рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Основные правовые системы современности

ограничены. Уголовно-процессуальное законодательство некоторых штатов

считает не обязательным участие #M12291 841500642защитника#S, а иногда и

#M12291 841502673обвиняемого#S в судебном разбирательстве дел о

мисдиминорах. Осужденные за фелонию, как Правило, отбывают наказание в

карательных учреждениях более строгого режима, а после отбытия наказания

в отличие от осужденных за мисдиминор лишаются права занимать публичные

должности.

В свою очередь, фелонии и мисдиминоры делятся на несколько "классов",

в зависимости от которых устанавливаются пределы наказаний: обычно

фелонии на три-пять классов ("А", "В", "С" и т.д.), а мисдиминоры на два

или три класса. Сущность и практическое значение такой классификации

состоит в том, что она предопределяет рамки наказаний, назначаемых за

преступные деяния соответствующей категории.

Основными элементами системы наказаний, сложившейся в США, являются

#M12291 841500372смертная казнь#S, лишение свободы, #M12291

841501925пробация#S и штраф. Как дополнительные наказания применяются

#M12291 841500995конфискация имущества#S, возложение обязанности

возместить причиненный ущерб, лишение #M12291 841500224прав, трудовые#S

услуги в общественных интересах и др.

Скандинавская правовая система.

#G0Скандинавское #M12291 841500049право#S - в #M12291

841500495сравнительном правоведении#S выделяется как самостоятельная

правовая семья, в которую включаются #M12291 841501838Швеция#S, #M12291

841502656Норвегия#S, #M12291 841502036Дания#S, #M12291

841500791Исландия#S и #M12291 841501760Финляндия#S. #M12291

841501174Римское право#S сыграло несомненно менее заметную роль в

развитии правовых систем в скандинавских странах, чем во #M12291

841501777Франции#S и в #M12291 841501589Германии#S. В северных #M12291

841501644государствах#S нет и не было кодексов, подобных Гражданскому

кодексу Франции или ГГУ. Судебная практика играет здесь более значимую

роль, чем в странах континентальной Европы. В то же время С.п. нельзя

отнести и к англо-американской #M12291 841500355системе общего права#S,

поскольку С.п. почти не имеет таких характерных признаков #M12291

841502694общего права#S, как правило прецедента, техника различий, особая

роль #M12291 841501971процессуального права#S.

Все станы, входящие в семью С.п. на протяжении веков связывали тесные

культурные, экономические и государственно-политические узы. Исходным

пунктом формирования права скандинавских стран стали два законодательных

акта, два свода: Кодекс короля Христиана V, принятый в Дании в 1683 г. (в

1687 г. его действие было распространено на Норвегию под названием

«Норвежское право»), и #M12291 841501227Свод законов#S Шведского

государства 1734 г. В датском кодексе шесть разделов: общий: о

духовенстве, о светских сословиях: от торговом и #M12291

841501354брачном#S праве: о морском праве; о #M12291 841500235праве

собственности#S и #M12291 841502339наследственном праве#S: об #M12291

841501679уголовном праве#S. Шведский кодекс 1734 г. состоит из девяти

разделов: о браке, о родителях и детях; о наследовании; о #M12291

841502362недвижимости#S; о строительстве: о торговле: о #M12291

841500161преступлениях#S (уголовный кодекс): об исполнении судебных

#M12291 841501171решений#S о #M12291 841500507судопроизводстве#S п

#M12291 841500508судоустройстве#S. Свод насчитывает 1300 параграфов.

Два эти свода и составили основу последующего развития обеих ветвей

С.п. датской и шведской. Развитие это происходило, разумеется, не в

изоляции от континентальной Европы. Однако попытки провести реформы

#M12291 841500603законодательства#S, которые структурно затрагивали бы

сложившуюся #M12291 841500355систему права#S, делались на #M12291

841502481определенных#S этапах (в первой половине XIX в. обсуждались

проекты принятия общего закона, аналогичного Французскому гражданскому

кодексу), но не увенчались успехом.

Продолжающий действовать и по сей день закон 1734 г. практически не

включает положений, входивших в него в момент принятия. Ряд разделов

подверглись полной #M12291 841502615переработке#S: в 1920 г. был принят

новый раздел о браке; в 1948 г. о судебном разбирательстве; в 1959 г. в

результате переработки старого раздела «О наследовании» в закон был

включен раздел под таким же названием, а еще раньше, в 1949 г., из этого

раздела был выделен отсутствовавший до того раздел о родителях: в 1970 г.

был полностью обновлен раздел о недвижимости. В остальных разделах

осталось незначительное число старых норм. Большинство ранее

действовавших положений заменено отдельными законами, нормы которых

составляют ядро #M12291 841500243правового регулирования#S отношений в

соответствующих сферах.

В настоящее время законодательство, не укладывающееся в систематику

закона 1734 г., охватывает многие отрасли шведского #M12291

841500224права: трудовое#S и #M12291 841500320акционерное право#S,

законодательство об охране #M12291 841501943промышленной собственности#S

и о #M12291 841500413социальном обеспечении#S, об охране окружающей

среды, многие разделы #M12291 841500292административного права#S иными

словами, преимущественно все те #M12291 841502678области#S #M12291

841500243правового регулирования#S, которые появлялись по мере социально-

экономического развития страны начиная с середины прошлого столетия. Хотя

число законодательных предписаний, выходящих за рамки закона 1734 г.,

значительно превысило систематизированную в соответствии с этим актом

часть шведского законодательства, практическое значение закона шведского

государства еще велико.

Этого нельзя сказать о датском кодексе, который сохранен по

преимуществу как исторический памятник. Кодифицированное законодательство

представляет далеко не большую часть действующего права страны. И здесь,

и в Норвегии отчетлива позиция, придающая важное значение судебной

практике как #M12291 841500813источнику права#S. Немаловажна роль

судебной практики и в Швеции, и это отличает С.п. от романо-германской

системы, сближая его в какой-то мере с #M12291 841502694общим правом#S.

С.п. представляет собой единую систему не только в силу сходства

исторических путей развития права, особенностей законодательства,

источников права. Особую роль здесь играет то, что Скандинавские страны

тесно сотрудничают в области законодательства и этот процесс, начавшийся

в конце прошлого века, привел к появлению значительного числа

унифицированных актов, равно действующих во всех государствах-участниках.

В 1880 г. одновременно в трех странах Швеции, Данин и Норвегии

вступил в силу единый закон об оборотных #M12291 841502272документах#S. В

последующие годы основное внимание уделялось #M12291

841501696унификации#S #M12291 841500572торгового права#S (законы о

торговых знаках, торговых реестрах, фирмах, #M12291 9015838закон о чеках)

#Sи морского права. В конце века появились еще более смелые

унификаторские планы. В 1899 г. датский профессор Ларсен предложил

унифицировать все #M12291 841501824частное право#S, чтобы в конечном

итоге прийти к единому Скандинавскому гражданскому кодексу. И хотя

#M12291 841500046правительства#S скандинавских государств в принципе

согласились с этим предложением, создание проекта единого гражданского

кодекса было отложено, а предпочтение отдано унификации отдельных

институтов #M12291 841500235права собственности#S и #M12291

841502725обязательственного права#S. Результатом этих двух усилий явился

проект закона о продаже движимого #M12291 841500731имущества#S. В Швеции

и Дании он вступил в силу в 1906 г., в Норвегии в 1907 г. и в Исландии

в 1922 г.

Еще одним важным результатом сотрудничества Скандинавских стран явился

Закон о #M12291 841502156договорах#S и других законных операциях в

#M12291 841500235праве собственности#S и #M12291

841502725обязательственном праве#S. В Швеции, Дании и Норвегии он вступил

в силу в период с 1915 по 1918 г., а в Финляндии в 1929 г. На основе

упомянутых выше и некоторых других законов в Скандинавских странах

сложилось, по существу, единое договорное право.

Скандинавские государства активно сотрудничали также в области #M12291

841500340семейного права#S, хотя здесь различия между законодательствами

стран региона выражены сильнее, чем в #M12291 841502725обязательственном

праве#S. Следует отметить, что многие вопросы, по которым в

континентальной Европе реформы были проведены лишь после второй мировой

войны, в скандинавском праве были решены гораздо раньше. Достаточно

упомянуть равенство мужа и жены, отказ от принципа #M12291

841501431вины#S как главного основания #M12291 841501127расторжения

брака#S, уравнение в правах детей, рожденных вне брака, и др.

Традиционные и религиозные правовые системы.

Мусульманская правовая система

Мусульманская правовая система принадлежит к семье так

называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и

Африки.

Правовые системы этих стран не обладают той степенью единства, которая

свойственна ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них

много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях,

отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно,

все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в

значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается

совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных

странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются не западные

страны, бывают двух видов:

1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе,

чем на западе, имеет место переплетение права и религии;

2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные

отношения должны регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и

иудейского права; ко второй - страны Дальнего Востока, Африки, и

Мадагаскара.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной

форме и основанных на мусульманской религии-исламе. Ислам исходит из

того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный

момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда.

Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые

подлежат правовому регулированию.

Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую

историю развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного строя и

становления раннефеодального государства на западе Аравийского

полуострова.

Мусульманское право как система юридических норм образовалась не

сразу. В начальный период развития ислама и мусульманской общины

юридические и иные правила поведения практически не различались. Не

случайно в это время мусульманская догматика (богословие) и правоведение

- тесно переплетались и не составляли самостоятельных направлений

мусульманской идеологии.

Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития

государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как

юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма

широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом,

как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не

определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в

этих странах. Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно

соприкасается с государством и правом.

Важное значение мусульманского права в качестве нормативного

регулятора и идейно-политического фактора заставляет обратиться к

исследованию его специфических черт, как самостоятельной правовой

системы. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе "веры и

государства", религия и право, многие исследователи приходят к выводу,

что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и

правовая культура, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то по

существу совпадают с указанными правилами, и не играют самостоятельной

роли. Среди многих ученых утвердилось мнение о неразрывном единстве

религиозных и правовых норм.

В основе мусульманского права лежит четыре источника:

1. Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных

к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

2. Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и

высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;

3. Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-

мусульманистов;

4. Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман,

которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского

права. Таким суждениям предается законный, общественный характер"

Многие исследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина

получает, прежде всего, религиозную оценку, а главным средством

обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция за их

нарушение. Наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если

оно исходит от государства, воспринимается, в конечном счете, как

"Божественная кара", поскольку важнейшей задачей мусульманского

государства "есть исполнение воли Аллаха на земле".

Но, однако, соотношение в исламе правовых и не правовых нормативных

предписаний сложнее и тоньше, чем может показаться на первый взгляд.

Подход к мусульманскому праву, только как религиозному явлению не

учитывает того обстоятельства, что, несмотря на прочную связь юридических

норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетения, а иногда и

слияния, между данными категориями норм в целом имеются и существенные

отличия. Анализ нормативного содержания мусульманского права позволяет

сделать вывод, что не все юридические нормы в равной степени основана на

исламе как религиозной догме, или системе чисто религиозных нормативных

предписаний. Наиболее прочно связана с религией лишь те немногочисленные,

конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или

Сунну. К ним относятся, например, отдельные стороны брачно-семейных

отношений или вопросы наследования, несколько уголовно-правовых

предписаний. Они отличаются от других норм мусульманского права тем, что

по существу совпадают по определенным образцам поведения с

соответствующими религиозными нормативными положениями и (в отдельных

случаях) нравственными требованиями, освещенными исламом. Именно потому,

что их религиозные "дубликаты" закреплены в Коране и сунне, сами нормы

мусульманского права этой разновидностью рассматриваются как имеющие

непосредственно "Божественное произношение" и неизменяемые. Однако

подобные предписания - весьма скромная часть мусульманского права,

большая часть норм, которого была введена в оборот правоведами на основе

чисто логических, рациональных приемов толкования (иджтихад).

По признанию самих мусульманских исследователей, если Коран и Сунна

содержат все правила религиозного культа (ибадад), то норм

взаимоотношения людей (муамалат), закрепленных этими источниками, очень

мало по сравнению с нормативным составом мусульманского права в целом.

Это значит, что большинство норм "муамалат" не связано непосредственно с

"Божественным откровением" и не имеет аналогов в системе мусульманских

религиозных правил поведения. Главное их качество (норм муамалат)

заключается в рациональной обоснованности и способности изменяться

(развиваться).

Юридические правила поведения тесно связаны с религиозными нормами и

взаимодействуют с ними. Однако относительно небольшое число норм

мусульманского права возникло на основе соответствующих религиозных

предписаний, а преобладающая их часть имеет к религии лишь косвенное

отношение. Поэтому связи мусульманского права с религией характеризуются

противоречивыми моментами: с одной стороны имеется немало правовых и

религиозных норм, совпадающих по своему содержанию и осуществляемых через

деятельность как религиозных учреждений (которые являются одновременно

элементом государственного механизма) так и собственно государственных

органов, участвующих в выполнении регулятивной функции религиозной

системы; с другой - наблюдаются существенные различия между религиозной и

правовой системами социально-нормативного регулирования. Эти различия

проявляются как в том, что государство поддерживает возможностью своего

принуждения отнюдь не все религиозные нормы, так и в формировании

большинства норм мусульманского права без непосредственной связи с

религиозными предписаниями, в применении юридических норм не только

мусульманскими судами (выполняющими функции религиозных норм в качестве

чисто религиозных учреждений) но и светскими (государственными) судебными

органами (полиция, светские суды).

Можно поэтому говорить о своеобразном различии и единстве правовых не

правовых норм в исламе. В целом мусульманское право не сливается с

религией и не выступает частью ислама, как религиозной системы, хотя

многие его нормы совпадают с религиозными правилами поведения.

В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные

изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие

позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных

правовых моделей.

К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского

залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало

универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее

развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по

двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет,

Сирия, Ливан; и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом

здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и

некоторых других отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что

объяснялось все еще сохранившимся пережитком феодализма и глубоким

влиянием ислама на общественное сознание.

В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское

право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в

одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве

системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где

в 20 годы мусульманское право во всех отраслях было заменено

законодательством буржуазного типа, составленным на основе заимствованных

с западноевропейских моделей.

В конечном счете, направление и глубина воздействия мусульманского

права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены

достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.

Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень

их влияния на действующие законодательства, можно предложить следующую

классификацию современных правовых систем стран Востока.

Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана,

где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде

всего, его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное

законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Конституция Ирана,

например, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату

(шариат - предписание верующим: чего они должны и чего они не должны

делать) всех принимаемых законов. Во исполнение данного положения здесь

изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих

принципов и конкретных норм той или иной школы мусульманского права:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.