рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Понятие, сущность и назначение государства

Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции

обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функцию

захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями.

Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного

аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в

осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также

выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были

унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем

Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления, и долгое время

несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной

монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух

видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших

органов государства участвовало все свободное население. Второй вид —

аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов

государственной власти принимали участие представители крупной военно-

земельной аристократии.

В императорский период рабовладельческое право Рима достигло

наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима,

развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования

соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие

правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного,

наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права,

основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху

и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство

вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное

государство.

3. Феодальное государство.

Н

а основе феодальных производственных отношений возникло много государств,

не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции,

Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И

сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность

феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян.

Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства.

Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с

тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники,

торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом

сочеталась с делением на сословия, т. е. на такие группы людей, которые

отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей.

На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как

князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не

имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными

были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле.

Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю

историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и

привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а)

децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и

установления сословно-представительной монархии; в) централизованной

абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство

функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями.

Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и

других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также

функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его

деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от

внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили войско,

отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору

налогов, суды.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных

видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-

республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться

буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие

работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений

мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и

феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-

демократических революций. В результате последних возник новый тип

государства.

4. Буржуазное (капиталистическое) государство.

Э

тот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к

изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более

трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода,

равенство, братство». Установление буржуазной государственности по

сравнению с феодальной — огромный шаг вперёд по пути социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его

развития составляла капиталистическая частная собственность на средства

производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но

сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время

состояло из двух основных классов — буржуазии и рабочих, отношения между

которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития

капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной

конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается

в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция.

Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии

необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали

буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало

благоприятные условия для развития капиталистических общественных

отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом

монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и

углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в.— первая

половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения.

Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются,

монополизируются различные виды производства и распределения, возникают

мощные объединения — тресты, синдикаты, корпорации и т. п.; усиливается

эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от

производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии,

сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением

классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к

объединению рабочего класса, который стал носителем революционных

марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г.—исторически первая попытка

рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и

использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более

превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии,

которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это

приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские

режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных

государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во

внешней — функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта.

Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного

аппарата. Первые десятилетия XX в.— это годы первой мировой войны,

пролетарские революции, распад колониальной системы, тяжелые экономические

кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо

встала жесткая альтернатива — или саморазрушение под натиском острых

противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий

(современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является

переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый

курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие

с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй

мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа

государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. До

30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в

государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность

акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, экономика

приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности

придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к

изменяющимся условиям.

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре

общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими

слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют

«средний» класс — основной стабилизатор общественных отношений.

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более

демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из

потребностей всего общества — экономическая, социальная. Оно активно

вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения

государственных заказов, кредитования и т. п.

Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли

свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например,

получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории

на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным

капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый

характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи

государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных —

побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты,

но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.

5. Социалистическое государство.

И

деи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и

государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в

христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами,

содержались в былинах и сказаниях.

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о

будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В. И.

Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые

годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское

государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой

буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит

трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство

диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых

эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в

трудящихся. Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента

своего возникновения уже не является собственно государством, а становится

отмирающим «полугосударством», которое затем будет заменено

коммунистическим общественным самоуправлением.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами

высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем

эксплуататорским государствам.

В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные

большими деформациями переходные к социалистическому типу. Сегодня

китайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения

социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. (Марксизм-ленинизм

отводил строительству социализма и социалистического государства

непродолжительное время). Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм,

субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных

ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее, большой опыт

по строительству социалистической государственности должен быть глубоко

проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут

полезны как живущим, так и грядущим поколениям, ибо идеи социализма и

благородны, и бессмертны.

Заключение.

Н

а основании вышеизложенного можно сделать заключение, что государство

возникло не сразу, а как результат эволюции человека и его мышления, на

основе влияния не только объективных, но и субъективных причин.

Появление государства было объективной закономерностью, следствием

всего предшествующего развития первобытнообщинного строя: отделения

человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его

производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и

средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного

расслоения членов племени, рода и т.д.

Однако все эти факторы не имели бы сейчас такого значения, если бы за

всей этой чередой исторических событий не последовал раскол общества на

антагонистические классы. Последние же были не просто большими группами

людей, занимающими самостоятельное место в системе общественного

производства. Главное заключалось в том, что, имея непримиримые в тех

условиях интересы, ведя между собой яростную борьбу, они тем самым

поставили под вопрос само существование цивилизации.

Поэтому появление государства (права) как эффективного средства

урегулирования классовых столкновений было своеобразным спасением

человечества. Ведь любые внутренние или внешние опасности наносят ущерб

обществу, ставят под угрозу человеческую жизнь, подрывают первооснову

государства - его целостность, т.е. определенное политическое,

экономическое, идеологическое, духовное, социальное географическое

суверенное состояние.

Карательный подход к решению социальных споров между классами общества

как универсальное средство их государственно-правового регулирования не мог

решить проблемы потому, что предмет спора был глубже возможностей

государства. Он носил не столько юридический характер, сколько социальный,

культурный, нравственный характер; постоянно воспроизводился следующими

поколениями, анализировался в различных научных теориях, отражался в

программах политических партий.

Общество должно было дорасти до иных методов решения своих проблем, и

в том числе между классами. Те же законодательные, исполнительные, судебные

органы, возникшие вместе с государством как часть его механизма, не могли

сразу быть средствами несилового решения социальных конфликтов. Пройдет

немало времени, прежде чем люди задумаются над принципами разделения

властей, независимости суда как главного арбитра разрешения общественных

противоречий и др. Изменится и отношение к праву, закону в жизни общества.

Признание первенства права разрушает любые личные, классовые принципы

регулирования социальных противоречий.

Список использованных источников:

1. Алексеев С. С. Государство и право. - М., 1993 г.

2. Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и

право. - 1993 г. - № 2.

3. Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки //

Государство и право. 1993г. - № 7.

4. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990 г.

5. Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СП б., 1910 г.

6. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М., 1908

г.

7. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общ.

ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора

В. С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999 г.

8. Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство

и развитие общества. - М.; Л., 1931 г.

9. Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. - М., 1908 г.

10. Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1. - СП б., 1904 г.

11. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1.

12. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39.

13. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе:

необходимость новых подходов // Советское государство и право. -

1990 г. - № 10.

14. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 22.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1.

16. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

17. Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе

// Государство и право. 1993 г. № 6.

18. Общая теория права и государства. Учеб. для юридических вузов / Под

ред. В. В. Лазарева. - М., 1994 г.

19. Социологический энциклопедический словарь/ Редактор-координатор –

академик РАН Г. В. Осипов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-

М, 1998 г.

20. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и

факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М.:

Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999 г.

21. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991 г.

22. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. –

М., 1996 г.

23. Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1911 г.

24. Энциклопедический юридический словарь/ Под общ. ред. В. Е. Крутских.

– 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999 г.

-----------------------

[1] См.: Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и

факультетов/ Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М.:

Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999 г., с. 115.

[2] См.: Социологический энциклопедический словарь/ Редактор-координатор –

академик РАН Г. В. Осипов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998

г., с. 58.

[3] См.: Энциклопедический юридический словарь/ Под общ. ред. В. Е.

Крутских. – 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999 г., с. 61.

[4] Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки //

Государство и право. 1993 г. № 7.,

с. 16.

[5] Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. -

1993 г. - № 2

[6] Цит. по: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3., с. 127.

[7] Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. -

1993 г. - № 2

[8] Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СП б., 1910 г., с. 47.

[9] Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство и

развитие общества. - М.; Л.,

1931 г., с. 86

[10] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1., с. 422.

[11] Алексеев С. С. Государство и право. - М , 1993 г., с. 12,13.

[12] Коркунов Н. М. Русское государственное право. - СП б., 1904 г. Т. 1.,

с. 27.

[13] Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М., 1908

г., с. 100-101.

[14] Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве. - М., 1911 г., с.

18.

[15] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1., с. 439.

[16] Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. - М., 1908 г., с. 3—4.

[17] Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990 г., с. 645.

[18] Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 3., с. 63.

[19] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 22., с. 200-201.

[20] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39., с. 73.

[21] Лившиц Р. З. Государство и право в современном обществе: необходимость

новых подходов // Советское государство и право. - 1990 г. - № 10

[22] Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе //

Государство и право. 1993 г. № 6., с. 100.

[23] Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1991 г.

[24] Общая теория права и государства: Учеб. для юридических вузов / Под

ред. В. В. Лазарева. - М., 1994 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.