рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Функции государства и формы их реализации

государственной власти как единой, объединяющей законодательные и

управленческие функции в одном органе, и отвергала принцип разделения

властей из-за его якобы буржуазной принадлежности. Такой подход был

воспринят практикой советской государственности, так как в условиях

административно-командной системы он позволял камуфлировать принадлежность

власти в стране: в Конституции декларировалось, что властью обладает народ,

в действительности ею безраздельно владела партийно-государственная

верхушка.

В Конституции РФ[5] разделение властей закреплено в качестве одного из

основополагающих принципов конституционного строя страны.[6] Таким образом,

указанная классификация функций государства получает конституционное

обоснование. Таким образом, указанная классификация функций государства

получает конституционное обоснование.

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что

современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции

обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция,

налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод

граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую

экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки

иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка,

сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем

современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и

др.)

Рассматривая все эти вопросы, необходимо обязательно учитывать следующее

обстоятельство:

Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является

условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах экономики,

политики, культуры и других - зависит, а не редко и в значительной степени,

от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно

ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие

образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и так

далее. Здесь, например, вообще различать внешние и внутренние функции

государства просто невозможно.

Глава II. Внутренние функции:

1. Обеспечение народовластия

Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись

без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все

функции государства носят политический характер, однако в политической

области действует целая система политических институтов, учреждений

государственных органов, через которые осуществляется функции

народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом

и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в

стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом

своей власти непосредственно, через референдум[7].

Обладая верховенством в системе государственной организации,

представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное

руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты

конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

1). Реализация волеизъявления народа в форме законодательства

(правотворчества).

2). Обеспечение государственного суверенитета,[8] определение

правового положения конкретных территорий и управление ими.

3). Официальное представительство общества, т.е. будучи носителем

политической власти, государство представляет собой юридическую личность,

субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия

предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом,

зависимость государства от общества, ответственность перед ним.

4). Защита конституционного строя, которая реализуется как специальными

органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем

осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного

изменения или устранения существующего конституционного строя.

2. Экономическая функция

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического

существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция

“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной

деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни

(тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились

хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем

со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,

которая строится на принципах свободного рынка и свободного

предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-

финансовую и валютно-денежную системы.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской

деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности,

добросовестной конкуренции экономика развивается на основе

саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы.

Оно сводится, как правило, к:

а). Выработке экономической политики;

б). Управлению предприятиями и организациями, составляющими

государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими

отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной

энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.

в). Установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в

частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и

свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой

защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и

недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.

г). Регулированию внешнеэкономических отношений государства

В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных

этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно,

например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт,

экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей

стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия

государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив

законодательных актов в этой области и экономические мероприятия,

проводимые государством, например, приватизация жилого фонда,

государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

3. Социальная функция

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему

деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие,

создать равные возможности для всех граждан в его достижении.[9]

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они

считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-

либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование,

достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту

от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому

гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях

предусмотренных законом”. [10]

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и

укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию

государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется

деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию

физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-

эпидемиологическому благополучию[11]

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных

форм социального обеспечения и благотворительность. [12]

Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов,

направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например:

Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991, Фед.

Закон РФ “О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации

пенсий” от 27.05.1997 и др.

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения

жизненного уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению

государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья

граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме

государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др. )

образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений

культуры. Что касается управления и организации их работы, то они

автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь

недопустимо.

Общество в целом и государство заинтересовано в том, чтобы каждый

гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без

образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в

общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной

деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является

обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан

свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего

государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного

наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому

прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской

Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

Основы государственной политики в области образования закреплены, в

частности в Законе РФ “Об образовании” от 10. 07. 1992 , в сфере защиты

интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании

граждан в Российской Федерации” от 28.06.1991, в области культуры - в

Основах законодательства Российской федерации о культуре от 9. 10. 1992 и

др.

4. Экологическая функция

Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая

обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое

благополучие граждан, их экологическую безопасность.

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного

мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает

естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно

создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана

природы - дело всего общества, но только государство, обладающее

необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций

и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования

природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и

политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются

промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число

наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших

общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют

все звенья механизма государства и его органов.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и

другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации

как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей

территории”.

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся

в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а

также в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

1). Природные богатства подлежат охране со стороны государства

независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

2). Использование природных богатств должно быть рациональным,

соответствовать развитию государства.

3). Неукоснительное соблюдение природоохранительных

законодательств и строгая ответственность за его нарушение.

Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены

различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей

среды.[13]

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность

природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в

области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Кроме этого, в России действует Закон “Об охране окружающей среды” от

19.12.1991 г, которым определены обязательства государства перед своими

гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

5. Налогообложение

Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его

структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода

налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Так, в бюджете Москвы

на 1992 год они составили 96, 6 % , в том числе налог на прибыль (52, 7%),

подоходный налог с физических лиц (17, 3%), акцизы (косвенные налоги на

отдельные виды товаров - 9,6%) и налог на добавленную стоимость (19,8%).

Аналогичные источники доходов установлены в федеральном бюджете РФ.

Принят Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от

27.12. 1992 г., где регламентируются права, обязанности и ответственность

налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены

налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по

налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на территории

Российской Федерации. Созданная централизованная независимая

Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству

РФ, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и

своевременность их уплаты.

6. Защита прав и свобод граждан

Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству

возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения

законности и правопорядка.

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении

государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и

интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и

государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и

согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие

социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных

классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,

которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и

достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного

имущества, на охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система общественных отношений,

регулируемых нормами правового и не правового характера (нормами морали,

нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой

систему общественных отношений, которые складываются главным образом в

общественных местах и по-своему обеспечивают свободу и неприкосновенность

личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха

граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений,

организаций.

Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными

организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка

принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок,

установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны

вине нарушителя.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской

Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации пункт 1

сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и

свободы человека и гражданина согласно обще указанным принципам и нормам

международного права и в соответствии с настоящей Конституцией”. Основные

принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64

Конституции Российской Федерации

В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в

собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так

и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется

законом.

Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их

имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой

административные и уголовные наказания.

Глава III. Внешние функции:

1. Интеграции в мировую экономику

Рассматривая внешние функции государства, следует отметить, что

интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю

политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических

норм и принципов в межгосударственных отношениях. И если ранее позиция

нашего государства исходила из того, что соблюдение прав человека - сугубо

внутреннее его дело и не подпадает под действие международного права, то на

современном этапе Россия сотрудничает с другими странами по вопросам защиты

прав человека, а так же в решении глобальных проблем мирового значения, при

этом провозглашается, что общепризнанные нормы международного права

составляют часть российского права; установлен приоритет международного

договора перед внутригосударственным законом.[14]

Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с

ослаблением напряженности между государствами и переходом России у рыночным

отношениям. Эта функция основывается на признании экономической

взаимозависимости государств в современном мире.

Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении

мирового порядка и установлению стабильных отношений между государствами.

Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к

созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности.

Государство отказалось от сверхцентрализованного управления в указанной

сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими,

что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с

другими государствами. В настоящее время право на осуществление

внешнеэкономической деятельности принадлежит всем предприятиям и

организациям независимо от формы собственности. Каждое из них свободно

определяет своего контрагента в любом государстве.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.