рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Цели, задачи, функции государства

Министерству природных ресурсов РФ и Государственному комитету РФ по охране

окружающей среды.

Вместе с ними в выполнении этой функции, применительно к своему

профилю, участвуют Министерство по атомной энергии. Министерство по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий, комитеты Российской Федерации по земельным ресурсам и

землеустройству, по рыболовству, по стандартизации, метрологии и

сертификации и другие ведомства.

С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим

природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по

обеспечению нормальной среды обитания„ Основными нормативными актами,

регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция Российской

Федерации и законы Российской Федерации "Об охране окружающей среды",

"Основы лесного законодательства", "О недрах", "Об экологической

экспертизе", "О радиационной безопасности населения" и др.

Функция налогообложения и взимания налогов. Это направление

деятельности государства охватывалось ранее более общей, хозяйственно-

организаторской функцией.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли,

значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция,

будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из

самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и

пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как федерального,

так и субъектов Федерации, с также муниципального бюджета, за счет всех

видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на

всех формам собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов,

подоходного налога с граждан и т.п., а также предусмотренных законом

финансовых сборов, пошлин и платежей.

Базовым нормативным актом выполнения рассматриваемой функцикции

выступает Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы РФ". В

нем определены виды налогов, объекты налогообложения, права, обязанности,

ответственность налогоплательщиков и т.д. Контроль за исполнением данного

Закона возложен на Государственную налоговую службу и Федеральную налоговую

полицию, которые проверяют правильность исчисления налогов, своевременность

их уплаты, выявляют налоговые правонарушения и преступления.

Кроме того, они призваны обеспечивать соблюдение законодательства

гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, выдавать

лицам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, патенты и

регистрационные удостоверения.

Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили

перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну.

Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и

целенаправленнее должно проявлять себя v такое важное назначение налоговой

функции, как ее регулирующее воздействие на экономику,

Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности,

правопорядка. В современных условиях существенные изменения и развитие

претерпели каждый из неразрывно связанных между собой составных компонентов

содержания этой триединой функции.

Конституция Российской Федерации (ст.2), признав человека, его права

и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод

человека и гражданина в качестве обязанности государства, Тем самым охрана

и развитие политических, экономических, социальных, культурных, личных

прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных,

исполнительных и судебных органов государственной власти.

Новое в содержании данной функции состоит также в том, что, согласно

статье 8 Конституции, "в Российской Федерации признаются и защищаются

равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы

собственности". Сообразно с этим прежде всего должна осуществляться равная

правовая защита всех форм собственности.

В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка,

предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и

сокращение правонарушений.

С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности,

представляющей угрозу национальной безопасности России, главное в охране

правопорядка сегодня — это обуздание преступности.

В последнее время предприняты меры по концентрации усилий государства

на этом важном направлении, подготовлена Федеральная программа борьбы с

преступностью на ближайшие годы.

Особое место в правовом обеспечении борьбы с преступностью призван

занять новый Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1

января 1997г„ Важная роль в этом принадлежит также законам РФ "О

прокуратуре РФ" (новая редакция), "Об оперативно-розыскной деятельности",

указам Президента Российской Федерации "О защите населения от бандитизма и

иных проявлений организованной преступности", "О мерах по усилению борьбы с

терроризмом" и др.

Неотложной мерой укрепления правовой основы обеспечения борьбы с

преступностью является принятие новых Уголовно-процессуального и

Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации.

Основные внешние функции

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь

мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние

функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества

и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся

государствам и народам), другие — получили дальнейшее адекватное новым

условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир),

третьи — возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции

в мировую экономику).

Последовательное продвижение национальных интересов через открытость и

сотрудничество в международных отношениях, обеспечение благоприятных

условий для внутреннего развития и продолжения реформ — таковы задачи

внешней политики Российского государства в современный период. Сообразно

этому оно осуществляет следующие основные внешние функции: оборону страны;

обеспечение мира и поддержание мирового порядка; сотрудничество и

укрепление связей со странами СНГ; интеграцию в мировую экономику и

сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

Функция обороны страны. Несмотря на улучшение международной

обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем. Сохраняется

возможность неблагоприятных для нее геополитических изменений, в первую

очередь, связанных с возможностью расширения НАТО на Восток. Не исчезли

очаги локальных конфликтов у российских границ.

Соответственно одно из важнейших направлений внешнеполитической

деятельности Российского государства — обеспечение его военной

безопасности.

Согласно этой функции Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения

агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты

целостности и неприкосновенности территории России, а также для

выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

Оборона страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил

России/ других войск и воинских формирований, привлекаемых к обороне,

осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ее

законами по военным вопросам, пакет которых пополнился новым Федеральным

законом "Об обороне". Данный Федеральный закон определяет основы и

организацию обороны России, полномочия органов федеральной власти, функции

органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных

лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства,

привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства

Российской Федерации в сфере обороны, а также другие касающиеся обороны

нормы.

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка. Приоритеты в

деятельности Российского государства по обеспечению мира — это недопущение

новой глобальной войны — горячей или холодной, укрепление обязательного для

всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших

военных технологий, повышение контролируемости международной торговли

оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области,

введение в действие Договора СНВ-2 и Конвенции о запрещении химического

оружия,

Один из приоритетов многосторонней российской дипломатии — укрепление

ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая

превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного

сотрудничества в целях обеспечения мира.

Россия все более уверенно занимает принадлежащее ей по праву место в

мировой политике. Встречи глав семи ведущих стран мира постепенно

становятся встречами "восьмерки" с полновесным участием России. Важным

событием стало ее принятие в Совет Европы.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния

Российское государство несет особую ответственность за поддержание

стабильности и порядка в современном многосложном мире. Сообразно этому

одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в

проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности

ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ. Правовому

обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит Федеральный

закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и

гражданского персонала'для участия в деятельности по поддержанию или

восстановлению международного мира и безопасности". Не менее важной формой

участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных

вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая

деятельность.

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Эта новая

основная функция возникла у Российского государства е связи с тем, что с

образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми

независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ

поставлены во главу угла внешней политики России. Это — сфера особой

ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей.

Вместе с тем здесь таятся и новые проблемы для России. Очаги

конфликтов вблизи ее границ, затяжной кризис экономики, да и самой

государственности в ряде стран СНГ создают серьезную угрозу безопасности

нашей страны,

Осуществляя рассматриваемую функцию. Российское государство выступает

за укрепление содружества прежде всего по линии формирования экономического

союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной

охраны границ; комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории

бывшего СССР международно признанных стандартов в области прав человека и

национальных меньшинств, гражданства и защиты переселенцев, заботы о

россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания единого

информационного пространства.

Наглядным выражением новых моментов, перспектив и тенденции развития

данной функции являются такие документы, как Договор о Союзе Беларуси и

России от 2 апреля 1997 г. Договор между Республикой Казахстан, Киргизской

Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в

экономической и гуманитарной областях.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими

странами в решении глобальных проблем. В самостоятельную основную функцию

данное направление деятельности Российского государства сложилось лишь в

последний период его развития.

Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности

для более эффективной реализации интересов России в области экономики,

торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее

интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Россия

вступила в основные международные экономические организации, заключила

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В настоящее

время ведется работа по налаживанию на основе принципа партнерства

полнокровного взаимодействия с США, с государствами Западной Европы, с

большинством которых подписаны двусторонние документы, со многими

государствами азиатско-тихоокеанского и других регионов. Важным фактором

интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее

внешнеэкономические связи.

Внедрение России в мировую экономику привело к

реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельности,

посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с

мировым. Устранена монополия государства во внешнеэкономических связях.

Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего

правового обеспечения. В этих целях были приняты такие нормативно-правовые

акты, как Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", законы Российской

Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", "О

государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах,

предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и

международным организациям", "О присоединении Российской Федерации к Уставу

Совета Европы", и др.

Важной стороной данной функции является также сотрудничество России с

другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем,

затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это —

проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты мирового океана,

охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее

опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных

производственных аварий, катастроф.

21

Формы осуществления функций государства

В правовой литературе под формами осуществления функций государства

понимается: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства,

специфические виды государственной деятельности в отличие от

деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по

своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством

которой реализуются его функции.

Согласно первому критерию основными формами осуществления функций

государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая

(исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.10

Законодательная деятельность заключается в издании представительными и

законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми

государственными органами, общественными объединениями, органами местного

самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы наделено

Федеральное Собрание — парламент России.

Управленческая, или исполнительная, деятельность представляет собой

основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами

исполнительной власти (государственного управления) функций государства в

сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и

здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны

страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем

осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны,

Контрольно-надзорная деятельность — это выполнение функций

государства посредством действия всех разновидностей государственного

надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств

занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением

действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый

Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств

служит целям реализации функций государства.

Научное и практическое значение данной классификации состоит в том,

что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между

отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно

соотносится с принципом разделения властей.

Наряду с изложенной в науке получила распространение имеющая не

меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой

является однородная по своим внешним признакам деятельность органов

государства по осуществлению его функций. Она

служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции,

каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций

право. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма

государства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как

представляется более целесообразным ее называть — организационная.

Деление форм осуществления функций государства на правовые и

организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной

организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда

являются организационными. Однако далеко не все организационные формы —

правовые.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается

однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим

последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием

юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации

функций государства относятся правотворческая деятельность и

правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется

на оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Правотворческая деятельность — это форма осуществления функций

государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования,

изменения или отмены юридических норм.

Правоприменительная деятельность — это деятельность государственных

органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания

актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось,

выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную

с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами

общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу

государственных органов по осуществлению функций государства путем издания

актов применения норм права, служащих основанием для возникновения,

изменения или прекращения правоотношений.

Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций

государства посредством властной оперативной работы государственных органов

по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам

субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических

обязанностей.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения

норм права (постановления следователей, протесты и представления

прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том,

что они служат целям профилактики преступлений и ' иных правонарушений,

восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности

лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, охране

прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

От правовых форм функционирования государства отличаются чисто

фактические или организационные формы реализации его функций, которые

заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности

государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время

формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в

пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения

требований законности.

Выделяются следующие организационные формы деятельности

государственных органов по осуществлению функций государства; а)

организационно-регламентирующая; б) организационно-хозяйственная; в)

организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность — это оперативная текущая

организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических

задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных

звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность — это оперативно-

техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование,

контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика,

организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению

выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность — это повседневная

оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению

выполнения различных функций государства (например, разъяснение

издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного

мнения; работа средств массовой информации и т.д.).

Заключение

У современного государства, осуществляющего свою многогранную

деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого

внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет и не

может быть только одной, единственной основной (главной) функции.

Положение не меняется даже в том случае, когда в качестве таковой "в

цивилизованном обществе" объявляется "охрана интересов человека, его прав".

Дело заключается, во-первых, в том, что охрана интересов человека, его прав

— это скорее не функция, а основная цель, задача, причем не только

"цивилизованного", но и любого уважающего себя и своих граждан государства

и общества. А, во-вторых, если все же считать охрану интересов человека,

его прав функцией, то при этом нельзя не видеть, что ее осуществление в

решающей степени зависит от всех других без исключения государственных

функций. А это уже само по себе ставит под вопрос статус главенства,

приоритетности и первенства рассматриваемой функции перед всеми другими

функциями.

В настоящее время нет необходимости возвращаться к уже пройденному

пути и пытаться вычленять из всего многообразия функций одну или даже две

главные государственные функции. Число их и сам статус функций не остается

неизменным. Он изменяется и развивается не только в зависимости от смены

типов и приоритетов различных государств, но и в зависимости от стадии или

этапов развития одного и того же государства.

Итак, в процессе исторического развития государства в его функциях

происходят изменения: одни из них отпадают, другие — углубляются и

видоизменяют свое содержание, третьи — возникают вновь. Но во всех

случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе

экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью

государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного

государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к

определенному типу государства,

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и

определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

2.Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1995.

3.Лившиц Р.З. Теория права. - М., 1994.

4.Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория права:

новые идеи. М./ 1991. Вып.1.

5.Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //

Государство и право, 1993. -№6. 6.Общая теория права и государства.

Учебник. / Под. ред. В. В. Лазарева. - М.: Юристъ, 1996.

7.Теория государства и права / Отв. ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев. Уфа,

1994.

8. Теория государства и права / Под ред. Марченко М.Н. -М., 1996.

9.Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - М.:

Юристъ, 1997.

10.Теория государства и права. М., 1994. Вып.2.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.