рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Органы государства: их признаки и виды

Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Он издает

указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции

Российской Федерации и федеральным законам. Президент Российской Федерации

обладает неприкосновенностью.

ПОЛНОМОЧИЯ

Президент Российской Федерации

назначает:

. председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы);

. заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (по

предложению Председателя Правительства).

Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

принимает решение об отставке Правительства.

Кроме того, Президент Российской Федерации

назначает:

. полномочных представителей Президента Российской Федерации;

. высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

. дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных

государствах и международных организациях (после консультаций с

комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания);

. судей федеральных судов (кроме Конституционного, Верховного и Высшего

арбитражного).

формирует:

. Администрацию Президента Российской Федерации;

. Совет Безопасности Российской Федерации (и возглавляет его).

представляет кандидатуры:

. Государственной Думе - на должность Председателя Центрального банка

Российской Федерации;

. Совету Федерации - на должности судей Конституционного Суда, Верховного

Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также Генерального прокурора

Российской Федерации.

а также:

. утверждает военную доктрину Российской Федерации;

. вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует

федеральные законы;

. назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в

случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

. назначает референдум;

. является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской

Федерации;

. вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях

военное или чрезвычайное положение;

. решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища;

награждения; присвоения почетных званий и высших воинских званий;

помилования.

Б). Правительство РФ

СТАТУС

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть

Российской Федерации.

Функции Правительства перечислены в статье 114 Конституции:

«1. Правительство Российской Федерации:

. а разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и

обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об

исполнении федерального бюджета;

. б)обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,

кредитной и денежной политики;

. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной

политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения,

социального обеспечения, экологии;

. осуществляет управление федеральной собственностью;

. осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной

безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

. осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан,

охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской

Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской

Федерации.

Порядок деятельности Правительства определяется Федеральным

конституционным законом "О Правительстве РФ"

СРОК ПОЛНОМОЧИЙ

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия

Государственной Думы. Если Дума трижды отклоняет предложенные Президентом

кандидатуры - Президент назначает Председателя Правительства, распускает

Думу и назначает новые выборы. Члены Правительства назначаются Президентом

по представлению Председателя Правительства. Правительство слагает свои

полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Таким

образом, любое Правительство формируется на срок до вступления в должность

новоизбранного Президента после выборов 7 марта 2004 года, каковое

вступление должно состояться 7 мая 2004. Президент может отправить

Правительство в отставку по собственной инициативе, по инициативе самого

Правительства, или по инициативе Государственной Думы. Решение об отставке

Правительства во всех случаях принимается Президентом. В случае двукратного

вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент обязан либо

отправить Правительство в отставку, либо распустить Государственную Думу.

СОСТАВ

Правительство РФ по Конституции состоит из Председателя Правительства

РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Существовала также категория должностей, "приравненных по статусу к

федеральному министру" (в том числе директор ФСБ и председатель

Госкомимущества, входившие в Президиум Правительства), статус которых не

получил однозначного истолкования ни в законах, ни в указах. Во всяком

случае, при отставке Правительства они не считаются отставленными и не

назначаются заново. Указом N1176 от 14 августа 1996 Президент Ельцин

постановил, что такое "приравнивание" впредь не допускается.

3.2. Законодательная власть Российской Федерации

Представительным и законодательным органом власти РФ является

Федеральное Собрание – парламент РФ.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и

Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок

выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными

законами.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают

неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть

задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на

месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением

случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения

безопасности других людей.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают, как правило,

раздельно.

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить

закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания

посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда

Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта

Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного

органов государственной власти. Одно и то же лицо не может одновременно

являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

К ведению Совета Федерации относятся:

. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного

положения;

. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении

чрезвычайного положения;

. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской

Федерации за пределами территории Российской Федерации;

. назначение выборов Президента Российской Федерации;

. отрешение Президента Российской Федерации от должности;

. назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации,

Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации;

. назначение на должность и освобождение от должности Генерального

прокурора Российской Федерации;

. назначение на должность и освобождение от должности заместителя

Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него

проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в

течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на

четыре года.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета

Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не

может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и

органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на

профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной

службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме

преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день

после избрания. Первое её заседание открывает старейший по возрасту

депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва

полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

К ведению Государственной Думы относятся:

. дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя

Правительства Российской Федерации;

. решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

. назначение на должность и освобождение от должности Председателя

Центрального банка Российской Федерации;

. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной

палаты и половины состава ее аудиторов;

. назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по

правам человека, действующего в соответствии с федеральным

конституционным законом;

. объявление амнистии;

. выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения

его от должности.

3.3. Органы судебной власти РФ

Судебная власть РФ представляет собой, в соответствии с теорией

разделения властей, систему судебных органов государства, осуществляющих

правосудие.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

В целях успешного осуществления судебной власти закон наделяет суды

всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России

принадлежит судам образующим единую судебную систему. В основе ее

организации лежат положения Конституции Российской Федерации, которая

предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов -

Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также

судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской

Федерации устанавливается Конституцией и федеральным законом "О

судоустройстве".

Конституционный Суд Российской Федерации

1.Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2.Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела в соответствии с

Конституцией Российской Федерации:

. федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации,

Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской

Федерации;

. конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов

субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к

ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному

ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов

государственной власти субъектов Российской Федерации;

. договоров между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров

между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

. не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

. между федеральными органами государственной власти;

. между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации;

. между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение

конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет

конституционность закона, примененного или подлежащего применению в

конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации дает толкование Конституции

Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными,

утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации

международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие

и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации

дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения

Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении

иного тяжкого преступления. (статья 125 Конституции Российской Федерации).

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по

гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам

общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом

процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает

разъяснения по вопросам судебной практики. (статья 126 Конституции

Российской Федерации).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным

органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых

арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом

процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает

разъяснения по вопросам судебной практики. (статья 127 Конституции

Российской Федерации)

Единство судебной системы Российской Федерации находит свое выражение

в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите

конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных

ценностей; единстве принципов организации и деятельности; в применении

судами одних и тех же материальных и процессуальных законов; в единстве

правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и

вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет

федерального бюджета.

Важной чертой судебной власти является участие представителей народа

в осуществлении правосудия.

Конституционное положение о праве граждан участвовать в отправлении

правосудия развивается в судоустройственных и процессуальных законах. Оно

реализуется путем участия в рассмотрении и разрешении судебных дел народных

заседателей, присяжных заседателей и представителей общественных

организаций и трудовых коллективов. Одним из обязательных признаков

судебной власти является властный характер полномочий суда. Это проявляется

в том, что требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих

полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов,

организаций и других юридических лиц и граждан. Выполнение требований суда

и исполнение его решений обеспечивается силой государства.

Заключение

В своей работе я попытался отобразить наиболее существенные

классификации органов государства. Разумеется, разновидностей

государственный органов существует огромное количество, и каждый автор

дает свою оценку этому многообразию. Я, рассмотрев точки зрения таких

авторов как Назаренко Г.В., Рассолов М.М., Лазарев В.В., Хропанюк В.Н. и

др., постарался вывести нечто единое.

Многообразие органов государства зачастую порождает огромную проблему

разрастания сложного, громоздкого и разветвленного чиновничье-

бюрократического аппарата, который и образует основу механизма государства.

Мне очень понравилась мысль, заложенная в учебнике «Теория государства

и права» под редакцией Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д., которую я

в заключение хотела бы процитировать.

«Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они

неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат).

В понятие "бюрократия" часто вкладывается различный смысл. Для М.

Вебера бюрократия — рациональная организация государственного управления,

деятельности государственного аппарата на основе господства

общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит

от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед

единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков

государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс

относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.

В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм —

болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова

бюрократизм означает власть "бюро", т.е. письменного стола, конторы,

"конторовластие", а по сути дела — власть оторванного от народа аппарата.

Главный ресурс бюрократов — именно власть и возможность ею злоупотреблять,

извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс

конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и

противоречивости интересов, в возможности манипулировать ими в корыстных

целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в

ведомственный или местнический, ведомственный или местный — в групповой или

личный, т.е. государственные задачи превращаются в канцелярские, а

канцелярские задачи — в государственные. Одной из характерных черт

бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата -— сохранение и

увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного

аппарата — верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит

демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями

государственного механизма, отчетность и сменяемость работников

государственных органов, гласность и критика — надежное лекарство против

этой болезни.»[15]

Я отрицательно отношусь к разрастанию государственного аппарата и

думаю, что государство должно способствовать предотвращению этого явления.

Необходимо четко и компактно «укомплектовать» государственный аппарат.

Государство должно наделить свои органы конкретными полномочиями,

предоставить им не только права, но и обязанности. Необходимо создать

четкую соподчиненность и взаимоответственность, постараться упростить

сложную структурную иерархию.

Что касается нашего государства, то в России существует много проблем

с чиновьичьим аппаратом, поскольку из-за огромного количества различных

государственных органов нельзя уследить за деятельностью каждого, поэтому

на местах некоторые чиновники допускают вольности в своей работе, и самой

большой проблемой является казнокрадство и взяточничество. Несомненно,

государство стремится искоренить данные явления, но из-за гнетущих проблем

более сложного характера строгая направленность этих действий не ощущается.

Я считаю, что для того, чтобы добиться изменений в стране в лучшую сторону,

необходимо надеяться не только на государство, но и самим стараться

способствовать этому.

Список использованной литературы

1. Дмитрук В.Н. теория государства и права: учебное пособие. –Мн.:

Амалфея.1998.

2. Комаров С.А. Общая теория государства и права. -М.: Юрайт. 1998.

3. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие. –М. 1999.

4. Общая теория государства и права/Под ред. Лазарева В.В. –М.: Юристъ.

2001.

5. Официальный Web-сервер Государственной Думы РФ http://www.duma.gov.ru/

6. Официальный Web-сервер Правительства РФ http://www.government.gov.ru/

7. Рассолов М.М. Теория государства и права. –М.: 2000.

8. Теория государства и права/Под ред. Корельского В.Н. и проф.

Перевалова В.Д. -М.: 2000.

9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие. –М.: 1999.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. –М.: Юристъ, 1997.

11. Национальная электронная библиотека http://www.nns.ru/sudy/.

12.Правительство России и федеральные органы исполнительной власти-

структурный справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1995. Электронная версия,

1997-1998.

-----------------------

1 -См.: Теория государства и права/Под ред. Корельского В.Н. и проф.

Перевалова В.Д. -М.: 2000.

1 -См.: Теория государства и права/Под ред. Корельского В.Н. и проф.

Перевалова В.Д. -М.: 2000.

1 -См.: Общая теория государства и права/Под ред. Лазарева В.В. –М.:

Юристъ. 2001. –С. 382.

1 – См.: Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ,

1997г. –С. 268.

1 -См.: Общая теория государства и права/Под ред. Лазарева В.В. –М.:

Юристъ. 2001. –С. 374.

1 -См.: Г. В. Назаренко. Теория государства и права: учебное пособие. –М.

1999. –С. 25.

2 -См.: Рассолов М.М. Теория государства и права. –М.:2000. –С. 122.

1 -См.: Общая теория государства и права/Под ред. Лазарева В.В. –М.:

Юристъ. 2001. –С. 381.

1 -См.: Рассолов М.М. Теория государства и права. –М.:2000. –С. 121.

[1] -См.: Г. В. Назаренко. Теория государства и права: учебное пособие. –М.

1999. –С. 26.

[2] -См.: Рассолов М.М. Теория государства и права. –М.:2000. –С. 123.

[3] -См.: Г. В. Назаренко. Теория государства и права: учебное пособие. –М.

1999. –С. 26.

[4] -См.: Г. В. Назаренко. Теория государства и права: учебное пособие. –М.

1999. –С. 26.

[5] -См.: Г. В. Назаренко. Теория государства и права: учебное пособие. –М.

1999. –С. 26.

[6] -См.: Теория государства и права/Под ред. Корельского В.Н. и проф.

Перевалова В.Д. -М.: 2000.

-----------------------

По порядку принятия решения

По принципу разделения властей

По широте компетен-ций

По объему властных полномочий

По способу возникнове-ния

первичные

производные

высшие

местные

общей компетенции

специальной компетенции

исполнитель-ные

законодатель-ные

судебные

коллегиаль-ные

единоличные

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.