, и которая для управления нуждается в

особом аппарате принуждения, подчинения чужой воли насилию - в тюрьмах,

особых отрядах людей, войске и пр. - тогда появляется государство.

Государство в отличие от социальной организации первобытнообщинного строя

отличалось следующими признаками:

1. Разделение поданных государства по территориальным единицам.

2. Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает

непосредственно с населением.

3. Взимание налогов с населения и получение от него займов для

содержания аппарат государственной власти.

Отвлекаясь от содержательного анализа общих признаков государства,

выделенных и обоснованных представителями различных научных направлений, в

целом можно сказать, что формально они не противоречат друг другу.

Передовая общественная мысль пришла к выводу, что государство в отличие от

до государственной организации власти характеризуется единой территорией,

проживающим на ней населением и властью, которая распространяется на

население, проживающее на данной территории.

Одновременно с государством в обществе формируются и другие,

негосударственные политические организации (партия, союзы, общественные

движения), которые также оказывают значительное влияние на картину

общественной жизни. В этой связи важно выявить наиболее характерные

признаки государства, которые отличают его от негосударственных организаций

общества как в прошлом, так и в настоящем. Это позволяет ограничить

государство от других элементов политической системы общества, типизировать

особенности государств различных исторических периодов, решить вопрос о

преемственности прежних государственных институтов в современных условиях.

Государство в реальной действительности - это государство на определенной

ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые

находятся на ранних или поздних ступенях развития. Но всем государствам

истории и современности присущи общие признаки. Каковы эти признаки?

Во-первых, государство представляет собой единую территориальную

организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная

власть распространяется на все население в пределах определенной

территории. Территориальное разделение населения в отличие от

кровнородственных связей между членами общества порождает новый социальный

институт - гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства.

Территориальный признак обуславливает характер формирования и деятельность

аппарата государства с учетом его пространственного деления. Осуществление

власти по территориальному принципу ведет к установлению его

пространственных пределов - государственной границы. Территориальный

признак связан и с федеративным устройством государства, в границах

которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и

народностям. Государство обладает территориальным верховенством в пределах

своих границ. Это означает единство и полноту законодательной,

исполнительной и судебной властей государства над населением. Территория не

общественное, а естественное условие существования государства. Территория

не порождает государства. Она образует пространство, в пределах которого

государство распространяет свою власть. Т.о. и население, и территория

являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и

существования государства. Нет государства без территории, нет государства

без населения.

Во-вторых, государство - особая организация политической власти,

которая имеет специальный аппарат управления обществом для обеспечения его

нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным

выражением государственной власти. Через систему своих органов государство

осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует режим

политической власти, защищает свои границы. К важным государственным

органам которые были присущи всем историческим типам и разновидностям

государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. Особое

значение в механизме государства занимали органы, осуществляющие

принудительные, карательные функции.

В третьих, государство организует общественную жизнь на правовых

началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно

государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии

руководить обществом, обеспечивать реализацию принимаемых им решений.

В четвертых, государство предоставляет собой суверенную организацию

власти. Суверенитет государства - это свойства государственной власти,

которое выражается в верховенстве и независимого государства по отношению к

другим властям внутри страны, а также в сферах межгосударственных отношений

при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует в

себе все наиболее существенные черты государственной организации общества.

При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом

народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому

решать свою судьбу, вопросы государственного и общественного развития,

формировать направление политики своего государства, состав его органов.

Понятие государственного суверенитета связано с понятием национального

суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на

самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного

государства.

Таковы наиболее общие признаки государства, характеризующие его как

специфическую организацию общества. Сами по себе они не дают полного

представления о сущности и социальном назначении государства в его

историческом развитии. Далее с совершенствованием общественной жизни,

самого человека, с его социальной политической зрелости изменялось

государство. Его общие признаки, в принципе оставаясь неизменными

наполняются новыми более рациональным содержанием. Уже тысячелетия люди

живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются

гражданами в пределах государства, подчиняются государственной власти,

сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями.

Естественно, что еще в древности они стали задумываться над вопросами о

причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые

разнообразные теории, по разному отвечающие на такие вопросы.

Множественность теории объясняется разными историческими и социальными

условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и

философских позиций, которые они занимали. Приведем несколько примеров

существующих теорий:

Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения

государства и права, объясняющая их возникновение божественной волей.

Несмотря на свое религиозное содержание, и эта теория, возникшая еще в

древности, отражала определенные реальности. а именно теократические формы

первичных государств (власть жрецов, роль храма и т.д.). Теологическая

теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной

воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости подчинения

государственной воле как власти бога, но вместе с тем и зависимости

государства от божественной воли. Теологическую теорию нельзя доказать, как

и нельзя опровергнуть: ведь вопрос о ее истинности решается вместе с

вопросом о существовании Бога, т.е. это в конечном счете, вопрос веры.

Патриархальная теория возникла также в древности. Смысл ее в том, что

государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Глава этой семьи становится главой государства. Его власть это продолжение

власти отца, монарх же является отцом всех подданных. ИЗ патриархальной

теории вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться

государственной власти. Напротив, установлено, что патриархальная семья

появилась вместе с государством в процессе разложения первобытного строя. К

тому же в обществе, в котором существует такая связь семьи, родственные

связи быстро разрушаются.

Органическая теория возникла в XIX в., в связи с успехами

естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались раньше. В

соответствии с органической теорией само человечество возникает, как

результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие

приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый

организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга,

управляет всем организмом, используя право как передаваемые мозгом

импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господствующие

классы внешние. Некорректность органической теории определяется следующим.

Все сущее имеет разные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности.

Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами. И

так же как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов

физики или химии, так невозможно и распространять биологические законы на

развитие человеческого общества.

Мне импонирует материалистическая (классовая) теория происхождения

государства, которое исходит из того, что государство возникло прежде всего

в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления

прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.