рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Процесс законотворчества и его стадии в России

которого СФ рассматривает поступивший из Гос. Думы закон, исчисляется со

дня, следующего за днем регистрации этого закона в СФ (исключая нерабочие

дни).

В соответствии со ст. 106 Конституции, фиксирующей исключение из этого

правила (вытекает из ч.4 ст. 105), обязательному рассмотрению в СФ подлежат

принятые Гос. Думой федеральные законы, по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования,

денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской

Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира[3].

Однако на практике в связи с трудностями созыва СФ, вследствие чего он

часто «не укладывался» в 14-дневный срок, возник вопрос, распространяется

ли этот срок, установленный ч.4 ст. 105 К – РФ для рассмотрения и одобрения

федеральных законов в верхней палате, на федеральные законы по вопросам,

перечень которых дан в ст. 106 Конституции. Был направлен соответствующий

запрос в Конституционный Суд. И согласно постановлению Конституционного

Суда РФ от 23 марта 1995 г., объясняющему этот пункт Основного Закона,

конституционный срок в 14 дней предусматривает не завершение рассмотрения

закона СФ, а только его начало. Начав рассмотрение закона в этот срок, СФ

обязан путем голосования принять решение об одобрении или отклонении

закона. При этом истечение срока не освобождает верхнюю палату от данной

обязанности: недорассмотренный закон не подлежит подписанию главой

государства. И в том случае, если этот закон подпадает под ст. 106 К – РФ и

его рассмотрение не было завершено в указанный срок, оно должно быть

продолжено на следующем заседании СФ и завершено принятием решения.

Рассмотрение закона в СФ начинается с оглашения заключения комитета и

проекта постановления, внесенного комитетом, и депутаты обсуждают данный

закон. По результатам обсуждения СФ может одобрить или отклонить его.

Постановление СФ об одобрении федерального закона принимается большинством

голосов от общего числа членов палаты (ч.4 ст.105). Началом рассмотрения

закона, подлежащего обязательному рассмотрению в СФ, считается принятие

палатой решения о включении вопроса о рассмотрении данного закона в

повестку дня заседания СФ.

По результатам обсуждения закона СФ может одобрить или отклонить его.

Постановление верхней палаты об одобрении федерального закона принимается

большинством голосов от общего числа членов палаты.

По результатам рассмотрения закона, подлежащего обязательному

рассмотрению в СФ, депутаты голосуют за одобрение или отклонение

федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса СФ

вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание.

Указанное решение принимается большинством голосов от присутствующих на

заседании членов палаты. Если это решение не прошло, то

председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении

федерального закона.

В случае если рассмотрение закона, подлежащего обязательному

рассмотрению верхней палатой, было перенесено на следующее заседание, то на

этом заседании должно быть принято решение об одобрении или отклонении

данного федерального закона. Если закон не является обязательным для

рассмотрения, то решение по нему должно быть принято до истечения 14-

дневного срока, исчисляемого в соответствии с Регламентом.

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не

проголосовало необходимое число членов СФ. Решение об этом оформляется

постановлением палаты. В постановлении об отклонении закона может

содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов

статей данного документа, по которым необходимо преодолеть разногласия

между обеими палатами, а также может содержаться предложение о создании

согласительной комиссии.

Постановление СФ об отклонении закона в 5-дневный срок направляется в

Гос. Думу. Одобренный верхней палатой закон вместе с текстом постановления

в 5-дневный же срок направляется Президенту РФ для подписания и

обнародования. Закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в СФ и не

рассмотренный палатой в 14-дневный срок, на пятнадцатый день со дня

поступления его из Гос. Думы направляется главе государства для тех же

предусмотренных Конституцией действий, о чем направляется уведомление в

Гос. Думу.

Если при повторном рассмотрении нижней палатой федерального закона,

отклоненного СФ, она принимает его с учетом всех предложений СФ,

соответствующий комитет верхней палаты подтверждает это своим заключением и

вносит предложение об одобрении закона без обсуждений.

V. Рассмотрение законов в согласительной комиссии.

Конституцией предусмотрен порядок дальнейшей работы, если принятый

нижней палатой федеральный закон будет отклонен СФ. В этом случае палатами

на паритетных началах может быть создана согласительная комиссия для

преодоления возникших разногласий. Комиссия рассматривает возражения по

принятому закону и вырабатывает предложения, оформляемые протоколом. Если

протокол согласительной комиссии содержит предложения по преодолению

возникших разногласий, то он вносится в Гос. Думу. При этом на обсуждение

палаты ставятся только предложения согласительной комиссии: никакие другие

поправки и предложения, выходящие за рамки разногласий, не подлежат

обсуждению. Закон считается принятым повторно, если за него проголосовало

более Ѕ от общего числа депутатов Гос. Думы. Если комиссия не пришла к

согласованному решению или ее решение не удовлетворяет нижнюю палату,

отклоненный закон ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом

случае закон считается принятым, если не менее 2/3 от общего числа

депутатов Гос. Думы отдало за него свои голоса.

Если согласительная комиссия приходит к выводу о невозможности преодоления

возникших разногласий данным составом согласительной комиссии, закон

передается на рассмотрение обеих палат. В таких случаях СФ вправе отменить

свои постановления об отклонении принятого Гос. Думой федерального закона и

одобрить его в ранее принятой редакции, изменить предложения по редакции

отдельных составляющих данного закона (положения, части и т.д.), а также

изменить состав депутации в согласительной комиссии, отказаться от участия

в работе этой комиссии.

Постановление о принятом решении не позднее чем через пять дней

направляется в Гос. Думу.

VI. Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных

Советом Федерации.

По результатам работы согласительной комиссии Совет Гос. Думы включает

федеральный закон в календарь рассмотрения вопросов для повторного

рассмотрения закона нижней палатой. На этой стадии Думой обсуждаются только

предложения, содержащиеся в протоколе комиссии. В случае отклонения хотя бы

одного предложения согласительной комиссии Гос. Дума может предложить

продолжить ее работу с учетом поправок, одобренных палатой, для

представления комиссией новых предложений в течение 10 дней. Ее новые

предложения рассматриваются Гос. Думой.

Нижняя палата принимает решения по каждому предложению согласительной

комиссии отдельно большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Федеральный закон в редакции, учитывающей одобренные Гос. Думой предложения

согласительной комиссии, направляется Председателем нижней палаты в СФ.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного

верхней палатой, Гос. Дума не приняла предложений согласительной комиссии и

выразила свое несогласие с решением СФ об отклонении закона, он ставится на

голосование в ранее принятой редакции. В этом случае закон считается

принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа

депутатов. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ

для подписания и обнародования.

VII. Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных

Президентом РФ.

Согласно Конституции РФ, если Президент в течение 14 дней с момента

поступления федерального закона отклонит его, то Гос. Дума вновь

рассматривает данный закон.

Отклоняя федеральный закон, Президент предлагает свою редакцию закона в

целом ил его отдельных разделов, глав, статей и их частей и пунктов либо

сообщает в своем послании о нецелесообразности принятия данного закона.

Законы, возвращенные главой государства для повторного рассмотрения,

направляются Советом Гос. Думы на заключение соответствующего комитета или

специально созданной комиссии палаты. По итогам рассмотрения комитет или

комиссия может рекомендовать Думе одобрить закон в ранее принятой редакции,

одобрить его в редакции, предложенной Президентом, согласиться с

отдельными изменениями, исходящими от главы государства, или же согласиться

с предложением Президента о нецелесообразности принятия данного закона.

Вопрос о повторном рассмотрении закона включается в повестку дня заседания

нижней палаты в первоочередном порядке.

Повторное обсуждение начинается с выступления представителя Президента

РФ, затем заслушивается заключение комитета или комиссии. По окончании

обсуждения на голосование первым ставится предложение принять закон в

редакции Президента. Закон считается принятым, если за него проголосовало

более Ѕ от общего числа депутатов. Если такое предложение не прошло,

депутатам предлагается проголосовать за повторное принятие закона в

первоначальном виде, предложенном Гос. Думой. Закон считается принятым,

если за него отдали свои голоса более 2/3 депутатов. В случае если первые

два решения не приняты, то проходит голосование по отдельным разделам,

главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом.

Считается, что решение по отдельному предложению принято, если 2/3 от

общего числа представителей нижней палаты проголосовали за него.

Если при повторном рассмотрении Гос. Думой федерального закона,

отклоненного Президентом, он принят в новой редакции, порядок его

рассмотрения в СФ такой же, как при первоначальном его рассмотрении этой

палатой.

VIII. Повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных

Президентом РФ.

Если при повторном рассмотрении закон, отклоненный Президентом, одобрен

Гос. Думой в ранее принятой редакции, то комитет СФ, который давал

заключение по закону, рассматривает послание главы РФ и высказанные им

замечания, а также текст федерального закона, одобренного нижней палатой

при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, и принимает по нему

заключение. С этого начинается процедура преодоления президентского вето в

верхней палате, которое в нашей стране не является абсолютным и может быть

преодолено. Вопрос о повторном его рассмотрении незамедлительно вносится в

повестку дня СФ. О дате рассмотрения данного закона сообщается Президенту.

При повторном рассмотрении федерального закона верхняя палата вправе не

обсуждать его, а поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее

принятой редакции закона, отвергнутого Президентом и одобренного Гос.

Думой, либо открыть обсуждение по заключению комитета по этому закону. При

повторном рассмотрении СФ федерального закона считается, что он прошел в

верхней палате, если решение об этом было принято большинством не менее чем

2/3 от общего числа голосов членов палаты.

Постановление СФ об одобрении закона, отклоненного Президентом РФ, в

течение пяти дней направляется главе государства. Позже Президенту

направляется сам одобренный СФ закон для подписания и обнародования. Глава

государства обязан согласно ч.3 ст. 107 К – РФ сделать это в 7-дневный

срок. Семидневный срок для подписания им закона исчисляется с момента

получения главой государства текста закона, направленного СФ.

IX. Подписание и обнародование законов Презилентом РФ.

В практике законодательной деятельности многих зарубежных государств

активно применяется промульгация закона, т.е. официальное провозглашение,

объявление в установленные Конституцией сроки принятого парламентом закона,

его опубликование в официальных источниках, после чего закон приобретает

обязательную силу. Обычно промульгация осуществляется главой государства.

Правило подписания и обнародования принятого федерального закона

Президентом РФ, основанное на мировом опыте взаимоотношения парламента и

главы государства в процессе создания законов, является одной из форм

участия Президента в законодательной деятельности и завершающей стадией

законодательного процесса. Последняя стадия принятия федерального закона –

это его обнародование и вступление в силу. Порядок этой части

законодательного процесса регулируется Федеральным законом «О порядке

опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,

федеральных законов, актов Федерального собрания» от 14 июня 1994 г. В

соответствии с ним на территории России применяются только те вышеназванные

в законе документы, которые официально опубликованы.

В случае одобрения верхней палатой федерального закона, принятого

нижней палатой, он в течение 5 дней направляется СФ Президенту для

промульгации. Если же принятый Думой закон не был рассмотрен СФ, то по

истечении 14 дней с момента его направления в верхнюю палату Гос. Дума

направляет его Президенту для тех же действий. После подписания его главой

государства закон должен быть в течение 7 дней опубликован в установленном

порядке. Официальным считается его опубликование в «Собрании

законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». При

публикации закона в этих изданиях указывается его полное наименование,

дается его полный текст, являющийся точной копией оригинала и подписанный

Президентом.

Вышеназванные документы могут быть также опубликованы в иных печатных

изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио,

разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям,

учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в

машиночитаемой форме.

X. Особенности рассмотрения палатами федеральных конституционных законов.

Согласно Конституции РФ (ч.2 ст. 108) федеральный конституционный закон

считается принятым, если он одобрен большинством не менее ѕ голосов от

общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа

депутатов Гос. Думы. Однако в остальном прохождение законопроекта в палатах

в основном производится в порядке, установленном их Регламентами для

федеральных законов, хотя согласно формулировкам К – РФ Гос. Дума не

принимает, а одобряет такой закон (следовательно, СФ рассматривает не

принятый, а одобренный Гос. Думой федеральный конституционный закон). Но

эти особенности носят скорее терминологический характер.

Заключение.

Моя цель была рассмотреть такой сложный и запутанный процесс, как

законодательный. И в соответствии с ней моя задача заключалась в

постадиальном рассмотрении данного процесса, понять как функционирует

российский парламент – Федеральное собрание.

Поэтому в соответствии с моей целью я изучил ряд источников по этому

вопросу, которые являются достаточно редкими в нашей стране: данный вопрос

еще не достаточно изучен. А также я пытался понять сам законодательный

процесс в Российской Федерации, его стадии и его многообразие, а также те

этапы, которые проходит законодательная инициатива, преобразованная в

законопроект, прежде чем стать законом, обязательным для всех граждан

страны по Конституции.

Свой реферат, я решил не делить на главы, как это принято делать, а

просто подразделить ее на разделы, отмеченные римскими цифрами. Он состоит

из 10 разделов. В первом я рассмотрел законодательный процесс и его стадии.

В последующих восьми (т.е. со 2 по 9) я попытался в меру подробно

рассмотреть все 8 стадий законодательного процесса: стадию законодательной

инициативы и ее субъектов, попадание законопроекта в нижнюю палату – Гос.

Думу и три этапа его прохождения там – три чтения, затем рассмотрение уже

принятого закона верхней палатой – СФ, после этого создание согласительной

комиссии в случае если СФ отклонил данный федеральный закон, затем, что

предпринимают палаты, если закон был отклонен Президентом РФ и, наконец,

стадию промульгации закона главой государства. В последнем 10 разделе я

уделил время особенностям принятия федеральных конституционных законов в

российском парламенте.

Для раскрытия своей цели и задачи в своем реферате я, в основном,

опирался на три источника. Во-первых, это книга Марата Викторовича Баглая,

одного из судей Конституционного Суда РФ, очень подробно живописующая

законодательный процесс. Источник интересен именно тем, что автор

непосредственно причастен, пусть и не напрямую, к той теме, о которой идет

речь. Здесь приводится много конкретных решений и постановлений КС РФ на

нынешний момент по тем или иным запросам, касающимся функционирования

законодательного процесса. На эти данные я также опираюсь в реферате. Книга

помогла мне структурировать мой текст. Вторым источником является,

несомненно, Основной Закон РФ – ее Конституция, статьи и части статей

которой я стараюсь приводить в подтверждение своего текста (я использовал

издание 1997 г.). И последняя книга, о которой стоит упомянуть – это

«Комментарий к Конституции РФ», в котором постатейно рассматривается

интересующая меня тема.

Список литературы.

1. Учебная литература:

1.Конституция Российской Федерации. — М.: Издательская группа ИНФРА М –

НОРМА, 1997. — 80 с.

2.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под редакцией Л.А.

Окунькова. — М.: Издательство БЕК, 1996. — 644 с.

3.Конституция Российской Федерации: Вопросы и ответы / Дангилов, Е.А.

Ковешников и др. — М.: Юридическая литература, 1994. —125 с.

4.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для

юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА -М,

1998.—С. 36 – 57, 423 – 553 .

5.Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших

учебных заведений. — М.: ИПП «Отечество», 1997. – 344 с.

-----------------------

[1] Здесь и далее имеются в виду статьи Конституции Российской Федерации

1993 г.

[2] Комментарий к Конституции РФ / Отв. редактор Окуньков Л.А. М., 1996.

С. 448.

[3] Конституция Российской Федерации. М.: Издательская группа ИНФРА - М —

НОРМА, 1997. С.42.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.