рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Договорная теория возникновения государства и права

несколько царств, во главе которых стояли монархические династии. Афины уже

существовали и были значительным поселени-ем, однако уступали по

численности населения, уровню богатства и могущества другим горо-дам

Балканского полуострова: Микенам, Фивам, Пилосу.

В XIII в. до н.э. на Балканы вторглись дикие племена, названные

античными историка-ми «дорийцами». Под натиском этих варварских народов

рухнули древнейшие греческие царства. Города были разрушены, значительная

часть населения уничтожена. Постепенно были утрачены навыки ремесла и

письменности.

Особенности повседневной жизни людей, населявших Грецию в XI-IX вв. до

н.э. извест-ны нам во многом благодаря «Илиаде» и «Одиссее» - двум

эпическим поэмам, созданным в первой половине VIII в. до н. э. и

приписываемым полулегендарному поэту Гомеру. По сло-жившейся традиции

период древнегреческой истории XI-IX вв. до н.э. называется «гомеров-ским».

В гомеровский период Афины постепенно развиваются и укрепляют свой

военный и экономический потенциал. Аттика (область, над которой

господствовали Афины) в меньшей степени пострадала от дорийского нашествия,

и это обстоятельство во многом способство-вало ее будущему расцвету.

Аттическая Греция подразделялась на роды, братства (фратрии) и племена

(филы). Каждая фила имела свои простейшие органы управления: Народное со-

брание (экклесия), войско и царя (филобасилея). Высшим властным институтом

считалось Народное собрание, куда имели доступ все свободные люди, имевшие

право носить оружие. Царь не мог решать важные вопросы жизни общины, не

посоветовавшись с войском и не по-лучив его согласия на те или иные

действия. В действительности возможности Собрания бы-ли весьма ограничены:

его ход, а также его постановления во многом предопределялись

предварительным решением аристократических кругов.

Наряду с письменными и другими материальными источниками поэмы Гомера

рас-крывают перед нами картину достаточно примитивного социального

устройства. Древне-греческое общество этого периода стоит на пороге

образования классов и органов государ-ственной власти. Среди массы рядовых

членов общины уже сформировалась группа знати, но ее могущество не было

абсолютным и основывалось в значительной степени на автори-тете военной

силы.

Древняя Аттика представляла собой конгломерат небольших и независимых

друг от друга общин. В них постепенно слабела власть царей и усиливалось

влияние аристократов (эвпатридов или «благороднорожденных»). К VIII в. до

н.э. завершился процесс объединения аттических фил в единое государство.

Греки назвали это явление синойкизмом или «сселени-ем». Афины начинают

доминировать над всей территорией Аттики, создается единый Совет и общая

система органов власти для всех фил.

Постепенно община приобретает качественно новые политические основы

своего су-ществования. В условиях постоянной угрозы нападения извне

особенно актуальной была проблема защиты поселений от агрессивных соседей.

Совместное участие в таком важном деле, каким было несение воинской службы,

неизбежно приводило к распространению прин-ципа равенства и на другие сферы

жизнедеятельности общины, среди которых важное место занимало управление

государством.

Политическими правами в аттической Греции (как и в других регионах

Эллады) обла-дала определенная часть населения. В категорию полноправных

граждан включались мужчи-ны, достигшие совершеннолетия, обладавшие

земельной собственностью и способные нести военную службу.

Территория, управлявшаяся при самом широком участии населения,

получила название полиса. В дальнейшем, рассматривая особенности

народовластия в Афинах, мы должны пом-нить о его полисной основе.

Взаимоотношения человека и государства имели здесь ряд харак-терных черт.

Каждый член полиса должен был проявлять высокую политическую актив-ность,

выполнять военные, дипломатические или иные поручения, данные ему от имени

общи-ны. Равенство прав и обязанностей предполагало равную ответственность,

лежащую на всех членах коллектива: «Так как надежды при опасностях были у

всех одинаковы, то они (афиняне - Прим, авт.) жили с чувством гражданской

свободы в душе» [14]. Другой существенной сторо-ной полисного устройства

было подчинение воли отдельного человека общему решению. По-становления,

принятые большинством голосов, были обязательными к исполнению.

Важным этапом в истории Афин стал рубеж VII-VI вв. до н.э.

Имущественное рассло-ение в обществе достигло в это время значительных

масштабов. В условиях постоянных на-бегов агрессивных соседей, частых

неурожаев, неблагоприятных природных факторов, рядо-вые земледельцы были

вынуждены прибегать к помощи знати. Аристократия стремилась ис-пользовать

сложившуюся ситуацию в своих интересах. В качестве залога бедняки зачастую

могли предоставить лишь свою личную свободу. В результате тысячи людей

попадали в дол-говое рабство, теряли экономическую независимость и свободу.

В государствах Востока этот процесс закончился переходом большей части

свобод-ных общинников в категорию зависимого населения. Но в античных

обществах и, в частнос-ти, в Древних Афинах, благодаря особенностям

полисного устройства, удалось приостано-вить ход разорения граждан. Ряд

факторов, среди которых не последнюю роль играл рост об-щественного

сознания граждан, позволил выдающемуся мыслителю и государственному дея-

телю Афин Солону осуществить преобразования, которые значительно расширили

права граждан и способствовали сохранению и упрочению основ полисной

демократии.

Солон стал первым архонтом в 594 г. до н.э. Система органов власти

Афин включала в это время Народное собрание, Ареопаг, Совет, Четырехсот,

коллегию архонтов и некоторые другие магистратуры. Ареопаг представлял

собой совет старейшин и родовой знати. Его члены (а эта должность была

пожизненной) наблюдали за соблюдением законов гражданами и дол-жностными

лицами, участвовали в формировании коллегии архонтов. Совет Четырехсот

представлял Народное собрание в перерывах между его заседаниями. Реальная

власть нахо-дилась в руках девяти архонтов («начальствующих»). Архонт-

эпоним возглавлял городские власти, его именем назывался текущий год.

Архонт-басилей руководил проведением общепо-лисных празднеств в честь богов

и древних героев, совершал наиболее важные жертвоприно-шения. Данные

представительские функции, имевшие сакральную основу, делали эту долж-ность

весьма авторитетной в глазах жителей города. Архонт-полемах командовал

войсками. Шесть архонтов-фесмофетов ведали правовыми вопросами.

По предложению Солона были произведены изменения в государственном

устройстве Афин. К участию в непосредственном управлении городом были

привлечены в той или иной мере все полноправные жители полиса. Объем

политических прав афинских граждан и при Солоне во многом зависел от уровня

их богатства, но его законодательство положило предел порабощению свободных

людей (было отменено долговое рабство) и четко определило сте-пень участия

в государственных делах всех социальных групп.

Солон вводит имущественные цензы для граждан: «На основании оценки

имущества он ввел разделение на четыре класса ... - на пентакосиомедимнов,

всадников, зевгитов и фе-тов. Притом все вообще должности он предоставил

исправлять гражданам из пентакосиоме-димнов, всадников и зевгитов -

должности девяти архонтов, казначеев, полетов, одиннадца-ти и колакретов..,

а тем, которые принадлежат к классу фетов, дал участие только в народ-ном

собрании и судах. К пентакосиомедимнам должен был принадлежать всякий, кто

со своей земли получает 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов; к

всадникам - получающие 300 или, по утверждению некоторых, такие люди,

которые могли содержать коня... К классу зевгитов должны были принадлежать

те, которые получали 200 мер того и другого вместе, а остальные - к классу

фетов, и эти последние не имели доступа ни к какой государственной

должности» [15]. В соответствии с этим делением афиняне, входившие в три

первые цензовые группы, законодательно закрепили свое право занимать высшие

государст-венные должности. Отныне начальником полисного войска (стратегом)

мог быть только зем-левладелец. Попавшие в разряд фетов участвовали в

выборах должностных лиц, но сами не мог-ли исполнять никакой

государственной службы.

Высшим органом власти в Афинах становится Экклесия. Солон строго

обозначил обя-занности Народного собрания, процедуру его созыва и

проведения. Собрание проводилось практически каждую неделю (всего сорок раз

в году, не считая чрезвычайных). К числу его важнейших функций относились

объявление войны и мира, издание законов, избрание дол-жностных лиц

афинского государства, принятие специальных постановлений. Воля народа,

выраженная путем общего голосования в Собрании, приобретала силу закона

(нома), обя-зательного для всех. Постановления Народного собрания

(псефисмы) начинались со слов: «Совет и народ решили».

В противовес Ареопагу усиливается влияние Совета четырехсот (Буле). В

него входи-ло по сто представителей ото всех афинских фил. Совет

рассматривал законопроекты, преж-де чем они поступали на утверждение в

Народное собрание. При Солоне функции Ареопага изменились. Ранее он

назначал архонтов по своему усмотрению. Теперь Ареопаг лишился этого

важного права, а должность архонта стала избираемой по жребию. Отныне совет

Арео-пага занимался главным образом наблюдением за исполнением законов. В

его руках еще ос-тавался ряд полномочий: он мог привлекать к

ответственности должностных лиц, опротесто-вывать решения Совета и

Собрания.

Народное собрание стало избирать Гелиэю - народный суд, куда входили и

члены низ-шей, четвертой имущественной группы. Число судей было

значительным. В V веке до н.э. оно достигало шести тысяч человек (пять

тысяч действующих судей и одна тысяча запасных). Большое количество судей

должно было, по мнению афинян, сделать невозможным их под-куп, а

следовательно, гарантировать справедливость процесса. Для формирования

коллегии судей ежегодно составлялся список, куда по жребию попадали афиняне

независимо от знатнос-ти и богатства, не моложе 30 лет и не замеченные в

дурных поступках.

В 510 г. до н.э. активное участие в управлении Афинским государством

принимал Клисфен. Новые демократические реформы, направленные на усиление

власти Народного соб-рания, и дальнейшее развитие принципа выборности

должностных лиц были проведены под его руководством.

Одной из реформ Клисфена стало разделение Аттики по территориальному

принципу. Это подрывало устои родовой аристократии, традиционно имевшей в

филах большое влияние. Вместо четырех прежних было образовано десять новых

административных единиц. Каждая фила вклю-чала три округа: в Афинах, в

приморской полосе и во внутренней области. Самыми мелкими единицами стали

демы (их было около ста). Эти меры преследовали ясную цель: разрушить свя-

зи между знатью и рядовыми гражданами. Реформа фил положила предел

региональному сепаратизму в Аттике. Античные авторы высоко оценивали

преобразования, осуществленные Клис-феном. Вот что писал по этому поводу

Аристотель: «Для такой демократии полезны, далее, и те установления,

которыми воспользовался в Афинах Клисфен в целях усиления демократии, рав-

но как и основатели демократического строя в Кирене. Следует вводить новые

филы и фратрии, при-том увеличить их число.., чтобы все граждане как можно

больше перемешались между собой, а прежние соединения распались» [16].

Клисфен уравнял в правах коренное и пришлое население Аттики, а

гражданство стало определяться принадлежностью к дему. В соответствии с

новым административным делением вместо Совета Четырехсот был образован

Совет Пятисот. Он состоял из десяти секций по пять-десят человек, выбранных

по жребию представителей от каждой филы. Члены Совета (прита-ны) исполняли

свои обязанности безвозмездно. Ими могли стать граждане, достигшие тридца-

ти лет. Каждая секция заведовала делами в течение 35-36 дней в году, по

очереди, как выпадет жребий. Секция готовила предложения для внесения в

Совет, созывала заседания Буле и Эк-клесии и руководила ими. Народный суд

также стал избираться по жребию из представителей де-сяти фил, в возрасте

свыше тридцати лет. Афинские граждане могли выполнять судейские функ-ции

неограниченное число раз.

По реформе Клисфена важное значение приобрела коллегия стратегов. Ее

члены выбира-лись сроком на один год. Стратеги осуществляли верховное

командование армией и флотом. Председатель этой коллегии, как и

председатель Совета Пятисот, менялся ежедневно. Основным критерием для

выдвижения в члены коллегии стратегов являлось наличие у кандидата

земельной собственности; также учитывался и талант военачальника: «Законы

предупреждают каждого ора-тора и стратега, который стремится приобрести

доверие народа, чтобы он обзаводился детьми в соответствии с законами,

чтобы владел землею в пределах нашей страны и, предоставив в ка-честве

залога все надлежащие гарантии, тогда уж и стремился руководить народом»

[17].

Таким образом, к активному участию в управлении полисом привлекается

большинство полноправных граждан Афин. Они получают возможность занимать

общественные должности, участвовать в заседаниях народного собрания и суда.

Состоятельные граждане были обязаны ре-гулярно вносить крупные денежные

суммы для организации общественных религиозных празд-ников, содержания и

оснащения военных кораблей.

В начале V в. до н.э. над всем греческим миром нависла угроза

персидского завоевания. Афинская демократия с честью выдержала испытание

войной. Победы над войсками Дария I имели важное значение и для развития

народовластия. Наряду с сухопутной армией, комплекто-вавшейся из числа двух

первых разрядов граждан, большую роль в греко-персидских войнах сыграл

флот, где служили беднейшие жители полиса. Оплачиваемая служба на военных

судах резко повысила авторитет низших афинских социальных групп.

Впоследствии это привело к столь значительному усилению власти Народного

собрания, что многие современники стали серьезно говорить о «тирании

Собрания»: «Сократ не одобрял государственного строя своего города, так как

усматривал в афинской демократии черты тирании и монархии» [18].

Приблизительно с 462 г. до н. э. начинается новый период истории

афинского наро-довластия, в котором ведущую роль играли Эфиальт и Перикл.

Им удалось провести в На-родном собрании ряд предложений, в результате

которых Ареопаг окончательно утратил ос-татки политической власти. За

посещение Народного собрания и несение государственной служ-бы была введена

плата, что резко повысило популярность Перикла среди беднейших слоев

афинских граждан. Архонты получали за день заседания четыре обола, члены

Буле - пять оболов, а судьи Гелиэи - два (с 425 г. до н.э. -три обола).

Участникам Народного собрания выдавали специальные жетоны, которые потом

обменивались на три, а позднее на девять обо-лов. Покупательная стоимость

афинского обола (1/6 драхмы) была относительно невелика. На эти деньги

(своеобразный античный прожиточный минимум) взрослый человек мог ку-пить

себе пищу на один день.

Эпоха Перикла не случайно названа историками «золотым веком» афинской

демокра-тии. Именно в период его деятельности понятие «народовластие»

наполнилось реальным содержанием, наиболее полно соблюдались политические

права и свободы граждан. Историк Фукидид предпринял попытку

реконструировать речь Перикла, в которой тот анализирует осо-бенности

афинского государственного строя: «Для нашего государственного устройства

мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее

сами являем пример другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. И так

как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш

государственный строй называется народо-правством. В частных делах все

пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных,

то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству,

поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному

сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение или

низкое общест-венное положение не мешают человеку занять почетную

должность, если он способен оказать услуги государству. В нашем государстве

мы живем свободно... Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в

общественной жизни мы не нарушаем законов, главным образом из ува-жения к

ним и повинуемся властям и законам, в особенности установленным в защиту

обижаемых, а также законам неписаным, нарушение которых все считают

постыдным.

Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными,

и обществен-ными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый

занят своим ремеслом, так-же хорошо разбираются в политике. Ведь только мы

одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не

благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем...»[19]

Расцвет Афинского государства продолжался недолго. Разразившаяся в 431

г. до н. э. Пелопонесская война показала слабость институтов

непосредственного народовластия. Победи-тели-спартанцы установили в Афинах

олигархический режим - «тиранию тридцати», правив-ший с помощью террора и

репрессий. Около полутора тысяч их политических противников бы-ло казнено.

Вскоре афиняне восстановили демократические свободы и тщательно сохраняли

основные принципы своего государственного устройства. В середине IV в. до

н. э. Греция утрачивает политическую независимость и попадает под власть

Македонского царства, а впос-ледствии - во II в. до н. э. становится частью

Римской империи. Однако падение Афин и дру-гих греческих полисов

объясняется в первую очередь неудачами в войнах с более могущест-венными

соседями, а не недостатками государственного строя. «Можно с уверенностью

ска-зать, что демократический строй в Афинах погиб насильственной смертью,

уничтоженный заво-евателями» [20]

Политическая жизнь древних Афин стала для более молодых цивилизаций

тем идеалом, принципы которого нередко заимствовались для создания основ

демократических и свободных государств.

2.2.3.Древний Рим.

К середине VIII в. до н.э. римская община представляла собой родо-

племенное объедине-ние латинского, сабинского и этрусского происхождения,

разделенное по куриям и трибам –территориальным единицам, сложившимся

естественным образом. С переходом к оседлой жизни они были наделены

военными, политическими и религиозными функциями. В каждой курии - «союзе

мужей» - комплектовались пешие войска, отбирались всадники, взимались

повинности и распределялась земельная собственность. Десять курий

составляли одну трибу - «племя», которое выставляло центурию - отряд из ста

всадников. По мнению современных исследователей, уже в правление Ромула 753

- 717 гг. до н.э.), одного из легендарных основателей и первого царя Рима,

насчитывалось тридцать курий и три трибы. Первичной ячейкой римской общины

стали патри-архальные семьи, включавшие несколько поколений детей и внуков.

Они возглавлялись отца-ми или патрициями, вели самостоятельную

хозяйственную деятельность и владели земельными наделами.

К началу VI в. до н.э. патриархальные семьи были объединены в триста

родов, а патри-ции образовали привилегированное сословие, доступ в которое

был ограничен. Иммигранты, переселявшиеся в Рим, все те, кто не мог

подтвердить свое происхождение из числа трехсот родов, не получали

полноправного гражданства и становились плебеями. Некоторые исклю-чения

делались только для знати завоеванных городов: при отказе от гражданства

своей прежней общины она получала права римского народа (populus Romanus).

Управление в VIII - VI вв. до н.э. осуществлялось посредством

нескольких политичес-ких институтов - царя, сената и народных собраний.

Система власти еще сохраняла форму военной демократии, но вместе с тем

выполняла отдельные государственные функции. По мнению исследователей, Рим

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.