рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовые системы мира

английское законодательство приобретает все более систематизированный

характер. В 1965г. была создана Правовая комиссия для Англии, которой

поручено готовить проекты крупных консолидированных законодательных актов в

различных отраслях права, с тем, чтобы в перспективе «провести реформу

всего права Англии вплоть до его кодефикации». Параллельно с ней действуют

комитеты по пересмотру гражданского и уголовного законодательства, а также

различные королевские комиссии, которым поручается подготовка отчетов о

состоянии законодательства по определенному вопросу и вынесение предложений

по его совершенствованию. В результате осуществления ряда весьма

последовательных реформ, крупными консолидированными актами ныне

регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор

ни одна отрасль английского права не кодефицированна полностью.

В заключение по английской системе хотелось бы отметить, что в Англии

суд наделен широкими возможностями усмотрения в отношении статутного права.

Эти возможности еще более возрастают, если от законодательной части

статутного права, обратиться к его подзаконной части. Что касается

делегированного законодательства то, как отмечалось выше, суд официально

имеет право отмены, признав акт ultru vires. В отношении остальных

исполнительных актов, суд может отменять их и не обращаясь к доктрине ultru

vires по самым различным основаниям.

Особенности правовой системы США.

Английские поселенцы, обосновавшиеся на территории США, принесли с

собой и английское право. Начиная с 1607г. - даты образования первой

колонии-оно считалось единственным действующим правом; обычай и традиции

местного вытесняемого населения игнорировались как нечто нецивилизованное и

враждебное. Однако, английское право претерпело в колониях (всего их было

13) известное изменение.

Это было обусловлено тем, что социально-экономические условия и

порядки в колониях были свободны от феодальных наслоений, существенно

отличались от ситуации в метрополии. Потребность в регламентации новых

отношений складывавшихся колониях при отсутствии централизованной судебной

власти, способствовала утверждению идеи о необходимости писаного

кодифицированного права. По тем же основаниям - специфика общественных

отношений - английское право применялось с оговоркой «в той мере, в какой

его нормы соответствуют условиям колоний».

Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельного

национального американского права, порывающего со своим «английским

прошлым». Принятие писаной федеральной конституции в 1787г., и конституций

штатов, вошедших в состав США- был первым и важным шагом на этом пути.

Предполагался полный отказ от английского права, а вместе с ним от правила

прецедента и других характерных черт «общего права». В ряде штатов были

приняты уголовные, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные

кодексы, были запрещены ссылки на английские судебные решения, вынесенные

до провозглашения независимости. Однако перехода американской правовой

системы в романо-германскую правовую семью не произошло.

Лишь некоторые штаты, бывшие ранее французскими или испанскими

колониями (Луизиана, Калифорния) приняли кодексы романского типа, которые,

однако, в дальнейшем постепенно оказались как бы поглощены «общим правом».

В целом же в США сложилась система, сходная с английской: прецедентное

право во взаимодействии с законодательством.

В Англии и США одна и та же общая концепция права; в обеих странах

существует в общем одно и то же деление права, используются одни и те же

понятия и трактовка нормы права. Для американского юриста, как и для

английского, право - это прежде всего право судебной практики; нормы,

выработанные законодателем, по-настоящему входят в систему

американского права лишь после того, как они будут неоднократно применены и

истолкованы судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на

судебные решения, их применившие.

Право США, следовательно в целом имеет структуру, аналогичную

структуре «общего права». Однако только в целом: стоит приступить к

рассмотрению той или иной проблемы, как выявляются многочисленные

структурные различия между американским и английским правом, многие из

которых действительно существенные и не могут сбрасываться со счетов.

Одно из таких различий, причем весьма существенное, связано с федеральной

структурой США. Штаты, входящие в состав США, наделены весьма широкой

компетенцией, в пределах которой они создают свое законодательство и свою

систему прецедентного права. В этой связи можно сказать, что в США

существует 51 система права- 50 в штатах и одна федеральная.

Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо один от

другого, и поэтому совершенно не обязательно, что решениям, принятым в

судах одного штата, будут следовать суды других штатов. Как не сильна

тенденция к единообразию судебной практики, тем не менее не редки случаи,

когда суды разных штатов принимают по аналогичным делам не сходные, а

иногда и прямо противоположные решения. Это создает коллизии, которые

усугубляют возможность расхождения решений судов штатов (рассматривающих

подавляющее большинство дел) и федеральных судов, которым подведомственны

определенные категории дел.

Ежегодно в США публикуются свыше 300 томов судебной практики и,

несмотря на широкое использование современной компьютерной техники, поиск

прецедентов продолжает оставаться нелегким делом.

Не меньше, а пожалуй даже больше чем суды, различий и расхождений в

право страны вносит законодательство штатов. Так, в одном установлен режим

общности имущества супругов, а в другом - раздельности; различны основания

развода; меры уголовного наказания за одно и тоже деяние и т.д. Все это

делает правовую систему США еще более сложной и запутанной, чем английская.

Еще одно отличие американского права от английского —это несколько

иное, более свободное действие правила прецедента. Высшие судебные

инстанции штатов и Верховный Суд США никогда не были связаны своими

собственными прецедентами. Отсюда их большая свобода и маневренность в

процессе приспособления права к изменяющимся условиям общественной жизни.

Это более свободное обращение с прецедентом приобретает особое значение в

свете правомочий американских судов (не известного английским судам)

осуществлять контроль за конституционностью законов. Верховный Суд штата и

Верховный Суд США могут таким образом отказаться от прецедента

конституционного толкования. Право конституционного контроля, особенно

активно используемое Верховным Судом, подчеркивает роль судебной власти в

американской системе правления.

Большие возможности судебного воздействия на законодательство не

отменяют того факта, что законодательство в правовой системе США имеет

больший удельный вес и более значимо, чем статутное право в Англии. Это

связано прежде всего с наличием писаной конституции, а точнее целой системы

конституций: федеральной, существующей уже двести лет и играющей

значительную роль, и разных по возрасту конституций штатов. Но дело не

только в наличии конституций. Как уже отмечалось выше, штатам представлена

достаточно широкая законодательная компетенция и они активно пользуются ею.

Отсюда значительный по масштабам массив законодательства - статусного права

на штатном уровне.

Централизация, которой характеризуется развитие американской

федерации, усиление государственного вмешательства в условиях

государственно - монополистического капитализма привели и значительному

увеличению объема федерального законодательства, а также к росту

нормотворчества высших звеньев исполнительной власти: президента,

федеральных служб и т.д.

В статутном праве США встречается и немало кодексов, которых не знает

английское право. В нескольких штатах действуют гражданские кодексы, в 25

штатах - гражданско-процессуальные, во всех штатах - уголовные, в некоторых

-уголовно-процессуальные. Но за исключением штатов французского

происхождения, упоминавшихся выше, во всех остальных кодексы отнюдь не

напоминают европейские. В кодексах видят плод консолидации, более или менее

удачной, а не основу для выработки и развития нового права, как в странах

романо-германской семьи. Презюмируется, что законодатель хотел

воспроизвести в кодексе прежние нормы, созданные судебной практикой.

Особой формой кодефикации в США стало создание так называемых

единообразных законов и кодексов, цель которых установить возможное

единство в тех сторонах права, где это особенно необходимо. Подготовку

проектов таких законов и кодексов осуществляет Общенациональная комиссия

представителей всех штатов совместно с Американским институтом права и

Американской Ассоциацией адвокатов. Для того, чтобы проект стал законом, он

должен быть принят в качестве такого штатами.

Среди таких кодексов первым и наиболее известным является

Единообразный торговый кодекс, который был официально одобрен в 1962 г. В

нем 10 разделов и 400 статей. Он не охватывает все торговое право, но то,

что вошло в него, регламентировано достаточно детально, особенно нормы о

продаже товаров, об оборотных документах, обеспечении сделок. Не трудно

понять, почему в первую очередь обратились к унифицированной кодефикации

торгового права. Интересы бизнеса, "делового мира" страны предопределили

как основное направление унификации частного права, так и содержание

кодекса. Его не случайно называют «кодексом банкиров».

Не следует забывать, что в США, как и в Англии применение закона

зависит от судебных прецедентов его толкования, и нет гарантий, что

единообразные законы или кодексы не следует смешивать с частными

систематизациями прецедентного права и прежде всего многотомным изданием of

the Law». Несмотря на то, что это издание не является нормативным актом

(его готовит Американский институт права), оно пользуется авторитетом и на

него часто ссылаются в судебных решениях, в том числе Верховного Суда США.

Как и в Англии, значение обычного права в США велико в области

функционирования государственной власти. Конституция США стара, она не

охватывает многие существенные стороны государственной организации, и этот

пробел восполняется не только с помощью текущего законодательства, но и

путем признания сложившихся обыкновений, устоявшихся традиций.

Значительно меньше роль обычая в сфере частного права, где он

выступает в виде так называемых «торговых обыкновений», которые

определяются как сложившаяся практика или порядок деловых отношений, и в

таком качестве оказывают нормативное воздействие не только на развитие

соответствующих общественных отношений, но и на решение возникающих в этой

связи споров.

Можно констатировать, что процесс американизации правовой системы,

позаимствованной у Англии-это процесс придания ей свойств, благодаря

которым она еще в большей степени стала приспособлена к текущим

потребностям американского государства.

ГЛАВА III ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

III. 1 МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого

религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки.

Правовые системы этих стран не обладают той степенью единства, которая

свойственна ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них много

общего по существу и форме, все они основываются на концепциях,

отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все

эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в

значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается

совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.

Считается, что принципы, которыми руководствуются не западные страны,

бывают двух видов:

1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем

на западе, имеет место переплетение права и религии;

2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения

должны регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского

права; ко второй - страны Дальнего Востока, Африки, и Мадагаскара.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и

основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что

существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент

истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда.

Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые

подлежат правовому регулированию.

Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю

развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного строя и

становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова.

Мусульманское право как система юридических норм образовалась не сразу. В

начальный период развития ислама и мусульманской общины юридические и иные

правила поведения практически не различались. Не случайно в это время

мусульманская догматика (богословие) и правоведение - тесно переплетались и

не составляли самостоятельных направлений мусульманской идеологии.

Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития

государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как

юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма

широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом,

как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее

значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Из

всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с

государством и правом.

Важное значение мусульманского права в качестве нормативного регулятора и

идейно —политического фактора заставляет обратиться к исследованию его

специфических черт, как самостоятельной правовой системы. На основе тезиса

о неразрывном единстве в исламе «веры и государства», религия и право,

многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь

религиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические

нормы как таковые , если и имеются, то по существу совпадают с указанными

правилами, и не играют самостоятельной роли. Среди многих ученых

утвердилось мнение о неразрывном единстве религиозных и правовых норм.

Основными источниками мусульманского права- как и не юридических норм

ислама - признаются Коран и Сунна, в основе которых лежит «Божественное

откровение», которые закрепляют прежде всего основы веры, правила

религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание

мусульманского права в юридическом смысле.

Многие исследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина

получает прежде всего религиозную оценку, а главным средством обеспечения

норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение.

Наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходит от

государства, воспринимается в конечном счете как «Божественная кара»,

поскольку важнейшей задачей мусульманского государства «есть исполнение

воли Аллаха на земле».

Но однако соотношение в исламе правовых и не правовых нормативных

предписаний сложнее и тоньше, чем может показаться на первый взгляд. Подход

к мусульманскому праву, только как религиозному явлению не учитывает того

обстоятельства, что несмотря на прочную связь юридических норм ислама с

религиозными и нравственными, их переплетения, а иногда и слияния, между

данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия. Анализ

нормативного содержания мусульманского права позволяет сделать вывод, что

не все юридические нормы в равной степени основана на исламе как

религиозной догме, или системе чисто религиозных нормативных предписаний,

намоилсс upu^iw связана с религией лишь те немногочисленные, конкретные

правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или сунну. К ним

относятся, например, отдельные стороны брачно-семейных отношений или

вопросы наследования, несколько уголовно-правовых предписаний. Они

отличаются от других норм мусульманского права тем, что по существу

совпадают по определенным образцам поведения с соответствующими

религиозными нормативными положениями и (в отдельных случаях) нравственными

требованиями, освещенными исламом. Именно потому, что их религиозные

«дубликаты» закреплены в Коране и сунне, сами нормы мусульманского права

этой разновидностью рассматриваются как имеющие непосредственно

«Божественное произношение» и неизменяемые. Однако подобные предписания -

весьма скромная часть мусульманского права, большая часть норм, которого

была введена в оборот правоведами на основе чисто логических, рациональных

приемов толкования (иджтихад). По признанию самих мусульманских

исследователей, если Коран и сунна содержат все правила религиозного

культа (ибадад), то норм взаимоотношения людей (муамалат), закрепленных

этими источниками, очень мало по сравнению с нормативным составом

мусульманского права в целом. Это значит, что большинство норм «муамалат»не

связано непосредственно с «Божественным откровением» и не имеет аналогов в

системе мусульманских религиозных правил поведения. Главное их качество

(норм муамалат) заключается в рациональной обоснованности и способности

изменяться (развиваться).

Юридические правила поведения тесно связаны с религиозными нормами и

взаимодействуют с ними. Однако относительно небольшое число норм

мусульманского права возникло на основе соответствующих религиозных

предписаний, а преобладающая их часть имеет к религии лишь косвенное

отношение. Поэтому связи мусульманского права с религией характеризуются

противоречивыми моментами: с одной стороны имеется немало правовых и

религиозных норм, совпадающих по своему содержанию и осуществляемых через

деятельность как религиозных учреждений (которые являются одновременно

элементом государственного механизма) так и собственно государственных

органов, участвующих в выполнении регулятивной функции религиозной системы;

с другой - наблюдаются существенные различия между религиозной и правовой

системами социально-нормативного регулирования. Эти различия проявляются

как в том, что государство поддерживает возможностью своего принуждения

отнюдь не все религиозные нормы, так и в формировании большинства норм

мусульманского права без непосредственной связи с религиозными

предписаниями, в применении юридических норм не только мусульманскими

судами (выполняющими функции религиозных норм в качестве чисто религиозных

учреждений) но и светскими (государственными) судебными органами (полиция,

светские суды).

В XIX веке в положении мусульманского права произошли существенные

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.