рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Феодальное государство (экономическая основа, сущность, механизм, функции и формы)

отношений, существовавший внутри господствующего класса, в обеспечении

экономического, политического и духовного господства феодалов, в охране

феодальной собственности и власти.

Опираясь на действующее право, господствующий класс жестоко подавлял

любые попытки сопротивления своему господству, восстания, бунты, стихийные

или организационные выступления против угнетения и насилия со стороны

феодалов. Характерные черты и особенности феодального права заключались,

прежде всего в том, что оно носило ярко выраженный сословный характер,

открыто закрепляло экономическое и социально-политическое неравенство в

обществе, выступало как право – привилегия феодалов. Члены общества

наделялись правами и свободами в зависимости от того, какое место в

феодальной иерархии они занимали.

Привилегированным сословием являлась духовенство и дворяне.

Значительно ограничивались в правах горожане. Лишены были своих

элементарных прав, за исключением права иметь в своем владении домашний

скот и инвентарь, необходимый для работы на феодалов, крестьяне. Они

полностью выпадали из феодальной иерархии и фактически являлись бесправным

сословием. Феодальное право в открытой форме признавало в качестве

источника права прямое насилие, поощряло захват чужих территорий,

закрепляло и оправдывало внеэкономическое принуждение крепостного

крестьянства.

«Характерной особенностью феодального права был партикуляризм, то

есть, отсутствие единой системы права в масштабе всей страны и преобладание

в нем местных обычаев и актов отдельных феодалов, раздробленный характер

права. Феодальное право не знало деления на отрасли и институты права».

Составными его частями были крепостное право, обеспечивающее полное

подчинение крепостных крестьян феодалам; городское право, закрепляющее

правовой статус купечества, ремесленников и других слоев городского

населения; каноническое, церковное право, занимавшее значительное место в

системе феодального права и регулировавшее отношения не только между

служителями церкви, но и между остальными членами феодального общества.

Феодальное право отличалось большим разнообразием форм. В силу

застойного характера общества преобладающей формой феодального права вплоть

до периода абсолютизма был обычай. В условиях раздробленности

1Марченко М.Н. «Общая теория государства и права», М.-стр.140.

-11-

стран на отдельные княжества, герцогства и т.п. феодальное право состояло

большей частью из местных обычаев и велений отдельных феодалов. Большое

значение для развития феодального права имели частные сборники обычаев и

описания судебной практики (например, сборник обычаев Бовуази- во Франции,

Саксонское и Швабское Зерцало – в Германии ), договоры между отдельными

феодалами, между королями и феодалами, между городами и феодалами и т.п.

В качестве одного из наиболее ярких примеров установления и

поддержания договорных отношений внутри господствующего класса феодалов

может служить Великая Хартия вольностей (Magna Charta). Она была принята в

1215 году и отражала борьбу основных социальных группировок, борьбу

английских феодалов в начале XIII века против королевской власти за

расширение своих прав и привилегий. «Хартия содержала ряд статей,

определявших характер новых вассальных отношений, устанавливавшихся между

королем и английскими баронами: «Никто не должен быть принужден к несению

большей службы за свой рыцарский лен или другое свободное содержание, чем

та, какая следует у него»; ограничивавших судебную власть, финансовые и

некоторые другие права короля: « Ни мы, ни наши чиновники не будем

захватывать ни земли, ни дохода с нее за долг, пока движимости должника

достаточно для уплаты долга…Ни щитовые деньги, ни пособие не должны

взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства

нашего, если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари

первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей

первородной, и для этого должно выдать лишь умеренное пособие…».

Важной особенностью Великой Хартии вольностей было то, что она не

только ограничивала власть короля, но и устанавливала контроль (в лице

комитета из 25 баронов) за соблюдением содержащихся в Хартии положений.

На более поздних стадиях развития феодального общества и в особенности в

период абсолютизма широкое распространение получили писаные законы (царские

указы, королевские ордонансы и т.п.), сборники уголовного и уголовно-

процессуального законодательства, кодексы законов, и другие виды нормативно-

правовых актов. Несмотря на разнообразие форм выражения и проявления

феодальное право неизменно оставалось на всех этапах своего развития одним

из важнейших средств проведения в жизнь воли и интересов господствующего

класса феодалов. В этом заключается его социально-классовая сущность и

назначение.

1 Марченко М.Н. «Общая теория государства и права», М.-стр.142.

-12-

6.Формы государственного устройства.

С развитием феодального строя изменялась форма государственного

устройства. Буржуазная историография пытается объяснить эти изменения

появлением новых правовых, религиозных и морально-этнических идей. Большую

роль она приписывает правителям и господствующей элите, стремившимся якобы

устроить общественно-политическую жизнь на более совершенных началах.

«Марксистско – ленинская наука, не отрицая значения идей и реформаторской

деятельности правителей, считает основой изменения государственного

устройства развитие экономических и социальных отношений.» Для эпохи

феодализма это прежде всего развитие поземельных отношений и изменение форм

эксплуатации непосредственных производителей – крестьян и городских

ремесленников. При этом, безусловно, сказывалось и активное влияние

классовой борьбы в феодальном обществе, а также непосредственное

воздействие политических столкновений в среде господствующего класса

земельных собственников. В свою очередь государство тоже воздействовало на

развитие феодального строя как в прогрессивном, так и в регрессивном

направлении.

В нашей исторической литературе принята следующая периодизация истории

феодального государства: раннефеодальное государство (5-9 вв.), феодально

раздробленное государство (10-13 вв.), централизованное феодальное

государство в форме сословной монархии (13-15 вв.), феодально-

абсолютистская монархия (16-18 вв.).

Раннефеодальное государство(V-IX вв.). Экономическим базисом

раннефеодального государственного устройства служил складывающийся

феодальный строй с остатками дофеодальных укладов – патриархального и

рабовладельческого. Характерной особенностью раннефеодального государства

сравнительно с последующим периодом было его относительное единство.

Несмотря на этническую пестроту и отсутствие экономических связей, оно

представляло некое единое политическое целое с общим центром и

однообразной судебно-административной системой в областях. Это

государственное устройство основывалось на непосредственной зависимости

большинства населения от королевской власти. Члены господствующего класса

были подвластны королю как его слуги и подчиненные. Свободные крестьяне –

общинники выполняли в пользу короля фискальные, военные и трудовые

повинности, за счет которых в значительной степени и функционировал

несложный государственный аппарат раннефеодального государства. Королевский

двор и дружина содержались на средства, поступавшие от поместного хозяйства

и натуральных повинностей населения (налоги и др.). Судебно –

административный аппарат в областях и округах существовал за счет штрафов и

натуральных поступлений от свободных людей. Военные силы комплектовались из

крестьян-общинников, несших военную службу за свой собственный счет.

Некоторые государственные функции первое время

1 Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство», М.,1967, стр. 9.

-13-

осуществлялись не государственными, а общинными органами под контролем

государства. Раннефеодальное государство служило интересам формировавшегося

феодального класса землевладельцев. Главная функция такого государства

заключалась в том, чтобы держать в повиновении массы свободного населения

и заставлять их выполнять все возрастающие государственные тяготы. Другая

важнейшая функция раннефеодального государства заключалась в завоевании

чужих земель и захвате военной добычи, составляющий дополнительный источник

для содержания многочисленной дружины и служивой знати. Вместе с тем

государство осуществляло оборону от военных вторжений других агрессивных

государств. В раннефеодальный период было несколько типов государственных

образований: племенные княжества(герцогства), многоплеменные королевства и

империи. Более слабые племенные княжества попадали в зависимость к более

сильным. Крупные государства распадались, как только ослабевала власть

завоевателей над завоеванными.

Феодально раздробленное государство (X-XIIIвв.). Дальнейшее развитие

феодальных отношений, выразившееся в подчинении крестьян феодальным

вотчинникам, вызвало значительные изменения в организации государства.

Относительно единые раннефеодальные государства в однообразной судебно-

административной системой в областях и округах распадались на отдельные

феодальные сеньории, которые объединялись в пределах одного общего

государственного целого только слабым королевским аппаратом. Те функции,

которые прежде осуществляли королевские служащие в отношении лично

свободного населения, теперь, с закрепощением этого населения, перешли к

вотчинникам. У короля, который потерял большую часть своих

общегосударственных прерогатив, теперь оставалась только власть крупного

вотчинника. Для реализации этой власти ему достаточно было иметь несложный

домениальный аппарат из слуг-министериалов и верховную курию из вассалов

королевства. «Прежняя судебно – административная система, созданная на

территориальной основе, разложилась и исчезла. Графы и другие представители

государственной власти на местах превратились в самостоятельных феодальных

владетелей, подчиненных сюзеренитету короля, или других крупных сеньоров».

Завершение процесса образования феодальных поземельных отношений

сопровождались большими переменами в экономической и социальной структуре

общества. Разложились старые дофеодальные уклады и исчезли промежуточные

слои населения патриархального и рабовладельческого происхождения. Общество

резко разделилось на два антагонистических класса – феодалов и зависимых

крестьян (появившийся новый слой населения – горожане – еще не

эмансипировался и не выделился из массы феодально-эксплуатируемого

населения). Господствующий класс страл монопольным собственником земли.

Взаимоотношения внутри эксплуататорского класса строились теперь уже на

землевладении в форме иерархической зависимости. Между

1 Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство», М.,1967, стр. 12

-14-

отдельными ступенями иерархии распределялись функции государственной

власти, а все организованные в иерархию сеньоры и вассалы реализовали в

совокупности те политические задачи, которые раннефеодальный период

осуществляла королевская власть. Организация политической власти в

феодально-раздробленном государстве строилась во вотчинно – сеньориальной

основе. «Функции принуждения осуществлялись в самой вотчине с помощью его

собственного аппарата из министериалов и вассалов». Королевская власть

представляла по существу одну из крупных сеньорий страны и осуществляла

непосредственную юрисдикцию только над населением домена. Но король

оставался главой этого раздробленного государства и возглавлял всех

феодалов страны, когда они совместно обороняли свои земли и завоевывали

новые владения. Он был также арбитром во всех их спорах и столкновениях.

Этнической основой государственных образований в период феодальной

раздробленности служила территориально – языковая общность складывающейся

народности. Эта общность сплачивалась по мере развития экономических связей

и культурного общения. Она развивалась вопреки политической раздробленности

и послужила одной из предпосылок государственной централизации в

дальнейшем.

Централизованное феодальное государство в форме сословной монархии (XIII –

XV вв.). Ликвидация феодальной раздробленности и объедение страны под

властью короля создали новую форму феодальной государственной организации –

централизованную сословно представительную монархию. Централизация

феодального государства была обусловлена изменениями в экономических и

социальных отношениях феодального общества и во взаимоотношениях внутри

класса феодалов. Выделение ремесленного производства в самостоятельную

отрасль хозяйства и развитие торговли разрушили натурально – хозяйственную

замкнутость и поместно – барщинную систему. Появились новые социальные

группы – ремесленники и торговцы, объединенные в профессиональные

корпорации, и лично свободные крестьяне, связанные со своими феодальными

господами только оброчными обязательствами. Усиливалась классовая борьба в

деревне и городе. Нужна была сильная власть, которая одинаково

распространялась бы на всю территорию государства. Такую власть мог

представить только король. Политическому объединению страны

благоприятствовали хозяйственные успехи, обусловившие рост экономических

связей внутри областей и между областями, а также сплочение населения в

единую этническую общность, послужившую территориальной основой

государственной централизации. Государственное единство стало настоятельной

необходимостью, в нем были заинтересованы все прогрессивные силы общества.

Изменения в формах эксплуатации и присвоения прибавочного продукта привели

к значительным переменам в структуре господствующего класса и в расстановке

политических сил.

1 Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство», М.,1967, стр. 13

-15-

Феодальные магнаты утрачивали свою политическую автономию. Возрастало

значение единого монархического центра. Центр тяжести государственной

организации перемещался в общегосударственные органы, подчиненные королю.

Население городов, а также освободившихся от крепостной зависимости

крестьянство уходили из под местной юрисдикции и становились в прямую

фискальную и судебную зависимость от общегосударственной власти. Таким

образом, основная государственная функция принуждения и обуздания

эксплуатируемых масс переходила к общегосударственным органам, и это

послужило основной причиной усиления монархии и ослабления вотчинно –

сеньориальной власти феодальных землевладельцев. Аппарат королевской

власти из домениально - министериального становился общегосударственным

чиновничьим. Рост денежного хозяйства давал возможность содержать

государственных служащих на денежном жаловании и нанимать постоянное

войско. Единая судебно – административная система распространилась на всю

территорию страны. Королевские постановления, которые прежде относились

только к территории домена, распространялись на всю территорию страны. Но

осуществление общегосударственной власти не стало еще абсолютной

прерогативой короля. Политическое объединение страны не было закончено.

Королю, претендовавшему на суверенную власть в национальном масштабе,

приходилось вступать в политический союз с теми силами, которые

господствовали на местах и обращаться за помощью к богатой денежными

средствами городской верхушке. Этот союз нашел свое выражение в сословно –

представительной монархии. Сословно-представительная монархия наилучшим

образом служила интересам короля и привилегированной феодальной знати. Она

была важным этапом на пути политического объединения феодальных государств.

Для государственных образований в период централизации политической власти

характерно наличие более или менее однородной в этническом отношении

территории. Это было время завершения процесса слияния раннефеодальных

этнических общностей и оформления народностей с общей территориальной,

хозяйственной и языковой основой. Наиболее сильные централизованные

феодальные государства создавались именно при наличии этих условий. Те

государства, в которых не существовало единой этнической территории,

распадались и делались добычей других, более сплоченных государств.

Феодально – абсолютистская монархия (XVI – XVIIIвв.). Король в своей

централизаторской политике опирался на все силы нации, заинтересованные в

укреплении политического единства, прежде всего на дворянство, интересам

которого в первую очередь служила абсолютная монархия. Второй опорой

абсолютизма являлась буржуазия, которая по условиям своего существования

была крайне заинтересована в ликвидации раздробленности и укреплении

национального единства. Она давала монархии деньги и получала взамен защиту

и покровительство в своей торгово-промышленной деятельности. Успех за

национальное сплочение определялся уровнем и

-16-

характером развития капиталистических форм хозяйства и ростом экономических

связей. Установление феодально – абсолютистского политического строя было

подготовлено глубокими сдвигами в экономических отношениях, прежде всего в

способах феодальной эксплуатации основного класса общества – крестьянства.

«Абсолютизм немыслим без системы прямых и косвенных государственных

налогов. В тех странах, где отсутствовали зачатки капиталистических

отношений, и где все выгоды хозяйственного развития использовало в своих

интересах дворянство, абсолютизм, как известно, не восторжествовал».

Феодально – абсолютистская монархия устанавливалась не только в

национальных государственных образованиях, но и в территориальных

княжествах, и притом в иных случаях в крайне деспотической форме. Её

социальной основой здесь, как и в национальных государствах, было наличие

городских элементов – нарождающейся буржуазии. Но в этих территориальных

образованиях абсолютизм игран не прогрессивную, а реакционную роль. Он

тормозил общее национально – государственное сплочение и задерживал тем

самым экономическое и культурное развтие народа. В национальных

государствах абсолютная монархия играла определенное время прогрессивную

роль. Она завершила политическое объединение страны и своей

протекционистской политикой немало способствовала развитию национального

производства. Но с завершением национального объединения и по мере развития

капиталистических форм экономики феодально-абсолютистская монархия,

выражавшая интересы реакционного дворянского класса, стала тормозом

общественного развития и была сметена буржуазными революциями.

1 Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство», М.,1967, стр. 16

-17-

Заключение.

-18-

Список Литературы:

1. Колесницкий Н.Ф. «Феодальное государство» , Москва,1967.

2. Марченко М.Н. «Общая теория государства и права. Академический курс.

Том 1», Москва, 1998.

3. Семенов В.Ф. «История средних веков», Москва, 1975.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

-19-

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.