рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Таможня

интересах развития и укрепления международной экономической интеграции

Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими

государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает

соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного

права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета

международного договора над внутренним российским таможенным

законодательством, т. е. если международным договором установлены иные

правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными

актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются

правила международного договора.

Нормы таможенного законодательства имеют и некоторую специфику своего

действия во времени: по общему правилу в таможенном деле применяются акты

законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных

документов таможенным органом Российской Федерации, за исключением случаев,

предусмотренных Таможенным кодексом и иными законодательными актами (ч. 2

ст. 5 ТК РФ). При незаконном перемещении товаров и транспортных средств

через таможенную границу таким днем считается день фактического перемещения

товаров и транспортных средств через таможенную границу. Если же такой день

установить невозможно, то датой незаконного перемещения товаров и

транспортных средств через таможенную границу принято считать дату

обнаружения таможенного правонарушения.

В таможенном законодательстве используется ряд специфических таможенно-

правовых терминов, таких как, например, «таможенная территория»,

«таможенная граница», «таможенный режим», «декларант», «таможенная пошлина»

и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как «товары» и

«транспортные средства», в таможенном законодательстве имеют свое

специфическое толкование.

Таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухопутная

территория, территориальные и внутренние воды, а также воздушное

пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской

исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные

острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает

исключительной Юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша,

находящаяся в пределах ее границ. Территориальные воды — это прибрежные

морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего

отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской

Федерации, или от линий, соединяющих точки, географические координаты

которых утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Известиях

Мореплавателей». В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может

устанавливаться международными договорами, а при их отсутствии — в

соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. К

внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону

берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод,

а также воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью

принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль.

На территории Российской Федерации могут находиться свободные

таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и

свободных складов согласно действующему Таможенному кодексу РФ (ст. 3)

рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской

Федерации.

В то же время следует отметить неточность: так, в части первой статьи

3 ТК РФ ясно сказано, что таможенную территорию Российской Федерации

составляют ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и

воздушное пространство над ними, а в части третьей — что территории

свободных таможенных зон и свободных складов, которые, по сути, являются

частью сухопутной территории Российской Федерации, рассматриваются как

невходящие в ее таможенную территорию. Такая неточность устранена в Проекте

нового Таможенного кодекса РФ, который рассматривает указанные территории

свободных таможенных зон и свободных складов как часть таможенной

территории Российской Федерации, а вот товары, находящиеся на этих

территориях, — как находящиеся вне ее таможенной территории.

Понятие «таможенная граница Российской Федерации» означает пределы ее

таможенной территории, куда входят и периметры свободных таможенных зон и

свободных складов. Причем принято различать внешнюю и внутреннюю таможенные

границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории

сопредельных государств и, как правило, совпадает с государственной

границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый

законодательством о государственной границе. А внутреннюю таможенную

границу образуют периметры свободных таможенных зон и свободных складов,

находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страны. И хотя по

своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница

приравнена к внешней, порядок ее пересечения регламентируется только

нормами таможенного законодательства. В то же время, необходимо отметить,

что согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на территории Российской Федерации

не допускается установление таможенных границ. Отсюда следует, что

включение периметров свободных таможенных зон и свободных складов в

таможенную границу неправомерно, хотя и соответствует общемировому подходу

к этому вопросу.

Под термином «товары» в таможенном законодательстве следует понимать

любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности,

электрическую, тепловую и иные виды энергии, а также транспортные средства,

за исключением средств, используемых для международных перевозок пассажиров

и товаров. Практика выявила необходимость включить в это определение также

объекты интеллектуальной собственности (и это отражено в Проекте нового

Таможенного кодекса РФ), а также отнесенные к недвижимому имуществу

воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Товары подразделяйся на российские и иностранные. Российские товары –

это товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в

свободное обращение на ее территории, т. е. те товары, распоряжаться

которыми можно без разрешения таможенных органов. Все остальные товары

являются иностранными.

Транспортными средствами в таможенном деле признаются любые средства,

используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая

контейнеры и другое транспортное оборудование.

Под «перемещением через таможенную границу Российской Федерации»

понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или

по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом,

включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование

трубопроводного транспорта и линий электропередач.

К указанным действиям относятся:

- при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию

Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и

свободных складов на остальную часть таможенной территории страны —

фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;

- при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории

Российской Федерации и при ввозе товаров и транспортных средств с остальной

части ее таможенной территории на территорию свободных таможенных зон и на

свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие,

непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти

либо ввезти товары или транспортные средства.

Перемещение через таможенную границу можно подразделить на правомерное

и неправомерное. Правомерное перемещение через таможенную границу

осуществляется в порядке, предусмотренном действующим таможенным

законодательством. А перемещение через таможенную границу с нарушением

установленных нормами таможенного законодательства требований (например,

вне определенных таможенными органами мест, с сокрытием от таможенного

контроля, с использованием поддельных документов и т. п.) признается

неправомерным и в зависимости от характера противоправного деяния

квалифицируется либо как административное правонарушение (нарушение

таможенных правил), либо как уголовное преступление в сфере таможенного

дела.

Термин «лица» включает в себя как предприятия, учреждения и

организации, т. е. юридические лица, так и физические лица. В таможенном

законодательстве встречаются понятия «российские лица», «иностранные лица»

и «лица, перемещающие товары».

К категории российских лиц относятся:

а) созданные в соответствии с российским законодательством

предприятия, учреждения и организации (т. е. юридические лица) с

местонахождением на территории России;

б) зарегистрированные на территории России лица, занимающиеся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

в) граждане России, постоянно проживающие на ее территории. Все иные

лица относятся российским таможенным законодательством к категории

иностранных.

В качестве лиц, перемещающих товары, следует понимать лица, являющиеся

собственниками товаров, их покупателями, владельцами, либо выступающие в

ином качестве, достаточном в соответствии с российским законодательством

для совершения с товарами действий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ,

от собственного имени.

Декларант — это лицо, перемещающее товары через таможенную границу,

или таможенный брокер (посредник), т. е. лицо, представляющее и

предъявляющее товары и транспортные средства на таможне от собственного

имени.

Перевозчик — это лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся

ответственным за использование транспортного средства.

Таможенный режим — это совокупность положений, определяющих статус

товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ,

для таможенных целей.

Таможенное оформление — это установленная нормами таможенного

законодательства процедура помещения товаров и транспортных средств под

определенный таможенный режим.

Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными

органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном

деле и иного законодательства РФ, контроль за исполнением которого отнесен

к компетенции таможенных органов.

Зона таможенного контроля — это специально выделенная и обозначенная

часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях

осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного

законодательства Российской Федерации.

Таможенные платежи — это таможенная пошлина, налоги и иные платежи,

взимаемые в установленном порядке таможенными органами.

Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый таможенными органами при

перемещении товаров через таможенную границу РФ и являющийся неотъемлемым

условием такого перемещения.

Резиденты — это:

• физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской

Федерации, включая граждан России, временно находящихся за ее пределами;

• юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования

юридического лица), расположенные на территории России и образованные в

соответствии с российским законодательством, а также их филиалы и

представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации;

• российские дипломатические и другие официальные представительства,

находящиеся за пределами Российской Федерации.

Нерезиденты — это:

• физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами

Российской Федерации, включая временно в ней находящихся;

• юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования

юридического лица), созданные в соответствии с законодательством

иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской

Федерации, а также их филиалы и представительства в России;

• иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также

международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в

Российской Федерации.

Таможенная политика, цели и методы ее осуществления.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического

суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной

торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий

всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой,

являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики

государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения

таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему

государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по

регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению

фискальных задач.

Основной целью таможенной политики любого государства является

обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не

исключение.

Цели таможенной политики России сформулированными в ст. 2 ТК РФ:

• обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного

контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

• участие в реализации торгово-политических задач по защите российского

рынка;

• стимулирование развития национальной экономики;

• содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач

экономической политики России;

• иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и

Правительством Российской Федерации.

Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка

товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает

ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как

составная часть внешней политики государства, таможенная политика России

призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы

государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии

национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать

проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и

последующего подъема.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два

важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и

фритредерство.

Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной

промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на

внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и

ограничение импорта.

Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие

помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-

либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также

способствует более выгодному международному разделению труда и

удовлетворению потребностей рынка.

Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии

во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране

промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего

голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары,

которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены

количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно

установленному порядку иностранные товары разрешалось привозить только на

английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом

взимался дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно

на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что

строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было

сокращение могущество Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование

развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали

другие государства — Испания, Швеция, Франция.

Английский протекционизм имеет почти четырехсотлетнюю историю и

является наиболее ярким примером позитивного влияния разумно проводимой в

стране таможенной политики на ее экономику. Благодаря ему Англия к началу

XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире,

когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а

себестоимость выпускаемой продукции — самая низкая в мире. В этих условиях

Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к

свободной торговле.

Протекционизм и фридретерство имеют и свою российскую историю. Линия

протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен

царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского

протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз

российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые

в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в

России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо

вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в

таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием

тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто

экономического характера.

Таким образом, как развитые капиталистические страны, так и Россия в

ее далеком прошлом проходили этапы, условно говоря «закрытого общественного

развития», когда становление промышленности происходило в условиях

внутригосударственной конкуренции. И лишь по мере развития национальной

промышленности, формирования конкурентноспособности продукции на внутреннем

рынке, происходил плавный переход от политики протекционизма во

внешнеторговых отношениях к политике свободной торговли.

К сожалению, этот опыт слабо к современной российской таможенной

политике. В условиях нестабильности экономики, ее сильной зависимости от

кредитов международных финансовых организаций, преобладания на рынке

импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в

состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и

вынуждена опираться на административные методы.

Административные инструменты регулирования внешней торговли просто

необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях

самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих

операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять

торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной

валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых

стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного

долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области

ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.