рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правоотношения

|изменение и прекращение |помимо воли людей (напр., природное |

|правоотношений (напр., сделка, |стихийное явление, смерть) |

|постановление следователя, решение | |

|суда) | |

|обстоятельства |

|— сложные юридические факты, которые охватывают своим содержанием действия|

|и события (напр., безвестное отсутствие, местожительство, |

|недееспособность). Их использование объективно необходимо в трудовом, |

|семейном, уголовном праве и др. |

|Действия |

|правомерные |неправомерные |

|- отвечают требованиям норм права |— не отвечают требованиям норм права|

|(договор). |(правонарушения). |

|Правомерные действия |

|юридические акты |юридические поступки |

|—действия, которые связаны со |— действия, которые не связаны со |

|вступлением лица в конкретное |вступлением лица в конкретные |

|правоотношение с намерением достичь |правоотношения и независимо от его |

|определенною юридического |намерения влекут юридические |

|последствия (напр., обращение |последствия (напр., фиктивный брак |

|гражданина с заявлением в |порождает, в случае рождения детей, |

|государственный орган о прописке). |все юридические обязанности, |

| |связанные с содержанием и |

| |воспитанием детей). |

|Неправомерные действия |

|преступления |проступки |

|— предусмотренные законом |— один из видов правонарушений, |

|общественно опасные виновные деяния |состоящий в виновном действии или |

|(действия или бездействие), которые |бездействии, влекущим по |

|влекут по действующему |действующему законодательству |

|законодательству уголовную |дисциплинарную или административную |

|ответственность Преступление |ответственность. Проступок |

|отличается от проступка большей |отличается от преступлений меньшей |

|степенью общественной опасности. |степенью общественной опасности. |

|События |

|абсолютные |относительные |

|(например, смерть человека порождает|(например, смерть застрахованного |

|последствия: имущество переходит |лица в результате убийства влечет |

|жене, детям, т.е. возникают |последствия независимо от того, по |

|наследственные правоотношения, |какой причине произошло лишение |

|изменяется состав участников |жизни — выплачивается страховая |

|правоотношений, субъектом которых |премия семье, у наследников убитого |

|был умерший). |возникает правоотношение с органом |

| |страхования). |

|Виды юридических фактов по составу: |

|простые |сложные (фактические составы) |

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических

последствий необходим не один юридический факт, а совокупность фактов

Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых

последствий, предусмотренных нормой права (возникновение, изменение или

прекращение правоотношения), называется фактическим (юридическим) составом.

|Фактические составы |

|простые |сложные |

|— включают факты, относящиеся к |— включают факты, относящиеся к |

|одной и той же отрасли |различным отраслям законодательства.|

|законодательства. Например, для |Напр., пенсионное правоотношение |

|заключения брака необходима |может возникнуть только при наличии |

|совокупность фактов: взаимное |трех фактов: достижения |

|согласие лиц, вступающих в брак; |установленного законом возраста, |

|достижение ими брачного возраста; |наличия трудового стажа, решения |

|отсутствие у каждого из них |органа социального обеспечения о |

|зарегистрированного в органах загса |начислении пенсии. Здесь достижение |

|брака; отсутствие между ними |установленного законом возраста и |

|родственных отношений, |наличие необходимого трудового стажа|

|дееспособность лиц, вступающих в |предусмотрены нормами трудового |

|брак. Все эти факты предусмотрены |законодательства, решение органа |

|одной отраслью законодательства — |социального обеспечения — это сфера |

|брачно-семейным законодательством. |административного законодательства. |

Фактический состав не следует смешивать с событиями — сложными

юридическими фактами.

8. Презумпции

В правовой действительности имеется феномен, который, не будучи

юридическим фактом, может порождать правоотношения. Это — презумпция.

Виды презумпций по факту правового закрепления:

|фактические (общежитейские) |законные |

|— правдоподобное знание о развитии |— определенное логическое |

|природы, общества, мышления; могут |средство, используемое в судебном|

|использоваться субъектами судебной, |процессе вследствие того, что оно|

|следственной деятельности без обращения|предусмотрено законом или |

|к доказательствам. |вытекает из его смысла. |

|В законе не выражены и юридического |В законе выражены и имеют |

|значения не имеют. |юридическое значение. |

Мы ведем речь о законных презумпциях.

Презумпция (лат. — предположение) — закрепленное в законе

предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, которые имеют

юридическое значение.

Презумпции — важный и достаточно гибкий инструмент регулирования

правоотношений, благодаря которому исчезают сомнения в существовании

определенного юридического факта, поскольку в них:

— отражаются исходные, принципиальные начала права;

— заложен механизм реализации этих начал.

Законные презумпции бывают двух видов:

• не опровержимые презумпции — не нуждаются в доказывании, т.к. не

подлежат сомнению;

• опровержимые презумпции — могут быть опровергнуты в результате

установления иного в отношении этих фактов. Виды презумпций по субординации

в правовом регулировании и их черты:

|материально-правовые |процессуально-правовые |

|— содержат правоположения о наличии |— исключают необходимость |

|(отсутствии) определенного |доказательств для вынесения решения |

|юридического факта при существовании|или указывают субъекта, на которого |

|других фактов, которые могут иметь |возлагается бремя доказывания во |

|отношение к другому субъекту данного|время разбирательства юридического |

|правоотношения или неопределенному |дела, чем устанавливается порядок |

|кругу лиц; |применения норм процессуального |

| |права; |

|— служат предпосылкой для |— имеют предпосылкой |

|существования процессуальной |материально-правовую презумпцию; |

|презумпции; | |

|— вступают в действие только при |— всегда вытекают из правовой нормы |

|доказанности условий их применения; |и распределяют бремя доказывания |

| |строго определенно, а не |

| |предположительно; |

|— всегда могут быть опровергнуты |— не могут быть опровергнуты, если |

|путем доказательств об отсутствии |материально-правовая презумпция |

|фактов, при наличии которых они |является неопровержимой. |

|применяются. | |

Следует учесть, что в большинстве правовых норм материальные и

процессуальные виды презумпций тесно переплетаются.

Каждая отрасль права имеет немалый «набор» презумпций. Например, в

Гражданском кодексе закреплена такая презумпция, как презумпция вины. Вина

признается обязательным условием для применения мер гражданско-правовой

ответственности за нарушение договорных обязательств или в случае

причинения вреда. Правда, из презумпции вины есть исключения. И все же

общим правилом в странах континентальной Европы является следующее:

непременной предпосылкой договорной ответственности является вина должника.

Другим примером презумпции может быть закрепленная в Гражданском

кодексе Российской Федерации презумпция разумности и добросовестности

участников гражданских правоотношений (ч.3 ст.10 ГК РФ). Это означает, что:

1) сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности,

признаются недействительными; 2) участник гражданского правоотношения

признается добросовестным, а доказывать его недобросовестность должен тот,

кто с такими действиями связывает определенные юридические последствия.

Чтобы не требовалось расширительного толкования презумпций — ни

судебного, ни доктринального, они должны закрепляться в законах и

формулироваться четко.

9.ПОНЯТИЕ «ОТНОШЕНИЕ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

Термин «отношение» используется различными науками. Поэтому

целесообразно очертить значение этого понятия, поскольку в отечественной

науке можно встретить самые различные его значения. Довольно часто этим

термином обозначается позиция человека по поводу какого-то явления

окружающей его действительности, в том числе других людей. Например, у

человека сложилось определенное мнение-отношение к картине художника, о

котором он обычно не спешит поведать каждому или вообще затрудняется это

сделать. Часто мы формируем то или иное отношение к другому человеку, хотя

об этом никому не говорим, носим его в себе, по крайней мере, не выражаем

своего истинного отношения. Это – отношения психологические, внутренние. Их

особенность состоит в том, что они часто не субъектно-субъектные, а

субъектно-объектные. Другими словами, для таких отношений необязательно

наличие двух сторон, достаточно одной и объекта, по поводу которого эта

сторона и составляет свое отношение. К правовому отношению такое значение

понятия отношения имеет крайне незначительное касательство и ограничивается

областью правосознания.

Существует и математические трактовки отношения, но и это значение не

составляет основного содержания социальных, в том числе правовых,

общественных отношений.

Непосредственный интерес представляет понятие отношения в смысле

общественного отношения[3]. Таким понятием обозначается реальное

взаимодействие в социальном пространстве живых людей, наделенных

определенным сознанием и волей, преследующих при этом определенные цели.

Взаимодействие сторон такого отношения всегда выражается вовне – в

поступках, действиях его участников, их жестах (именно этим общественное

отношение отличается от психологического, математического, но, как можно

будет увидеть ниже, не только этим).

Свои действия субъекты подобных отношений соотносят или подчиняют

достижению определенного результата, цели. Последние нередко закрепляются

действующими в обществе нормативами. Говоря об общественном отношении,

полезно подчеркнуть, что любая его разновидность содержит основные атрибуты

социального отношения.

«Общественные отношения являются отношениями, устанавливаемыми самими

людьми в процессе их деятельности, поэтому они не могут ни существовать, ни

изменяться независимо от человеческой деятельности»[4]. Это - важная

характеристика общественного отношения, имеющая принципиальное значение для

понимания и правовых отношений.

В свою очередь, без общественных отношений «человеческая деятельность

не может обходиться нигде и никогда. Она неизменно включается в систему

этих отношений, осуществляется в тесной связи с ними, приобретает благодаря

им конкретно-исторический характер»[5]. При этом зависимость общественных

отношений от деятельности не следует принимать только как связь причины и

следствия: в начале – возникает деятельность, а потом, вслед за ней, -

отношение. И то, и другое не может существовать само по себе, друг без

друга.

Представляется полезным остановится на некоторых моментах

понимания отдельно взятого общественного отношения. Особенно важно

обсуждение понятий (граней) между общественной связью, фактическим

отношением, общественным отношением. Особенность данного взгляда на эти

понятия (и явления, этими понятиями выражаемые) состоит в том, что они, по

сути дела, отражают процесс становления, развития зрелого социального

отношения.

Начальная стадия – общественная связь. Её основное назначение

состоит именно в том, чтобы соединить, связать в ту или иную позицию

различные субъекты, обеспечив для них по меньшей мере две возможности: а)

самостоятельное поведение, однако каждая из сторон общественной связи,

вольно или невольно, должна как-то учитывать факт её связанности с другой

(вторая сторона может быть представлена одним, многими, всеми субъектами);

например, когда я по дороге на работу никого не граблю, не оскорбляю, не

нарушаю правил уличного движения, я веду себя вполне самостоятельно, но

учитываю при этом связь с непосредственно окружающими меня людьми: они

могут дать мне отпор, водитель может меня сбить и др.; б) вторая

возможность, вытекающая из общественной связанности, состоит в том, что сам

факт нахождения в общественной связи открывает перспективу развития

общественной связи в фактическое или общественное отношение с теми, с кем я

нахожусь в связи; общественная связь, таким образом, есть предпосылка

отношения; например, я получаю возможность устанавливать фактические или

общественные отношения с коллегами по работе благодаря тому, что оказываюсь

''связанным'' в определённую структуру – рабочий, производственный, научный

и какой-либо другой коллектив. Именно поэтому можно утверждать, что

общественная связь и возникающие на её основе фактическое или общественное

отношения – социальны.

Фактическое отношение – это следующая стадия развития

общественного отношения. Фактическое отношение, в отличие от зрелой стадии

социального отношения, могут отличать несколько признаков. Во-первых, для

того, чтобы возникло фактическое отношение, наличие двух сторон

необязательно, хотя, по-видимому, большая часть таких отношений

устанавливается между двумя конкурентными сторонами (например,

упоминавшиеся выше психологическое отношение, математическое, некоторые

моральные и др.). Во-вторых, содержание фактических отношений (поведение

сторон или их взаимодействие) отличается от содержания как общественной

связи, так и более зрелой формы социальных отношений – общественного

отношения. Если взять (сравнить) фактическое отношение с общественным, то

получается примерно следующая картина: а) форма фактического отношения, то

есть процедура, порядок разворачивания содержания (поведения,

взаимодействия сторон) всегда менее строгая, менее определённая (в смысле

чёткости, формализации поведения). В рамках фактического отношения вряд ли

можно ожидать господства таких ценностей, как предсказуемость результата

взаимодействия, поведения, определённость в поведении стороны (сторон),

гарантированность ожиданий взаимодействующих сторон, защита от

посягательств и др. Последнее в значительной степени определяется тем, что

стороны таких отношений, как правило, лишены возможности воспользоваться

подсказкой, то есть соотнести свои желания, поведение с нормативом (его

просто может не быть); б) социальный механизм такого отношения действует по

несколько иным правилам, нежели отношения общественного.

Вообще, социальный механизм отношения можно понимать как

способ, приём действования или взаимодействия сторон отношения. Существует

по меньшей мере два способа действования такого механизма. Первый, назовём

его методом опеки, состоит в том, что сторонам всегда стремятся указать,

подсказать или навязать тот или иной способ действования. Другими словами,

стремятся вести стороны по жизни, опекать их. Однако помимо заботы здесь

просматривается и стремление определять за людей, что им нужно, что им

следует делать, а чего им не нужно и чего делать не следует. В роли опекуна

чаще всего и успешнее выступает обычно государство, но с успехом эту роль

может играть и общество. Нужно подчеркнуть, что фактическое отношение –

неблагодарный ''ребёнок'', небезуспешно ускользающий от забот. Сказанное

следует понимать в том смысле, что фактическое отношение – не самая лучшая

форма для патронажа. Особенно это очевидно, когда в обществе утверждается

вторая модель функционирования социального механизма отношения. Последняя

имеет место тогда, когда отношение основывается на самостоятельном

усмотрении его сторон, автономном волеизъявлении и пр. Типичным примером

такого отношения является моральное. Как первая, так и, в особенности,

вторая модель социального механизма отношения нередко обеспечивают

индивидуальность, неповторимость, самобытность, яркость поведения в рамках

фактического отношения. В таких отношениях формируется личность, во всяком

случае без таких отношений она вряд ли возможна. Всё это, по вполне

понятным причинам, не всегда и не вполне устраивает общество, особенно

государство, пекущееся всегда о коллективных ценностях, которые не всегда

уживаются с подобными отношениями. В силу чего общество и государство

стремятся перевести фактическое отношение в ранг зрелого общественного.

Общественное отношение, если углубить проблему, - это

фактическое отношение, но с более строгой формой. Именно через упорядочение

содержания фактические отношения могут быть развиты в общественные.

Необходимо подчеркнуть, что развивают фактическое отношение в общественное

в конечном счёте сами стороны, субъекты таких отношений. Но общество и

государство всегда стремятся ''подчеркнуть'' их к этому в первую очередь за

счёт закрепления в нормативе порядка взаимодействия в рамках отношения и

способа достижения желаемого результата, то есть путём установления

определённой формы отношения.

Похоже, что наибольших успехов в деле развития фактических

отношений (и общественных связей) в общественные отношения государство

добивается на ниве юридических просторов. Именно этот вид отношений

является сегодня достаточно определённым образцом современного и зрелого

социального отношения, со всеми его основными атрибутами (хотя и здесь,

особенно в обществах с низким уровнем правового развития, правовые

отношения страдают патологией, в том смысле, что функционируют скорее как

фактические, а не общественные отношения).

Каковы же признаки зрелого общественного отношения? Хотелось бы

выделить следующие;

а) наличие двух конкретных сторон, на каждой из них может быть

несколько субъектов;

б) субъектный состав таких отношений не столь широк, как в

общественных связях или в фактических отношениях, нередко стороной

общественного отношения может стать только лицо, обладающее определёнными

признаками, в том числе занимающее определённую официальную позицию,

выполняющее социально значимые функции и др.; например, чтобы стать

субъектом юридического отношения, человек, как минимум, должен обладать

правом и дееспособностью;

в) общественное отношение представляет собой устоявшийся,

''затвердевший'', типичный образец взаимодействия; можно говорить об

определённом единообразии поведения в рамках определённого вида

общественных отношений. М. Вебер считал, что последнее объясняется отнюдь

не ориентацией людей на какую-либо считающуюся ''значимой'' норму и даже не

на обычай, а просто тем фактом, что данный тип социального поведения, по

существу, больше всего в среднем соответствует, по субъективным оценкам

индивидов, их естественным интересам и что на это они ориентируют своё

повседневное поведение[6]. С таким суждением вряд ли следует спорить, если

иметь в виду генетический аспект этой проблемы. Однако тот или иной тип

социального поведения, будучи вызван к жизни естественными интересами, не

может не нуждаться затем в закреплении его в нормативе. Хотя бы в интересах

удержать его на социальной арене взаимодействий доступной не только для

данного, но и для последующего поколений. Именно с этим обстоятельством

можно связывать следующий признак общественного отношения;

г) форма общественного отношения, которая оказывается для его

содержания отнюдь не просто ''крышкой'', но формирует его, упорядочивает,

то есть устанавливает определённый порядок развёртывания содержания

отношения (взаимодействия). И в этом смысле при характеристике

общественного отношения заметное место принадлежит по праву нормативу. Но

не потому, что он как бы исходно предписывает, навязывает или рекомендует

определённый образ действования в социальном пространстве (хотя практика

знает и такое). Но потому, что именно в нормативе складывается и

удерживается соответствующий интересам индивида (общества, государства) тип

взаимодействия, которое и приводит его к желаемым результатам.

Именно по форме можно различать и классифицировать различные

виды общественных отношений. Знакомство с формой отношения может усилить

убеждённость в том, что данный вид отношений находится на стадии

фактического или общественного социального отношения. Например, юридические

отношения, с точки зрения их формы, имеют ярко выраженную тенденцию к

такому порядку осуществления взаимодействия (его сторонами), при котором на

передний план выходят следующие ценности: предвидимость результата

взаимодействия, предсказуемость поведения сторон такого отношения,

равенство сторон во взаимодействии (в том смысле, что ни одна из них не

должна в одностороннем порядке определять (навязывать) поведение другой);

именно форма такого отношения обеспечивает возможность в последующем

доказывать нарушение одной стороной порядка взаимодействия и др.

Несколько отличны по форме моральные отношения. По общему

правилу порядок взаимодействия в таком отношении фиксируется в письменном

виде очень редко, не всегда предсказуем результат взаимодействия, главное

же состоит в том, что порядок взаимодействия здесь основан на добровольном

подчинении одной стороны своего поведения другой стороне такого отношения.

Политические отношения, даже на уровне общественных, являют

собой форму, весьма значительно отличающуюся от рассмотренных отношений. На

первый взгляд, политические отношения схожи с моральными, в том смысле, что

здесь часто нет равенства сторон: одна сторона определяет поведение другой.

Однако вторая сторона подчиняет своё поведение первой не добровольно, а в

силу положения в политической иерархии. Не отличает эту форму отношений

ясность, предсказуемость; напротив, политические отношения по своей форме

очень часто туманны, идеологичны, а то и откровенно демагогичны.

Итак, общественное отношение – это способ стабилизации и

универсализации ценных, значимых для людей, общества, государства моделей

(типов) взаимодействия, способных привести к предполагаемым результатам.

Признаком именно социальных (общественных) отношений можно считать и то,

что они устанавливаются и реализуются в ходе взаимодействия (или

противодействия) сторон. В общественном отношении люди, то есть его

стороны, нуждаются друг в друге, зависят друг от друга и добиться

желаемого, или того, в чём они заинтересованы, они могут, только опираться

на взаимное содействие. При этом нередко одна из сторон осознаёт себя в

качестве ''самости'', только ''вглядываясь'' в другую сторону как в себя

(видя себя в ней как в зеркале). Общественное отношение в самом себе

содержит возможность контроля за поведением сторон. В том смысле, что

каждая из сторон такого отношения контролирует поведение второй стороны и в

соответствии с этим корректирует своё поведение. Нередко в этом ей помогает

норматив, который содержит основной алгоритм поведения в рамках

общественного отношения, ведущий к достижению желаемой цели.

Можно попытаться, в постановочном плане, дать понятие

общественного отношения.

Общественное отношение является одной из форм (зрелой)

социальной активности, как минимум, двух сторон (лиц), оно устанавливается

живыми субъектами и интересах реализации актуальных для них интересов.

Реализация такого отношения основана на взаимном содействии и взаимном

контроле сторон за порядком взаимодействия; последний закрепляется

нормативом.

Выводы

Нормативно-правовые акты регулируют (охраняют) правовые отношения,

которые постоянно возникают, меняются или прекращаются. Правоотношения —

это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых

выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей,

которые обеспечиваются государством.

Основные признаки правоотношения: а) они возникают на основании норм

права; б) характеризуются наличием сторон, которые имеют субъективные права

и юридические обязанности; в) является видом общественных отношений

физических или юридических лиц, организаций и обществ; г) осуществление

субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях

контролируется и обеспечивается государством.

Группировать правоотношения можно на таких основаниях: в зависимости

от количества субъектов (простые и сложные); за предметом правового

регулирования (административные, гражданские, земельные, уголовные,

финансовые, трудовые и др.); за действием во времени (долго- и

кратковременные); по методу правового регулирования (договорные и

руководящие); по содержанию поведения обязанной стороны (пассивные и

активные); в зависимости от функционального назначения (регулятивные и

охранительные).

Правоотношения имеют сложное строение и охватывают: субъекты; объекты;

содержание правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения правоотношений

являются юридические факты.

Субъектами правоотношения считают тех участников, которые являются

носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Субъекты

правоотношения можно разделить на: физических и юридических лиц;

государственные и общественные организации; разные общности (трудовой

коллектив, нация, народ, население соответствующего региона и др.);

гражданское общество.

Субъекты правоотношения должны владеть правосубъектностью, т.е.

способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего

имени и нести юридическую ответственность за свои действия.

Правоспособность — способность субъекта быть носителем субъективных

прав и юридических обязанностей.

Дееспособность — способность субъектов своими действиями приобретать и

самостоятельно осуществлять субъективные права и выполнять юридические

обязанности. Ее разделяют на право- и деликтоспособность.

Правоспособность — способность субъекта правоотношения лично своими

действиями осуществлять и заключать гражданско-правовые соглашения.

Деликтоспособность — способность субъектов правоотношения нести

ответственность (юридическую) за совершенное правонарушение.

Физические лица как субъекты правоотношения могут быть гражданами

России, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Их также можно

разделить на частных лиц, должностных лиц и специальных субъектов.

Юридическими лицами признаются организации, которые имеют личное

имущество, могут от своего имени приобретать имущественные и личные

неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцами в общем,

арбитражном или третейском суде и нести юридическую ответственность за свои

действия.

Объекты правоотношения — те реальные социальные блага, которые

удовлетворяют интересы и потребности людей и по поводу которых между

субъектами возникают, меняются или прекращаются субъективные права и

юридические обязанности. Их разделяют на материальные, духовные блага,

действия субъектов правоотношения, результат их деятельности.

Содержание правоотношения характеризуется синтезом фактического и

юридического содержания.

Юридическое содержание — субъективные права и юридические обязанности

субъектов правоотношения, т.е. возможность определенных действий

уполномоченных субъектов и необходимость соответствующих действий обязанных

субъектов.

Фактическое содержание — само поведение субъектов, их деятельность, в

которой реализуются субъективные права и юридические обязанности сторон.

Содержание субъективного права кроет в себе возможности: действовать в

соответствии со своим желанием; требовать определенных действий от

обязательной стороны: пользоваться социальным благом, которое закреплено

субъективным правом; обратиться к компетентному органу или должностному

лицу за защитой своего права,

Юридические обязанности — закрепленная нормами права мера

необходимого, наиболее умного и целесообразного поведения лица (субъекта),

направленная на удовлетворение интересов носителя субъективного права и

обеспеченная возможностью государственного принуждения.

Содержание юридических обязанностей заключается в необходимости;

осуществлять определенные действия; удерживаться от осуществления действий,

которые противоречат интересам других лиц; требовать осуществление или

неосуществление определенных действий от других лиц; нести юридическую

ответственность за невыполнение или неподобающее выполнение предусмотренных

нормой права действий.

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства,

предусмотренные гипотезой правовой нормы, которые вызывают возникновение,

изменение или прекращение правоотношения. В зависимости от оснований

различают такие виды юридических фактов: по юридическим последствиям —

правотворческие, правоизменительные, правоотменительные; в зависимости от

формы их проявления — позитивные и негативные; по характеру действия —

одноразового или непрерывного действия (например, одноразового действия —

договор дарения; непрерывного действия — пребывания в браке). Некоторые

авторы выделяют прочные юридические факты, в частности процессуальные; по

волеизъявлению выделяют юридические действия, то есть такие жизненные

обстоятельства, которые характеризуют волевое поведение субъектов, внешнее

выражение их воли и сознательности. Разделяют также юридические события,

т.е. жизненные обстоятельства, которые возникают, развиваются и

прекращаются независимо от воли субъектов правоотношения.

Юридические действия, в свою очередь, разделяют на правомерные и

неправомерные. Правомерные юридические действия разделяют на юридические

акты — такое правомерное поведение, которое осуществляется с целью вызывать

юридические последствия (напр., постановление следователя о прекращении

уголовного дела, признание человека безвестно отсутствующим или умершим и

др.). А еще отделяют правомерные юридические поступки — такие действия,

которые не преследуют своей целью вызывать юридические последствия.

Неправомерные юридические действия — правовые аномалии,

злоупотребление правом, не являющимся правонарушением, и правонарушение. К

правонарушениям относят преступления и различные проступки.

К юридическим событиям относят рождение или смерть человека, стихийные

бедствия, болезнь и другие события, с которыми норма права связывает

возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Следовательно, юридические факты, как жизненные обстоятельства,

которые предусматриваются нормами права, имеют большой теоретический и

практический смысл. Усвоив знания по теории правоотношения, юрист сможет

анализировать конкретные жизненные ситуации, правильно использовать

юридические нормы.

Список литературы

2. Скакун О.Ф. Теория государства и права. - Х., 2000.

3. Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко. — М., 1987.

4. Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. — М.,

1994.

6. Основы теории государства и права / Под ред. А.С.Пиголкина. — М.,

1988.

7. Тихомиров Ю.А. Публичное право. — М., 1995.

8. Теория государства и права / Под ред. С.С.Алексеева. — М., 1985.

9. Теория государства и права / Под ред. А.И.Королева и Л.С.Явича. —

Л., 1987.

10. Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. — Нижний

Новгород, 1993.

14. Курилов Д.А. Общая теория государства государства и права:

предмет, структура, функции. - М., 1997.

15. Сурилов А.В. Теория государства и права. — К.—Одесса, 1989.

16. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова,

А.В.Малько. — Москва, 1997.

20. Киноградов П.Г. Очерки по теории права. М., 1915.

21. Гегель. Работы разных лет. М., 1973.

22. Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизм. М., 1926.

23. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

24. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.

25. Братко А.Г. Правоохранительная система. М., 1991.

26. Мицкевич А. В. Правовые отношения в советском обществе // Общая

теория советского права. М., 1966.

27. КовачевД.А. Функция, задачи, компетенция и правоспособность

государственного органа // Правоведение. 1985.

28. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

09.02.2002

В.В.Шатров.

-----------------------

[1] Р.О. Халфина, Общее учение о правоотношении, «Юридическая

литература», М., 1974, стр. 5.

[2] В ряде стран нижняя граница уголовной дееспособности является

высокой (16—17 лет), в других — низкой (8—9 лет).

[3] Гревцов Ю.И. Проблемы теории правоотношения. Л., 1981.

[4] Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т. 3. М., 1957.

[5] Общественные отношения. Вопросы теории. М., 1981. С.15.

[6] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 635.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.