рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Федерализм

Федерализм

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

1.Формы государственного устройства. 2

2.Федеративное устройство государства. 3

Заключение 21

Литература и нормативные акты 22

Введение

Целью настоящей курсовой работы является попытка раскрыть понятие

федерализма, основываясь на современной теории конституционного права, и

дать примерное представление об этом.

В большом количестве литературы по изучению курса государственного

права, понятию федерализма уделено много внимания, так как вся правовая

наука в развитых государствах основывается на «демократизме». Прежде всего,

по моему мнению, необходимо дать краткое определение в

прагматическом смысле понятию «федерализм».

1.Формы государственного устройства.

История существования государства свидетельствует о том, что во всех

века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, то

есть способом территориального деления (административно-территориальные

единицы, автономные политические образования, государственные образования,

обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной

власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу

демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма

государственного устройства», под которой понимается территориальная

организация государственной власти, соотношение государства как целого с

его составными частями.

При всём многообразии форм государственного устройства двумя

основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма

государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже

по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство – это целостное централизованное государство,

административно-территориальные единицы которого (области, провинции,

округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают

суверенными правами. В унитарном государстве едины высшие органы

государства, единое гражданство, единая конституция, что создаёт

организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной

государственной власти на всей территории страны. Органы административно-

территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в

двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

Большинство всех существующих и ныне существующих государств

унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а

унитарная форма достаточно надёжно обеспечивает государственное единство.

Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция,

Норвегия и др.) многонациональный (Великобритания, Турция и др.) состав

населения.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемы для

достижения определённой цели (военных, экономических и др.). Союзные органы

лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только

по тем вопросам, для решения которых они объединились. Поэтому,

конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют

нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в

федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 были объединены

в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского

владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного

государства – США.

Возможно, что у данной формы государственного устройства всё же есть

будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР,

Югославия, Северная и Южная Кореи.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного

государственного объединения. Примером тому является Европейское

Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется,

что процесс современной европейской интеграции может привести от

содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и к

федеративному всеевропейскому государству.

2.Федеративное устройство государства.

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство,

части которого (республики, штаты, земли, кантоны и тд.) являются

государствами или государственными образованиями, обладающими

суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго

научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре

или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются

самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции

устанавливают, в чём именно политически срастающиеся малые государства

сохраняют свою «самостоятельность» и в чём они её утратят».

Входящие в состав федерации государственные образования и

государства называются её субъектами. Они могут иметь свои конституции,

своё гражданство, собственные высшие государственные органы –

законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем

высших органов – федерации в целом и её субъектов – вызывает необходимость

разграничить их компетенции.

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях,

многообразны, однако наиболее распространёнными являются два. В Канаде,

Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы,

подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную

компетенцию её субъектов. В ФРГ, Индии, Российской Федерации и иных

государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия

совместной компетенции федерации и её субъектов. Само применение термина

«федерализм» должно подчеркивать тот факт, что основой федерации является

соглашение между сторонами о приверженности определенному порядку. По

мнению видного мыслителя XX века Б.Рассела основная проблема федерализма

заключается в разграничении власти различных государственных органов, а ее

решение связано с большими трудностями. Традиционное федеративное

устройство предполагает, прежде всего, добровольное объединение входящих в

федерацию территорий в единое государство с разделением при этом

государственного управления между центром и составными частями. В центре

создаются общенациональные институты законодательной, исполнительной и

судебной власти. Каждая из составных частей федерации также сохраняет

самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Между участниками достигается соглашение о разделении полномочий центра и

составных частей. Построенные на началах федерализма государства получили

различные наименования. В некоторых случаях они определяются как

объединенные или соединенные (Соединенные Штаты Америки), в других –

союзные (Швейцария, Германия) либо содружества (Австралия). К характерным

признакам федерации относится и то, что отношения центра и составных частей

регулируются основным законом государства - конституцией, создающий

специальный механизм урегулирования конфликтов — конституционный надзор.

Федеративные конституции включают в предметы ведения федерации

важнейшие вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику,

финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение

конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие

транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более

широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие

единообразного регулирования. В их числе - организация местных органов

власти, общественно необходимые работы и службы.

Конституция федеративных государств по-разному, с учетом уровня

развития экономики, исторических традиций, соотношения политических сил

определяют объем предметов ведения федерации и её субъектов. Различным

образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в

Швейцарии и Мексике они подпадают под юрисдикцию федерации. В Австралии и

Канаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикцией

субъектов федерации находится земля и в Соединенных Штатах Америки, но

здесь необходимо учитывать, что более 30% всей территории США принадлежит

федерации на правах собственности. Во многих сферах федерация и ее субъекты

тесно взаимодействуют, в частности, в решении вопроса охраны окружающей

среды, ставшей в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указаний

объектом скоординированной политики федерации и её субъектов во многих

государствах мира. В целом взаимоотношения между центром федерации и

субъектами развиваются противоречиво. Во многих областях происходит

усиление центральной власти, в ряде других - её ослабление. Эти процессы

затрудняют объективную оценку федеративных отношений задачу, решение

которой необходимо искать в срезе федеративных отношений в области

экономики, политики, национальных отношений и права.

По мнению большинства западных исследований, в современном мире

наблюдается тенденция к федерализации, ведущая к возникновению наряду со

старыми, традиционными федерациями новых федерализирующихся систем.

Федерализация отнюдь не представляет собой установление федеративной

системы в обычном смысле. Современные западные исследователи видят смысл

федерализма, с одной стороны, в предоставлении составным частям федерации

самостоятельности и самоуправления, а с другой - в обеспечении их участия в

управлении государственными делами. Сам федерализм при этом рассматривается

как хорошо испытанное средство для решения конфликтов, в том числе

основанных и на этнических различиях. Так, в частности, считают авторы

работы «Федерализм и роль государства», изданной под редакцией известных

правоведов Г.Баквиса и У.Чендлера.

Как уже упоминалось, само понятие федерализма определяется довольно

широко. Федерализм рассматривается не только как определенная

государственная структура, но и как понятие, предполагающее и непременно

включающее в себя определенный процесс урегулирования отношений. Как пишет

известный на Западе специалист по проблемам федерализма Д.Элизар, смысл

федерализма в этом контексте состоит в ом, чтобы обеспечить такое

соединение различных групп в союз, которое позволяло бы осуществлять общие

цели и при этом сохранять самостоятельность частей. По его мнению,

применение федеративного принципа означает определенную комбинацию

самоуправления и разделенного правления. Это такое конституционное

разделение власти, говорит он, при котором составным элементам федерации

принадлежит доля в процессе принятия политических решений и в управлении.

Д.Элизар вводит понятие «федеративные устройства», понимая под этим

применение различного рода организационных средств для примирения

требований самоуправления и разделенного правления. Часть ученых

утверждает, что поскольку по самой своей сути федерализм - это средство

укрепления демократического республиканизма, предполагающего разделение

властей, тоталитарные системы, неотъемлемой чертой которых является

неприятие разделения властей в какой бы то ни было форме, не могут быть

подлинно федеративными. Другие, не отрицая справедливость подобных

утверждений, доказывали, что воздействие федерализма, даже если тот был

задуман в качестве ширмы, придает определенного рода институционально-

конституционную силу местным этническо-территориальным интересам, позволяя

им сохраняться хотя бы в ограниченной виде. Как показало дальнейшее

развитие событий, правы были и те, и другие. Стоило пасть тоталитарным

режимам в СССР, Чехословакии и даже Югославии, где режим был относительно

мягким, они раскололись, и, по меньшей мере, в двух случаях из трех этот

раскол повлек за собой кровопролитие. В то же самое время формирование на

территории распавшихся образований новых государств происходило в рамках

установленных ранее федеральных границ и преподносилось как обретение

каждой из входивших в состав федерации этнических единиц суверенитета и

независимости. Несомненно, также, что для установления и поддержания мира,

по крайней мере, в двух случаях из трех названных - потребуется какие-то

альтернативные федералистские решения. Из всего вышесказанного следует, что

в своей основе федерализм - это вопрос взаимоотношений. Он воплощается в

конституциях и институтах, структурах и функциях, но, в конечном счете,

имеют значение именно взаимоотношения. При столь широком подходе к

определению федерализма в число государств с федеративным устройством

наряду с традиционными федерациями включаются также и унитарные

государства, применяющие федеративные принципы для примирения требований

самоуправления и разделенного правления. Это Бельгия, Италия и Испания с

присущими им тенденциями к автономии; Португалия, передающая ряд полномочий

островным провинциям. Д.Элизар полагает, что усиление федеративных начал

отмечается в Швейцарии, Австрии, Германии, а в таких государствах как

Канада и Великобритания использование федеративных устройств получает более

широкое распространение.

Итак, развитие современного федерализма свидетельствует о том, что

преобладающей является тенденция к интеграции при сохранении определенных

гарантий прав и интересов субъектов федерации. В то же время наблюдаются и

весьма серьезные всплески сепаратизма. Причем они имеют место и в

высокоразвитых странах (Австралии, Канаде), и в странах со средним уровнем

развития (Индии), и в экономически слаборазвитых государствах (Нигерии).

Говоря о федерализме, следует также сказать об экономической

интеграции субъектов федеративной структуры. Как известно, развитие любой

теории, в том числе и федерализма, неразрывно связано с практикой. Более

того, философия нам неоспоримо указывает, что критерием истинности теории

является именно практика. Поэтому развитие теоретического исследования

федерализма состоит в правильной интерпретации существующих федеративных

систем, обобщения практических вопросов экономической, правовой, социальной

и других сфер.

Развитие федерализма в нашей стране невозможно без постоянного

теоретического обобщения практического опыта федерализма в других

государствах и внедрения в практику передовой научной теории.

Федерация как форма государственного устройства и федерализм как

политико-правовая и идейная философия развития общества по самой своей сути

и природе в наибольшей степени отвечают общедемократическим тенденциям

общественной эволюции на постиндустриальной ступени его существования.

Отсюда совсем неслучаен тот повышенный интерес к институту именно

федеративной государственности, который отчетливо прослеживается во всем

мировом сообществе за последнее время.

Достаточно упомянуть, что на сегодняшний день в мире насчитывается

более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным

населением около двух млрд. человек. Федерализм оказался жизненно стойкой

формой государственного устройства. Он сохранился во всех буржуазных

странах, где существовал до второй мировой войны, а в ФРГ был восстановлен.

Причем показательно, что из семи наиболее развитых государств в мире, три (

США, ФРГ, Канада ) являются федерациями. Еще лишь каких - нибудь четверть

века назад в таком признанном федеративном образовании как США нередко

можно было столкнуться с тем, что вопросы федеративного развития

рассматривались чисто поверхностно. Определенный спад интереса к федерации

как перспективной форме государственного устройства в послевоенный период

сменился обратной реакцией приблизительно с конца 60-х гг.

Во всем мире постепенно стала отчетливо проявляться набирающая силу

тенденция устойчивого возрождения интереса со стороны правящих кругов

многих стран (политиков, правоведов, экономистов, предпринимателей и т.д.)

к федерализму как многообещающей форме государственного устройства. Это

объяснялось целым комплексом обстоятельств. С одной стороны, качественное

усложнение процессов функционирования государственных структур как внутри

страны, так и на международной арене, требовали поиска более оптимальных

форм и методов управления общественно-экономической и политической жизнью

на государственном уровне. С другой стороны, углубление процесса

международного разделения труда, интернационализация многих сторон

общественно-политической жизни диктовали необходимость создания в целом

ряде случаев единых межгосударственных структур управления с использованием

опыта и по образцу федеративных институтов (ЕС, союз Австралии и Новой

Зеландии и др.). И наконец, распад одних федераций (СССР, Чехословакия,

изменение границ Югославии), а также глубокий кризис или проявление

кризисных явлений в целом ряде казавшихся достаточно прочными федеративных

государственных образований (Канада, Австралия, Бразилия, Бельгия,

Швейцария и др.) привлекли самое пристальное внимание мировой

общественности к своей эволюции.

На современном этапе федерализм представляет собой чрезвычайно

емкий, сложный и многомерный феномен, который одновременно характеризуется

исключительным динамизмом. Данное понятие охватывает самые разные аспекты

общественной жизнедеятельности - политический, правовой, экономический,

финансовый, культурный, международный и др. Разделение власти в федерациях,

функциональных полномочий между центром и субъектами, не только позволяет

учитывать национальный фактор в развитии государства, существенно

приблизить аппарат и органы управления к территориям, но и значительно

повышает возможности населения оказывать влияние на подотчетные

государственные управленческие структуры. В этой связи показательна и

приобретает немаловажное значение, та значительная трансформация взглядов и

подходов к институту федерации и понятию федерализма в целом, с учетом

естественной эволюции и накопленного опыта в данной области, происшедшая за

несколько истекших десятилетий. Существуют самые разнообразные (подчас

совсем не исключающие и не отрицающие одна другую) трактовки и

интерпретации федерализма, которые с течением времени претерпевали заметные

изменения. При этом самые авторитетные специалисты за рубежом и в России

так и не могут придти к единому знаменателю.

Так К.К.Уир, австралийский ученый, характеризуя систему

федеративного устройства, акцентировал внимание на особой «методике

разделения полномочий, в соответствии с которой и центральное, и

региональные правительства, каждое в своей области, оставались бы полностью

самостоятельными и независимыми». Тем самым, исходя из так называемой

теории «водонепроницаемых переборок», автор основной упор делает на

недопустимость какого-либо нарушения сфер юрисдикции того или иного уровня

власти в рамках федеративного государства. В свою очередь, Дэниел Элазар,

напротив, последовательно отстаивает концепцию неизбежного тесного

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.