рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правосознание

и индивидуальную правовую культуру (личности).

Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом

аспекте правовой культуры – это знание и понимание права, осознанное

исполнение его предписаний.

Понятие правовой культуры – это глубокие, объемные и

формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников

права, правильное понимание принципов права и задач правового

регулирования, правовое отношение к праву и практике его применения в

строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами

законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической

деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладевания

профессией, уровень специальной подготовки.

Структура правовой культуры

- право как систему норм, выраженных возведенную в закон государственную

волю;

- правосознание как систему духовного отражения всей правовой

действитеьности.

- Правовое учреждение как систему государственных органов и общественных

организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализующую права;

- Правовое поведение.

Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая

активность. Она проявляется , во-первых, в готовности личности к активным

сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так

и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или

законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждения в

необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность

групповой и индивидуальной правовой культуру составляет профессионально-

правовая культура юристов.

Социально-правовую активность следует отличать от правомерного

поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением

такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее

достижения и общественно значимый результат в правовой сфере. Не следует

относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей

должностным лицам. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в

частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности

безупречно служить закону.

Правовая активность или, точнее, интеллектуальная активность,

согласно концепции Д.Б.Богоявленской, имеет 3 уровня:

1. Если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается

в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его

интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что

подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта

деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего

стимула.

2. Если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей

задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности,

сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию

новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию

закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется

эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и

представителей других сходных профессий;

3. Самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название

творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не

эвристическим – формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной

проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы

– качественная особенность личностей, обладающих этим уровнем

интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в

правовой сфере, является интегративной характеристикой личности,

объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферу.

В процессе профессионального отбора на работу в

правоохранительные органы желательно ориентироваться на последние 2 уровня

интеллектуальной активности, как профессионально значимые, служащие

обеспечению качества и эффективности выполнения служебного долга

Рис.3 Пути формирования правовой культуры личности

Приобретение правовой образованности и

воспитанности

устойчиво

положительных правовых установок и

ценностных

ориентаций

потребности

вести себя правомерно

привычки

соблюдать закон

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала

выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует

стремится законодателю, правоприменителю. Гражданину и обществу в целом, а

затем оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и

средства достижения намеченных идеалов построения правового государства

общества, в котором обеспечиваются его социально-экономическому и духовному

строю права и свободы человека.

3. Правовой нигилизм

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т.е.

отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации

общественных отношений. Формы проявления правового нигилизма показаны на

рис. 3

Рис. 3 Формы проявления правового нигилизма

Формы проявления правового нигилизма

Равнодушное отношение к роли скептическое отношение к потенциальным

и знанию права

возможностям права

полное неверие в право

и негативное отношение к нему

В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А.И.Герцен

отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом,

была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины

его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе.

Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности.

Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где

это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает

правительство». Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла

марксистко-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме.

Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного

отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: « Что касается права, то

мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против

права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме – в

смысле права человека.»

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях , или

формах – теоретической (идеологической) и практической. В первом случае

имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма,

когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне),

что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская

революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во

втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на

практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в

многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в

конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и

легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов

безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной

политики на уголовные элементы).

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм

воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень

трудно, почти невозможно

****Теория государства и права . Москва 1999 год. Норма-Инфра. Стр.334

воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения,

поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания,

которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И

тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения

обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные

государством предписания не соблюдаются государственными же органами,

ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие

объяснения и оправдания (« в интересах народа», «для выполнения плана» и

т.д.) В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой

нигилизм.

Основные источники распространенности правового нигилизма

1. исторические корни, является естественным следствием самодержавия, много

векового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод,

репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

2. теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не

связанной и не ограниченной законнами;

3. правовую систему, в которой господствовали административно-командные

методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а

конституции и немногочисленные демократические законы в значительной

степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая

роль суда и низкий престиж права;

4. количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в

переходный период, кризис законности и неотложенность механизма

приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса

осуществления всех реформ, в том числе судебной.

Рис. 5 Пути профилактики правового нигилизма

Пути профилактики правового нигилизма

обеспечение качества упрочение законности

совершенствование

принимаемых законов и правопорядка

юридического

образования

повышение уровня правовой культуры

наличие в стране населения государственных и

правосудия

муниципальных служащих, профессиональная

культура юристов.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное

явление – правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение

реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает

человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще

Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов

строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые

мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив

старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто.

Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно

возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего

общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может

развеять иллюзии правового идеализма.

4. Правовая идеология и правовая психология.

Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и

правовую психологию.

Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания

(политическим, нравственным, эстетическим и т.д.) составляют сознание и

переживание связанности поведения с юридическими последствиями (мнимыми,

действительными или желательными),соотнесение их с правовым регулированием,

субъективными правами, юридическими обязанностями и санкциями.

Правовая идеология есть систематизированное научное выражение

правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп

и слоев населения.

Она должна формироваться как процесс выявления теоретического

сознания, координации и согласования различных общественных интересов через

достижение социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет

содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и

свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль

суда как антипода командно-бюрократическому управлению, что свойственно

идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой

культурой.

Правовая идеология обосновывает и оценивает существующие или

возникающие правовые отношения, закономерность и правопорядок. В разработке

правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты

учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил,

уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы как

большинства, так и меньшинства , другие факторы.

Правовая психология охватывает совокупность чувств, ценностных

отношений, настроений, желаний или переживаний, характерных для всего

общества в целом или конкретной социальной группы (групп). Она является

наиболее непосредственным отражением

***** Общая теория государства и права. Москва 1999 год. Юрист

жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности,

различные группы и слои населения.

Через правовую психологию реализуются:

А) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все

то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности.

Б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки

зрения его соответствия нормам права.

Самооценка может завершаться чувством удовлетворения свои

поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему,

пониманием, что нарушены права, законность.

Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных

категорий, как стыд и совесть.

От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность

контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой».

Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой

идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.

Источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии

могут стать особо присущие Востоку и обусловившие прогресс Японии, Южной

Кореи, а сейчас и Китая любовь к профессиональному труду, послушание

начальству, исполнительность и дисциплина. И в то же время необходимо найти

и закрепить в праве меру сочетания социальных гарантий личности и свободы

личной инициативы, с тем чтобы двигаться по пути формирования правового

государства.

Итак, как элемент правовой культуры правовое сознание, включающее

правовую идеологию и правовую психологию, представляет собой своеобразный

фильтр, через которой пропускаются все факторы, влияющие на право и

правовое поведение ( деятельности).

Современная идеология нашего народа и государства должна взять

лучшее от прошлого, а также от настоящего и будущего. Идеология России

никогда раньше не имела в качестве цели создание социально ориентированного

государства и свободного рынка.

Теперь такая цель появилась. Ее достижению достаточно

способствовать общественная нравственность, философия социальной

защищенности граждан, социальная справедливость и юридическая наука,

реализуемые через законодательно закрепленные организации государства.

Рынок и частная собственность изначальны в человеческой истории, но они

должны регулироваться государством с учетом особенностей национальной

идеологии и психологии.

5. Заключение

Правовое сознание и правовая культура общества в целом

развивается и повышается путем правового воспитания.

Правовое воспитание есть целенаправленная деятельность по

транцляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов

и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к

другому. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание

не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает

воспитательный эффект.

Различие можно провести, причем условно, по сфере воздействия:

- воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную,

мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на когнитивно-

рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на

человека.

- Ценностное, эмоционально-волевое воздействие очень сильно ограничено

правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к

тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности

людей, но провозглашаются на словах (как политическими лидерами перед

населением, так и простыми воспитателями перед детьми и юношеством).

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой

жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора,

целенаправленной деятельности хоть и важна, но не является ведущей, а тем

более единственно необходимой и достаточной.

И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном

масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающтйся человек.

(А.Д.Сахаров, А.Ф. Кони), который «раскроет» людям глаза на истинное

положение дел в области защиты прав человека, противостоянии

государственному произволу.

По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры

общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения

о существующих юридических предписаниях.

Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом

и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а

следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России.

Тем более важно обучать этому будущих юристов – профессионалов,

чтобы основная цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод

человека, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из

центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности

и культуры в целом.

****Теория государства и права . Москва 1999 год. Норма-Инфра. Стр.336

Список использованной литературы

1. Теория государства и права. В.М.Корельский и В.Д.Перевалов, издательская

группа Норма-Инфра. Москва 1999 год.

2. Общая теория государства и права. В.В. Лазарев. Юрист. Москва 1999 год.

3. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.Н.Марченко. Проспект.

Москва 2000 год.

4. Теория права и государства / Под редакцией Г.Н Манова

М.1995 г.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.