рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Формы правления

дворянские титулы, не нарушать процессуальные права граждан, не облагать

налогом или пошлиной товары, вывозимые из штата, не выдавать деньги из

казначейства иначе как на основе закона.

Компетенция палат Конгресса не одинакова. Только в палату

представителей могут вноситься финансовые законопроекты. Она формулирует

также обвинения в порядке импичмента в отношении президента республики и

других высших должностных лиц, избирает президента республики в случае,

если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов

выборщиков. Верхняя палата также наделена исключительными полномочиями.

Только сенату принадлежит право ратифицировать международные договоры,

утверждать назначения на высшие должности в государстве, производимые

президентом, решать вопрос о виновности должностного лица в порядке

импичмента, избирать вице-президента, если ни один кандидат не получит

абсолютного большинства голосов выборщиков. Сенат рассматривается как

орган, представляющий интересы штатов и обеспечивающий преемственность

государственной власти, с этой целью сенат обновляется по частям.

Конгресс реализует свои полномочия путем принятия законов и резолюций.

Законодательный процесс в Конгрессе США реализуется, как и во многих других

государствах, из следующих стадий: внесение законопроекта, обсуждение и

принятие. Правом внесения законопроекта обладают только члены палат. Причем

законопроекты, как правило, вносятся одновременно представителями и

сенаторами. Практически законодательная инициатива членов Конгресса во

многом определяется посланиями президента республики, в которых прямо

указывается, какие законы следует принять. Обсуждение проходит в трех

чтениях. Первое чтение формально, во время его законопроект регистрируется,

оповещаются члены палат и законопроект направляется в постоянные комитеты.

Во время второго чтения вносятся поправки. При третьем чтении проходит

обсуждение законопроекта с внесенными поправками, внесение поправок (кроме

редакционных) в третьем чтении не допускается. После этого законопроект

ставится на голосование. Третья стадия - принятие законопроекта. После

принятия закона в каждой палате он направляется на утверждение президенту.

В случае разногласий между палатами по какому-либо законопроекту из

членов обеих палат на паритетных началах создается согласительный комитет.

Текст законопроекта, одобренный согласительным комитетом, палаты изменить

не могут. Однако, если палаты вновь проявят несогласие, то создается новый

согласительный комитет или законопроект будет считаться отвергнутым.

В законотворчестве палаты американского Конгресса равноправны: все

законы принимаются с согласия обеих палат.

Кабинет США, с точки зрения его внутренней структуры, относится к так

называемой континентальной системе, т.е. в состав правительства входят все

главы центральных ведомств с общенациональной территориальной юрисдикцией.

Американская конституция ничего не говорит о кабинете. Тем не менее к концу

двукратного президентства Д.Вашингтона кабинет вошел в обычный

государственный обиход и приобрел черты правительства, хотя не имел никаких

законных оснований для своего существования.

В настоящее время в состав кабинета входят главы 13 департаментов.

Кроме 13 глав исполнительных департаментов членами кабинета являются

президент и вице-президент. Президент может предоставлять ранг члена

кабинета некоторым другим высшим федеральным чиновникам.

Американский кабинет является чисто совещательным органом, так как все

решения в пределах полномочий исполнительной власти принимаются только

единолично президентом. Фактически процесс принятия решений может

осуществляться президентом и без участия кабинета в полном составе. Для

этой цели президенты часто создают более узкие совещательные коллегии,

состоящие из наиболее доверенных людей.

Кабинет министров не имеет конституционного статуса. Конституция закрепила

право президента “затребовать мнение...от высшего должностного лица в

каждом исполнительном департаменте...”. Министры назначаются президентом

“по совету и с согласия” сената. Кабинет не принимает никаких

правительственных актов.

Смешанные республиканские формы правления имеют две модели.

Ярким примером первого типа является Франция.

“Франция является неделимой, светской, демократической и социальной

Республикой”. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон

установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер,

поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава

государства избирается без участия парламента, правительство назначается им

же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед

нижней палатой парламента).

Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в

руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы

государства и правительства - одно из проявлений конституционно

закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме.

Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти.

Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим

арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также

преемственность государства”. В этой же статье провозглашается, что

президент является “гарантом национальной независимости, территориальной

целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”. Президент

обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен

правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент

обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.

Законодательный орган Республики - парламент - играет относительно

небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат

- Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие

законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг

вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение

вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства.

Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает

определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент

обладает правом контроля за деятельностью правительства.

Правительство Франции - Совет министров, согласно ст. 20 Конституции,

“определяет и ведет политику нации”. В состав правительства входят премьер-

министр - глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и

государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных

министерств. Правительство ответственно перед Национальным собранием. В

случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального

собрания правительство должно подать в отставку. В Конституции специально

обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность

за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов,

осуществлять нормотворческую деятельность.

Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение

Конституции. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат

до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета,

который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции. Если

Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции,

он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит

наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.

Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных

органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти

предоставлены широкие возможности для воздействия на парламент, а в

некоторых случаях для действий и “через его голову”.

Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и

прямого голосования.

Президент республики избирается абсолютным большинством поданных

голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за

ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать

только два кандидата, которые - если будут сняты кандидатуры, находящиеся в

более благоприятном положении, - окажутся получившими наибольшее количество

голосов в первом туре.

Время голосования устанавливается решением правительства. Избрание

нового президента происходит не менее чем за двадцать и не позднее чем за

тридцать пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в

должности.

В случае вакантности поста президента республики по какой бы то ни

было причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих

обязанностей, установленных конституционным советом, который запрошен об

этом правительством и который принимает решение абсолютным большинством

голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются

председателем сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия, -

то правительством.

В случае вакантности и если препятствие объявлено конституционным

советом окончательным, голосование по выборам нового президента происходит

- кроме случая непреодолимой силы - не менее чем через двадцать и не

позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии или объявления

об окончательном характере препятствия.

Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения

кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть кандидатом

по меньшей мере аз 30 дней до названной даты, скончается или у него

возникнут препятствия, то конституционный совет может принять решение о

переносе выборов.

Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него

возникли препятствия, то конституционный совет принимает решение о переносе

выборов.

В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух

кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре до

возможного снятия кандидатур, конституционный совет объявляет о новом

проведении всех избирательных операций; подобным же образом он поступает и

в случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов,

оставшихся для участия во втором туре.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных

органов. Формально-юридические полномочия президента подразделяются на

осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-

министра или ответственных министров. Практически существуют и другие

личные полномочия, в частности - премьер-министр назначается без

контрассигнации.

Наиболее важным личным полномочием президента Франции является право

роспуска Национального собрания, которое ограничено лишь тремя условиями:

1) не может быть произведен роспуск в течение года, следующего после

предыдущего роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения; 3)

временным президентом республики, т.е. председателем Сената, занимающим

вакантную должность главы государства до избрания нового президента.

Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся

организации публичных властей, который, не противореча конституции,

отразился бы на функционировании государственных институтов.

Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести

чрезвычайное положение в стране. Статья 16 конституции позволяет ввести

президенту настоящую единоличную диктатуру, во время которой он принимает

все меры, которые, по его представлению, диктуются обстоятельствами. Но в

этой статье оговариваются два условия для введения чрезвычайного положения:

первое - должно наличествовать одно из четырех требований - серьезная и

непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости

нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных

обязательств; второе - должно быть нарушено нормальное функционирование

органов государственной власти, созданных в соответствии с конституцией.

Эта статья не может быть использована при других обстоятельствах, и

президент не может вводить ее когда захочет. Однако отсутствие достаточных

юридических и политических гарантий, делает право введения чрезвычайного

положения наиболее грозным оружием в руках президента. Для его введения

глава государства обязан лишь получить “официальную консультацию” у премьер-

министра, председателей палат и Конституционного совета и обратиться к

нации с посланием. Полученные мнения вышеназванных лиц учитывать вовсе

необязательно. Сдерживающим органом в этой ситуации должен был бы стать

парламент, но практически он не обладает контрольными функциями. Правда,

парламент в это время не может быть распущен и он вправе передать дело о

государственной измене президента в Высокую палату правосудия, но понятия

государственной измены весьма расплывчато и не существует официального

толкования этого термина.

Президент практически снизу доверху формирует исполнительную власть.

Он назначает министров, всех высших чиновников. Президент - глава

вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах

национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированное

конституцией право президента вводить в действие стратегические ядерные

силы, это право предусмотрено простым декретом от 14 января 1964 г.

В области международных отношений й президент заключает и ратифицирует

международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной

ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов

правительства.

В судебной области президент - обладатель традиционного права главы

государства - права помилования. Президент находится на вершине судебной

власти, являясь гарантом ее независимости.

Вторая часть полномочий главы государства, требующая контрассигнации

премьер-министра или министров, также весьма значительна. Он

председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы,

принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов

правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует

послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. С

контрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на

чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют Конгресс для

ратификации поправок.

На практике президент обладает большими правами, чем то следует по

букве закона. Так, он принимает решения в областях, относящихся к

компетенции правительства, когда в парламенте имеется “одноцветное” с

президентом большинство. Президент порою открыто вторгается в компетенцию

премьер-министра. Так, издание ордонансов на основе делегации, полученной

от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся

без санкции президента.

Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, достигающий

несколько сот человек. В его состав входят кабинет, генеральный

секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все

сотрудники этих служб лично назначаются президентом.

Правительство Франции - коллегиальный орган, состоящий из премьер-

министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет

министров - собрание министров под председательством Президента республики,

и кабинет министров - собрание министров под председательством премьер-

министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по

конституции правительству.

Правительство назначается следующим образом: Президент республики

подбирает кандидатуру и назначает премьер-министра. Премьер-министр

подбирает министров и представляет их президенту, который их назначает. При

выборе кандидата на пост премьер-министра президент обладает значительной

свободой. Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при

голосовании в Национальном собрании не было оказано в доверии премьер-

министру. Другими словами, президент должен учитывать расстановку партийных

сил в нижней палате парламента.

Правительство Франции, как уже отмечалось, - коллегиальный орган,

состоящий из премьер-министра и министров. В соответствии с конституцией

различаются: Совет министров - собрание министров под председательством

президента и кабинет министров - собрание министров под председательством

премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия,

принадлежащие по конституции правительству. Все акты, исходящие из этого

органа, подписываются президентом республики. Премьер-министр может

председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только по

специальному уполномочию президента и по определенной повестке дня. Позиция

премьер-министра, как и президента, на практике весьма неоднозначна и его

роль в управлении зависит от партийного состава Национального собрания.

Полномочия правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и

на осуществляемые лично премьер-министром. В первом случае они находятся

под прямым воздействием президента республики. Нововведением стало

учреждение института несовместимости должности члена правительства с

обладанием парламентского мандата, с какой-либо должностью

профессионального представительства общенационального характера, а также со

всякой государственной службой или профессиональной деятельностью.

Конституцией и органическим законодательством не запрещается совмещать

членство в правительстве с обладанием мандата коммунального советника, с

должностью мэра, члена и даже председателя генерального и регионального

совета. Несовмещение министерской должности и парламентского мандата

привело к усилению независимости исполнительной власти и подчинению

министров прямому контролю главы государства, особенно когда президент и

большинство мест в Национальном собрании принадлежа к одной партийной

группировке.

Особая роль в правительстве принадлежит премьер-министру. Он

координирует работу министерств, контролирует ее, дает указания о

составлении важнейших актов. Он председательствует в межминистерских

комитетах; может председательствовать и в Совете министров. Премьер-министр

несет ответственность за национальную оборону. Эти полномочия должны,

однако, рассматриваться в совокупности с очень важными правами президента.

Полномочия премьер-министра в назначении военных и гражданских чиновников

носят остаточный и делегированный характер. Важное значение имеет

деятельность премьер-министра в области управления. Он “обеспечивает

выполнение законов”. Он осуществляет регламентарную власть и издает

декреты, не рассматриваемые в Совете министров. Эти декреты не менее

высокого уровня, чет те, которые принимаются в Совете министров, издаются

премьер-министром с контрассигнацией соответствующего министра.

Премьер-министр обладает значительными правами в отношении парламента,

некоторые из них он осуществляет лично, другие - в сотрудничестве с

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.