рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Основные правовые системы современности

объясняется применение мусульманского права только в отношениях между

мусульманами; религиозный принцип, на котором основывается это право,

отпадает, когда одна из сторон не является мусульманином.

В исламе господствует концепция теократического общества, в котором

государство имеет значение лишь как служитель установленной религии.

2 Структура права.

Наука мусульманского права, или, точнее доктринальное изложение

мусульманских законов (фикх), имеет два раздела. «Она изучает «корни» и

объясняет, каким образом, исходя из каких источников, возник комплекс

правил, составляющих шариат, божественный закон. Кроме того, она изучает

«содержание», то есть решения, которые содержат нормы материального

мусульманского права.»1

3.3 Источники права.

Количество источников мусульманского права ограничивается небольшим

числом.

3.3.1 Основой мусульманского права является священная книга ислама - Коран,

состоящая из высказываний Аллаха последнему из его пророков и посланцев

Магомету. Но содержащиеся в нём положения юридического характера

недостаточны для регламентации всех отношений, возникающих между

мусульманами.

3.3.2 Сунна (рассказа о бытии и поведении пророка) - это сборник адатов, то

есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета.

3.3.3 Третий источник мусульманского права - иджма, составленная по

единодушному согласию докторов ислама (Эль-Бокхари, Мослем и др.). Иджма

призвана восполнить пробелы исламского права и объяснить видимые изъяны.

Она основана на догме непогрешимости и единства мусульманского общества и

адате, гласящем, что то, что мусульмане считают справедливым справедливо в

глазах Аллаха. Эти догмы позволили признать авторитет решений, которые

непосредственно не вытекали из Корана или Сунны.

3.3.4 Мусульманские толки (риты) так же являются источниками. Существует

четыре основных толка: ханефитский (распространён в Турции, среди

мусульман бывшего СССР, Иордании, Сирии, Афганистане, Пакистане, Индии и

Бангладеш). Малекитский толк действует среди мусульманского населения

Северной и Западной Африки. Шафеитский толк господствует у курдов, в

Малайзии, Индонезии и на восточном побережье Африки. Ханбалитский толк

преобладает в Аравии. Все вышеперечисленные толки являются суннитскими.

Существует также вахабитский толк (Саудовская Аравия), зейдутский толк

(Джерба, Занзибар). Среди всех этих толков есть различные разногласия, в

связи с тем, что эти толки - результат толкования различных школ

мусульманского права, но их принципы - сходны.

3.3.5 Также к источникам мусульманского права относятся суждения по

аналогии. Но источником это является лишь в какой-то степени. Скорее

суждения по аналогии выполняют функции способа толкования и применения

права.

Обычай не входит в систему источников мусульманского права но в

определённых случаях его применение допускается.

Современные тенденции развития международных отношений заставляют

мусульманские страны вестернизировать своё право, в частности:

конституционное, гражданское, административное, и торговое, но всё это

происходит за пределами персонального статуса (лицо, семья, наследование),

в сферах, которые не затрагивают священных основ мусульманской религии.

4 Тенденции развития мусульманского права.

Таким образом, в развитии мусульманского права на современном этапе

можно выделить тенденцию к вестернизации права, а следовательно кодификации

нормативных актов и упразднению специальных религиозных судов, призванных

применять нормы мусульманского права.

Глава IV

Право Индии.

1 Характеристика права.

Сразу же следует сказать, что право Индии это не право именно этого

государства, а право, которое распространено на территориях, население

которых исповедует индуизм. Религиозные предписания, также как и в

мусульманском праве, играют роль правовых предписаний. Вместе с тем,

значительный круг общественных отношений регламентирован нормами

английского права.

2 Источники права.

Так же как и в мусульманском праве источниками права индусской общины

являются религиозные книги - шастры. Их - три вида: дхарма (наука,

указывающая на должное поведение людей. Она не различает религиозные и

юридические обязанности), атрха (наука пользы и политики), кама (наука

удовольствий). Каждый человек должен вести себя согласно предписанию,

регламентирующему поведение членов той или иной касты: брахман - в

соответствии с брахмой, правители и торговцы - с артхой, а женщины - с

камой.

Главное, что позволяет этим книгам быть правовыми источниками - это их

легитимность на уровне государства.

Дхармы изложены в специальных трактатах - дхармашастрах. Наиболее

известны из них - законы Ману. Авторитет того или иного трактата установлен

традицией.

Другой вид сборников права - это нибандхазы, которые являются

комментариями дхармашастр и призваны толковать их простым людям.

Кроме всего прочего роль источника индусского права играют обычаи, так

как шастры не состоянии в силу своей древности регламентировать весь спектр

общественных отношений. Для каждой касты существуют свои собственные

обычаи.

Судебные прецеденты в индусском праве не имеют никакой роли в качестве

источников права.

Законодательство же исходит от правителей, но оно не в силах повлиять

на нормы дхармы.

Кроме всего прочего к источникам индусского права можно отнести

сознание и справедливость конкретного индивидуума.

Дхармашастры рекомендуют человеку поступать, а судье решать дела по

совести, по справедливости в случае, если нет определённой правовой нормы

по данному вопросу.1

3 Современные тенденции.

Современная же доктрина изложена в книге, носящей название виавахара.

В ней содержатся нормы, которые имеют более близкое отношение к

современному западному праву. В начале виавахары говорится об отправлении

правосудия и процессе, а затем изложены 18 видов споров, охватывающих

частное и уголовное право.

Следует отметить тот факт, что в течение XVI - XVII веков на

территории Индии господствовало мусульманское право, но с XVII - XVIII вв.

Англия фактически установила свою власть в Индии, привнеся в её право свои

собственные черты. С этого момента индусское право начало свою деформацию,

в результате чего нормами шастр стал регулироваться только определённый

круг отношений, а главенствующее положение заняли нормы английского права.

В настоящее же время, после провозглашения независимости Индии, право

также обрело большую независимость. Верховный суд получил право подтвердить

или отбросить судебные решения, принятые в период британского господства.

Конституция Индии, идя по пути модернизации права, запретила дискриминацию

по мотивам кастовой принадлежности. Было запрещено многожёнство, разрешено

вступать в брак представителям различных каст (так как сами касты

отменены). Правовое положение женщины законодатель пытался поставить в один

ряд с правами мужчин.

Но, тем не менее, следует сделать один, общий вывод о соотношении

законодательства и социологической реальности в стране. Надо сказать о том,

что как бы не стремилась законодательная власть усовершенствовать нормы

права по типу современных норм западного права, 80% индусов, живущих в

деревнях, не следуют новым законам, а живут по старым обычаям и традициям.

Таким образом, законодательство вступило в спор с традицией и, неизвестно,

кто же выиграет этот спор: обычаи, сложившиеся за века или государство,

пытающееся приучить своих граждан жить по новым законам, отменяя вековую

традицию.

Глава V

Социалистическое право.

1 Характеристика социалистического права.

Хотя в данный момент социалистическое право из-за распада

социалистического блока представлено правом небольшого ряда стран, я

считаю, что в независимости от этого надо рассмотреть такую семью права,

так как существовала она длительный период времени и внесла значительный

вклад в развитие мировых правовых концепций.

Ряд английских и американских авторов относит систему советского права

к романо-германской правовой семье, отказываясь видеть в ней какую-то

оригинальность, исходя из сходства терминологии и концепции правовой нормы

советского права и права романо-германской семьи. Юристы же

социалистических стран (Денисов А.И., Васильев А.М., Александров Н.Г.,

Ромашкин П.С., Королёв А.И., Мокичев К.А.)1 отрицали такую позицию.

утверждая, что право - это надстройка - отражение экономической структуры.

А экономическая система социалистических стран явно не похожа на

капиталистическую.

5.2 Историческое развитие.

5.2.1 Русское право. Историческими, религиозными и юридическими

источниками российской правовой системы, выступают два законодательных

массива: право Российской Империи и советское право. Первые памятники

русского права - договоры с Византией ((892 год); сборник обычного права -

Русская Правда (XI - XIV вв.). Положения Русской Правды носили

территориальный, а не племенной характер и свидетельствовали о наличии

феодального строя. Церковь руководствовалась византийским правом.

Монгольское иго несильно повлияло на русское право, в связи с тем, что

никогда не навязывалось Руси.

Позже было составлено Уложение 1649 года. Кормчая книга (1653 г.) -

собрала в себя нормы церковного права, заменив предыдущее уложение -

Стоглав Ивана Грозного (1551 г.). При Николае I была проведена консолидация

русского права, результатом которой явился Свод Законов (42е тысячи

статей). В 1855 году на свет появилось Уголовное Уложение. До 1917го года

был создан проект Гражданского кодекса.

Таким образом российская юридическая наука основывалась на Византийском,

то есть римском праве, тем не менее, отличаясь оригинальностью обычаев.

После 1917го года Россия, перестав быть капиталистическим государством,

изменила и своё право. В 1918м году была принята Конституция РСФСР, в 1924м

- Конституция СССР. 20е годы XX века были периодом интенсивной

кодификационной работы, так как были принят ряд кодексов: ГПК, ГК, УК, УПК,

КЗоТ, Земельный Кодекс, и разрабатывались проекты Хозяйственного,

Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.1

В последующие годы существования СССР развитие советского права также не

стояло на месте.

5.2.2 Право других социалистических стран. Развитие права в Венгрии,

Польше, Чехословакии, Хорватии, Словении всегда шло параллельно развитию

права в Германии, Австрии, Франции.2 Здесь существовала прочная юридическая

традиция: право рассматривалось как одна их фундаментальных опор общества.

Албания, Болгария, Румыния, Сербия первоначально находились под влиянием

не европейского, а византийского права. Турецкое завоевание этих стран,

также как и монгольское на Руси, затормозило их правовое развитие. В

юридическом плане в этих странах правовая основа не была сломана при

переходе к социалистическому типу государства, как в России. Право пытались

сохранить настолько, насколько оно могло существовать при социалистическом

строе. Старые законы толковались по-новому, были проведены большие

законодательные и кодификационные работы. Право передавало средства

производства в руки народа.

3 Принцип социалистической законности.

Во всех социалистических странах огромную роль играл принцип

социалистической законности. «В Советском Союзе и других социалистических

странах принцип социалистической законности подчёркнут со всей силой и

одновременно имеются все гарантии для того, чтобы сделать этот принцип

действенным».1 «Социалистическая» законность означает, что советские

граждане, государство должны были соблюдать законы потому, что «...эти

законы справедливы, а справедливы они потому, что их издаёт

социалистическое государство, которое выражает интересы всех, а не какого-

либо привилегированного класса.»2 «Экономический строй общества,

материальные условия господствующего класса определяют его общественное

сознание, его волю и интересы, которые находят своё выражение в праве...

Отрыв права и законности от экономики, рассмотрение правовой системы

независимо от существующих экономических отношений несовместимы с коренными

положениями советской юридической науки.»3 Принцип социалистической

законности должен был иметь свои гарантии. Ими являлись: 1) прокуратура -

автономное учреждение, независимое от министерств и местных советов,

подчиняющееся лишь генеральному прокурору; 2) комитеты народного контроля

(если сфера деятельности прокуратуры - надзор за юридической и

управленческой деятельностью, то комитеты народного контроля следили за

экономической и финансовой сферами); 3) адвокатура - в ней видели не

столько защитников обвиняемых, сколько помощников правосудия, призванных

бороться за социалистическую законность.

4 Источники права.

«Под источником права советский юрист понимает прежде всего

экономический строй общества, который, согласно марксистской доктрине,

обусловливает и определяет правовую систему данной конкретной страны... и

только во вторую очередь советская доктрина называет источниками права

технические приёмы, с помощью которых создают, находят или уточняют

юридические нормы.»1 Тем не менее, я считаю нужным показать классификацию

источников права соц. стран и, в первую очередь, бывшего СССР с точки

зрения на источник права, именно как техническое средство законодателя.

Целью этого является сравнение источников права основных правовых семей

мира (а следовательно и самих правовых семей).

5.4.1 Основным источником советского права являлся закон, но в отличие от

закона в романо-германской правовой семье, где он является наиболее ясным и

удобным способом выражения норм права, в соц. странах закон - это наиболее

естественный способ создания права. В этом, на мой взгляд, проявляется

императивность социалистической системы права.

5.4.2 Говоря о толковании законов, следует сказать, что характерной чертой

советского права являлось аутентичное толкование уполномоченными на то

органами (Президиум Верховного Совета СССР, Верховный Суд СССР и главный

арбитр СССР). Толкование законов в социалистических странах было также

сходно с советскими принципами.

5.4.3 На территориях соц. стран была широко распространена кодификация:

Существовал ряд кодексов, регламентирующих практически все сферы

общественной жизни (об этом было сказано в разделе, посвящённом истории

советского права).

5.4.4 Судебная практика не являлась источником прецедентного права. Но хотя

в советском праве не применялись прецеденты, тем не менее Гражданский

кодекс 1961го года содержал ряд положений, выработанных именно судебной

практикой.

Обычай, как источник права играл очень малую роль. Использовался он

лишь в той мере, в какой был необходим или полезен для толкования и

применения закона, или в немногих случаях, когда сам закон отсылал к

обычаю, отводя ему определённую сферу.

Следует отметить, что марксистско-ленинская доктрина проникла и в

правовые нормы, идеологизировав их тем самым.

Разработкой же юридической доктрины для дальнейшего правотворчества

занимались Институт государства и права Академии наук СССР, Институт

советского законодательства Министерства юстиции СССР. В других же соц.

странах доктрина имела меньшее значение, чем в СССР.

5 Структура права.

В структуре системы права социалистических государств много общего с

романо-германской семьёй: присутствуют институты семейного, гражданского,

административного, конституционного права, но в силу государственного строя

эти институты имели свои характерные черты, отличающие их от институтов

романо-германского права.

Императивный характер, как нигде пронизывал правовые институты.

Например, неисполнение договоров в государственном секторе экономики могло

повлечь за собой уголовные санкции. Такие же санкции влекла за собой

покупка с целью перепродажи (спекуляция).

Правовые понятия в соц. праве также отличались от романо-германских – не

носящих идеологизированный характер. В советском же праве из-за

идеологизации понятия крайне отличались от западных. Например, не было

деления имущества на движимое и недвижимое, собственность могла быть

личной, кооперативной и государственной, но самым важным понятием была

государственная собственность, за покушение на которую предусматривались

даже разные санкции, по сравнению с личной.

В настоящее время, в результате перемен произошедших в первую

очередь в бывшем СССР, социалистическое право (за исключением

некоторых стран) практически перестало существовать.

6 Современные тенденции развития права России.

Россия провозгласила движение по пути формирования

правового, демократического, социального государства,

общенародного по своей сущности. Это позволяет прогнозировать сближение

ее правовой системы на новом, качественном уровне, при сохранении

специфики, с романо-германской правовой системой как наиболее родственной.

В связи с переходом на качественно новый этап развития

осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства,

обеспечению господства права и верховенства закона, незыблемости

основных прав и свобод личности, защите общества от произвола

властей, взаимной ответственности государства и личности. Делаются

шаги в реформировании судебной системы (например, суд присяжных). Набирает

силу плюрализм в экономике, политике и идеологии, т.е. существенно

меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни. Таким образом, остаётся

надеяться, что наше государство, вступая на новый путь государственного и,

следовательно, правого развития, в конце концов, придёт к каким-то новым

правовым принципам, позволяющим ему на все сто процентов называться

правовым государством!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе были рассмотрены правовые черты основных правовых семей

современного мира. В заключении хотелось бы отметить, что наверное

не существует идеальной правовой модели, которая одинаково подходила бы

для всех стран.

Много положительных и отрицательных черт можно отметить у каждой

правовой системы. Например, в романо-германской семье правовые нормы четко

кодифицированы. Правоприменителю не составляет труда найти ту или иную

норму. Но с другой стороны, доктрина выражающая тождество права и

закона, может сыграть и отрицательную роль. Так было в 30е годы XX века в

Германии и ряде других стран, когда к власти пришел тоталитарный режим,

и изменив законы, поставил закон над правом. Говоря о прецедентном праве,

надо заметить, что оно ближе к практике, но с другой стороны очень

затруднен поиск прецедентов при реализации норм права.

В последнее время, в результате развития международного права,

торговых и экономических связей между странами наблюдается

тенденция к сближению правовых систем различных стран. Так в

странах семьи общего права все большее значение приобретает

кодификация, а в странах континентального права – наоборот судебный

прецедент.

Также не трудно увидеть, что даже принадлежность стран к одной и

той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает различий между

национальными правовыми системами этих стран.

Но роль права в решении самых разнообразных задач общества,

несомненно, важна. «Все основные стороны общественной жизни имеют правовой

аспект, выступают и как правовые проблемы; в правовых системах отражаются

«все потребности гражданского общества».1

Таким образом, чем теснее межгосударственные связи в мире, тем более

похожа на остальные становится каждая отдельная правовая система, и, будем

надеяться, что в ближайшем будущем право различных государств станет не

сильно различаться, что позволит упростить сложную процедуру

межгосударственных отношений и создать мировую концепцию права, которая

будет являться самой справедливой!

Приложение I

Судебная система Англии

The House of Lords: 3 Law Lords

(Палата Лордов) (3 лорда-юриста)

Criminal Courts Civil courts

(Суды по уголовным делам) (Суды по гражданским делам)

Court of Appeal High Court

(Апелляционный суд) (Высокий суд)

County Courts Crown Court

(Суды графств) (Королевский суд)

Magistrates’ Court

(Суды магистратов)

Приложение II

Судебная система США

US Supreme Court

(Верховный Суд)

US Courts of Appeals State Courts of Last

(Апелляционные суды) Resort

(36 тыс. дел в год) (Суд штата последнего

обращения)

(60 тыс. дел в год)

State Intermediate Appellate

Courts

(Промежуточные апелляционные

суды)

(130 тыс. дел в год)

US District Courts State Trial Courts

(94 суда) (суды штата)

(280 тыс. дел в год) (27 млн. дел в год)

Библиографический список использованной литературы

1. Александров Н.Г. Теория государства и права. М., 1977.

2. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.

3. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971.

4. Васильев А.М. Теория государства и права. М., 1977.

5. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

6. Денисов А.И. Теория государства и права. М., 1980.

7. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1996.

8. Королёв А.И., Явич Л.С. Теория государства и права. М., 1987.

9. Кросс К. Прецедент в Английском праве. М., 1985.

10. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.,1994.

11. Мокичев К.А. Теория государства и права. М., 1970.

12. Назаренко Г.В. Общая теория права и государства: Курс лекций. О.,

1995.

13. Ромашкин П.С. Теория государства и права. М., 1962.

14. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Т.,

1988.

15. Сюкияйнен А.Р. Мусульманское право. М., 1986.

16. Чхиквадзе В.М. Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и

современность. М., 1967.

17. Just English. Английский для юристов. /Под ред. Ю.Л. Гумановой. М.,

1996.

1 Назаренко Г.В. Общая теория права и государства: Курс лекций. О., 1995.

С.87-88.

1. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.86.

1. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.103

1. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.129.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.132-133.

1. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.259.

1 Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.291.

1 Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.299.

1. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.336.

1 Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.337.

2 Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.339.

1. Подробнее о судебной системе США см. приложение II.

1. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.383.

1. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.411.

1 Александров Н.Г. Теория государства и права. М., 1977.

Васильев А.М. Теория государства и права. М., 1977.

Денисов А.И. Теория государства и права. М., 1980.

Королёв А.И., Явич Л.С. Теория государства и права. М., 1987.

Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.,1994.

Мокичев К.А. Теория государства и права. М., 1970.

Ромашкин П.С. Теория государства и права. М., 1962.

1. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1996. С.440.

2. Zajtai J. Introduction a l’etude du droit hongrois в книге Давида Р.

Основные правовые системы современности. М., 1988. С.179.

1. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971.

С.47

2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.186.

3. Чхиквадзе В.М. Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и

современность. М., 1967. С. 62.

1. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.198.

1 Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Т., 1988.

С.151.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.