рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Понятие и признаки государственной власти

- монопольную возможность применения таких средств воздействия

(принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не

располагают другие субъекты политики;

- осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде

всего юридических (правотворческой, правоприменительной и

правоохранительной);

- прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других

субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы,

как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных

единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было

иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного

государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее

национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как

особого субъекта политических отношений, как главного компонента

политической системы общества.

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых

свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который

позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

2 - ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Понятие формы правления объясняет, из каких основных институтов

складывается организация государственной власти, как они формируются и как

они взаимодействуют друг с другом. По форме правления, прежде всего,

различаются монархии и республики.

В монархии высшие полномочия государственной власти (реальные или

номинальные) приобретаются единоличным правителем обычно по наследству и

осуществляются, как правило, пожизненно. Но династический принцип

наследования короны соблюдается не всегда:

- династии могут меняться в результате захвата силы,

- известны выборные монархии, в которых судьбу короны решала

аристократия. Власть монарха (и сам институт монархии) легитимируется ее

божественным происхождением. Даже в номинальной монархии монарх не подлежит

юридической ответственности. Монарх, осуществляющий реальные властные

полномочия, не несет законной политической ответственности за свою

деятельность.

Монархии подразделяются на абсолютистские и конституционные.

Конституционные монархии подразделяются на дуалистические и

парламентские.

В республике высшие полномочия государственной власти осуществляются

должностными лицами (президентом, депутатами парламента и т.д.),

избираемыми на определенный срок. Признаки реальной республики - это

выборность, коллегиальность одного или нескольких высших государственных

органов, законность, краткосрочность легислатур и замещения высших

должностей исполнительной власти.

Для современный развитых государств характерны три формы правления:

президентская республика, парламентская форма правления, смешанная

(полупрезидентская) республика.

Республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

Россия по Конституции 1993 г. похожа на смешанную республику, но у

Президента существенно больше полномочий, чем, например, у французского.

Президент РФ - это прежде всего конституционно-правовой институт

исполнительной власти. Он обладает решающими полномочиями в сфере

исполнительной власти, в сравнении с которыми фигура премьер-министра

оказывается слабой и зависимой. Он формирует правительство РФ и

самостоятельно принимает решение об отставке Правительства, непосредственно

руководит деятельностью важнейших федеральных министерств и ведомств,

является верховным главнокомандующим. Но у Президента РФ есть

конституционные полномочия, выводящие его власть за границы исполнительной

власти, нарушающие баланс законодательной и исполнительной ветвей власти.

Полномочия Президента РФ в области законодательной власти включают в себя:

право законодательной инициативы; право издавать указы по любым вопросам,

не урегулированным законом, т.е. неподзаконные указы; право отлагательного

вето в отношении федеральных законов. В совокупности эти полномочия создают

конкурирующую нормотворческую компетенцию парламента и Президента РФ.

Способы осуществления государственной власти

Способы осуществления государственной власти объясняет понятие

“государственный режим”. Это категория, выражающая меру и характер участия

субъектов государственного обобщения (граждан и подданных, социальных

групп, общественных объединений) в формировании и осуществлении

государственной власти. Различаются режимы и авторитарные (диктаторские) и

демократические.

Авторитаризм означает такой способ публично-властного, государственного

управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи,

показывающие реакцию общества на управление, блокируются и не

воспринимаются организацией власти. В условиях авторитаризма нет свободы

выражения мнений, свободных выборов, свободы объединений и других

политических свобод (либо они существенно ограничены). Здесь нет легальных

оппозиционных политических партий, не контролируемых властью профсоюзов

либо власть чинит препятствия деятельности оппозиционных организаций.

Средства массовой информации контролируются авторитарной властью в

зависимости от меры жесткости авторитарного режима.

В XX в. можно выделить два вида авторитарных государственных режимов -

прогрессивные и консервативные. Цель прогрессивных режимов - догоняющее

индустриальное развитие на основе экономического принуждения (например,

режим Пиночета в Чили). Консервативные режимы (например, мусульманские

фундаменталистские режимы) возникают в условиях разрушения традиционного

общества и представляют собой реакцию традиционно правящей политической

элиты на ослабление ее господства.

Жесткие авторитарные государственные режимы не следует путать с

тоталитарными режимами - коммунистическим (социалистическим), национал-

социалистическим, фашистским и т.д.

Тоталитаризм - это не просто крайний вариант авторитаризма. Это

разновидность деспотии, рецидив деспотии в XXв. в эпоху индустриального

развития. Деспотия - ничем не ограниченная власть, власть над

несвободными, опирающаяся на насилие или угрозу его применения. При

тоталитаризме нет никакой свободы - политической, экономической, духовной и

т.д. Этот режим создает общество, основанное на внеэкономическом, т.е.

чисто силовом, принуждении.

Демократия в современном смысле этого понятия означает формально

равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении

государственной власти. Принцип демократии - это формальное равенство в

политике, формальное равенство политических идеологий и объединений,

партий, формально равная для всех субъектов государственно-правового

общения возможность участвовать в формировании государственной воли.

Признаком современной демократии прежде всего являются политические

свободы - идеологический и политический плюрализм, многопартийность,

свобода выражения мнений, свобода средств массовой информации, свободы

объединений, собраний и манифестаций, всеобщее и равное избирательное

право, право петиций. В условиях демократии регулярно проводятся свободные

выборы высших государственных органов, т.е. избираемые органы несут

политическую ответственность перед избирателями. К участию в выборах

допускаются все полноправные граждане и их объединения, за исключением тех,

кто преследует цель свержения демократического режима и установления

диктатуры, а также иные антиправовые цели.

Принято различать непосредственную (прямую) и представительную форму

демократии.

Обычно демократию объясняют как “народовластие”. Имеется в виду народ

как некий абстрактный субъект власти. Власть демократическая претендует на

выражение воли народа. Но реально в современном демократическом государстве

нет никакой “власти народа”, тем более “непосредственной власти народа”, а

есть демократически организованная государственная власть.

“Эффект народовластия” в современных конституциях, (например, в

Конституции РФ 1993 г.) достигается следующим образом. Во-первых, народ

объявляется единственным суверенным источником власти в стране и носителем

некоторого суверенитета, это положение признается непременным признаком

демократии в смысле “народовластия”. Во-вторых, провозглашается, что народ

не только является источником власти, но и “осуществляет свою власть

непосредственно”, а также через органы государственной власти и местного

самоуправления”. В-третьих, референдум и свободные выборы называются высшим

непосредственным выражением власти народа.

В действительности в плюралистической демократии источником власти

является не народ (абстрактное коллективное целое), а большинство (часто

относительное большинство) политически активных граждан, участвующих в

формировании государственной власти и составляющих меньшинство народа. На

выборах высших органов государственной власти конкурируют партии, за

которыми стоят организованные группы, каждая из которых представляет

интересы части народа - нередко очень малой части. Побеждают на выборах

партии, имеющие большие ресурсы влияния на избирателей. Электорат

победившей партии обычно составляет меньшинство народа, но правящая элита

всегда утверждает, что она получила власть “от народа” или “по воле

народа”.

Таким образом - выборы - это государственно-организованный процесс

избрания представительных органов. Это участие в формировании

государственной власти, а не осуществлении “власти народа”.

Широкое использование начал выборности при формировании органов

государственной власти и местного самоуправления привело к активному

развитию избирательной системы в Российской Федерации, избирательного

законодательства и соответствующей практики.

Однако большой и пока не решенной проблемой у нас остается то, что

“избирательная система превращается у нас в средство порождения и

воспроизводства коррупции”. При отсутствии у государства достаточных

средств на выборы избирательные кампании финансируются главным образом из

частных источников. Выборы превратились в состязания денежных мешков.

Представители капитала поддерживают кандидатов в депутаты и на выборные

должности в органах государственной власти и местного самоуправления, а то

и сами рвутся во власть.

Деньги тратят небескорыстно. От победителя ждут адекватных ответных

действий. Идет искусная игра. Внешне надо разыгрывать перед избирателями

пламенного борца за их чаяния, на деле же - обеспечивать покровителям

безопасность и всякие блага.

Сегодня у депутатов и выборных должностных лиц остались лишь права, а

юридических обязанностей перед избирателями нет. Многие депутаты и выборные

должностные лица не справляются со своими обязанностями, а депутаты нередко

попросту бездельничают, пользуясь мандатом в корыстных целях.

Под ответственностью депутата стоит понимать не столько санкции,

сколько осознание каждым избранником своего долга перед народом. Но должна

существовать и угроза досрочной утраты мандата. Это будет стимулировать и

участие избирателей в выборах.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

В России нет парламентской ответственности правительства,

следовательно, Россию нельзя считать смешанной республикой. Но это и не

президентская республика, так как предусматривается досрочный роспуск

парламента. Предусматривается и отрешение Президента от должности, но эта

процедура чрезмерно усложнена и выглядит нереальной. Такое

несбалансированное соотношение исполнительной и законодательной власти

противоречит логике разделения властей и несет в себе угрозу диктатуры.

Таким образом, в России сложилась президентская республика особого

вида, которая пока не демонстрирует высокую эффективность. Первоочередными

мерами должны стать совершенствование президентской власти, партийной

структуры, избирательного права.

Важным гарантом демократического общества, прежде всего, являются

честные выборы и методами борьбы с фальсификацией выборов должно стать,

прежде всего, более продуманное законодательное урегулирование; введение,

как, например, во Франции, в Канаде и в ряде других стран, системы

преимущественно государственного финансирования избирательных компаний; а

также усиление контроля общества, создание общественных структур, которые

будут заниматься распространением информации в борьбе за честные выборы.

Чтобы ответственность перед своими избирателями не оставалась

исключительно делом совести самого депутата, необходимо, чтобы предвыборная

программа кандидата стала юридически узаконенным документом, согласно

которому кандидату можно предъявлять претензии на судебном уровне, потом

привлекать его к административной и даже уголовной ответственности.

3 - ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ

Сегодня преобладает точка зрения, что основой легитимности является

убеждение в правомерности данного строя. Заключение о наличии убеждения

можно сделать, прежде всего, на основе свободного выражения гражданами

своей воли. Устойчивость системы в конкретной стране также может

рассматриваться как признак легитимности власти. Власть становится

легитимной благодаря достижению ею устойчивости, определенности,

установлению порядка. И наоборот, власть, сформировавшаяся демократическим

путем, но не способная предотвратить гражданскую и межнациональную войны,

противостояние центра и мест, "парада" суверенитетов, не является

легитимной.

В обществе, переживающем переходное состояние, смену властей,

легитимность существует скорее как проблема, в сформировавшемся обществе —

как естественное качество политических отношений.

Говоря о государственной власти как об объекте легитимности необходимо

заострить внимание на понятие “власть”. Данное понятие относится к числу

широко употребляемых, при всей разнородности и неоднозначности этого

понятия можно, однако, отметить одну объединяющую характеристику

многочисленных его определений - все они отражают отношения, в которых воля

и действия одних господствуют над волей и действиями других. Власть - одно

из основных и наиболее емких понятий, что подтверждается как отсутствием в

современной политической мысли одного общепризнанного ее определения, так и

многообразием концепций власти.

Власть выступает главным объектом вожделений и взаимодействий групп,

общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинственным

явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что

такое власть — абстракция, символ или реальное действие? Ведь можно

говорить о власти человека, организации, общества, но одновременно и о

власти идей, слов, законов. Что заставляет человека, общество подчиняться

кому-либо или чему-либо — боязнь насилия или желание повиноваться? При всей

своей таинственности и неопределенности власть никого не оставляла

равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, ее возвышали до небес и

“втаптывали в грязь”.

Многие философы обращались к исследованию сущности и содержания власти.

К примеру, Т.Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и

потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода,

как “вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание,

прекращающееся лишь со смертью”. Ф.Ницше утверждал, что жизнь - это воля к

власти.

В политической литературе правильным определением власти считается

определение, данное известным ученым Максом Вебером, который полагал, что

власть - это “возможность того, что одно лицо внутри социального отношения

будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и

независимо от того, на чем такая возможность основана”. В словаре по

политологии дается определение власти как “волевого особого отношения

субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию,

которое второй субъект должен совершить по желанию первого”. Власть, таким

образом, рассматривается как особое отношение господства, как способ

воздействия на кого-то, как “власть над”, как принуждение, как сила.

По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только

как господство, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении,

авторитете, как способность достигать соглашения, разрешать конфликты. Тем

самым власть истолковывается и как символическое средство социальной

коммуникации.

Сущность власти заключается в том, что это специфическое отношение

субъекта к себе (власть над собой), между субъектами, которое предполагает

определенное взаимодействие между ними (власть можно одобрять, терпеть или

сопротивляться ей), в рамках которого властвующий субъект реализует свою

волю и интересы. Власть, опирающаяся только на силу, по словам Б.Рассела,

“голая власть”.

Легитимность является базовым элементом существования и

функционирования государственной власти, а также закрепления её в

обществе.

Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у государственной

власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический

опыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее

судьбе. В большинстве случаев государственная власть может образоваться в

результате свободных демократических выборов, но может и в результате

военного переворота или политической революции, которая станет ужасной

трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более

человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны.

Трагедии, тесно увязанные с установлением власти, народ не забывает и

помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия

народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым,

отношение между властвующими и народных масс держится, как правило, на

страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально

признанной самим обществом и зарубежными государствами. Такое

первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению

согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом,

народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе

изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в

дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа.

Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких

примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России

таких примеров очень много, особенно в последние годы.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти

— это фундаментальная ее характеристика. Говоря о легитимности, необходимо

обратить внимание на то, что речь идет об общественном признании власти, о

доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом,

юридическом закреплении политической власти в соответствующих

государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем,

кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального

признания власти не столь велика в сравнении с признанием государственной

власти народом, т.е. легитимностью государственной власти. Соответственно,

следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признание ее

законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

4 - ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

Одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной

власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и

разделении властей.

Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм

функционирования всех видов политической и неполитической власти.

Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах

формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и

институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции:

концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность

разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия,

вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже

разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление

упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от

столкновений между ними с другой.

Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей

сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении

многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах

древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как

основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он

был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом

теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (о

котором говорилось выше), а толчком к её оформлению послужили буржуазные

революции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции

(1789–1794гг.).

В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено:

"Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе

разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."

Сама по себе концепция разделения властей призвана служить целям

демократии в государственном управлении, взаимному контролю властей,

препятствовать попыткам авторитаризма. Однако опыт большинства современных

государств, где принята эта концепция, свидетельствует, что успешное

функционирование ветвей власти невозможно без их взаимозависимости и

взаимодействия. Поэтому современная концепция организационно-правовой

структуры власти все чаще получает новое звучание: единство, разделение,

взаимный контроль и взаимодействие властей. Такая постановка вопроса все

чаще находит свое отражение в нормах новых конституций, хотя в качестве

общего принципа она почти негде не зафиксирована в четкой формулировке.

Теория единства государственной власти и разделения властей

предполагает, что государственная власть едина в том смысле, что она

осуществляется государственным аппаратом в целом и что не существует

нескольких конкурирующих “государственных властей”. Но, во-первых, единую

государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и

судебные органы, во - вторых, по мере исторического развития

государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений

и кооперации этих органов, который называется разделением властей.

Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат,

который представляет собой систему государственных органов. В рамках этой

системы различаются три подсистемы (относительно самостоятельные и

взаимодействующие), образующие законодательную, исполнительную и судебные

ветви аппарата государственной власти как целого. В основе такого

разделения труда лежит функциональная дифференцированность государственной

власти. Обычно эту функциональную дифференцированность объясняют как

разделение труда по государственному управлению. Имеется в виду, что

государственная власть функционально предназначена для законотворчества,

исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и правосудия.

Рациональная организация и разделение труда по государственному управлению

порождают государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть

органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые

управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии

с этими нормами решают споры о праве.

Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властей

характерна для диктаторских режимов Нового времени, особенно для

тоталитарных диктатур XX в. По этой идеологии власть принадлежит одному

коллективному субъекту - нации, народу, политически господствующему классу,

“трудящимся” и т.п., и этот субъект ее ни с кем не делит (социальное

единство власти). От имени этого народа власть осуществляется иерархической

системой органов, в рамках которой может быть только разделение труда, но

не разграничение компетенции (организационное единство власти). Имеется в

виду, что в единой иерархической системе есть высший властный орган,

получающий свои полномочия как бы непосредственно от народа, а все

остальные органы получают свои полномочия от этого высшего органа,

подотчетны ему и подконтрольны.

Разновидностью такой идеологии являлась концепция системы Советов,

официально принятая в СССР. С точки зрения этой концепции “органами

управления государственной власти” являются только Советы депутатов, вся

полнота власти принадлежит системе Советов, включающей в себя верховный и

местный Советы. Все остальные органы, создаваемые “Советской властью”, не

считаются органами государственной власти” и делятся на органы

государственного управления, суды и прокуратуру.

Рассмотренная конструкция отрицает ценность разделения властей исходя

из ложной посылки, что существует некая “власть народа”, которая сама по

себе представляет абсолютное политическое благо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе феномен государственной власти рассматривался

с разной высоты теоретического изучения, а именно:

- как особый политический институт, организация, осуществляющая

публичную политическую власть, или аппарат этой власти;

- как аппарат государственной власти, совокупность властных органов и

должностных лиц и их отношения, связи между ними;

- как систему государственных институтов, органов законодательной,

исполнительной и судебной власти.

Исследование природы государственной власти показало, что

государственность должна оставаться основной ценностью гражданина России. С

твердой государственной властью он связывает надежды на защиту жизни,

здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, безопасности

границ, справедливости в сфере имущественных отношений.

Успешное строительство экономически развитого федеративного

государства, достижение политической и общественной стабильности невозможны

без согласованной деятельности всех уровней власти.

Смысл демократии не в том, что народ провозглашается источником власти,

не в том, что органы государственной власти объявляют себя органами, через

которые “народ осуществляет свою власть”, а в том, что все полноправные

граждане (их объединения, организованные группы) формально в равной мере

допускаются к формированию высших органов государственной власти и тем

самым - к формированию государственной воли.

Среди важные предпосылок серьезного улучшения функционирования

государственной власти и повышения эффективности ее органов в нашей стране

необходимо выделить следующие:

- повышение эффективности законодательного процесса;

- усиление результативности в реализации принятых законов;

- повышение взаимодействия между различными ветвями власти;

- совершенствование законодательной техники и планирования;

- всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями;

-дальнейшее развитие и обновление всей законодательной базы

Российского государства и общества.

В заключение хотелось бы выразить надежду о том, что законодательные

и представительные органы в нашей стране будут вносить весомый вклад в

развитие нашей страны, обеспечение достойной жизни наших сограждан и

процветания нашего Отечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для Вузов. Под общ.

ред. академика РАН, доктора юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. - М.:

Издательство НОРМА, 2001.

2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

3. Власть силы, сила власти. Сборник научных трудов. Под ред. И.А.

Исаева, М.: Юрист. 1994.

4. Л. Спиридонов. Теория государства и права. Учебник для Вузов. М.:

Феникс, 1998

5. Пикулькин Система государственного управления: Учебник для ВУЗов.-

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000Теория государства и права в вопросах и ответах:

учебно-методическое пособие. - М. - Юристъ, 1999

6. А.А. Дегтярев. Политическая власть как регулятивный механизм

социального общения. Полис: политические исследования. 1996 г. № 3.

7. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория» Государство

и право, 2001, №3

8. Белькинд Ю.В. Законность власти // Российское аналитическое обозрение.

1996, №2.

9. Громыко Ю.Б. Легитимность и власть // Российское аналитическое

обозрение. 1996, №2.

Законодательные акты

1. Конституция РФ. 1993 г. - М.: Теис, 1996 г.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ “О

судебной системе РФ” // “Российская газета”. 6.01.1997. № 3.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. № 11-П //

Собрание законодательства РФ. 1966. № 19.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.