рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Применение норм российского права

государством и гражданами. Он важен тем, что решает судьбу данного дела. От

того какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее

развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность,

укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интерес государства и

общества, с одной стороны, а с другой - охраняет права граждан, воспитывает

уважение к закону.

В практической деятельности все три указанных стадии переплетены,

нередко выражаются в одних и тех же действиях. Кроме того, в практической

работе выделяются стадии разбирательства уголовных и гражданских дел, когда

в эту работу включаются наряду с судом и другие юридические органы. Так, в

уголовном процессе выделяются стадии предварительного следствия, судебного

разбирательства, исполнения приговора. В гражданском процессе - стадии

судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения.

Однако во всех этих случаях в центре сложной юридической деятельности

остается то, что относится к применению права - установление фактических

обстоятельств, выбор и анализ юридических норм и решение юридического дела.

Процессуальное производство неразрывно связано с материально-правовыми

нормами, как форма с содержанием, каждой отрасли или группе отраслей

материального права соответствует определенная процедура применения

материальных норм. Становление теории юридического процесса имеет целью

способствовать совершенствованию практики правоохранительных и других

органов и должностных лиц, стимулировать рост профессиональной культуры,

дисциплинированности и этичности деятельности этих органов и лиц.

Акты применения права, их виды. Требования, предъявляемые к

правоприменительным актам.

Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения

права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях

правоприменения.

Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают

действие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собой

необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

Акт применения является одним из видов правовых актов, который

характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт

применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит

государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается

государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный

характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто

при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими

обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет

определенную установленную законом форму.

Каждый акт применения права является актом - документом. В нем есть

текст, который составляется в соответствии с требованиями использования

юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем

вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях

практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые

упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность,

юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных

актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде

всего науках процессуального права - уголовного, гражданского,

административного.

[1]Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления"

и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так

и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой

могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные

веления - результат правоприменительной деятельности.

Правоприменительные акты, условно, можно разделить на группы:

а) "Собственнические" акты управления;

б) властные акты в области применения права;

в) акты прямого осуществления центрального руководства;

г) координационные акты;

д) ориентировочные индивидуальные акты.

Такие классификация носят локальный характер и не могут представить всю

систему правоприменительных актов органов государственного управления в

целом. В основу единой классификации должны бить положены все четыре

правила деления объема понятия :

а) наличие одного и того же основания;

б) равенство объема членов классификации объему классифицируемого

класса;

в) необходимость взаимного исключения друг другом отдельных членов

классификации;

г) логическая непрерывность деления на классы.

Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые

различные признаки. К числу таких признаков можно отнести:

а) цель правоприменительного акта;

б) сферу использования;

в) характер регулируемых отношений;

г) характер отражения содержания нормы права в содержании

правоприменительного акта;

д) степень отражения нормативного веления в содержании

правоприменительного акта;

е) орган, издающий правоприменительный акт;

ж) способ принятия акта;

з) особенности содержания акта;

и) форма выражения.

Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их

можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

. по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления,

приказы и т.д.

. по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и

общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-

распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и

местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и

контроля; единоличные и коллегиальные.

. в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним

норм права правоприменительные акты следует подразделять на

регулятивные и правоохранительные.

. Такие акты выполняют различные функции в механизме правового

регулирования.

. Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на

положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию

юридических обязанностей.

Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные

отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных

субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить

правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо

выражают меру государственного принуждения.

. по своему юридическому значению акты применения права различают

основные и вспомогательные. Основные акты - это акты, которые содержат

веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор,

решение суда). Вспомогательные - это акты, которые содержат

предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на

них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты

следственных действий);

Резолютивная часть должна содержать окончательный вывод

правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают

из закона и данного правоприменительного акта. Правоприменительный акт

вступает в законную силу в целом, а не одной лишь резолютивной частью. Все

составные части находятся в неразрывном единстве. Вместе с тем, каждая из

них имеет относительно самостоятельное значение:

. в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся

на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака,

зачисление в ВУЗ);

. по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые,

гражданско-правовые, процессуальные и материальные;

. в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты

применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить

на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое

деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать

все указанные последствия;

. по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты

применения различают: общего действия и индивидуальные;

. по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными

и письменными;

. в правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы

права: диспозиция и санкция.

. по степени отражения нормативного веления в содержании актов:

а) первичные;

б) производственные;

в) смешанные.

. по сферам использования:

а) хозяйственные;

б) социально-культурные;

в) административно-политические.

Выявление эффективности правоприменительного акта связано с

определением целей издания данного акта, результатов его действия,

соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная

эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и

ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для

общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с

полным пониманием дела. Правоприменение также всегда связано с уяснением

смысла правовых требований. Основными требованиями к правоприменительным

актам являются:

Законность - означает, что при решении конкретного случая

правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права

(их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и

неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих

рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не

зафиксированы в законе.

Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного

законом порядке рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы

акта применения права.

Обоснованность - это означает, что:

а) Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

б) Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны

достоверными;

в) Все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во

внимание и отвергнуты.

Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два

самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по

себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения

законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому

наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же время

наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели,

которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо

прикрывать нарушение законности с ссылками на целесообразность.

Второй аспект целесообразности в праве - это соответствие деятельности

и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее

целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма

права в силу своего общего характера не может учесть все особенности

каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю

учитывать их. В пределах содержащий правоприменительный акт следует

выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно

отражающий смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем

больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности,

тем больше значение приобретает это требование.

Орган применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридические

предписания, должен в то же время действовать инициативного максимальным

учетом особенностей места и времени исполнения, разумно распределяя кадры и

т.д.

Справедливость - это требование к актам применения права, отражает идею

о социальной справедливости общества, означает осознание правильности

решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность

лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение

служит интересам трудящихся, а также наиболее полно и последовательно

отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов,

предприятий, учреждений.

Справедливость акта применения права - это соответствие общественного

мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания

решения с моральными убеждениями общества. От того насколько убедительно и

морально оправдано решение компетентного органа во многом зависит его

авторитет, воспитательное действие. Работа государственного аппарата не

может замкнуться лишь пределами юридической значимости фактов. Нравственная

сторона, моральная оценка случая, надлежащего разрешению, должны

обязательно учитываться при применении права.

Органы внутренних дел как субъекты правоприменительной деятельности.

Одним из субъектов правоприменительной деятельности являются органы

внутренних дел. Органы внутренних дел, являющиеся наряду с прокуратурой и

судом одним из субъектов процессуальной правоприменительной деятельности,

руководствуясь принципом публичности в,

установленной законом процессуальной форме приводят в действие особый

механизм, складывающийся из реализации норм процессуального права,

дееспособности его субъектов при наличии определенных юридических фактов,

порождающих предусмотренные законом уголовно-процессуальные отношения.

Применение норм уголовно-процессуального права выражается в осуществлении

этими органами процессуальной деятельности в направлениях и формах,

предусмотренных законом, в организации деятельности других участников

судопроизводства в соответствии с представленными им законом правомочиями и

отведенными функциями, в использовании в необходимых случаях мер

процессуального принуждения.

Правоприменительная деятельность органов внутренних дел характеризуется

следующими признаками:

а) носит государственно-властный характер (например, деятельность

следователя по расследованию уголовного дела);

б) содержание правоприменительной деятельности органов внутренних дел

выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых

предписаний (актов);

в) индивидуальные правовые предписания (акты) органов внутренних дел

относятся к определенным жизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам

(например, совершено преступление и следователем выносится постановление о

привлечении подозреваемого к уголовной ответственности);

г) применение норм права органами внутренних дел

осуществляется в строго установленном законом порядке.

Другими словами существует определенная процедура правоприменительной

деятельности органов внутренних дел, причем степень детализации порядка

правоприменительной деятельности данных органов весьма высокая. Порядок их

деятельности регламентируется нормами уголовно-процессуальной отрасли

права. Степень регламентации правоприменительной деятельности других

государственных органов, например, административных органов и должностных

лиц всегда намного меньше, чем у следственных органов. Это можно наблюдать

в повседневной деятельности многочисленных исполнительных органов

государственной власти, администрации предприятий, учреждений организаций в

России, занимающихся вопросами приема и увольнения оформления отпусков,

пенсий, пособий и другими вопросами правоприменительной деятельности. Столь

высокая степень регламентации правоприменительной деятельности органов

внутренних дел объясняется тем, что в их деятельности необходимо

последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее

исследование обстоятельств дела, строгое соблюдение прав личности,

гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Органы внутренних дел как субъектов правоприменительной деятельности

можно охарактеризовать как государственные органы, на которые возлагается

выполнение задач уголовного судопроизводства, охрана государственных

интересов и выполнение функций, направленных на достижение задач уголовного

процесса (раскрытие и расследование преступлений). Сюда относятся: органы

дознания, следователь (начальник следственного отдела).

Предварительное следствие в органах внутренних дел производится

следователями. Они выполняют функцию расследования, осуществляют

возбуждение уголовных дел. В качестве органа предварительного следствия

выступает следователь, которым наделен широким кругом полномочий по

осуществлению предварительного следствия.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом

обязательны для исполнения всеми учреждениями предприятиями, организациями

должностными лицами и гражданами.

Правоприменительная деятельность, органов внутренних дел, как и других

субъектов правоприменительной деятельности, состоит из ряда

последовательных действий (стадий).

I. Установление фактических обстоятельств дела.

Органы внутренних дел на данной стадии должны отобрать и четко выделить

те факты, которые необходимы для правильного решения конкретного уголовного

дела, а затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов. Причем

исследуются не абсолютно все факты, характерные для данного случая, а

только те, которые имеют непосредственное отношение к решению дела, то есть

фактические обстоятельства должны ими устанавливаться в соотношении с той

нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам. Например, при

расследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь

должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и

где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы совершения

преступления.

Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью

свидетельских показаний результатов осмотра места происшествия, экспертизы,

исследования документов и других данных. Эти данные называются юридическими

доказательствами и устанавливаются в предусмотренном законом порядке (УПК

РФ).

II. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым

фактическим обстоятельствам.

На данной стадии орган внутренних дел в лице следователя решает вопрос,

на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело, т.е. на этой

стадии следователь дает правовую квалификацию (оценку) фактическим

обстоятельствам дела. Затем проверяется достоверность текста нормы на

предмет ошибок изменений противоречия закону и делается ее анализ, который

включает проверку действия нормы в пространстве во времени и по кругу лиц.

То есть следователь устанавливает:

а) действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить

конкретное дело;

б) действует ли эта норма на территории где это дело должно быть

разрешено;

в) распространяется ли данная норма на лица, в отношении которых она

должна быть применена (подозреваемых).

III. Вынесение решения и доведение его до заинтересованных лиц и

организаций.

Установление фактических обстоятельств дела, а также выбор и анализ

правовой нормы подготавливают издание следователем индивидуального

правового акта (например, постановление о привлечении в качестве

обвиняемого).

Литература:

1. Конституция РФ

2. УК, УПК РФ

3. Правоприменение в советском государстве. Монография (под ред.

И.Н.Кузнецова, И.С.Самощенко). М.: Юридическая литература, 1985.

4. Малков В.П. Процессуальные акты предварительного расследования. Учебное

пособие. Издательство Казанского университета, 1988.

5. А.И.Коваленко. Теория государства и права. Москва, 1994.

6. С.С.Алексеев. Государство и право., Москва, 1993

7. Н. В. Витрук, Акты применения в механизме реализации прав и свобод

личности, «Правовоедение», 1993, №2

8. Г.Н.Манов. Теория государства и права., Москва, 1996

9. В.А.Юсупов. Правоприменительная деятельность органов управления.,

Москва, 1979

1. 10. М.Н.Марченко. Теория государства и права. Учебник., М.:

«Юридическая литература», 1996.

В.Н.Хропанюк. Теория государства и права. Учебник. М.: « ДТД», 1996.

-----------------------

[1] В.А.Юсупов "Правоприменительная деятельность органов управления"

стр.100-107.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.