рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Понятие, классификация и содержание основных функций государства

Федерации и законы Российской Федерации "Об охране окружающей среды"

"Основы лесного законодательства", "О недрах", "Об экологической

экспертизе", "О радиационной безопасности населения" и др. (Общая теория

государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф.

М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.203-204).

Охрана природы - дело всего общества, но только государство,

обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех

организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования

природных богатств, приобрели большое экономическое, социальное и

политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются

промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число

наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших

общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции

осуществляют все звенья механизма государства и его органы.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и

другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации

как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей

территории”.

В основе осуществления экологической функции лежат следующие

принципы:

1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства

независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или

нет.

2. Использование природных богатств должно быть рациональным,

соответствовать развитию государства.

3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и

строгая ответственность за его нарушение.

Уголовным Кодексом РСФСР об административных правонарушениях

предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны

окружающей среды (статьи 50 - 87).

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность

природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в

области охраны и рационального использования природных ресурсов.

5. Функция налогообложения и взимания налогов.

Это направление деятельности государства охватывалось ранее более

общей хозяйственно-организаторской функцией.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли

значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция,

будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из

самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и

пополнение казны, прежде всего государственного бюджета, как федерального,

так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета за счет всех

видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на

всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов,

подоходного налога с граждан и т. п., а также предусмотренных законом

финансовых сборов, пошлин и платежей.

Базовым нормативным актом выполнения рассматриваемой функции

выступает Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы РФ". В

нем определены виды налогов, объекты налогообложения, права, обязанности,

ответственность налогоплательщиков и т. д. Контроль за исполнением данного

закона возложен на Государственную налоговую службу и Федеральные органы

налоговой полиции, которые проверяют правильность исчисления налогов,

своевременность их уплаты, выявляют налоговые правонарушения и

преступления.

Кроме того, они призваны обеспечивать соблюдение законодательства

гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, выдавать

лицам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, патенты и

регистрационные удостоверения.

Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили

перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну.

Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и

целенаправленнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой

функции, как ее регулирующее воздействие на экономику (Общая теория

государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф.

М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998, с.204).

В Российской Федерации проводится, хотя и с определенными издержками,

реформа налоговой системы. Приняты основные законы, регулирующие

правоотношения в сфере налогообложения. Законодательные акты по мере

развития общества уточняются, дополняются и изменяются.

Несмотря на принятые меры, собрать налоги в полном объеме или хотя бы

их большую часть не удается. Причин этому множество. Методы борьбы с

налоговыми правонарушениями, основывающиеся на применении финансовых

санкций, не дали положительных результатов, что послужило основанием для

введения уголовной ответственности за налоговые преступления и создания

нового правоохранительного органа - налоговой полиции (Кучеров И.И.

Налоговые преступления. Учебное пособие. М.:УКЦ.ЮрИнфоР,1997,с.7).

На этапе становления в России новых социально-экономических отношений

и перехода к иным формам государственного управления, неизбежно возникают и

обостряются противоречия общественного развития, обусловленные проводимыми

экономическими преобразованиями, слабостью и неразвитостью рыночных

институтов экономики и социальным расслоением общества, а также

распространением коррупции и ростом преступности, переделом собственности,

проникновением криминальных структур в наиболее прибыльные отрасли

производства.

Ослабление роли государственных институтов в регулировании

экономических отношений оказало влияние на снижение стабильности финансовой

системы страны, которая во многом определяется устойчивым формированием

доходной части федерального бюджета. Именно федеральный бюджет, являясь

источником финансирования соответствующих федеральных и региональных

программ, непосредственно влияет на обеспечение политической стабильности в

обществе, сохранение государственной целостности России, успешное

проведение экономических и социальных преобразований.

Налоги являются одним из основных источников формирования доходной

части бюджета. Поэтому в эффективности работы государственных органов по

сбору налогов заключается разрешение многих проблем обеспечения финансовой

стабильности и экономической безопасности в целом. Нарастание в этот период

тенденции постепенно сформировались в реальную угрозу бюджетно-налоговой

политике.

Для того, чтобы иметь объективную возможность отслеживать процессы

возникновения и развития общественных противоречий, которые могут в

определенный период времени трансформироваться в угрозу безопасности, а

также эффективно управлять этими процессами и воздействовать на них,

государство должно принимать меры экономического, политического и иного

характера, соразмерные величине угрозы.

Важное место среди таких мер принадлежат мерам правового и

организационного характера. Одной из целей их реализации является создание

сил и средств обеспечения безопасности, а также законодательное и

нормативно-правовое обеспечение деятельности.

Анализ ситуации, сложившейся в сфере экономики и, в частности,

связанной с собиранием налогов, пополнением доходной части,

свидетельствуют, что в настоящее время налоговые правонарушения и

преступления по своим социальным и экономическим последствиям, по их

взаимосвязи с другими экономическими преступлениями представляют собой

реальную угрозу экономической безопасности государства (Григорьев В.Н.,

Кучеров И.И. Налоговая полиция: правовое регулирование деятельности. Учебно-

практическое пособие. М.:УКЦ.ЮрИнфоР, 1998,с.7,8,9)

К словам Исаева А.А. (Очерк теории и политики налогов, 1887), "В

будущем можно ожидать, вместе с дальнейшим развитием знаний и нравственных

качеств, и более глубокого сознания обязанности граждан относительно

государства, а потому все более редкого уклонения от платежа налогов", я

хочу добавить, что до тех пор, пока наша система налогообложения не станет

такой, что будет невыгодно скрывать прибыль и вести "черную кассу",

государству придется развивать и расширять деятельность государственных

налоговых органов.

6. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности,

правопорядка.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого

государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом

государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без

чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция

модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан и

правопорядка (Теория государства и права. Учебник для вызов.2-е изд.изм. и

доп./под редакцией В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова.М.:Норма-Инфра,

2000,с.152).

В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели

каждый из неразрывно связанных между собой составных компонентов содержания

этой триединой функции.

Конституция Российской Федерации (ст. 2), признав человека, его права

и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека

и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и

развитие политических, экономических, социальных, культурных, личных прав и

свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных,

исполнительных и судебных органов государственной власти.

Новым моментом в содержании данной функции является также то что

согласно ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются

равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы

собственности. Сообразно с этим прежде всего должна осуществляться равная

правовая защита всех форм собственности.

В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка,

предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и

сокращение правонарушений.

С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности,

представляющей угрозу национальной безопасности России, главное в охране

правопорядка сегодня — это обуздание преступности.

В последнее время предприняты меры по концентрации усилий государства

на этом важном направлении, подготовлена Федеральная программа борьбы с

преступностью на ближайшие годы.

Особое место в правовом обеспечении борьбы с преступностью призван

занять новый Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1

января 1997 г. Важная роль в этом принадлежит также законам РФ "О

прокуратуре РФ" (новая редакция), "Об оперативно-розыскной деятельности",

указам Президента Российской Федерации "О защите населения от бандитизма и

иных проявлений организованной преступности", "О мерах по усилению борьбы с

терроризмом" и др.

Неотложной мерой укрепления правовой основы обеспечения борьбы с

преступностью является принятие новых Уголовно-процессуального и Уголовно-

исполнительного кодексов Российской Федерации (Общая теория государства и

права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко.

Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998, с.204-205)

2. Внешние функции

1. Функция обороны страны.

Что касается функции обороны, то ранее, как известно, ее

необходимость объяснялась постоянной угрозой агрессии, исходящей от

империалистических государств. Отсюда главное ее содержание определялось

неуклонной заботой о военной мощи страны с целью предупреждения и отражения

вооруженной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности

империалистических разведок. Функция обороны современного Российского

государства базируется на принципе поддержания достаточного уровня

обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной

безопасности России, а ее Вооруженные Силы предназначаются исключительно

для защиты независимости и территориальной целостности государства, а также

для выполнения международных обязательств. Изменение ориентиров в военной

политике нашего государства обусловлено тем, что в современном мире

усиливаются процессы взаимной интеграции экономики различных стран,

сотрудничества в предотвращении угрозы развязывания мировых войн и военных

конфликтов и как следствие - укрепляется международная безопасность. Это

позволяет значительно сократить военные расходы России, постепенно перейти

на контрактную систему прохождения воинской службы, осуществить в больших

объемах конверсию оборонной промышленности.

В России принят специальный Закон "Об обороне" от 24 сентября 1992

г., в котором определены основы организации обороны страны и

подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из

важнейших функций государства.

(Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном

этапе//Государство и право. 1993, №6,с.106).

Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны

России, полномочия органов федеральной власти, функции органов

государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц,

права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства,

привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства

Российской Федерации в сфере обороны, а также другие касающиеся обороны

нормы.

Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще немало

внешнеполитических проблем. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее

геополитических изменений, в первую очередь, связанных с возможностью

расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных конфликтов у

российских границ.

Соответственно одно из важнейших направлений внешнеполитической

деятельности Российского государства — обеспечение его военной

безопасности.

Согласно этой функции Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения

агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты

целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения

задач в соответствии с ее международными договорами (Общая теория

государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф.

М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало, 1998,с.206).

2. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по

сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного

оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия

между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и

договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового

правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими

государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в

частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. Здесь трудно бороться

государству в одиночку, а требуется межгосударственное объединение усилий.

Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как

участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов. Это

обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав

человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует

международного вмешательства. События в Югославии, конфликт между Арменией

и Азербайджаном - яркие примеры участия мирового сообщества в качестве

посредников в урегулировании межэтнических конфликтов (Морозова Л.А.

Функции Российского государства на современном этапе//Государство и право.

1993, №6,с.108).

Приоритеты в деятельности Российского государства по обеспечению мира

— это недопущение новой глобальной войны — горячей или холодной, укрепление

обязательного для всех режима нераспространения оружия массового

уничтожения и новейших военных технологий, повышение контролируемости

международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих

интересов в этой области, введение в действие Договора СНВ-2 и Конвенции о

запрещении химического оружия.

Один из приоритетов многосторонней российской дипломатии — укрепление

ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая

превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного

сотрудничества в целях обеспечения мира.

Россия все более уверенно занимает принадлежащее ей по праву место в

мировой политике. Встречи глав семи ведущих стран мира постепенно

становятся встречами "восьмерки" с полновесным участием России. Важным

событием стало ее принятие в Совет Европы.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния

Российское государство несет особую ответственность за поддержание

стабильности и порядка в современном многосложном мире. Сообразно этому

одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в

проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности

ООН или в соответствии с международными обязательствами. Правовому

обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит федеральный

закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и

гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или

восстановлению международного мира и безопасности". Не менее важной формой

участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных

вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая

деятельность (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х

томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1, Теория государства.

М.:Зерцало,1998,с.206).

3. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ.

Эта новая основная функция возникла у Российского государства в

связи с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств

отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное

развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики России. Это — сфера

особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей.

Вместе с тем здесь таятся и новые проблемы для России. Очаги

конфликтов вблизи ее границ, затяжной кризис экономики, да и самой

государственности в ряде стран СНГ создают серьезную угрозу безопасности

нашей страны.

Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает

за укрепление содружества, прежде всего по линии формирования

экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности,

совместной охраны границ; комплексного решения проблемы соблюдения на всей

территории бывшего СССР международно-признанных стандартов в области прав

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.