рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Формирование правовой культуры общества

внутренних, т.е. народ должен не только выполнять свои обязанности, но и

понимать их необходимость, признавать их. В России правовая антикультура

имеет давние и глубокие корни. Трудно было внедрить веру в непогрешимость и

справедливость права. Русский народ понимал свои обязанности лишь по

отношению к общине. Вне её он видел насилие над собой, принуждение.

«…Вопиющая несправедливость одной части законов вызывала в нём презрение к

другой. Полное неравенство перед судом убило в нём в самом зародыше

уважение к законности. Русский, к какому бы классу он ни принадлежал,

нарушает закон всюду, где он может сделать это безнаказанно; точно так же

поступает правительство. Это тяжело и печально для нашего времени…».2 Вот

такую безотрадную характеристику правовой неорганизованности дал Герцен.

К проблеме формирования правовой культуры обращались многие юристы-

мыслители, среди них К.Д. Кавелин, Р.Ф. Иеринг, С.А Муромцев, М.М.

Ковалевский, Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский и другие. Праву отводилась

важная воспитательная роль. «Право в гораздо большей степени дисциплинирует

человека, чем логика и методология, или чем систематические упражнения

воли…. Право - по преимуществу социальная система и притом единственная

социально дисциплинирующая система. Социальная дисциплина создаётся только

правом; дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком

— тождественные понятия».1

Право сыграло незначительную роль в духовном и культурном развитии

русской интеллигенции, состоящей из людей, которые ни индивидуально, ни

социально не были воспитаны (не говоря о простолюдинах). По мнению Б.А.

Кистяковского «русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не

видела в нём ценности; из всех культурных ценностей право находилось у неё

в большом загоне».2 Не могло быть и речи о формировании прочного

правосознания и правовой культуры. В связи с этим выдающиеся русские

мыслители XIX в. предлагали развить правовую сознательность посредством

разработки правовых идей в литературе. Можно заметить, что в идейном

развитии нашей интеллигенции не участвовала ни одна правовая идея, так как

она не была отражена в литературе. Что касается других стран, то у

англичан, к примеру, были в соответственную эпоху с одной стороны трактаты

Гоббса «О гражданине» и о государстве – «Левиафан» и Фильмера о

«Патриархе», а с другой - сочинения Мильтона в защиту свободы слова и

печати, памфлеты Лильборна и правовые идеи уравнителей – «левеллеров». В

немецком духовном развитии правовые идеи сыграли большую роль. Здесь к

концу XVII столетия создалась многовековая традиция благодаря Альтузию,

Пуфендорфу, Томазию. Право признавалось неотъемлемой частью культуры.

Подобного не было в развитии нашей правовой культуры. У нас при всех

университетах создавались юридические факультеты, открывались юридические

высшие учебные заведения, но ни один из представителей преподавательского

состава этих заведений не издал ни книг, ни статей, ни даже правовых

этюдов, которые бы имели широкое общественное значение и влияли бы на

правосознание людей. В области правовых идей работали Чичерин и Соловьёв,

но им не удалось оказать значительного влияния на умы русской

интеллигенции. Многие правовые идеи настоящего времени заимствованы. Но их

мало заимствовать, их надо было пережить. Между тем правосознание русской

интеллигенции никогда не было охвачено всецело идеями прав личности и

правового государства. Кистяковский в своей статье «В защиту права» говорил

о «притупленности правосознания русской интеллигенции… как результат

застарелого зла — отсутствия какого бы то ни было правового порядка в

повседневной жизни».1

Исходя из всего этого, можно судить о недостаточно высокой правовой

культуре российских граждан. История развития права показывает, что долгое

время интерес к правовым идеям в России отсутствовал. Накоплен небольшой

запас работ по этой теме, и потому она актуальна в настоящий момент.

Формирование правовой культуры граждан необходимо для постройки правового

государства.

III. Задачи формирования правовой культуры.

Государство придаёт большое значение воспитанию высокой

гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности

активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют

существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить

о построении правового общества.

Для формирования правовой культуры необходимо учитывать ряд задач. Во-

первых, «обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и

принципах правовой системы государства».1 Эти принципы, исходные

руководящие идеи правовой системы, подразделяются на отраслевые (например,

единобрачие, добровольность вступления в брак — это принципы семейного

права), межотраслевыми (гласность судопроизводства, независимость судей и

подчинение их только закону — принципы гражданского процессуального и

уголовного процессуального права), основными конституционными. Знание

основных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественную

сущность права, его разумность и необходимость, способствует переходу

правовых знаний в убеждения.

Во-вторых, «создать базу для значительного расширения объёма и

повышения уровня правового поведения адресатов права».2 Высокий уровень

правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но

организованность общественных отношений, их подчиненность общественному

порядку. Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливости

и полезности правовых установок, их ответственности перед обществом и

государством за свои поступки. Другими словами «правовое поведение

основано на социальной зрелости и юридической грамотности граждан».3 Всё

это представляет собой общественно полезное явление, которое считается

предпосылкой нормального функционирования гражданского общества с развитой

правовой культурой.

В-третьих, «обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права

и обязанностей за свои законные интересы»1 преодолеть правовую пассивность.

Важнейшая часть правовой культуры — чувство законности и справедливости —

должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на

возникающие трудности. Однако противодействие несправедливости не должно

превышать пределов необходимой защиты. Например, нельзя «распускать руки» в

ответ на словесное оскорбление в общественном месте. Для этого есть другие,

законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровня сформированности правовой

культуры.

В-четвёртых, «осуществлять работу по профилактике правонарушений в

аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от

ответственности»2 и вести борьбу на преодоление правового нигилизма,

которое овладело за последнее время массовым сознанием. Такой нигилизм

коренится в правовом невежестве граждан и должностных лиц, их слабой

информированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанном

желании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды при

минимальном риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить правовой

нигилизм следует обратить внимание на качество самих законов, которые

являются причиной подрыва доверия народа к законодателю.

В-пятых, «активизировать правовое поведение». От активности,

действенности позиции каждого в борьбе с нарушениями законности зависит

стабильность правопорядка в обществе. Поэтому большое значение имеет

способность граждан помогать государству в его правоохранительной

деятельности.

IV. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально

формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер,

направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов,

представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает

как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание—это

формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс

осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными

заведениями, обществом в целом.

4.1 Содержание правового воспитания.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о

государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание

сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой

ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые

ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются

личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью

правового воспитания является «создание специального инструментария по

донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей».1

Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как

деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде

всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие

как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными

конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда

права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

Другим «важным элементом механизма правового воспитания выступают

разнообразные методы правовоспитательной работы — приёмы, способы

разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на

сознание и поведение личности в интересах правопорядка».1 К ним относятся

многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на

воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы

часто применяются в юридической практике.

4.2. Правовое просвещение.

К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс

распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры.

Главная его цель — «воспитание уважения к праву и законности как ценностной

установки широких слоёв населения России»,2 овладение населением основами

юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности.

Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до

понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих

интересам всего общества, государства»3. Формирование позитивного отношения

к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед

государством и обществом является составной частью правовой культуры.

Система мероприятий правового всеобуча включает в себя работу

специальных правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых

осуществляют государственные и общественные органы как на коммерческой, так

и на бюджетной основе. Задача правового всеобуча — ознакомить население с

образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень

правовой защищённости, а следовательно и уровень правовой культуры, выше,

чем в России. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное

воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой

практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем

ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного

общества и не всегда опыт других стран можно применить в России. Пустые

декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед

населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и

юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры

общества. К тому же на роль воспитателя годится далеко не каждый. В

общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет»

людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры

общества.1

4.3. Роль средств массовой информации в правовом воспитании.

К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации

относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам

политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон»,

комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой

выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда,

всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники

правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с

ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей,

произошедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес

сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и

проводится только в период избирательных или иных конституционно

необходимых мероприятий.

Серьёзным недостатком нынешней практики воспитательной работы в

юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных

на молодёжную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы

права, морали. На новом этапе развития государственного устройства важно

сохранить этот опыт работы с молодёжью, стимулировать его развитие на новом

политико-правовом фундаменте. Рост преступности, снижение социальной

защищённости требуют активизации работы по разъяснению прав личности,

«возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и

необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными

гражданскими, политическими, имущественными правами».1

Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества играют

такие средства информации как газетная, журнальная статья, театральные

постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикации

и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании

проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения

новых юридических видов социализации человека. «Законы жанра», характерные

для средств массовой информации, предполагают сенсационность при отборе

материала. «Это приводит к определённому смещению ракурса, рассматриваемого

журналистом события на «кровавые разборки», описание патологии преступника

(сексуальный маньяк и прочее), утрирование изощрённости или жестокости

совершённого преступления».2 О какой правовой культуре общества может идти

речь, когда газеты и журналы изобилуют сценами криминальной жизни, на

экранах телевизоров грабёж и убийства на фоне сладкой, беспечной жизни

богатых людей. В последнее время появилась тенденция принятия

отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через

кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания

криминальным элементам в молодёжной среде, «общество оказалось лишённым

объективной картины, отражающей не только преступления и его генезис, но

также и все следующие за преступлением этапы правоприменительной

деятельности»3.

Правовая культура предполагает умение грамотно и юридически

обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических

актов, толкование и разъяснение содержания законов являются составной

частью правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь,

требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты

юридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смысле

слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую

внедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного языка»,

как «шестёрка», «главарь», «разборка», «облава», создавая при этом ореол

сквернословия. «Этого рода «практика» ведёт к нравственному и правовому

разрушению личности, культурной деградации личности».3

5. Художественная литература в процессе формирования правовой культуры.

Обратимся к художественной литературе, отражающей степень правовой

культуры общества. «Художественная культура вступает в непосредственную

связь с правовой на уровне отношений, чувств. Чувства играют основную роль

в эстетическом отношении к миру».1 Художественные образы воздействуют на

сознание людей. Впечатления, полученные от прочтения книги, отражают

правовые отношения и в значительной степени способствуют совершенствованию

правовой культуры. Это действительно для классической литературы,

произведений великих писателей, поэтов, таких как Л.Н. Толстой, Ф.М.

Достоевский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.С Грибоедов. Заметим, что в

последнее время, произошло изменение в сознании общества, и задачи

художественной литературы имеют сейчас не воспитательный и познавательный

характер, а, скорее, развлекательный. В большинстве случаев «модные»

бестселлеры несут антиправовую культуру в массы. Книги пестрят изобилием

сцен насилия и разврата, обосновывая это реальностью жизни. «Это книги о

России и для России», - говорят нам с экранов телевизоров. Это для нас и

нашего поколения, стремящихся жить в правовом государстве?.. Самое страшное

то, что на страницах беллетристики имеет место сочувствие к тем, кто

самочинно вершит суд и расправу (то же можно сказать и о кино).

Нетерпеливым авторам хочется изобразить сиюминутное торжество

справедливости. С точки зрения психологии это понятно. Но вместе с тем

отходит на второй план, просто вычёркивается, как нечто формальное, чувство

законности — неотъемлемая принадлежность правовой культуры общества. На

первое место выступает торжествующий, ничем не сдерживаемый инстинкт,

варварский принцип «око за око, зуб за зуб», при этом ни о какой правовой

культуре не может быть и речи. У читателя может сложиться представление,

что совесть и закон не всегда идут рука об руку, взаимно укрепляя друг

друга. Совесть, мол, нетерпелива — подавай ей справедливость сейчас же, а

законность — пока-то она восторжествует: сначала проведут следствие, потом

суд…. Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что современная

художественная литература не оправдывает своего назначения в проблеме

формирования правовой культуры общества.

Вывод.

Формирование правовой культуры — сложный длительный процесс,

затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования

являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний,

практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки,

совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря

наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому

правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов.

Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата,

участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает

большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.

Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления

гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению

отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев

произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые

представления граждан являются предпосылками укрепления законности и

правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое

государство.

В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования

правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения,

сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых

актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного

правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание

нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимо

целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры

общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также

средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство.

Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих

прав и обязанностей перед государством и обществом является основными

задачами в процессе формирования правовой культуры.

Литература.

1. Васильев В.А. Юридическая психология – СП б.: Питер Ком, 1998. –

656 с.: ил (Серия «Мастера психологии»)

2. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А.

Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред. А.С.

Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Изд-во МГТУ им. Н.Э.

Баумана, 1996. – 384 с.

3. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? – М.: Просвещение,

1988. – 112 с.

4. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М. Юрид.

Лит. 1996 - 432 с.

5. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и

факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М:

Изд. группа ИФРА*М – НОРМА, 1997. – 570 с.

6. Теория государства и права. Под ред. проф. Манова Г.Н. Учебник

для вузов. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – 336 с.

7. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. проф. М.Н.

Марченко. 2-е изд., перер. и доп. ЗЕРЦАЛО ТЕИС, 1996 . – 476 с.

8. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова

и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с.

9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для

высших учебных заведений. / Под редакцией проф. В.Г. Стрекозова.

– 2-е изд. доп. испр. – М.: «Дабахов, Ткачёв, Димов», 1995. – 384

с.

10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное

пособие. - М. «Юристъ», 1998. 944 с.

11. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). – М.:

«Издательство ПРИОР», 2000. – 192 с.

-----------------------

[1] Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура». М. «Просвещение» 1988 с.6.

1 Якушев А.В. «Теория государства и права». М.:»Издательства ПРИОР», 2000.

с.161.

2 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов /

Дмитриев Ю.А, Казьмин И.Ф. и др. Под общ ред Пиголкина А.С. – М. -

НОРМА,1997 с.148

3 там же с. 149

1 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред Н.И. Матузова и А.В.

Малько. – М.: Юристъ, 1997 с.568

1 Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова и

А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. с.579

1 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов.

Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М: Изд. группа ИНФРА*М –

НОРМА, 1997 с.332

2 там же

1 Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура» М. Просвещение, 1988 с.40

1 Общая теория государства и права Учебник для юридических вузов / Ю.А.

Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В.Лазарев и др. Под общ. ред А.С. Пиголкина. –

М.: Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 1996, с. 150

2 там же с.151

1 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / Ю.А.

Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред А.С. Пиголкина –

М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996, с.152

1 Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура?» М.: Просвещение, 1988, с.62

1 Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. – с.117

2 Герцен А.И. О развитии революционных идей в России. / Собр.соч. в 30 т. –

М., 1956. – т.7. – с. 251

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие.

М., 1998, с.369

2 там же

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие.

М., 1998, с.372

1 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Ю.А.

Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред. А.С. Пиголкина. –

М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. с.150

2 там же

3 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших

учебных заведений. / Под редакцией проф. В.Г. Стрекозова. – 2-е изд. доп.

испр. – М.: «Дабахов, Ткачёв, Димов», 1995, с.329

1 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / Ю.А.

Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред. А.С. Пиголкина.-

М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. с.150

2 там же

1 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.

Малько. – М.: Юристъ, 1997. с. 569

1 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.

Малько. – М.: Юристъ, 1997, с. 570

2 там же

3 там же с. 452

1 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов.

Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М: Изд. группа ИФРА*М –

НОРМА, 1997, с. 337

1 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.

Малько. – М.: Юристъ, 1997., с.570

2 Васильев В.А. Юридическая психология – СП б.: Питер Ком, 1998, с.319

3 там же.

3 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.

Малько. – М.: Юристъ, 1997, с. 450

1 Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? – М.: Просвещение, 1988, с. 28

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.