рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовые системы в современном мире

мусульманских стран и воспринимаются как обязательные правила поведения.

Интересно также и то, что «мусульманское правовое развитие арабских стран

осущетсвляется прежде всего через правовую идеологию и писхологию... Сфера

мусульманского права, как идеологического фактора оказывается значительно

шире, нежели рамки применения его конкретных нормативных предписаний».

С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал,

догматические и культовые особенности, но социальные институты, формы

собственности, особеннности права, философии, политического устройства,

этики, морали и соцальной психологии, хотя духовная сторона стяла все же на

первом месте. В отличии от христианства, которое отделилось от государства

еще XVI-XVII веках после буржуазных революций, ислам и по сей день является

государственной религией. Ислам как система общественно-религиозных

взглядов соединяет в себе элементы: религиозный культ и свод духовно-

этических определений; система норм, регулирующих социально-экономическую

структуру общества; общие принципы государственного устройства.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным

законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса( Иджма ) и

аналогии ( Кияс ). Мусульманские юристы и богословы считают, что

регулированию норм Корана и шариата подлежат как религиозная, так и

этическая стороны общественной жизни, отношения граждан как между собой,

так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы, освещенные волей

Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы,

написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии

нет писанной конституции, а ее место занимает Коран.

Еще со времен зарождения у мусульман средневековой государственности в

ее основе лежат два главных принципа: совещательность (шурс, когда

правители принимают решения коллективно), и суверенитет шариатских законов.

«Принцип совещательности, заложенный в Коране, не получил своего

юридического закрепления в институтах средневекового государства, а потому

и не приобрел обязательного характера. Что касается соблюдения шариатских

норм или «божественного» законодательства, то это всегда являлось

непременным условием легитимизма любой государственной власти»

Все граждане мусульманских государств имеют одинаковые права в выборах

правителя, но основным принципом выборов является принцип «достойных

представителей», то есть выборы —это идеал «особенно одаренных». Только

«охлюль-хальваль-акад»или особая категория знатных в праве советовать

правителям и решать, является ли их политика законной по отношению к норам

шариата. Законотворческая функция этой группы заключается в том, что они

выносят решения о соответствии законов главы государства, постановлений

правительства и иных нормативных актов принципам шариата. Их деятельность

схожа с деятельность государственного Совета во Франции, Верховного Суда в

США, в функции которых входит конституционный надзор.

Конституционные принципы в мусульманских государствах начали

складываться во время англофранцузской колонизации, а именно в 1861 была

издана беем Туниса первая конституция.

Сейчас идет период кодификации мусульманского права во многих странах,

среди них Пакистан, Индонезия, а в Турции с 1926 г. вообще от него

отказались. Во многих государствах мусульманское право конституционно

считается основой законодательства. Оно применяется по многим вопросам, но

особенно в гражданских отношениях, до сих пор сохраняются шариатские суды.

В некоторых странах Центральной и Восточной Африки мусульманское право

используется как обычное право. Хотя мусульманское право и оказывает

огромное влияние на правовые системы мусульманских государств, но все равно

сейчас наблюдается тенденция к применению таких источников права как

правовой обычай и нормативно-правовой акт или законодательство. Практически

во всех мусульманских стpанах влияние мусульманского права ограничивается

брачно-семейными и примыкающими к ним отношениями, то есть теми, которые

входят в понятие «личный статус». Египет был первым государством, которое

отказалось еще в конце XIX века от мусульманского права, как от

единственного источника права. В качестве примера можно еще привести

Саудовскую Аравию, которая считается страной традиционного ислама. Даже

здесь все больше применяются в судопроизводстве и законодательстве «двойные

стандарты», а в коммерческом праве приоритет уже отдается

«англоамериканскому»праву.

Обычное право Африки

Рассматривая и характеризую социально-политический строй и правовые

системы африканских государств, необходимо сначала учесть особенности

обычно-правовых элементов, их разнообразие и сложность, так как они

содержаться в экономике, политике и праве этих стран.

Хотя страны Африканского континента и были очень долгое время колониями

более сильных государств, которые навязывали свои правовые системы, но

несмотря на это сохранились и местные правовые обычаи и религиозно

юридические нормы. Во многих странах пересматриваются колониальные

законодательства, чтобы найти необходимые условия для дальнейшего развития.

Прежде всего это касается конституционного законодательства. Но все равно

еще до сих пор действуют многие акты колониального периода.

Одной из самых характерных черт, присущих праву африканских государств ,

является их неоднородность. Кроме того, что здесь действует колониальное

законодательство, огромное влияние оказывает и национальное право, а в

некоторых странах и довольно-таки обширная система религиозно правовых

норм, которая регулирует в основном гражданские и брачно-семейные

отношения. В конце концов, почти везде распространен правовой обычай,

регулирующий отношения характерные для родоплеменной организации общества и

феодализма.

Среди условий, которые оказали влияние на то, что социальные обычаи

переросли в правовые, главными являются сила привычки, внутренняя

необходимость следовать этим обычаям, насильное принуждение, принадлежность

к определенному племени, роду, полу и возрасту, развитие патриархально-

феодальных отношений, укрепление власти родоплеменной знати, утверждение в

обычаях имущественного и социального неравенства. Но самым главным фактором

стало образование государств, когда обычаи получили санкцию уже со стороны

государственной власти, а, следовательно, окончательно приобрели правовую

форму.

«В африканских государствах в доколониальный период суде не был еще

обособлен в специальный орган и его роль была условной в роли общества.

Африканцы свободно пользовались своими правами и в соответствии с обычным

правом судебный процесс не был детально регламентирован правилами

судопроизводства, он отличался неформальностью» Прав всегда был более

богатый и знатный.

В связи с колониальными завоеваниями и внедрением английского права,

насильственной трансформацией обычаев в правовую форму, обычное право

Африки изменилось, развилось и эволюционировало.

«В так называемых туземных судах не было проблемы установления обычного

права и судьи хорошо его знали» . Несмотря на то, что провозглашено

всеобщее равенство перед судом, все равно решение суда определяется по

социальному положению физического лица, которое определяется по признакам

расы, происхождения, пола и т.д.

В правовых системах африканских государств переплетаются и органически

сосуществуют три вида права: общетерриториальное, религиозное и обычное.

Как раз эта целостность и органичность и является очень интересной

особенностью этих правовых систем. Но в настоящее время значение обычного

права уменьшается и повышается значение общетерриториального права.

Унифицируясь, обычное право становиться писаным правом и, наконец,

объединяется с общетерриториальным.

Некоторые отрасли права, как, например, право собственности,

результируются как нормами обычного права, так и нормами колониального

английского происхождения не воспринимаются людьми, т.к. они идут в

несоответствии с местным правом.

Взгляды населения Африканского континента в основном сформировались на

таких традиционных институтах, как религия, мораль, обычай.

Алексеев С.С. относит обычное право Африки к религиозно-общинным

юридическим системам. Он пишет, что «они существуют в традиционно-достойном

виде, находясь в состоянии, которое регулируется формами —религиозными,

обычно-общинными и другими».

В соответствии с этим правовые системы имеют облик нормативно-

догматизированных, традиционных, и в массовом правовом сознании

проявляющихся в качестве таких, где основная регулирующая сила —религиозное

учение: догма веры, непогрешимость традиций.

Перед нами, в сущности, застывшая во времени предыстория права, системы

социального регулирования, которое в силу своих особых экономических,

политических, духовно-правовых условий получают однобокое, негармоничное

развитие с известным приоритетом таких регулирующих форм, как религия,

традиции, обычаи и др.

Глава III

Правовая система Люксембурга.

Общая характеристика

Современная правовая система Великого Герцогства Люксембург в основных

своих чертах сложилась после образования самостоятельного государства

(1815). Существенное влияние на развитие права и судебной системы оказали

конкретные исторические условия, предшествовавшие получению Люксембургом

независимости, а также позднейшие события в истории государства: в 1794-

1814 гг. территория страны была оккупирована Францией, и на ней действовали

французские законы; долгие десятилетия Люксембург был связан таможенными и

другими союзами с Бельгией либо германскими государствами; в 1815-1890 гг.

находился в личной унии с Нидерландами; с 1948 г. он входит вместе с

Бельгией и Нидерландами в экономическое объединение Бенилюкс. После

образования самостоятельного государства в Люксембурге продолжал

действовать Гражданский кодекс Наполеона и другие французские кодексы. Лишь

со временем некоторые из них были заменены новыми законодательными актами,

нередко, однако, ориентированными как на образца на те же французские

кодексы. Правовые отношения в Люксембурге регламентируются не только

принимаемыми парламентом законодательными актами, но и постановлениями,

издаваемыми Великим герцогом в порядке делегированного законодательства.

Гражданское право и смежные с ним отрасли права.

Гражданский кодекс Наполеона (1804) продолжает действовать в Люксембурге,

причем здесь он подвергся даже меньшим исправлениям и дополнениям, чем в

самой Франции. Это относится, в частности, к положения кодекса о браке,

семье, наследовании и др. Лишь в нормах, регулирующих вопросы касающиеся

движимого имущества, кредита, и некотонрые другие, люксембургский

законодатель отступил от его первоначальных положений. Также продолжает

действовать в Люксембурге Торговый кодекс Франции 1807г. За исключением

некоторых разделов, которые не подверглись сколько-нибудь заметным

изменениям, большинство его положений, как и во Франции, было со временем

весьма существенно преобразовано. В частности, начиная с 1915 г. издан ряд

законов, регулирующих деятельность акционерных обществ, которые

составлялись под явным воздействием соответствующего бельгийского

законодательства. Вместе с тем люксембургские законы по вопросам

деятельности сельскохозяйственных кооперативов (1900, 1915, 1945)

признаются совершенно самостоятельными. Мало того, они оказали известное

влияние на законодательство других государств. В 1973 г. проведена

существенная реформа всего законодательства о компаниях.

Довольно большое развитие уже в XX веке в стране получило социальное

законодательство. В 1901-1911 гг. введено страхование от болезней , от

несчастных случаев на производстве, выплата пенсий по инвалидности и т.д.

За последние годы в Люксембурге приняты решительные законодательные меры по

охране окружающей среды. В 1980 г. издан Закон об устранении отходов,

направленный на предотвращение вредных воздействий на почву, флору и фауну,

на предупреждение порчи ландшафта, загрязнений воздуха и воды, на борьбу с

шумами и другими вредными воздействиями на организм.

Уголовное право.

Уголовный кодекс Франции 1810 г. действовал в Люксембурге на протяжении

нескольких десятилетий. На смену ему в 1879 гю был введен в качестве

национального кодекса бельгийский УК 1867г., поскольку было сотчено, что в

силу сходства правовых и судебных систем, языковой и культурной общности и

т.п. именно бельгийский кодекс может быть воспринят в стране с наименьшими

издержками. В его текст были внесены лишь небольшие исправления,

относящиеся, главным образом, к учереждениям, в которых отбывается лишение

свободы. УК 1879 г. неоднократно подвергался изменениям и дополнениям.

Уголовно-процессуальное законодательство Люксембурга, первоначально

воспроизводившее УПК Франции 1808г., неоднакратно подверглась изменениям.

Смертная казнь в Люксембурге была отменена в 1979г. Фактически же смертные

приговоры не приводились в исполнение с 1949г.

Судебная система.

Система общих судов в стране возглавляется Верховным судом правосудия. Он

функционирует либо в качестве Апелляционного суда (в составе пяти судей),

который рассматривает жалобы на постановления окружных судов, вынесенные по

первой инстанции по гражданским, торговым и уголовным делам, либо в

качестве Кассационного суда (в составе семи судей), который рассматривает в

последней инстанции жалобы по вопросам права на приговоры и решения всех

судов. Для рассмотрения дел о наиболее серьезных уголовных преступлениях

созывается суд ассизов, состоящий из двух-трех членов Верховного суда и

трех-четырех (всего должно быть шесть судей) членов окружных судов. Для

признания подсудимого виновным необходимо не менее четырех голосов. Суд

ассизов формируется председателем Верховного суда на определенное время.

В стране имеется два окружных суда (при рассмотрении уголовных дел они

именуются «исправительными трибуналами») в городах Люксембурге и Дикирхе.

Они слушают по первой инстанции дела об уголовных преступлениях средней

тяжести, все гражданские и торговые дела, за исключением малозначительных,

а также рассматривают апелляционные жалобы на постановления, вынесенные

мировыми судьями.

Низшее звено судебной системы Люксембурга – мировые суды. Мировые судьи

единолично рассматривают дела о малозначительных преступлениях, наказуемых

не строже чем семью днями ареста (в таком качестве они именуются

«полицейскими трибуналами»), споры по гражданскому и торговому праву с

небольшими суммами иска, а также выполняют некоторые другие функции

(наложение и снятие ареста на имущество, защита интересов недееспособных и

т.п.)

Особое место в системе судебных учреждений занимает Юридический комитет

Государственного совета. Его составляют семь членов этого совета,

обязательно имеющие степень доктора права. Комитет является высшим органом

административной юстиции в стране и рассматривает жалобы как на решения

нижестоящих судов, так и, в предусмотренных законом случаях,

непосредственно на решения административных органов (парламентские и

муниципальные выборы, налоговое обложение, закрытие «опасных» учреждений и

т.д.). Возможность обсуждения в судах вопроса о конституционности законов в

силу сложившихся правил практически исключена.

Все судьи в Люксембурге назначаются пожизненно Великим герцогом и могут

быть смещены со своих должностей только на основании судебного приговора.

Заключение

Расширение международных связей, как экономических, так и политических,

способствует унификации правовых систем.

В результате этого, хотя и увеличивается круг источников права, но

соотношение их воздействия все равно неодинаково. Например, в странах с

романо-германским правом ( Франция, Германия, Италия ) основным источником

права является закон и подзаконный акт; в государствах, чьи правовые

системы принадлежат к англо-саксонской правовой семье, ведущую роль играет

судебный прецедент, который иногда даже стоит выше закона.

Сейчас в англо-саксонских странах идет тенденция к увеличению значения

закона и подзаконных актов; в государствах континентальной Европы,

наоборот, роль судебной практики и прецедента растет с каждым днем ( при

формально сложившемся принципе решения имеют законную силу только для дела,

по которому оно вынесено, но суды более низкой инстанции все больше

принимают во внимание решения высших судов для вынесения своего решения по

аналогичному делу ).

Интегрирующее действие сыграло образование «общего рынка», который

благодаря единообразному правовому регулированию стимулирует сближение

источников права.

Список используемой литературы.

1.Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози Основные правовые системы

современности. – М: издательство “Международные отношения”, 1997 г.

2. Омельченко О.А. Основы римского права: учебное пособие и манускрипт.,

1994 г.

3.Алексеев С.С. Общая теория права: Юридическая литература 1981г.

4.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших

учебных заведений ( под редакцией профессора В.Г. Стрекозова) : М.И.П.П.

«Отечество»; 1993г.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание в 50 томах.

6.Халфина Р.О. Договор в английском гражданском праве. 1959.

7. БСЭ. Москва. 1975.

8. «Советское государство и право». Издательство «Наука», №6, 1981 г.

9. Овчинников А.В. «Сакура и дуб» —М: издательство «Художественная

литература», 1987.

10.«Всемирная история государства и права». М.: «Манускрипт»1994.

11. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира.

Справочник — М.:Юридическая литература, 1993.

12.Прайс Кольер (США). Англия и англичане с американской точки зрения,

1912.

13.Суптаев М.А «Обычное право в странах Восточной Африки»— М. «Наука»,

1984.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.