рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Формы государства

существует, то можно отобразить их общие и отличительные черты в одной

сводной таблице:

|Признак |Парламентская республика |Президентская республика |

|Определение |“Разновидность современной |“Одна из разновидностей |

|термина |формы государственного |современной формы |

| |правления, при которой |государственного правления, |

| |верховная власть принадлежит|которая, наряду с |

| |парламенту”[10] |парламентаризмом, соединяет |

| | |в руках президента |

| | |полномочия главы государства|

| | |и главы правительства”[11] |

| | | |

|Какая ветвь |Законодательная |Исполнительная |

|власти сильнее | | |

| | | |

|Основные функции |Законодательная деятельность|Законодательная деятельность|

|парламента |и контроль за исполнительной| |

| |властью | |

| | | |

|Метод избрания |Глава государства избирается|Глава государства избирается|

|главы государства|парламентом или |всем население страны |

| |парламентской коллегией. |непосредственно (Франция, |

| |Реже - всем населением |Россия) или косвенно, т.е. |

| |страны (Австрия) |через коллегию выборщиков |

| | |(США) |

| | | |

|Полномочия главы |Имеет право роспуска парламента |

|государства |Назначает главу правительства |

| |Обнародует законы |Утверждает законы, |

| | |подписывая их |

| |Издает декреты |- |

| |Является главнокомандующим вооруженными силами |

| |- |Объявляет чрезвычайное |

| | |положение |

| |- |Председательствует в |

| | |правительстве |

| |- |Назначает глав судебной |

| | |власти |

| | | |

|Принцип |Правительство формируется |Правительство формируется |

|формирования |парламентским путем из числа|победившим на выборах |

|правительства |депутатов, входящих в те |президентом из лиц, входящих|

| |партии, которые располагают |в его партию |

| |большинством голосов в | |

| |парламенте | |

| | | |

|Ответственность |Правительство ответственно |Правительство ответственно |

|правительства |перед парламентом |перед президентом |

| | | |

|Неотъемлемые |Правительство правомочно |Президент либо совмещает |

|особенности |исполнять свои полномочия, |полномочия главы государства|

| |только пользуясь доверием |и главы правительства в |

| |парламента |одном лице (США), либо |

| | |непосредственно назначает |

| | |главу правительства |

| | |(Франция, Индия) |

| | | |

Эффективно действующий механизм противовесов и сдержек,

существующий в современных цивилизованных государствах, способствует

возможности гармоничного функционирования всех ветвей власти,

основанного на принципе разделения их полномочий, что позволяет

избежать произвола какой-либо одной из них.

Социалистическая республика

“Социалистическая республика - особая форма государственного

правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической

революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма,

должна была бы стать подлинно демократической республикой,

обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его

партией”.[12]

Особенности социалистической республики:

. законодательная и исполнительная власти соединяются в лице

работающих представительных учреждений;

. ведущая роль принадлежит представительным органам,

составляющим основу государственного аппарата;

. исполнительно-распорядительные органы подотчетны и

подконтрольны органам законодательной власти;

. высшие и местные ораны объединяются в единую

представительную систему, основанную на принципе

демократического централизма;

. сочетание политического, хозяйственного и культурного

руководства общественной жизнью в едином государственном

механизме для того, чтобы государственная власть могла

суверенно распоряжаться обобществленными средствами

производства, регулировать и контролировать распределение

материальных и духовных благ;

. руководящая роль в общественной и государственной жизни

принадлежит рабочему классу и его партии.

Изначально выступая как государственная форма диктатуры

пролетариата, социалистическая республика, не приемля ни одной

буржуазной формы правления, в корне отличается от республики

буржуазной, которая для такой диктатуры не пригодна.

Различают три разновидности социалистической формы государственного

правления:

. Парижская коммуна;

. Республика Советов (Советская республика);

. народно-демократическая республика.

“Парижская коммуна (18 марта - 28 мая 1871г.) - первая пролетарская

революция и первое правительство рабочего класса...”[13]

Считаясь примером новой формы государственного правления,

прообразом будущего социалистического государства, она отличилась

следующим:

. реализован принцип всеобщего избирательного права;

. отменены привилегии депутатов и введено право их отзыва;

. осуществлена выборность и сменяемость должностных лиц;

. полностью разрушен старый государственный аппарат, и

сформирован новый (вместо армии и полиции - национальная

гвардия; новый суд; высший орган - Совет коммуны, избиравших

десять комиссий);

. полностью отвергнут парламентаризм и связанный с ним принцип

разделения властей (Коммуна - законодательный,

исполнительный и одновременно судебный орган);

. церковь отделена от государства;

. принят ряд мер по улучшению материального положения широких

слоев населения.

Выводы, сделанные на основе опыта Парижской коммуны Марксом и

Энгельсом, были восприняты, развиты и реализованы на практике путем

революций последователями марксистско-ленинского учения.

“Республика Советов - разновидность социалистической формы

государственного правления, возникшая в новых исторических условиях в

России”.[14]

Разработавший теоретические основы советской республики В.И.Ленин

видит однотипную с Парижской коммуной организацию власти и выделяет

следующие ее признаки:

. слом старого государственного аппарата и образование таких

органов власти, которые обеспечивали бы защиту себя как

завоеваний революции при помощи вооруженной силы рабочих и

крестьян;

. совмещение в Советах как в политической основе

государственного строя функций законодательного и

исполнительного органа;

. формирование Советов по принципу открытого классового

представительства как Советов рабочих, крестьянских и

солдатских депутатов;

. обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении

государством, где руководящая роль принадлежит партии

рабочего класса.

В ходе исторического развития Республика Советов, представляющая

собой по сравнению с буржуазным парламентаризмом шаг вперед всемирно-

исторического значения (В.И.Ленин), провозгласила себя в Конституции

СССР 1977г. обществом “развитого социализма”, а советское государство

“общенародным”, юридически наделила Советы более широкими полномочиями,

но последние, как и раньше, продолжали быть декоративным придатком

всемогущественной “партии рабочего класса”. Таким образом, Республика

Советов превращается в тоталитарное государство, построенное на

принципах антидемократического управления обществом и где вся власть

принадлежит партийному аппарату, т.е. его немногочисленным

руководителям.

Народно-демократическая республика - разновидность социалистической

формы государственного правления, возникшая в исторических условиях

Второй мировой войны и после нее в ряде стран Европы и Азии при

решающем участии СССР и Советской Армии.[15]

Как говорится, чем богаты - тем и рады. Именно по такому принципу

осуществляется послевоенное преобразование государств, подпавших под

влияние СССР (Польша, Венгрия, Болгария, Чехословакия и др.), на основе

соответствующих принципов слома..., совмещения..., классовой борьбы и,

естественно, руководящей и направляющей... Поэтому см. п. “Республика

Советов”.

Форма государственного устройства

“Форма государственного устройства - это национальное и

административно-территориальное строение государства, которое

раскрывает характер взаимоотношений межу его составными частями и между

центральными и местными органами государственной власти”.[16]

Форма государственного устройства показывает:

. из каких частей состоит внутренняя структура государства;

. каково правовое положение этих частей и каковы

взаимоотношения их органов;

. в какой государственной форме выражаются интересы каждой

нации, проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства можно

подразделить на:

. унитарные;

. федеративные;

. конфедеративные.

Унитарное государство

Унитарное государство - это такая форма государственного

устройства, при которой территория государства подразделяется на

административно-территориальные единицы, подчиняющиеся центральным

органам власти и не обладающие признаками государственного

суверенитета.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

. единые и общие для всей страны высшие представительные,

исполнительные и судебные органы, которым подчинены

соответствующие местные органы. Единые вооруженные силы;

. на его территории действует одна конституция, единая система

законодательства и одно гражданство;

. единая экономика (обязательная для всех административно-

территориальных единиц общая денежная система, налоговая,

кредитная и финансовая политика);

. его составные части (области, департаменты, округа,

провинции, графства) государственным суверенитетом не

обладают (нет своих законодательных органов, самостоятельных

воинский формирований, внешнеполитических органов и других

атрибутов государственности);

. если на его территории проживают небольшие по численности

национальности, то может допускаться национальная и

законодательная автономия (Монголия с Баян-Уэнэйским

аймаком, Судан с Южным регионом);

. все внешние межгосударственные сношения осуществляются

центральными органами, представляющими страну на

международной арене.

То, что составные части унитарного государства не обладают

суверенитетом, не отрицает наличия у них известной, и иногда и

значительной самостоятельности. По степени их зависимости от

центральных органов унитарное государство может быть:

централизованным,

если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра

чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.

децентрализованным,

если местные органы, пользуясь значительной самостоятельностью,

полностью избираются населением.

Федеративное государство

Федеративное государство (федерация) - (от позднелат. foederatio -

союз, объединение) форма государственного устройства, при котором

входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации)

имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и

судебные органы.[17]

Данная форма государственного устройства является также следствием

добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных

государственных образований в одно союзное государство.[18]

Основываясь на этом определении федеративного государственного

устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах,

можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для

большинства из них:

. территория федерации состоит из территорий ее отдельных

субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

. верховная законодательная, исполнительная и судебная власть

принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция

между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной

(федеральной) конституцией;

. субъекты федерации обладают правом принятия собственной

конституции, имеют свои высшие законодательные,

исполнительные и судебные органы;

. существует единое союзное гражданство и гражданство

федеральных единиц;

. основная общегосударственная деятельность осуществляется

союзными государственными органами, которые официально

представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США,

ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

В зависимости от признаков построения федераций их можно

подразделить на:

. территориальные (союзное государство);

. национальные (союз государств);

. территориально-национальные.

Основное различие между территориальными и национальными

федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов.

Территориальная федерация

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением

государственного суверенитета субъектов федерации:

. центральная власть обладает верховенством по отношению к

высшим государственным органам членов федерации.

Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по

которым только союз может издавать нормативно-правовые акты,

а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих

органов субъектов федерации. Например, в США исключительная

компетенция союза - международная и внешняя торговля,

чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии,

учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение

выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение

конституций штатов, их органов власти и управления и др.[19]

. субъекты федерации конституционно лишены права прямого

представительства в международных отношениях;

. конституционное законодательство не предусматривает, а

иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход

из союза;

. управление вооруженными силами осуществляется союзными

государственными органами, а субъектам федерации в мирное

время запрещается содержать профессиональные вооруженные

образования.

Национальная федерация

Национальная федерация характеризуется более сложным

государственным устройством вследствие многонационального состава ее

населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства

разновидностей национальной федерации:

. субъекты федерации - национально-государственные

образования, отличающиеся друг от друга национальным

составом населения и, соответственно, его культурой;

. национальная федерация строиться на принципе добровольного

объединения составляющих ее субъектов, пользующихся

одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и

численности населения;

. все субъекты современной национальной федерации обладают

признаками государственного суверенитета (свой парламент,

президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют

своего права устанавливать дипломатические отношения с любым

другим государством, заключать экономические политические и

другие договоры;

. высшие государственные органы формируются из представителей

субъектов федерации для того, чтобы обсуживать

общенациональные интересы и в необходимых случаях

координировать их;

. в основе национальной федерации лежит право наций на

самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о

своей государственности.

Территориально-национальная федерация

Существуют государственные устройства, где органически сочетаются

признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия).

Специфика такого государства состоит в необходимости не только

интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как

национальных, так и территориальных.[20]

Конфедеративное государство

“Конфедеративное государство (конфедерация) - (от позднелат.

confoederatio - союз, объединение) форма государственного устройства,

при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют

свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и

управления”.[21] (Например: Швейцария)

Данная форма государственного устройства является также следствием

временного юридического союза суверенных государств, созданного для

обеспечения их общих интересов.[22]

В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация

характеризуется следующими чертами:

. нет ни общих государственных органов власти, ни единой

армии, ни единой системы налогов, ни единого

государственного бюджета, а специальные объединенные органы

создаются только для координации действий в определенных

целях (военных, внешнеполитических, экономических и др.);

. сохраняется гражданство членов конфедерации, хотя режим

перемещения граждан между их территориями значительно

упрощен;

. тем не менее, возможна договоренность о единой денежной

системе, единых таможенных правилах, а также о единой

кредитной политике на период существования конфедерации;

. конфедеративные государства недолговечны, так как они либо

распадаются по достижении общих целей (Германский союз 1815-

1867гг., Австро-Венгрия 1867-1918), либо превращаются в

федерации (США 1781-1787гг.)

Таким образом, конфедеративное государственное устройство может

служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных

государств.

Форма государственного режима

“Форма государственного режима - совокупность способов и методов

осуществления власти государством”.[23]

В зависимости от демократизма форм и методов осуществления

государственной власти режимы могут быть:

. демократическими;

. антидемократическими (тоталитарными, авторитарными,

расистскими).

Не смотря на то, что идеальных демократических форм

государственного режима в реальной действительности не существует,

можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, присущие той или

иной его разновидности.

|Признак |Антидемократический |Демократический режим |

| |режим | |

|Соотношение личности и |Государство подавляет |Гарантия личных прав и |

|государства |личность, ущемляет ее |свобод личности и |

| |права, препятствует ее |гражданина (экономическая |

| |свободному развитию. |самостоятельность, |

| |Личность лишена |возможность выражать |

| |каких-либо субъективных |собственное мнение и т.д.) |

| |прав | |

| | | |

|Соотношение права и |Реально действует примат|Режим складывается в |

|государства |государства над правом |правовых государствах и |

| |(произвол, нарушение |базируется на законах, |

| |законности, ликвидация |которые отражают |

| |правовых начал в |объективные потребности |

| |общественной жизни) |развития личности и |

| | |общества |

| | | |

|Отношение к интересам |Игнорирует такие |Учитывает интересы |

|отдельных |интересы, лишает членов,|большинства и меньшинства, |

|государственных |например, национальных |индивидуальные и |

|образований |федераций прав в решении|национальные особенности |

|(национальные |своих внутренних дел |населения |

|меньшинства) | | |

| | | |

Антидемократические режимы, кроме того, характеризуются:

. полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами

общественной жизни (экономикой, политикой, культурой,

идеологией, социальным строительством и др.);

. огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов,

молодежных объединений и др.);

. установлением диктатуры, как правило, одной партии,

обладающей не ограниченными никакими законами полномочиями;

. всеохватывающей милитаризацией общественной жизни;

. наличием огромного бюрократического аппарата;

. наличие военно-промышленного комплекса, который довлеет над

мирной экономикой.

Демократические же режимы обладают еще и следующими признаками:

. создание эффективных механизмов прямого воздействия

населения страны на характер государственной власти

(избирательная система, контроль избирателей за

деятельностью государственных органов);

. реальное разделение властей;

. плюрализм и многопартийность как основной принцип

деятельности.

Заключение

Таким образом, форма государства может быть понята только в

единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы

государственного устройства и формы государственного режима. Следует

также учитывать непрерывно происходящие в современном мире изменения,

чтобы дополнить изложенный выше материал новой информацией, не забывая,

тем не менее, исторического смысла уже существующих понятий и стоящей

за ними реальности.

Список использованной литературы

1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших

учебных заведений /Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. -

М.:”Дабахов, Ткачев, Димов”. 1995.

2. Слободчиков Н.А. Теория государства и права /в определениях и

схемах/: Учебное пособие. - Мн., 1995.

3. Канстытуцыя Рэспублiкi Беларусь. - Мн.: Полымя, 1994.

4. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е

изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.

5. История государства и права зарубежных стран. Ч.1./Под ред. Н.А.

Крашенинниковой, О.А. Жидкова. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /под

ред. З.М. Черниловского. - М.:Юрид. лит., 1984.

7. Конституция Российской Федерации. - М., 1995.

-----------------------

[1] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.67.

[2] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.1440.

[3] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.101.

[4] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.382.

[5] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.1071.

[6] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.410.

[7] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.104.

[8] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.105.

[9] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.107.

[10] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.110.

[11] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.112.

[12] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.113.

[13] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.981.

[14] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.115.

[15] см.: Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.873.

[16] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.117.

[17] см.: Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.1417.

[18] см.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.119.

[19] см.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.

М.,1984. С.193.

[20] см.: Конституция Российской Федерации. ст. 5, п. 3.

[21] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.631.

[22] см.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.123.

[23] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.124.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.