| |||||
МЕНЮ
| Основные правовые системы современностиограничены. Уголовно-процессуальное законодательство некоторых штатов считает не обязательным участие #M12291 841500642защитника#S, а иногда и #M12291 841502673обвиняемого#S в судебном разбирательстве дел о мисдиминорах. Осужденные за фелонию, как Правило, отбывают наказание в карательных учреждениях более строгого режима, а после отбытия наказания в отличие от осужденных за мисдиминор лишаются права занимать публичные должности. В свою очередь, фелонии и мисдиминоры делятся на несколько "классов", в зависимости от которых устанавливаются пределы наказаний: обычно фелонии на три-пять классов ("А", "В", "С" и т.д.), а мисдиминоры на два или три класса. Сущность и практическое значение такой классификации состоит в том, что она предопределяет рамки наказаний, назначаемых за преступные деяния соответствующей категории. Основными элементами системы наказаний, сложившейся в США, являются #M12291 841500372смертная казнь#S, лишение свободы, #M12291 841501925пробация#S и штраф. Как дополнительные наказания применяются #M12291 841500995конфискация имущества#S, возложение обязанности возместить причиненный ущерб, лишение #M12291 841500224прав, трудовые#S услуги в общественных интересах и др. Скандинавская правовая система. #G0Скандинавское #M12291 841500049право#S - в #M12291 841500495сравнительном правоведении#S выделяется как самостоятельная правовая семья, в которую включаются #M12291 841501838Швеция#S, #M12291 841502656Норвегия#S, #M12291 841502036Дания#S, #M12291 841500791Исландия#S и #M12291 841501760Финляндия#S. #M12291 841501174Римское право#S сыграло несомненно менее заметную роль в развитии правовых систем в скандинавских странах, чем во #M12291 841501777Франции#S и в #M12291 841501589Германии#S. В северных #M12291 841501644государствах#S нет и не было кодексов, подобных Гражданскому кодексу Франции или ГГУ. Судебная практика играет здесь более значимую роль, чем в странах континентальной Европы. В то же время С.п. нельзя отнести и к англо-американской #M12291 841500355системе общего права#S, поскольку С.п. почти не имеет таких характерных признаков #M12291 841502694общего права#S, как правило прецедента, техника различий, особая роль #M12291 841501971процессуального права#S. Все станы, входящие в семью С.п. на протяжении веков связывали тесные культурные, экономические и государственно-политические узы. Исходным пунктом формирования права скандинавских стран стали два законодательных акта, два свода: Кодекс короля Христиана V, принятый в Дании в 1683 г. (в 1687 г. его действие было распространено на Норвегию под названием «Норвежское право»), и #M12291 841501227Свод законов#S Шведского государства 1734 г. В датском кодексе шесть разделов: общий: о духовенстве, о светских сословиях: от торговом и #M12291 841501354брачном#S праве: о морском праве; о #M12291 841500235праве собственности#S и #M12291 841502339наследственном праве#S: об #M12291 841501679уголовном праве#S. Шведский кодекс 1734 г. состоит из девяти разделов: о браке, о родителях и детях; о наследовании; о #M12291 841502362недвижимости#S; о строительстве: о торговле: о #M12291 841500161преступлениях#S (уголовный кодекс): об исполнении судебных #M12291 841501171решений#S о #M12291 841500507судопроизводстве#S п #M12291 841500508судоустройстве#S. Свод насчитывает 1300 параграфов. Два эти свода и составили основу последующего развития обеих ветвей С.п. датской и шведской. Развитие это происходило, разумеется, не в изоляции от континентальной Европы. Однако попытки провести реформы #M12291 841500603законодательства#S, которые структурно затрагивали бы сложившуюся #M12291 841500355систему права#S, делались на #M12291 841502481определенных#S этапах (в первой половине XIX в. обсуждались проекты принятия общего закона, аналогичного Французскому гражданскому кодексу), но не увенчались успехом. Продолжающий действовать и по сей день закон 1734 г. практически не включает положений, входивших в него в момент принятия. Ряд разделов подверглись полной #M12291 841502615переработке#S: в 1920 г. был принят новый раздел о браке; в 1948 г. о судебном разбирательстве; в 1959 г. в результате переработки старого раздела «О наследовании» в закон был включен раздел под таким же названием, а еще раньше, в 1949 г., из этого раздела был выделен отсутствовавший до того раздел о родителях: в 1970 г. был полностью обновлен раздел о недвижимости. В остальных разделах осталось незначительное число старых норм. Большинство ранее действовавших положений заменено отдельными законами, нормы которых составляют ядро #M12291 841500243правового регулирования#S отношений в соответствующих сферах. В настоящее время законодательство, не укладывающееся в систематику закона 1734 г., охватывает многие отрасли шведского #M12291 841500224права: трудовое#S и #M12291 841500320акционерное право#S, законодательство об охране #M12291 841501943промышленной собственности#S и о #M12291 841500413социальном обеспечении#S, об охране окружающей среды, многие разделы #M12291 841500292административного права#S иными словами, преимущественно все те #M12291 841502678области#S #M12291 841500243правового регулирования#S, которые появлялись по мере социально- экономического развития страны начиная с середины прошлого столетия. Хотя число законодательных предписаний, выходящих за рамки закона 1734 г., значительно превысило систематизированную в соответствии с этим актом часть шведского законодательства, практическое значение закона шведского государства еще велико. Этого нельзя сказать о датском кодексе, который сохранен по преимуществу как исторический памятник. Кодифицированное законодательство представляет далеко не большую часть действующего права страны. И здесь, и в Норвегии отчетлива позиция, придающая важное значение судебной практике как #M12291 841500813источнику права#S. Немаловажна роль судебной практики и в Швеции, и это отличает С.п. от романо-германской системы, сближая его в какой-то мере с #M12291 841502694общим правом#S. С.п. представляет собой единую систему не только в силу сходства исторических путей развития права, особенностей законодательства, источников права. Особую роль здесь играет то, что Скандинавские страны тесно сотрудничают в области законодательства и этот процесс, начавшийся в конце прошлого века, привел к появлению значительного числа унифицированных актов, равно действующих во всех государствах-участниках. В 1880 г. одновременно в трех странах Швеции, Данин и Норвегии вступил в силу единый закон об оборотных #M12291 841502272документах#S. В последующие годы основное внимание уделялось #M12291 841501696унификации#S #M12291 841500572торгового права#S (законы о торговых знаках, торговых реестрах, фирмах, #M12291 9015838закон о чеках) #Sи морского права. В конце века появились еще более смелые унификаторские планы. В 1899 г. датский профессор Ларсен предложил унифицировать все #M12291 841501824частное право#S, чтобы в конечном итоге прийти к единому Скандинавскому гражданскому кодексу. И хотя #M12291 841500046правительства#S скандинавских государств в принципе согласились с этим предложением, создание проекта единого гражданского кодекса было отложено, а предпочтение отдано унификации отдельных институтов #M12291 841500235права собственности#S и #M12291 841502725обязательственного права#S. Результатом этих двух усилий явился проект закона о продаже движимого #M12291 841500731имущества#S. В Швеции и Дании он вступил в силу в 1906 г., в Норвегии в 1907 г. и в Исландии в 1922 г. Еще одним важным результатом сотрудничества Скандинавских стран явился Закон о #M12291 841502156договорах#S и других законных операциях в #M12291 841500235праве собственности#S и #M12291 841502725обязательственном праве#S. В Швеции, Дании и Норвегии он вступил в силу в период с 1915 по 1918 г., а в Финляндии в 1929 г. На основе упомянутых выше и некоторых других законов в Скандинавских странах сложилось, по существу, единое договорное право. Скандинавские государства активно сотрудничали также в области #M12291 841500340семейного права#S, хотя здесь различия между законодательствами стран региона выражены сильнее, чем в #M12291 841502725обязательственном праве#S. Следует отметить, что многие вопросы, по которым в континентальной Европе реформы были проведены лишь после второй мировой войны, в скандинавском праве были решены гораздо раньше. Достаточно упомянуть равенство мужа и жены, отказ от принципа #M12291 841501431вины#S как главного основания #M12291 841501127расторжения брака#S, уравнение в правах детей, рожденных вне брака, и др. Традиционные и религиозные правовые системы. Мусульманская правовая система Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки. Правовые системы этих стран не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются не западные страны, бывают двух видов: 1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на западе, имеет место переплетение права и религии; 2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем. К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права; ко второй - страны Дальнего Востока, Африки, и Мадагаскара. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии-исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного строя и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова. Мусульманское право как система юридических норм образовалась не сразу. В начальный период развития ислама и мусульманской общины юридические и иные правила поведения практически не различались. Не случайно в это время мусульманская догматика (богословие) и правоведение - тесно переплетались и не составляли самостоятельных направлений мусульманской идеологии. Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом, как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом. Важное значение мусульманского права в качестве нормативного регулятора и идейно-политического фактора заставляет обратиться к исследованию его специфических черт, как самостоятельной правовой системы. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе "веры и государства", религия и право, многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными правилами, и не играют самостоятельной роли. Среди многих ученых утвердилось мнение о неразрывном единстве религиозных и правовых норм. В основе мусульманского права лежит четыре источника: 1. Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету; 2. Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников; 3. Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых- мусульманистов; 4. Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям предается законный, общественный характер" Многие исследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина получает, прежде всего, религиозную оценку, а главным средством обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение. Наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходит от государства, воспринимается, в конечном счете, как "Божественная кара", поскольку важнейшей задачей мусульманского государства "есть исполнение воли Аллаха на земле". Но, однако, соотношение в исламе правовых и не правовых нормативных предписаний сложнее и тоньше, чем может показаться на первый взгляд. Подход к мусульманскому праву, только как религиозному явлению не учитывает того обстоятельства, что, несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетения, а иногда и слияния, между данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия. Анализ нормативного содержания мусульманского права позволяет сделать вывод, что не все юридические нормы в равной степени основана на исламе как религиозной догме, или системе чисто религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связана с религией лишь те немногочисленные, конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну. К ним относятся, например, отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования, несколько уголовно-правовых предписаний. Они отличаются от других норм мусульманского права тем, что по существу совпадают по определенным образцам поведения с соответствующими религиозными нормативными положениями и (в отдельных случаях) нравственными требованиями, освещенными исламом. Именно потому, что их религиозные "дубликаты" закреплены в Коране и сунне, сами нормы мусульманского права этой разновидностью рассматриваются как имеющие непосредственно "Божественное произношение" и неизменяемые. Однако подобные предписания - весьма скромная часть мусульманского права, большая часть норм, которого была введена в оборот правоведами на основе чисто логических, рациональных приемов толкования (иджтихад). По признанию самих мусульманских исследователей, если Коран и Сунна содержат все правила религиозного культа (ибадад), то норм взаимоотношения людей (муамалат), закрепленных этими источниками, очень мало по сравнению с нормативным составом мусульманского права в целом. Это значит, что большинство норм "муамалат" не связано непосредственно с "Божественным откровением" и не имеет аналогов в системе мусульманских религиозных правил поведения. Главное их качество (норм муамалат) заключается в рациональной обоснованности и способности изменяться (развиваться). Юридические правила поведения тесно связаны с религиозными нормами и взаимодействуют с ними. Однако относительно небольшое число норм мусульманского права возникло на основе соответствующих религиозных предписаний, а преобладающая их часть имеет к религии лишь косвенное отношение. Поэтому связи мусульманского права с религией характеризуются противоречивыми моментами: с одной стороны имеется немало правовых и религиозных норм, совпадающих по своему содержанию и осуществляемых через деятельность как религиозных учреждений (которые являются одновременно элементом государственного механизма) так и собственно государственных органов, участвующих в выполнении регулятивной функции религиозной системы; с другой - наблюдаются существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования. Эти различия проявляются как в том, что государство поддерживает возможностью своего принуждения отнюдь не все религиозные нормы, так и в формировании большинства норм мусульманского права без непосредственной связи с религиозными предписаниями, в применении юридических норм не только мусульманскими судами (выполняющими функции религиозных норм в качестве чисто религиозных учреждений) но и светскими (государственными) судебными органами (полиция, светские суды). Можно поэтому говорить о своеобразном различии и единстве правовых не правовых норм в исламе. В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама, как религиозной системы, хотя многие его нормы совпадают с религиозными правилами поведения. В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание. В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западноевропейских моделей. В конечном счете, направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития. Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их влияния на действующие законодательства, можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока. Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего, его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Конституция Ирана, например, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату (шариат - предписание верующим: чего они должны и чего они не должны делать) всех принимаемых законов. Во исполнение данного положения здесь изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов и конкретных норм той или иной школы мусульманского права: |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|