рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Демократия

Демократия

«Люди время от времени

возвращались

к такой форме правления

как демократия, которая

является самой трудной

формой правления»

Уинстон Черчель

Вступление

Со времен известного французского историка, социолога и политического

деятеля Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно

высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно и

закономерно приведет человеческое общество к демократии. Позднее ряд

влиятельных политологов, подобно Токвилю, содействовали утверждению этой

мысли в общественном сознании. Мнения многих из них представлялись тем

более значительными, что они отнюдь не вытекали из факта пламенного

преклонения перед демократической идеей. Демократия представлялась им

естественным и неизбежным состоянием, которое немедленно наступит вне

зависимости от содействия или противодействия отдельных индивидуумов или

групп людей.

Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления

государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством

перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой

реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная

монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой

народного представительства.

Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими

мыслителями. В классификации государств, предложенной Аристотелем, оно

выражало “правление всех”, в отличие от аристократии (правление избранных)

и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов. Он назвал одним

из “бичей, угрожающих человечеству” демократию. Древнегреческий драматург

Арисфан с нескрываемым презрением относился к демократии. Перикл писал:” у

нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мы

сами служим примером для других. И называется наш строй демократией ввиду

того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по

законам в частных спорах все пользуются одинаковыми правами; не бывает

также и того, чтобы человек, способный принести пользу государству, лишен

был к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствие

бедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так и

во взаимных отношениях, потому что мы не высказываем недоверия друг к другу

в повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится что-

нибудь делать по-своему … Мы особенно боимся противозакония в общественных

делах, повинуемся лицам, стоящим в данное время у власти, и законам,

особенно тем из них которые созданы в интересах обиженных. Богатством мы

пользуемся скорее как условием для работы, чем как предметом для

хвастовства; что же касается бедности, то ре сознание в ней позорно для

человека, - позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее.”

На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах

свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и

развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза (Нидерланды, XVII

в.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, ХУ1И в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.), И.Франко

(Украина, к. XIX — н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др.

Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и

расставляла свои акценты на их значимости.

1. Понятие и признаки демократии

Слово «демократия» употребляется в разном значении:

. как форма государства;

. как политический режим;

. как принцип организации и деятельности государственных органов и

общественных организаций.

Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в

виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна

в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим

принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы

общества (органы государства, государственные организации, общественные

объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и

субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде

всего гражданин и народ.

Демократия нигде и никогда не существовала без государства.

Реально демократия представляет собой форму (разновидность)

государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:

1) признание народа высшим источником власти;

2) выборностью основных органов государства;

3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных

прав;

4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

Любые демократические государства строятся на базе этих общих

признаков, но степень развития демократии может быть различной.

Демократизация общества — это долговременный постоянный процесс,

нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных

гарантиях.

Современные демократические государства (а быть демократическим

государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов,

например:

1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;

2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное

выражение;

4) верховенство закона;

5) разделение властей и др.

Исходя из современного наполнения демократии качественным

дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца,

идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.

Демократия — политическая организация власти народа, при которой

обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными

и общественными делами; выборность основных органов государства и

законность в функционировании всех субъектов политической системы общества;

обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с

международными стандартами.

Признаки демократии.

1. Демократия имеет государственный характер:

а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным

органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как

непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он

не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует

государственным органам часть своих полномочий;

б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е.

демократической процедурой организации органов государства в результате

конкурентных, свободных и честных выборов;

в) проявляется в способности государственной власти оказывать

воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью

управления общественными делами.

2. Демократия имеет политический характер:

а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как,

впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции,

т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит

проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности

политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При

демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и

других, идеологических подходов к решению общественных и государственных

задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический

диктат.

Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд

принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее

право голоса; 2) равенство при выборах;

3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п. Необходимо вспомнить, что

ст. 15 Конституции Украины провозглашает: «Общественная жизнь в Украине

основывается на принципах политического, экономического и идеологического

многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как

обязательная. Цензура запрещена»;

б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в

управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве

избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между

различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями

развития.

3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и

фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических,

гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в

соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав

человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о

гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об

экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.). Законом

Украины «О действии международных договоров на территории Украины» от 10

декабря 1991 г. установлен порядок применения международных норм о правах

человека.

4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-

политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в

требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они

же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам -

учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения

правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны

иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для

реализации прав человека, их охраны и защиты.

5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и

гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения

действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины

подчеркнуто: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность.

Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной

обязанностью государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах между

государством и гражданином является независимый и демократический суд.

2. Функции и принципы демократии

Функции демократии - основные направления ее воздействия на

общественные отношения, целью которых является повышение социально-

политической активности граждан в управлении обществом и государством.

Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние

общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись,

обогащались, углублялись.

Функции демократии можно разделить на две группы:

. раскрывающие связь с общественными отношениями;

. выражающие внутренние функции деятельности государства;

К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие:

1. Организационно-политическая — организация политической власти на

демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации

народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и

выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии:

органами государства, государственными организациями, общественными

объединениями, трудовыми коллективами;

2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельности

субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса,

концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов

гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной

функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;

3. Общественно-стимулирующая — обеспечение оптимального служения

государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного

мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем,

заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;

4. Учредительная — формирование органов государственной власти и

органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);

5. Контрольная — обеспечение деятельности органов государства в

пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых

актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного

аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными

органами, отчет последних перед первыми);

6. Охранительная — обеспечение государственными органами безопасности,

чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод

личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение

правонарушений.

Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.

Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которые

предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к

субъектам демократии.

Признание международным сообществом основных принципов демократии

объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.

Основными принципами демократии являются:

1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя и формы

правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5

Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет

первичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство и

неравенство, но она предполагает равноправие;

2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равную

ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед

судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или

ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных

убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного

положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект

равноправия — равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют

одинаковые возможности для их реализации;

3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними

населения - предполагает формирование органов власти и местного

самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость,

подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать

свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди

не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти:

это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих

органов;

4) разделение властей - означает взаимозависимость и взаимное

ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной,

судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство

подавления свободы и равенства;

5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении

прав меньшинства - означает сочетание воли большинства с гарантиями прав

личности, находящейся в меньшинстве - этническом, религиозном,

политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не

состоящей в большинстве при принятии решений;

6) плюрализм - означает многообразие общественных явлений, расширяет

круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и

политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений и

т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках

конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится

принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно

демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм

приобретает универсальное значение для современной демократии.

3. Формы и институты демократии

Функции демократии реализуются через ее формы и институты.

Форма демократии — это ее внешнее выражение.

Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие:

1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами

(народовластие), осуществляется в двух формах - прямой и непрямой:

Прямая - представительная демократия - форма народовластия, при

которой власть осуществляется через выявление воли представителей народа в

выборных органах (парламенты, органы местного самоуправления).

Непрямая - непосредственная демократия - форма народовластия, при

которой власть осуществляется через непосредственное выявление воли народа

или определенных социальных групп (референдум, выборы).

2. Формирование и функционирование системы органов государства на

основе демократических принципов законности, гласности, выборности,

сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление

служебным положением и общественным авторитетом;

3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы

прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в

соответствии с международными стандартами.

Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни:

экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная и др.

Формы демократии находят проявление в ее институтах (референдум,

общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.).

Институты демократии - это легитимные и легальные элементы

политической системы общества, непосредственно создающие демократический

режим в государстве через воплощение в них принципов демократии.

Предпосылкой легитимности института демократии является его

организационное оформление к признание общественностью; предпосылкой

легальности - его юридическое оформление, узаконение.

По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления

различают институты демократии:

1) Структурные - сессии парламентов, депутатские комиссии,

народные контролеры и т.п.

2) Функциональные - депутатские запросы, наказы избирателей,

общественное мнение и т.п.

По юридической значимости принимаемых решений различают институты

демократии:

1) Императивные - имеют окончательное общеобязательное значение для

государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум

конституционный и законодательный; выборы; наказы избирателей и др.

2) Консультативные - имеют совещательное, консульта -тивное значение

для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум

консультативный; всенародное обсуждение законопроектов; митинги;

анкетирование и др.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место

принадлежит выборам.

Выборы — это форма непосредственного участия граждан в управлении

государством путем формирования высших представительных органов, органов

местного самоуправления, их персонального состава.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.