рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Партии в политической системе общества

дела корпоративных) интересов явилось то обстоятельство, что страна

вступила в следующую избирательную кампанию по выборам в Государственную

Думу, не имея закона о политических партиях. Закон о партиях, который

дополнял бы и конкретизировал требования, предъявляемые к партиям в отличие

от иных общественных объединений, и, следовательно, ограничивал бы

бесконтрольную во многом деятельность партий, не был нужен в преддверии

выборов партиям, получившим парламентское представительство.

Кроме того, принятие закона о партиях, неизбежно ориентировавшего

избирательное законодательство на признание партий основными субъектами

избирательного процесса (ведь повышенные требования к партиям были бы

оправданы только потому, что им предоставлялось бы если не исключительное,

то преимущественное право на участие в выборах), не отвечало интересам тех

общественных движений, которые заняли в результате первых выборов

влиятельные позиции в Думе и активно использовали свое положение, чтобы

избавить себя от трудной работы по партстроительству.

Отсутствие в законодательстве сколько-нибудь серьезных требований к

субъектам избирательного процесса грозило привести к дезорганизации

выборов, к дальнейшей корпоративизации избирательного процесса, и

соответственно - к существенным искажениям парламентского представительства

общества. Все это было чревато опасной дестабилизацией социально-

политической обстановки в стране.

В этих условиях взаимоотношения общества и государства неизбежно

приобретали все более уродливый, нецивилизованный характер. Вместо

формирования гражданского общества как неполитической сферы частных

интересов, в преддверии выборов наблюдалась резкая политизация всех

общественных структур, усиливающая социальную нестабильность.

Однако объективная логика процесса, а также стихийно сложившаяся

политическая конъюнктура оказались таковы, что установленный законом

пятипроцентный барьер смогли преодолеть объединения, выражающие устойчивые

политические ориентации населения и в значительной мере маркирующие собой

наиболее значимые для массового сознания центры политико-идеологического

притяжения. В конечном итоге пятипроцентный барьер, безуспешная атака на

который с обращением в Конституционный Суд была предпринята группой

депутатов в самый разгар избирательной кампании, сыграл свою положительную

роль.1

И хотя совершенно не оправдались расчеты на то, что пятипроцентная

планка будет стимулировать объединение политических группировок, тем не

менее, именно наличие такой планки во многом способствовало консолидации

сил в рамках самого электората.

Пока же выборы показали (и это еще один важный их итог), что основное

идеологическое противостояние в обществе не приобрело свои крайние формы.

Неожиданным результатом шумной и сумбурной избирательной кампании оказалась

взвешенная и осторожная позиция электората, не допустившего ни лево-, ни

праворадикального перекоса по стержневой линии идеологического

противостояния "прокапиталистический реформизм - просоциалистический

антиреформизм".

Во многом благодаря умеренности и осторожности электората недостатки

избирательного законодательства, допустившего на выборы хаотическое

множество избирательных объединений и блоков, не привели к существенной

деформации парламентского представительства социальных интересов.

3.2. Особенности партийной системы в России

Формирование партийной системы России происходило специфическим

образом. Первыми здесь возникли не буржуазные партии, что было бы

естественным при бурном индустриальном развитии России в конце XIX - начале

XX в. Крестьянская партия (эсеров) сформировалась в 1901 г., но она тоже не

стала первой. Раньше других в России, в 1898 г. возникла Российская социал-

демократическая рабочая партия (РСДРП), сыгравшая особую роль в дальнейшем

политическом развитии страны. Именно эта партия была правящей в России с

1917 по 1991 г., а ныне является крупнейшей по численности ее членов

партией в Российской Федерации.

________________

1. Становление Российской многопартийности.//Социс, 8/1996 стр.46

Партийная система в России прошла три основных этапа в своем

развитии.1 Первый (1905-1917) - характеризовался многопартийностью в

условиях думской монархии. Для второго (1917-1990) - была характерна

однопартийность (правительственный блок "большевиков" и левых социалистов-

революционеров просуществовал лишь до лета 1918 г. - до "лево-эсеровского

заговора"). Третий (современный) этап, начавшийся с отмены монопольного

господства в политической системе общества одной партии (КПСС),

характеризуется бурным становлением и развитием многопартийности в

Российской Федерации.

Процесс образования современных партий и общественно-политических

движений в России фактически начался в 1989-1990 гг. в ходе подготовки и

проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием

новой редакции ст. 6 Конституции СССР (1990) и вступлением в силу с 1

января 1991 г. Закона СССР "Об общественных объединениях" политические

партии получили официальное право на свое существование и деятельность.

Членскую базу новых партий и движений составили преимущественно активисты

дискуссионных клубов, объединений избирателей, народных фронтов, возникших

в годы перестройки, сторонники различных течений, сложившихся внутри КПСС,

и вышедшие из ее состава известные политики. В п. 3 ст. 13 Конституции

Российской Федерации говорится: "В Российской Федерации признаются

политическое многообразие, многопартийность". В п. 4. Конституции РФ

отмечается, что "общественные объединения равны перед законом".

В конце 90-х гг. Министерством юстиции Российской Федерации было

зарегистрировано более 90 политических партий. Функционируют также

небольшие по численности политические организации, не регистрирующие свою

деятельность, а также партийные формирования, которым было отказано в

регистрации по причине несоответствия отдельных положений их программных и

уставных документов нормам действующего законодательства.

Для современного этапа развития партийной системы в России характерно

наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих

широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии. Многие из них

представляют собой политические организации-однодневки.

В России сформировалась группа влиятельных партий и политических

движений. Среди них следует отметить те, представители которых "прошли" "по

спискам" в Государственную Думу на выборах 1995 г. и образовали партийно-

парламентские фракции: Коммунистическая партия Российской Федерации,

Либерально-демократическая партия России, Общественно-политические движения

"Наш дом Россия" и "Яблоко"1.

Следует обратить внимание и на другие известные политические партии и

движения, хотя и не набравшие во время выборов в 1995 г. в Госдуму по

партийным спискам искомые 5% голосов избирателей, но почти достигшие этого

"рубежа". Среди них: Аграрная партия России, "Демократический выбор

России", движения "Женщины России", "Трудовая Россия" и др.

_________________

1. Политология. Под ред. Ю.В.Ирхина, В.Д.Зотова, Л.В.Зотова. 1992 стр. 274

В России наблюдается весь спектр идейно-политических ориентации. К

"умеренным левым", относятся Коммунистическая партия Российской Федерации,

Социалистическая партия трудящихся и др. Левоцентрист-ской идеологии,

тяготеющей к общинным, коллективистским традициям русского крестьянства,

придерживается Аграрная партия России. В центре - Партия самоуправления

трудящихся, "Женщины России" и др. От центра вправо расположились "Яблоко"

и "Демократический Выбор России". Интересы правящей элиты во многом

представляет движение "Наш дом - Россия". Особое место в партийной системе

России занимает Либерально-демократическая партия России, выступающая с

позиций радикализма на державно-патриотической почве за унитарное

государство. Существуют также различные анархистские, националистические и

монархические организации.

О степени влияния различных политических сил в обществе можно в

определенном смысле судить по итогам состоявшихся 17 декабря 1995 г,

выборов депутатов Государственной Думы второго созыва. Из 43 партий,

объединений и блоков, участвовавших в кампании, преодолеть "пятипроцентный

барьер" удалось лишь четырем - КПРФ, ЛДПР, НДР, "Яблоку"2. Из 107,5 млн.

граждан России, имеющих право избирательного голоса, в выборах приняли

участие 64,4%. Голоса пришедших на избирательные участки распределились

следующим образом: 22,3% проголосовали за Коммунистическую партию

Российской Федерации, 11,2% - за Либерально-демократическую партию России,

10,1% - за движение "Наш дом - Россия", 6,9% - за объединение "Яблоко",

4,6% - за "Женщин России", 4,5% - за объединение "Коммунисты-Трудовая

Россия", 4,3% - за "Конгресс русских общин", 4% - за Партию самоуправления

трудящихся (С.Н. Федоров), 3,9% - за "Демократический выбор России-

объединенных демократов", 3,8% - за Аграрную партию России и т.д.1

Российская многопартийность пока еще находится в стадии становления.

Немногочисленные партии, не имеющие прочных корней в обществе и

апеллирующие к абстрактным идейным ценностям, а не к реальным интересам

социальных групп, скорее всего исчезнут с политической карты. Выдержать

конкуренцию смогут только те политические партии, которые найдут поддержку

в широких социальных слоях российского общества, будут представлены во

властных, а также финансово-промышленных структурах, смогут выдвинуть из

своей среды и "поддержать" сильных и ярких политических лидеров,

пользующихся влиянием у всех основных слоев и групп населения России.

________________

1. Политология. Под ред. Ю.В.Ирхина, В.Д.Зотова, Л.В.Зотова. 1992 стр. 275

Заключение

Исторически партии формировались как представительные структуры,

выражавшие определенные групповые интересы; как институты, оппозиционные

государству и другим политическим объединениям; как союзы единомышленников.

Эти черты, выражая относительную самостоятельность и независимость от

государства политических позиций известных групп населения, способствовали

восприятию партий как источников кризисов и раскола общества. Причиной в

основном такого негативного отношения к партиям было повсеместное

распространение убеждения в том, что только государство является

выразителем народного суверенитета (либеральная традиция) и общей воли

общества (феодально-аристократическая и монархическая традиции).

Длительные традиции существования подобного рода организаций в

посткоммунистических странах, вызвав значительное недоверие населения к

политическим объединениям, и в настоящее время мешают полноценному

использованию партийных институтов для возвращения людей в политическую

жизнь. Правда, борьба за выбор направления общественного развития, поиск

консолидирующих социум ценностей порождают мощные источники формирования

новых политических партий. При этом во вновь образующихся партиях

сосуществуют тенденции к их превращению как в идеологически нейтральные

организации, рассчитанные на максимально широкую социальную поддержку, так

и в объединения с жесткими идейными требованиями к своим членам,

централизованной организацией управления и авторитарной ролью лидеров.

Однако партии, группы интересов, да и государство в целом являются

"только" несущей конструкцией политики, материализующей интересы элит и не

элит. Для понимания же не только реального механизма функционирования

данных институтов, но и характера отправления индивидами своих прав и

свобод принципиально важно знание политических идеологии, психологии и

культуры. Именно они непосредственно определяют цели политической

деятельности людей, субъективное содержание политической жизни.

Итак, в результате исторического формирования партия заявила о себе

как специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая

наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и

служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти.

Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партия

отображает общегрупповые интересы и цели разнообразных (социальных,

национальных, конфессиональных и проч.) слоев населения, их идеалы и

ценности, утопии и идеологии. Через этот институт люди выдвигают свои

групповые требования к государству и одновременно получают от него

обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Таким

образом, партия развивает как прямые, так и обратные связи народа и

государства.

Современное состояние политических партий полно противоречий и

трудностей. Во-первых, повсеместно в мире наблюдается падение влияния

партий на массы, особенно коммунистических, многие из которых в конце 80-х

начале 90-х годов прекратили свое существование или реорганизовались и

сменили названия; неспособность правильно определить стратегию

деятельности, догматизм в теории. Во-вторых, коренным образом изменились

направления деятельности многих коммунистических и социал-демократических

партий: на первое место вышли проблемы борьбы за избирателей, парламентской

работы. Забастовки, стачки и др. формы классовой борьбы отодвинулись на

задний план. В-третьих, идет интенсивный поиск путей повышения

эффективности своей политики: основное внимание уделяется борьбе за

средства массовой информации, компьютерные системы. В-четвертых, происходит

упрощение организационных структур, наблюдается стремление создать гибкие,

подвижные системы управления. Ряд партий отказались от постоянного

членства, регулярного сбора членских взносов, значительно сократили штатный

аппарат. Однако самым знаменательным явлением последних лет является

повсеместное распространение многопартийности.

Процесс создания новых партий, формирования движений продолжается.

Должно пройти время, чтобы из этого многообразия объединений выделилось

несколько партий, действительно представляющих определенные классы и слои

общества с четкими программными установками, направленными на защиту и

выражение воли тех, кто составляет их социальную базу. Тогда можно будет

вести речь о многопартийной системе. Небольшие по численности, искусственно

создаваемые тем или иным общественным деятелем объединения, чтобы иметь

формальное право участвовать в президентских выборах, выборах парламента и

иных органов власти, не являются партиями в собственном смысле слова, хотя

и обладают присущими им юридическими признаками.

При всей резкой критике политических партий объективный анализ

свидетельствует, что они необходимы, так как вносят реальный вклад в

развитие и функционирование политической системы.

На рубеже 80-90-х годов XX века не только в России, но и в

подавляющем числе стран мира происходил упадок популярности политических

партий: люди не проявляли к ним особого интереса, слабо поддерживали па

выборах. Это был результат отрыва партий от народа, незнания ими насущных

народных интересов, их пассивности в защите этих интересов. Однако во 2-й

половине 90-х годов вновь начался рост авторитета и влияния политических

партий, особенно левой ориентации в европейских странах.

В связи с этим весьма важно знать и владеть теорией деятельности

партий. Не менее важно иметь теоретические представления и о деятельности

других общественных движений, благодаря которым идет становление

гражданского общества, его саморегуляция, реализация интересов масс.

Без преувеличения можно сказать, что массовые общественные

организации и движения во многом предопределяют будущее страны, ее выход из

кризисного состояния, демократическую направленность развития.

Список использованной литературы

1. Байтин М.И. Понятие и классификация функций государства., М.:

Просвещение, 1999.

2. Васильев В. А. Гражданское общество: Россия на пути к

гражданскому обществу. М.: Просвещение, 2001.

3. Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки.

//Социально-политический журнал, 4/1997. стр. 92-106.

4. Введение в политологию. Происхождение и сущность партий, М.: Изд-

во "Слово", стр. 276-289.

5. Костюк К.Н. Государство и гражданское общество: идейно-

теоретические истоки. //Социально-политический журнал, 4/1997. стр. 146--

160.

6. Общая теория государства и права. Курс лекций. Под ред. А.В.

Малько, С-Пб, 1999.

7. Основы государства и права, под ред. Комарова В.В., Харьков, 1995.

8. Основы политологии. Под ред. В.А.Мальцева., М.: Изд-во Слово,

стр. 336-371.

9. О природе политической власти // Вестник Московского Университета,

6/1999 стр. 49-51.

10. Песчанский В. Становление гражданского общества в России //

Международная экономика и международные отношения, 11/1996. стр. 78-90

11. Политология. Под ред. Ю.В. Ирхина, В.Д.Зотова, Л.В.Зотова.

Особенности партийной системы России, М.: Мысль, стр. 274-276.

12. Становление гражданского общества в Россиии // Общественные науки

современности, 3/1997 стр. 55-65

13. Становление Российской многопартийности // Социс, 8/1996 стр. 34-

46

14. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова,

М.: Мысль, 2000.

Приложение

Выполнение этих функций делает партии одной из важнейших частей

жизнедеятельности общества, оказывающей значительное влияние на

функционирование его политической системы.

-----------------------

а) выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных

групп (функция политической артикуляции);

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

б) активизация и интеграция больших социальных групп;

в) создание политической идеологии и политических доктрин;

г) участие в формировании политических систем, т.е. их общих принципов,

элементов, структур и т.д.;

д) участие в борьбе за власть в государстве и создании программ

социальных преобразований, деятельности государства;

е) участие в осуществлении государственной власти;

ж) формирование общественного мнения;

з) политическое воспитание общества в целом или его определенной части

(класса, социальной группы, слоя);

и) подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства,

профессиональных союзов, общественных организаций и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.