рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Формы государства

престолонаследие. Другим важным институтом монархической формы правления

является регентство (от лат. regere – управлять) временное коллегиальное

(регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий

главы государства, в случаях вакантности престола, малолетства, болезни или

отсутствия монарха.

Монархия как форма весьма неоднородна, гибка и изменчива, благодаря

чему ей и удалось выжить в современных условиях. Кратко рассмотрим схему

развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. В

ранних азиатских государствах монархия выступала как неограниченная

деспотия (иногда как теократия). С развитием феодализма монархия выступала

первоначально как раннефеодальная монархия, принимая иногда форму

феодальных империй; затем – как монархия феодальной раздробленности,

характеризующаяся слабой центральной властью; за ней следовала монархия

сословно-представительная, превратившаяся в монархию абсолютную. В

результате буржуазно демократических революций абсолютная монархия была

ликвидирована и заменена монархией конституционной (ограниченной).

Конституционная монархия прошла две фазы развития: от дуалистической

монархии к парламентской.

Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого

института. Раннефеодальной монархии сегодня не существует. В современном

мире существуют два исторических типа монархий – абсолютная и

конституционная. Конституционная монархия существует в двух видах:

дуалистической и парламентарной. Абсолютная монархия существует ныне в двух

формах – светской и теократической (Ватикан).

Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической

формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим

сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной,

исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках

монарха. В настоящее время сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн,

Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых

из этих стран в последнее время делаются первые шаги по переходу к

конституционной монархии, однако, пока эти реформы не изменили абсолютного

характера монархий. Город-государство Ватикан является теократической

монархией. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане

принадлежит Папе, пожизненно избираемого коллегий кардиналов.

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью

монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена

конституцией, имеется выборный законодательный орган – парламент и

независимые суды. Впервые такая монархия возникла в Великобритании в XVII

веке в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного

вида монархии являются контрассигнатура и цивильный лист. Контрассигнатура

(контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главы

правительства или министра. Формально это объясняется тем, что глава

государства не ответственен за свои действия. Цивильный лист – сумма денег,

ежегодно выдаваемая на содержание монарха. Размер этой суммы

устанавливается законом в начале каждого царствования, в дальнейшем может

быть увеличен, но не уменьшен.

Дуалистическая монархия является переходной формой от абсолютной

монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха

ограничена конституцией, но монарх и формально (в силу конституционных

норм) и фактически (в силу неразвитости демократических институтов)

сохраняет большие властные полномочия. В силу этого он находится в центре

политической системы данного государства. Правительство несет двойную

ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется воле

монарха. В настоящее время такая форма монархии существует в Марокко,

Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

Парламентарная монархия – более прогрессивный вид конституционной

монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои

функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями

(Нидерланды, Дания), он в силу конституционно-правового обычая не может

воспользоваться ими самостоятельно. Все исходящие от монарха акты нуждаются

в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония,

Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет значительных

полномочий. Правительство же ответственно перед парламентом, которому

принадлежит формальное верховенство среди других органов власти.

Несмотря на то, что республика является более прогрессивной формой

правления, спор между ней и монархией в современном мире не завершен. В

последние годы процесс «республиканизации» заметно замедлился. Государства,

имеющие монархию, не спешат расставаться со своими традициями и институтами

государственной власти. И, наоборот, в некоторых странах мира, где

утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе.

Второй формой правления является республика (лат. res – дело, publicus

– общественный) – форма государственного правления, при которой все высшие

органы государственной власти либо избираются, либо формируются

общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане

обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190

государств мира более 140 являются республиками. Республиканская форма

правления является такой же древней формой правления, как и монархия. То

или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные

способы образования собраний (советов) определяют различные республиканские

формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными

высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа.

Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы

наделяются.

Разумеется, республиканские, точно так же, как и монархические, формы

правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением

тех или иных социальных сил господствовать, но и историческими традициями,

национальной психологией, экономическими и географическими факторами,

различными контактами с окружающими их государствами (фактор заимствования,

подражания). Например, древнегреческие республиканские формы правления

вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества,

островного положения многих полисов, роли морской торговли в экономической

жизни. Победы демоса и его функции как коллективного рабовладельца и т.д.

Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие

органы государственной власти имеют сложную структуру, наделяются

определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность

за их неисполнение или ненадлежащие исполнение согласно закону. Решения,

принимаемые высшими органами власти, в большинстве случаев длительно

готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу.

Принятие решений осуществляется, как правило, путем голосования. Оно

считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или

простое большинство. Республиканское правление основано подчас на принципе

разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную,

исполнительную, судебную.

В республиканской форме правления принято различать республику

президентскую, парламентскую и смешанного типа.

Юридически отличительными чертами президентской республики (США,

Мексика, Казахстан и др.) служит то, что избираемых на всенародных выборах

президент является одновременно главой государства и исполнительной власти.

Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которые

ответственны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует должность

премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не

может отправить в отставку администрацию (правительство).

Парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.)

юридически характеризуется тем, что парламент является полновластным

органом, который формирует политически ответственное пред ним правительство

и избирает президента, являющегося главой государства, но не исполнительной

власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по

предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент

может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия,

который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае

президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и

объявить досрочные выборы.

Третьей разновидностью республиканской формы правления является

республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Ей характерно,

что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской

республики. Президент является главой государства и избирается, как

правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими

полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и

ответственно политически не только перед президентом, но и перед

парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством,

которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска

парламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республик

смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим

образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958

года. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия.

Особенно широкое распространение такая форма правления получила в

постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина,

Литва, Молдова).

По ряду формально-юридических признаков к республике смешанного типа

можно отнести и Российскую Федерацию. Особенностью формы правления в РФ

является то, что в силу своего федеративного характера она имеет в своем

составе 21 республику в качестве субъектов федерации. Согласно пункту 2

статьи 5 Конституции РФ 1993 года, республика в составе РФ является

государством, имеющим свою конституцию и законодательство. Федеративный

договор, за которым Конституция РФ признает качество источника

конституционного права Российской федерации, называет республики в составе

РФ суверенными. Они имеют собственное гражданство, собственную

государственную символику, а также имеют право свободного выхода из состава

РФ. Если РФ относят к республике смешанного типа, то среди республик в ее

составе имеются как республики смешанного типа, так и республики с

президентской формой правления.

В Российской Федерации большую роль играет власть президента. Ее

трудно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это особая

форма, самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как

гаранта Конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением

полномочий между президентом, правительством и парламентом, но и созданием

при президенте специальных органов (администраций, управлений делами,

комиссий, комитетов, аналитических центров, аппарата представителей и

т.д.), содействующий президенту РФ в осуществлении его полномочий главы

государства, гаранта Конституции, в реализации его законодательной

инициативы.

4. Форма государственного устройства. Унитарное и сложное государство.

Федерация, конфедерация, содружество и сообщество государств.

Следующим элементом формы государства является форма государственного

устройства, к странам с многонациональным составом часто применяют термин

«форма национально-государственного устройства». Именно в категории «форма

государственного устройства» находит выражение территориальное деление и

структура государства, закрепление за ним определенной территории. Форма

государственного устройства – это административно-территориальное деление

государства, которым определяется взаимоотношения между ним и его

отдельными частями.

Форма государственного устройства раскрывает внутренне строение

государства, его деление на составные части – административно-

территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные

государства. Различают внутригосударственное и межгосударственное

устройство. Внутригосударственное устройство подразделяется на унитарное и

федеральное государство. Межгосударственное устройство представлено разными

видами конфедерации: союз, сообщество, содружество.

Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas – единство) самая

простая форма территориальной организации государства. Государство

считается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого

государства не имеют статуса государственного образования. В составе

унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-

государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной

государственности (Республика Крым в составе унитарной Украины). Как

правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно

гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного

государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального

деления; они управляются на основе законов принимаемых центральными

органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным

законом без согласия местных органов и местного населения.

Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные

и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых

региональные органы формируются независимо от центральных, поэтому

юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации

(Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу

относятся государства, в которых подчинение региональных органов центру

осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра

(Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).

В отличие от унитаризма, сложное государственное устройство

предполагает существование государства, включающего в себя другие

государственные образования. Теория государства, рассматривая отдельные

территориальные устройства, лишь констатирует наличие в истории и

современной действительности отдельных их видов. В результате этого наука

называет два класса сложных государств – протекторат и уния.

Под протекторатом понимается международный договор, по которому одно

государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому

государству, осуществлять его представительство во внешних делах,

обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и

культурную помощь. Протекторат относят к числу разновидностей

государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения

международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не

появляется, следовательно, не возникает вопрос о его территориальной

организации.

Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди

уний различают объединение монархических государств в форме реальной и

персональной унии, фузии, инкорпорации и империи, а также федерацию и

конфедерацию.

Объединение монархических государств в форме личной или реальной уний

возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в

одном лице.

Личная уния имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение

независимо друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе

различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти

различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону

корона переходит к другим лицам, личная уния прекращается. Политическое

значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному

слиянию разных государств (Кастилия и Арагон, Англия и Шотландия). Между

государствами, объединенными одним монархом, невозможна война. Однако в

большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не

происходит.

Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу

которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии независимы друг

от друга, и соединение не ограничивает их суверенитетов. В результате не

образуется ни общей территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни

общих финансов и т.п. Представляя по существу международно-правовое

соглашение, она имеет значение преимущественно в области внешних сношений,

выступает в качестве военного союза, как носитель единой внешней политики.

Реальные унии появляются лишь в Новое время, так как предполагают развитый

монархический порядок и оформившееся единство государства. С политической

точки зрения они часто представляют собой результат стремлений основать

единое государство. Реальные унии были между Норвегией и Швецией, Австро-

Венгрия. Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое

государство, либо из-за расширения союза вследствие того, что во входящих в

унию государствах корона переходит к другим монархам конституционным или

иным путем.

Империя – сложное государство, созданное насильственным путем.

Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом

входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и

средств связи мало соприкасались с имперской властью. Некоторые

государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не

было единого государственно-правового статуса. Круг империй очень широк,

они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское

государство последнего периода, и Великобритания, и Россия.

Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как

слияние присоединение одного государства к другому) – последние виды уний

рассматриваемые государствоведами. Фузией было воссоединение ФРГ и ГДР,

инкорпорацией – присоединение Эстонии, Латвии, и Литвы к СССР в 1940 году.

Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio – объединение,

союз) – форма государственного устройства, представляющая собой сложное

(союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих

юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие

федеративное государство государственные образования (штаты, земли,

провинции) являются субъектами федерации и имеют свое собственное

административно-территориальное деление. В отличие от унитарного

государства федерация имеет две системы высших органов власти: федеральные

органы и соответствующие органы членов федерации. Федеральные органы власти

осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны.

Государственные образования, составляющие федерацию, как правило, не

являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают

суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены

права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.