рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Проблема происхождения государства и права

восточный, азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.).

На Древнем Востоке, в Азии и Африке (восточный, азиатский путь

возникновения государства) первые государства возникли в зонах поливного

земледелия еще в эпоху бронзы. Проведение крупных общественных работ по

строительству каналов и других ирригационных сооружений потребовало

сохранения сельскохозяйственной общины и общественной формы собственности

на землю. Постепенно общественная собственность превратилась в

государственную. Частная собственность не приобрела существенного значения.

Потребность в сооружении и эксплуатации ирригационных систем,

необходимость в надежной защите создавали естественную основу для

самостоятельной публичной власти. Основой ее стала родоплеменная знать —

общинное «чиновничество», выступающее организатором производства и

выполняющее административные функции. Эта особая группа должностных лиц

составила складывающийся аппарат государственной власти.

Восточные государства — деспотические монархии — не имели отчётливо

выраженной классовой дифференциации. Здесь государство стало и

организатором производства, и правителем над членами общины, их

эксплуататором. Родоплеменная знать присваивала не сами средства

производства, а управление ими. Имея в собственном распоряжении какие-то

материальные блага, она утрачивала их вместе с утратой должности. Значение

частной собственности, занимавшей определенное место в странах Древнего

Востока, было небольшим. Рабы, как правило, являлись собственностью

государства или церкви, но не частных лиц.

Особая роль отведена божественному освящению власти. Родовая знать

стремилась сохранить свое положение и власть как данные Богом. Правитель

объявлялся носителем божьей воли, посредником между богом и людьми. Так шёл

процесс сакрализации власти — объявления её священной, незыблемой,

неприкосновенной.

Особенности возникновения государств восточного типа:

|1 |основу экономических отношений составляет государственная форма |

| |собственности; |

|2 |частная собственность имеет второстепенный характер; |

|3 |государственная власть является деспотической; |

|4 |имеется мощный чиновничий аппарат; |

|5 |происходит сакрализация (освящение) власти; |

|6 |устанавливается застой и неподвижность в обществе, которое на |

| |протяжении веков не развивается. |

На территории Европы (европейский путь возникновения государства)

главным фактором образования государства было классовое расслоение общества

в связи с формированием частной собственности на землю, скот, рабов. В

южной Европе государства возникли в эпоху железа. Там не требовалось таких

общественных работ, как при восточном (азиатском) пути возникновения

государств. В результате разложения общин возникла либо частная

собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при

сохранении государственной собственности (Спарта).

В Афинах появление государства нередко называют классической формой

происхождения государства. Оно возникло непосредственно из внутренних,

классовых противоречий, которые развились в недрах родоплеменного общества.

В Древнем Риме процесс формирования классов и государства в силу

целого ряда причин тормозился, и переходный к государству период растянулся

на столетия. В основном процесс образования государства в Древнем Риме был

таким же, как и в Афинах, только сопровождался борьбой плебеев (пришлого

населения) против патрициев (римской родовой знати).

Плебеи — лично свободные, не связанные с римским родом, обладали

торговым и промышленным богатством. Борьбой против патрициев за власть они

стимулировали разложение родоплеменного строя и образование государства.

В Древней Спарте появление государства обусловлено не только

внутриэкономическими причинами, но и завоевательными походами, в результате

которых завоеванное население становилось не личными рабами завоевателя, а

общинными рабами (илотами). Превышение количества илотов над спартанцами и

боязнь угрозы восстания с их стороны предопределило формирование

государства на базе специфической формы землепользования. Здесь частная

собственность на землю и рабов не допускалась, земля распределялась поровну

среди общинников на правах владения.

У древних германцев образование государства было ускорено завоеванием

значительных территорий Римской империи. Родовая организация не была

приспособлена для господства над завоеванными территориями. Это привело к

развитию прафеодального (или раннефеодального) строя на земле некогда

могущественной Римской империи. Путем возникновения прафеодального

государства из первобытного строя шло развитие и государств на территории

Европы (Ирландия), в Древней (Киевской) Руси, в Азии у арабов и т. д. В

Киевской Руси формирование раннефеодальной государственности сопровождалось

приглашением на княжение варягов.

В образовании каждого государства имеет значение целый комплекс причин

— экономических, политических, внутренних, внешних, ибо возникновение

государства у каждого народа имеет свои особенности, характеризуется

определенными чертами.

Имеется немало народов и наций, которые создали свои государства

только в XX веке. В силу конкретных исторических причин они либо никогда не

имели собственного государства, либо утратили раннюю государственность и

долгое время входили в состав других многонациональных государств,

испытывали национальные притеснения со стороны господствующей власти

основной нации (например, Украина в составе дореволюционной России). Многие

из них сумели добиться собственной государственности в XX в. в результате

реализации права наций на политическое самоопределение. Эта причина была

решающей, ей сопутствовала характерная для возникновения ранних государств

социальная неоднородность общества, его противоречивость. Такие государства

образовались в процессе ликвидации империй, колоний, суверенизации

государственно-подобных образований.

Так, на руинах прежних колониальных империй в Азии, Африке, Латинской

Америке, Океании с середины 50-х годов XX в. возникло более 90 новых

государств. Их количество в наши дни выросло. Пополнил ряды новых

государств распад СССР. К государствам, образовавшимся в результате развала

СССР, относится Украина и другие страны СНГ.

II. Происхождение права

В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется

регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное

регулирование. Регулировать — значит направлять поведение людей, их групп и

всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два

вида социального регулирования — индивидуальное (упорядочение поведения

конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение

поведения людей с помощью общих правил — образцов, моделей,

распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативного

социального регулирования послужило качественным толчком к становлению

(возникновению и развитию) права.

В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-

обычаи — правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного

повторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм,

опирающихся на обычай.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и

имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для

регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений

членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их

целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были

«мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.

В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы:

морали, религии, правовых начал.

Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим,

закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в

условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от

враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой

оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку

первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса,

отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с

появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение

приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода

человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути

прогресса.

В условиях общественной собственности и коллективного производства,

совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в

качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как

противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения

соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой

общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых

членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось

принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь,

изгнание из рода и племени и др.).

В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как

«табу» — обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом

тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу),

возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное

обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях

определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков

сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и

др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в

процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров,

изготовления орудий и др.

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания),

ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, — истоки

формирования права.

1. Причины происхождения права

Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном

влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:

1. Потребностями экономических отношений, которые складывались при

наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и

обращения, необходимостью закрепления экономического статуса

товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных

экономических связей, условий для экономической самостоятельности;

2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в

условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;

3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной

санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать

проведение их в жизнь;

4. Превращением человека в относительно самостоятельного индивида.

Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на

отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая

возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества.

Таким образом, возникновение права было связано с:

(1) качественным усложнением производства, политической и духовной

жизни общества;

(2) обособлением личности как участника общественных отношений со

своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);

(3) формированием государства, которому потребовался новый нормативный

социальный регулятор, способный выполнить задачи:

а) обеспечить функционирование общества как целостного организма более

высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и

стабильность;

б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.

Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам

первобытнообщинного строя — нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя

формирующееся юридическое право, определяющей чертой которого стала

государственная принудительность.

2. Признаки, отличающие нормы права от норм поведения в первобытном

обществе

|Нормы первобытного |Нормы государства |

|общества (нормы-обычаи)|(нормы права) |

|• по способу возникновения: |

|— возникают постепенно |— устанавливаются государством |

|в процессе совместной | |

|жизни. | |

|• по волевой направленности норм: |

|— выражают волю рода |— выражают государственную волю |

|или племени | |

|• по форме внешнего выражения: |

|— находятся в сознании |— находят внешнее выражение в письменных|

|людей, существуют в |правовых актах |

|неписаной форме | |

|• по времени вступления в силу: |

|— возникают и отмирают |— вступают в силу или прекращают |

|постепенно |действие в строго установленном порядке,|

| |официальным путём |

|• по способу обеспечения исполнения: |

|— осуществляются в силу|— обеспечиваются принудительной силой |

|привычки, традиций; в |государства |

|случае нарушения | |

|принуждение исходит от | |

|рода | |

3. Основные юридические источники формирования права у разных народов мира

Можно выделить два пути формирования права:

— посредством норм, исходящих от государства;

— посредством норм, исходящих от общества (общин, иных социальных

групп, например, купцов, религиозных объединений: церкви и т.п.) и

поддерживаемых государством.

Первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые

обычаи, которые записывались, объединялись в особые списки. В результате

этого появилось обычное право — система норм, основывающихся на обычае,

которая регулирует общественные отношения в государстве, в определенной

местности либо в этнической или социальной группе.

У разных народов мира обозначились различные ведущие элементы

социально-юридического содержания права: прецедент, религиозная норма,

норма-обычай, закон, которые в ходе дальнейшего развития народов и

государств привели к формированию отличающихся друг от друга национальных

правовых систем и их типов. Типами (семьями) правовых систем начали

называть правовые системы государств, у которых преобладали общие черты,

общие исходные элементы, в том числе общий источник (форма) права: закон

(нормативно-правовой акт), судебный прецедент, религиозная норма, норма-

обычай.

Первые письменные памятники права древности (Законы Ману, Законы XII

таблиц, Кодекс законов царя Хаммурапи и др.) и средневековья («Салическая

правда», «Русская правда» и др.) состояли из норм обычного права, судебных

прецедентов и прямых законодательных положений.

В первобытном обществе обозначились контуры правосудной деятельности,

при которой регулирование осуществлялось по схеме: норма (обычай) плюс

индивидуальное решение (решение родовых собраний, старейшин, «судов»). Так

постепенно формируются судебные прецеденты — решения конкретных дел,

которые в процессе повторения ситуаций приобретали значение образцов,

моделей, становились общей нормой. Они стали предвестниками прецедентного

права — в Англии, США, Канаде, Австралийском Союзе (англо-американский тип

правовой системы).

В странах континентальной Европы с развитием письменности наряду с

обычным правом возникают нормы права, установленные актами короля, князя,

их чиновников, которые именуются законами (законодательное право) — во

Франции, Испании, Австрии. ФРГ (романо-германский тип правовых систем).

В странах азиатского континента (Иран, Ирак) важную роль в

формировании права, наряду с обычаями, играли и до сих пор играют нормы

религии в религиозно-доктринальной интерпретации (религиозно-традиционные

правовые системы).

В ряде государств Африки, Латинской Америки право формировалась на

основе норм-обычаев и традиций общинного быта (традиционно-общинное право)

— традиционно-общинные правовые системы.

В настоящее время различают два классических типа правовых систем.

Один — романо-германский или континентальный — (Франция, ФРГ, Италия,

Испания и др.), где первенствует нормативно-правовой акт. Здесь право

выступает преимущественно в форме закона. Второй — англо-американский тип

или общего права (Англия, США и др.). Здесь отдается предпочтение судебному

прецеденту, т.е. судебному решению, посвященному конкретному делу, которое

становится образцом, примером для подобных же жизненных случаев. Кроме

того, выделяют смешанный (скандинавские и латиноамериканские группы

правовых систем) и традиционно-религиозный типы правовых систем. Последний

тип разделяется на подтипы: дальневосточно-традиционный (основные группы —

китайская, японская), религиозно-общинный (мусульманская, индусская,

иудейская, христианская группы), обычно-общинный (африканская группа).

Список литературы

1. Скакун О.Ф. Теория государства и права. - Х., 2000.

2. Лисенков С.Л. Конституція України / Матеріали до вивчення. — К.,

1997.

3. Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. — Нижний

Новгород, 1993.

4. Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. — М.,

1994.

5. Основи держави і права / Під ред. А.М. Колодія і А.Ю. Олійника. —

К., 1997.

6. Основы теории государства и права / Под ред. А.С.Пиголкина. — М.,

1988.

7. Рабінович П.М. Основи загальної теорії права і держави. — К., 1994.

8. Теория государства и права / Под ред. С.С.Алексеева. — М., 1985.

9. Теория государства и права / Под ред. А.И.Королева и Л.С.Явича. —

Л., 1987.

10. Сурилов А.В. Теория государства и права. — К.—Одесса, 1989.

11. Теорія держави і права / Під ред. В.В.Копєйчикова. — К., 1995.

12. Тихомиров Ю.А. Публичное право. — М., 1995.

13. Колодій Л.Ю., Олейніков А.М. Основи держави і права. - К., 1995.

14. Марченко М.Н. Загальна теорія держави і права. - К., 1996.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.