рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Действие норм права во времени

указаний о сроке действия, то есть акт имеет законную силу и действует до

тех пор, пока не будет отменен.

Окончание действия нормативных правовых актов связывается обычно с

утратой нормативными актами юридической силы. Порядок утраты нормативными

правовыми актами юридической силы тоже имеет несколько вариантов:

1. Нормативные правовые акты утрачивают силу в случае истечения срока

их действия. Этот случай касается временных нормативных актов,

которые, как известно, принимаются на определенный срок и по

истечении этого срока автоматически утрачивают силу.

2. Нормативные правовые акты утрачивают силу в случае их официальной

отмены другим нормативным актом. Например, Федеральный закон от 30

ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского

кодекса Российской Федерации» отменил как полностью, так и

частично целый ряд ранее действовавших законов и подзаконных

актов.

3. Нормативные правовые акты утрачивают силу, если в действие

вводятся новые нормативные акты, устанавливающие иные правила по

тем же самым вопросам. В этом случае происходит фактическая утрата

нормативным актом юридической силы. Например, в связи с принятием

новой Конституции Российской Федерации, которая вступила в силу со

дня официального ее опубликования по результатам всенародного

голосования, т.е. 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось

действие Конституции (Основного закона) Российской Федерации-

России, принятой 12 апреля 1978 г., с последующими изменениями и

дополнениями.

4. Фактически утрачивают силу и те нормативные акты (или отдельные

положения нормативных актов), которые признаны судом

неконституционными или незаконными. Так, согласно ч. 6 ст. 125

Конституции РФ акты или их отдельные положения, признанные

Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными,

утрачивают силу.

5. Нормативные правовые акты утрачивают силу (также фактически) в

случае изменения обстоятельств, на которые они были рассчитаны.

Например, акты периода Великой Отечественной войны утратили смысл

и прекратили свое действие после ее окончания.

Выделяют четыре варианта действия юридических норм:

1. Перспективное - новая норма регулирует только те общественные

отношения, которые возникли после момента вступления нормы в силу.

Если общественное отношение возникло раньше, то оно не подлежит

регулированию новой нормой.

2. Немедленное - норма затрагивает длящиеся отношения (такие отношения,

которые возникли до вступления новой нормы в силу, и прекратили своё

действие уже после вступления новой нормы в силу) полностью, т.е.

регулирует не только ту их часть, которая продолжается после

вступления нормы в силу, но и распространяется на их другую часть,

которая возникла до вступления нормы в силу. При этом отношения,

которые закончились до вступления новой нормы в силу, не подлежат её

регулированию.

3. Обратное - юридическая норма распространяет своё действие на все

общественные отношения, вне зависимости от того, когда они возникли и

закончили своё действие, до момента вступления новой нормы в силу, или

после.

4. Переживание или ультрадействие правовых норм - юридическая норма,

официально отменённая и прекратившая действовать, тем не менее,

регулирует длящиеся общественные отношения до их прекращения, т.е.

норма сама себя переживает.

«Переживание» закона – явление, прямо противоположное обратной силе

закона. Здесь нормативный правовой акт, отмененный или замененный новым,

продолжает жить и после введения в действие нового нормативного акта и как

бы «переживает» отведенный ему временной срок. «Переживание» закона, как

фактическое действие нормативного акта, формально утратившего юридическую

силу, имеет место тогда, когда общественные отношения и связанные с ними

факты были урегулированы утратившим силу нормативным актом и сохранились

после введения в действие нового нормативного акта. Такие отношения

называют длящимися, и применение к ним нормативного акта, уже утратившего

силу, как правило, вызвано необходимостью учета интересов лиц, вступивших в

правоотношение до введения в действие нового нормативного акта. Например, к

преступлениям обычно применяется закон времени совершения преступления,

если новый закон не приобрел обратной силы, т.е. не устранил преступность

деяния или не смягчил наказание

Таким образом, началом и окончанием действия нормативных правовых актов

характеризуются временные пределы правового регулирования. Вступление

нормативного акта в силу означает, что содержащиеся в этом акте нормы

начинают регулировать соответствующие общественные отношения. При этом они

распространяют свое действие, как правило, только на те общественные

отношения, которые будут возникать после вступления нормативного акта в

силу. То есть на общественные отношения и связанные с ними факты, которые

возникли и сложились до вступления нормативного акта в силу, содержащиеся в

этом акте нормы не распространяются. По-другому, закон (нормативный акт,

норма права) обратной силы не имеет. Например, в ст. 4 ГК РФ прямо

говорится, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и

применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, носит общий

характер и действует во многих странах мира. Оно вносит стабильность в

правовое регулирование общественных отношений, гарантирует права и свободы

личности, создавая уверенность, что вновь принимаемые нормативные акты не

ухудшат правового положения участников уже урегулированных правом

общественных отношений. Вместе с тем из этого правила есть два исключения:

1. Обратную силу приобретает закон, если он устраняет или смягчает

ответственность за совершенное правонарушение (ст. 54 Конституции

РФ, ст. 10 УК РФ, ст. 1.7 КоАП РФ). Так, согласно ст.10 УК РФ

уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий

наказание или иным образом улучшающий положение лица,

совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е.

распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до

вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих

наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

2. Обратную силу приобретает закон, если это прямо предусмотрено

самим законом. Так, ст. 11 уже упоминавшегося Федерального закона

«О введении в действие части первой Гражданского кодекса

Российской Федерации» гласит: «Действие ст. 234 Кодекса

(приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда

владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжается в

момент введения в действие части первой Кодекса».[3]

Разновидностью утраты силы актом (законом) силы, является приостановление

его действия. Утрата законом силы означает, что с этого момента он не может

применяться. Утрата законом силы может произойти, прежде всего, в

результате его официальной отмены специальным распоряжением

государственного органа.

В настоящее время, на территории Украины действует определенный порядок

принятия и отмены действия законов.

Прежде всего, проявляется законодательная инициатива. Она принадлежит

строго определенному в Конституции кругу органов и должностных лиц,

выражается в правомочии их вносить в Верховную Раду Украины предложения о

принятии закона, которое влечет за собой обязанность обсуждения вопроса о

включении его в повестку дня очередной сессии.

Рассмотренные и одобренные Верховной Радой законопроекты подписывает

Председатель Верховной Рады Украины (в пятидневный срок) и безотлагательно

направляет их Президенту Украины (вместе с законами или постановлениями

Верховной Рады о порядке введения законов в силу).

Президент Украины в течение пятнадцати дней после получения закона

подписывает его, принимая к исполнению, и направляет его в течение 24 часов

в Президиум Верховной Рады для регистрации и опубликования.

Президент имеет право наложить вето на рассматриваемый закон или его часть.

Также он может вернуть закон со своими мотивированными и сформулированными

предложениями в Верховную Раду для повторного рассмотрения. Если при

повторном рассмотрении закон будет вновь принят не менее чем двумя

третямитретями от ее конституционного состава, Президент Украины обязан его

подписать и официально обнародовать в течение десяти дней.

В случае повторного принятия закона Верховной Радой Украины без учета

предложений Президента, он имеет право на передачу закона в конституционный

суд.

Подписанные Президентом Украины законы и другие нормативные акты, принятые

Верховной Радой Украины, публикуются на государственном и русском языках

Президиумом Верховной Рады Украины в «Ведомостях Верховной Рады Украины» в

течение тридцати дней, а также в газете «Голос Украины » в течение пяти

дней с его официального принятия.

Законы и другие нормативные акты Верховной Рады могут быть опубликованы и в

других изданиях, обнародованы по телевидению, по радио, переданы

телеграфом, отосланы соответственным государственным органам, органам

местного и регионального самоуправления, объединениям граждан.

Президиум Верховной Рады обеспечивает публикацию законов на языках

национальных меньшинств, проживающих на территории Украины.

При обнаружении в копиях или публикациях закона ошибки, она исправляется в

течение трех дней со дня выявления.

Действие во времени вошедшего в силу закона можно рассмотреть на примере

уголовного закона. В каждый данный момент времени суд имеет перед собой

только один закон, регулирующий то или иное отношение. Двух законов,

регулирующих одно и то же отношение, квалифицирующих и устанавливающих

наказание для одного и того же преступного деяния, в одно и тоже время (из

вышеописанного) быть не может.

К каждому преступному деянию, совершенному на отрезке времени,

соответствующем сроку действия данного закона, суд применяет этот закон.

Это обычное действие уголовного закона или его немедленное действие.

- B - - - -

Однако в Основах уголовного законодательства есть статьи, по которым к

преступлению, совершенному до введения в действия закона, которым

руководствуется на данный момент суд, последний должен применить закон,

действовавший в момент совершения преступления, то есть старый закон.

Получается, что в период действия нового закона суд применяет отмененный,

недействующий закон. Вследствие распоряжения законодателя как бы продляется

жизнь старого закона. По этому такое действие закона называют переживанием

старого закона или его ультраактивностью.

Наконец, когда в качестве исключения из общего правила к деянию,

совершенному в период действия старого закона, применяется новый закон,

такое действие называют его обратным действием (обратной силой) или его

ретроактивностью.

..

В основах уголовного законодательства запрещают применение закона с

обратной силой, если он усиливает наказание, но запрещение это относится к

судье и не может ограничить законодателя.

Существуют четыре способа придания любому закону обратной силы:

1. Указание законодателя.

2. « Молчаливое» придание закону обратной силы. Иногда мы не находим ни

каких прямых указаний о действии его во времени, но по своему

существу, по своему содержанию закон имеет обратную силу. Путем

толкования закона делается вывод о желании законодателя придать закону

обратную силу.

2.1. Обратная сила разъяснительных законов.

К законам, имеющим обратную силу по своему существу, относят

разъяснительные законы. Некоторые ученые возражали против этого, считая,

что разъяснение или толкование представляет собой новый закон, новую норму,

и, во всяком случае, для придания ему обратной силы требуется специальное о

том указание законодателя. Большинство, однако, придерживается того мнения,

что толкование составляет одно целое с толкуемым законом и потому оно

действует с того же времени.

Придание обратной силы закону посредством коллизионной нормы. Норма

эта обязыывает признать обратную силу некоторым законам.

ИтакО, обратная сила закона -– такое действие закона во времени, при

котором он распространяется на случаи, имевшие место до вступления его в

законную силу. Применение закона с обратной силой иногда происходит очень

болезненно в тех случаях, когда это относится к правам граждан. По этому,

требует особого внимания для поддержания правопорядка в обществе и

государстве.это такое действие закона во времени, при котором он распростра

няется на случаи, имевшие место до вступления его в законную

силу. Применение закона с обратной силой иногда происходит очень

болезненно в тех случаях, когда это относится к правам граждан. Поэтому,

требует особого внимания для поддержания правопорядка в обществе и

государстве.

3. Действие норм права в пространстве.

Действие норм права и нормативных правовых актов в пространстве это

их действие в пределах определенной территории. Нормы права, установленные

или санкционированные государством, как правило, действует в пределах

территории государства. Аналогичным образом действуют и содержащие нормы

права нормативные акты.

- C - - - -

Законы (нормативно-правовые акты) обладают свойством действия не

только во времени, но и в пространстве. Еще в первобытнообщинном строе с

его замкнутым натуральным хозяйством и родоплеменной организацией каждая

единица живетлажила по своим обычаям. Изгнание из племени было почти

равносильно смерти, потому что во всяком другом племени изгнанник лишался

защиты общества. Немногим в этом отношении отличается право

рабовладельческого общества. В Римской империи иностранец первоначально не

имел никаких прав, был «врагом», стоящим вне закона. Постепенно, по мере

развития обмена, для лиц, не имевших прав римского гражданина, создается

особое право - jus qenteum, которое, однако, также было римским правом,

действующим на территории Римской империи.

В средние века во времена «варварских правд» всякий носил свои законы:

салический франк, где бы он ни находился, подчинялся своим законам,

рипуарский франк - рипуарским, сакс - саксонским. Но по мере преодоления

остатков первобытнообщинного строя принцип персональный, принцип закона

происхождения уступает место принципу территориальному.

Постепенно возникает и формулируется принцип суверенитета -

верховенства государственной власти, ее независимости и полновластия по

отношению к кому и к чему бы то ни было. Всякая государственная власть

распространяется только на определенную территорию; распространение же

велений государственной власти вне территории данного государства есть

нарушение суверенитета другого государства. Поэтому принцип суверенитета и

принцип территориального действия законов взаимосвязаны самым тесным

образом: власть государства ограничена его территориальными пределами

(границами) и действие его велений (законов) не выходит за эти пределы.

Под понятием государственной границы понимается линия и проходящая по

ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр,

вод, воздушного пространства государства.

Следовательно, территория государства включает в себя:

1. Ччасть суши с внутренним водным пространством в пределах границ

государстваенных границ;

2. Ввнутренние территориальные воды в пределах двенадцати морских миль

(одна морская миля равна 1852 метрам);

3. Ввоздушный столб над территорией государства (на высоте до 35

километров);

4. Ввоздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в

открытом море или воздухе под флагом или гербом государства;

5. Ттак называемая квазитерритория (территория посольств или консульств,

пользующихся особым правовым режимом).

Однако принцип строго территориального действия законов очень скоро

вступил вступает в противоречие с развитием экономических связей между

странами, вызванных созданием международного рынка. По этому, если бы

Ккаждое государство было вольно устанавливать любые нормы и любым образом

регулировать отношения своих граждан с гражданами другого государства,

результатом можетгламогла оказаться изоляция этого государства, что, в

конечном счете, для него же было не невыгодно.

Государства начали заключать различные соглашения, подписывать

договоры, посещать соседей с официальными визитами. И, постепенно

Постепенно, от строго территориального принципа государства пришли к

признанию экстерриториального действия некоторых законов, выработались

принципы установления подлежащего применению права.

В настоящее время уже не подвергается сомнению то, что законы имеют

территориальное действие, но в особом порядке и в особых случаях и

экстерриториальное действие.

Сказанное относится главным образом к международным,

межгосударственным отношениям. Однако вопрос о территориальном и

экстерриториальном действии законов возникает и по отношению к правовым

нормам, издаваемым властью территориальных единиц данного государства.

Принцип территориального и экстерриториального действия закона

неодинаково осуществляется в различных отраслях права. Наиболее строго

территориальный принцип соблюдается в таких отраслях, как государственное,

административное, уголовное, процессуальное право, а наибольшая

экстерриториальность наблюдается у норм гражданского, торгового, семейного

права.

Действуя в пределах территории государства, нормы права и нормативные

правовые акты могут распространять свое действие как на всю территорию, так

и на отдельные ее части. На всю территорию государства распространяют свое

действие обычно те нормы права, которые содержатся в нормативных актах

центральных органов государственной власти. На отдельных частях

государственной территории могут действовать как нормы, содержащиеся в

актах центральных органов государственной власти, так и нормы, содержащиеся

в актах местных органов государственной власти или органов местного

самоуправления. Например, в Российской Федерации некоторые нормативные акты

федеральных, т.е. центральных, органов действуют не на всей территории

государства, а на той или иной ее части (в районах Крайнего Севера, в

пограничных зонах и т.д.). В федеративных государствах, поскольку субъекты

федерации могут иметь свое законодательство, нормативные акты субъекта

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.