рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Функции государства: понятие и классификация

этапе, либо на протяжении своего существования обойтись не может. Это

устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или

иной сфере.

2. В функциях выражается сущность государства.

3. Выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по

управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую

направленность.

4. Функции государства – понятие управленческое. Они концентрируют цели

государственного управления на каждом историческом этапе развития

общества.(

5. Реализуются функции в определенных формах и особыми, характерными для

государственной власти методами.

Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что в

действительности речь идет о функциональной характеристике государства, о

наличии у того или иного государства соответствующих функций.

Глава 3. Развитие функций государства.

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития

государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного,

причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой

сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее

причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые

представляют собой важнейшие направления деятельности государства в

определяющих областях его существования в экономической, политической,

социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным

изменениям государства.

Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных

этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных

особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства,

появившийся в развитии конкретного государственно организованного общества,

может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые

старые функции.

В государственности того или иного общества сохраняется

преемственность функций, но действует и механизм обновления функций.

Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные,

субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только

та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы

государства.

На протяжении долгого времени в науке поддерживался искусственно

классовый подход, не всегда обращалось внимание на особенность

функционирования государства в интересах всего общества. Но в наше время

можно с уверенностью сказать, что любое государство осуществляет

общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего

общества, всех классов, социальных групп и слоев населения.

Как отмечает в А.Б.Венгеров, прежде всего на функции оказывает

определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей

цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены

воздействию научно-технических достижений ХХв.(а теперь уже и ХХI – А.Р.).

Это воздействие двояко. С одной стороны, появляются жизненно важные

направления деятельности государства: поддержка науки, особенно

фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение

интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности,

которая происходит от неконтролируемого появления и использования

современных научно-технических достижений (ядерные технологии, генетика,

медицинская биология, проблема клонирования и.т.п).[23]

Также к числу факторов, влияющих на эволюцию функций государства

несомненно можно отнести экологический фактор. Если современные государства

не возьмут на себя обязанность поддерживать условия существования людей на

своей территории, и не станет взаимодействовать с другими государствами, то

в самое ближайшее время, по мнению А.Б.Венгерова, наступит неминуемый

общественный коллапс, глобальный кризис.[24]

Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение

экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний,

иные экономические факторы планетарного значения – еще одна сфера,

оказывающая влияние на эволюцию функций.

Раздел II. Классификация функций государства.

Глава 1. Критерии классификации.

Существуют различные основания для классификации функций государства.

В юридической литературе выделяются в меньшем или большем количестве

следующие критерии классификации:

- по объектам воздействия;

- по продолжительности действия;

- по социальной значимости;

- по правовым формам существования(принципу разделения властей);

- на основании территориального масштаба

Общепринятым считается разделение функций по объектам воздействия на

внутренние и внешние. Внутренние функции связаны с реализацией задач внутри

государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на

межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-

правовых отношений.

Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу

перечня внутренних и внешних функций государства, чему будет уделено

внимание при их дальнейшем рассмотрении.

В зависимости от продолжительности времени своего действия функции

государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции

присущи государству на всех этапах его существования и развития (Например,

экономическая функция), временные функции характеризуются

непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач

государства на отдельных этапах его жизни.

С.А.Комаров приводит пример временно функции подавления сопротивления

свергнутых эксплуататорских классов при смене государственного строя в ходе

революции. В результате или перевоспитания, или физического уничтожения

бывших эксплуататоров эта функция полностью отмирает или сливается с другой

– функцией охраны правопорядка существующего строя).[25]

По социальной значимости принято выделять основные и неосновные.

Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных

функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными

функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности,

охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной

работы», а под неосновными функциями государства подразумевается

«относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав

основных функций как элемент их внутренней структуры».[26] Данное

представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70-

е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н.Марченко, сохраняет свою

общетеоретическую значимость и поныне.[27] Однако существуют и иные точки

зрения.

Так, например, С.А.Комаров называет основные функции общими на том

основании, что они выполняются всеми его органами во взаимодействии. Они

присущи каждому звену государства. Неосновные функции он называет

отдельными, так как они характерны для отдельных государственных органов.

Общие функции государства осуществляются через отдельные функции

государственных органов. И наоборот, отдельные функции тесно связаны с

общими, им подчинены, являются средством их реализации, поэтому «именовать

их «неосновными» на наш взгляд, было бы ошибочно».[28]

Следует отметить, что такая классификация традиционна и спорна в

одинаковой степени. Многие авторы сомневаются в необходимости деления

функций на основные и неосновные, но в тоже время не могут опровергнуть ее

рациональность и необходимость в полном объеме. Невозможно опровергнуть то,

что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция

государства становится «равнее» среди себе равных прочих функций. Например,

в условиях войны функция обороны главенствует среди экономической,

социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий –

экологическая функция выходит на первый план.

В этой связи необходимо упомянуть о сопряженной проблеме

существовании у государства «главной» функции и «второстепенных» функций.

Высказывается мнение о том, что «главной функцией государства не

может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, ибо это

приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни», а в качестве

таковой может быть признана «охрана интересов человека, защита его

прав…».[29]

Бесспорно, что в условиях рыночной экономики сфера регулирования

государством хозяйственной жизни страны весьма ограничена и никак не может

быть главной среди прочих сфер деятельности государства и человека. Но

недооценка экономического воздействия государства на экономику также

ошибочна. Именно кейнсианская модель поведения государства, выраженная в

отказе от политики невмешательства государства и идеализации принципа

«невидимой руки» (саморегулирование рынка) спасла в свое время США,

остановив «Великую депрессию» 20х-40х гг. XX века.

Как отмечает М.Н.Марченко, «у современного государства…нет и не может

быть только одной, единственной основной (главной) функции».[30]

Охрана интересов человека и его прав скорее является не функцией, а

целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже

считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно

без осуществление всех иных функций государства, что само по себе ставит

под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции. Опять-же, во

время «Великой депрессии» США все свои силы направляли на развитие

экономики, признавая именно за этим возможность сохранить «американский

образ жизни», права своих граждан-недавних эмигрантов на достойную жизнь.

К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на

законодательную, исполнительную и судебную.

Действительно, деятельность государства по осуществлению своих

функций облекается в правовые формы:

- правотворчество;

- исполнительно-распорядительная;

- правоохранительная;

А значит и функции государства подразделяются на законодательные,

управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации

государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности,

С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.[31]

А.Б.Венгеров к числу правоохранительных функций относит судебную и

информационную.

Специально следует обратить особое внимание на информационную

функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств

массовой информации.

Специфика этой функции заключается в способах невоздействия на

общество: целенаправленная информированность населения, а подчас

манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации

создают необходимые условия для существования и функционирования других

ветвей власти, всего государства.[32]

Однако, не у всех ученых-юристов такая классификация вызывает

признание. Многие считают, что это собственно не функции государства, а

функции осуществления государственной власти или ветвей власти. То есть,

происходит смешение функций государства и государственной власти.

Классификация функций государства приводится также на основании

территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В

федеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектов

федерации. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на

территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого

государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества

(союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из

участников этого союза государств.[33]

Западные теоретики – приверженцы концепции «государства всеобщего

благоденствия» (Г. Ласки, К. Корсланд, Дж. Мадэн и др.) считают, что

современному государству свойственны следующие функции:

в области политической жизни – обеспечение социальных служб, развитие

системы социального страхования, обеспечения полной занятости;

в области экономической жизни – курс на увеличение государственной

собственности, на создание «смешаной» экономики, на осуществление ее

планирования;

в области социального обслуживания – обеспечение программ

образования, медицинского обслуживания, профессионального,

интеллектуального и морального «формирования» граждан.[34]

Глава 2. Внутренние и внешние функции государства.

А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций.

Наиболее распространена классификация функций государства на

внутренние и внешние, то есть на определение деятельности государства по

отношению к обществу, особой организации которого и является государство, и

по отношению к другим государствам.

Анализируя различную юридическую литературу мне пришлось столкнуться

с проблемой многовариантности выделения подфункций среди внутренних и

внешних функций. Фактически работало правило: сколько людей – столько и

мнений. Зачастую отличие классификации, предложенной одним ученым от

предложенной другим заключалось в том, что та или иная подфункция является

составляющей другой подфункции, либо наоборот – подфункция разделена на

более мелкие. Тем не менее общий смысл разделения функций на внешние и

внутренние сохраняется у всех авторов.

Так, В.В.Лазарев к внутренним функциям относит:

- установление и охрана правового порядка;

- охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан;

- экономическая;

- культурная;

- социальная;

- экологическая.

Внешние функции:

- поддержание мира и мирного сосуществования;

- обеспечение делового партнерства и сотрудничества;

- защита государственного суверенитета от внешних посягательств;[35]

Н.Т.Шестаев к внутренним функциям относит:

- охранительная;

- экономическая;

- социальных услуг;

- обеспечения и защиты граждан;

- культурно-воспитательная;

- природоохранная;

Внешние функции:

- защита государства от вооруженных нападений других государств;

- поддержание международных политических отношений (дипломатическая

деятельность);

- экономических и культурных связей;

- борьбы с международными преступлениями; участие в международной охране

окружающей среды.[36]

Что характерно, все авторы классификаций в целом отмечают, что

объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни

общества – экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества,

сложившийся общественный порядок. Таким образом, в самой общей

классификации функции могут быть экономическими, идеологическими,

охранительными, политическими как во внешней, так и во внутренней

деятельности государства.

Далее в курсовой работе за основу взята классификация внутренних и

внешних функций государства, предложенная А.Ф.Черданцевым.[37]

В завершении рассмотрения подходов к классификации внутренних и

внешних функций государства хочу отметить, что в юридической литературе

есть мнение об утрате своего значения, в известной степени, такого членения

функций.

Так, Б.П. Курашвили категорически отвергает различие функций на

внутренние и внешние, поскольку оно не вскрывает фактической взаимосвязи

функций. Он спрашивает: разве хозяйственно-организаторская функция,

объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в виде, скажем,

организации экономического сотрудничества с другими странами; или функция

обороны, объявленная внешней, не имеет внутреннего аспекта в виде,

например, развития военно-экономического потенциала страны?

Трудно не согласиться с данными доводами, так как всякая внутренняя

функция государства имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция –

внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают

друг в друга. Иными словами, деление государственных функций на внутренние

и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по

своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо

внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства

на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения

науки, так и практики.[38]

А.Б.Венгеров отмечает, что более важным становится выделение

глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства в

экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других

современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих

всю цивилизацию.

Особую проблемы представляет решение вопроса о централизации и

децентрализации функций государства. В условиях тоталитарного и, как

правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация

функций. А в условиях федеративного государства (в частности в России –

А.Р.) возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить

сферы деятельности и полномочия между федеральными органами и органами

власти субъектов федерации.[39]

Б) Внутренние функции государства.

К внутренним функциям государства относятся:

1) Функция охраны правопорядка

Охрана господствующего способа производства, а также господствующей и

иных форм собственности. Охрана прав и свобод граждан государство

осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный

порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры

ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования,

рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему

правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями,

определяет их компетенцию.

2) Экономическая функция.

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического

существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция

“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной

деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни

(тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились

хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем

со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,

которая строится на принципах свободного рынка и свободного

предпринимательства.

Государство использует самые различные рычаги воздействия на

экономику: налоговую и таможенную политику, займы и субсидии частным

производителям, контроль за производством, контроль за ценами, качеством

продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование в

сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование

заградительных пошлин и более жестоких мер – установление государственной

монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами,

установление винной и табачной монополии, использование государственных

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.