рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Таможенное регулирование в России

Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) чрезвычайно важной

представляется последняя статья ст. 38 Закона РФ «О таможенном тарифе», в

которой записано: «Если международным соглашением, участником которого

является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые

содержатся в настоящем Законе, применяются нормы международного

соглашения».

Практически все страны, участвующие в международной торговле,

используют таможенный тариф как одно из важных средств регулирования

внешнеэкономических связей. Единообразия в подходах к определению уровня

ставок таможенных пошлин, перечня товаров, подпадающих под такое обложение,

не было в прошлом, нет и в настоящее время.

Такие инструменты как тарифные и нетарифные барьеры могут существенно

влиять на общую эффективность промышленной политики. Один из самых

эффективных инструментов защиты внутреннего рынка - таможенные тарифы -

Россия может использовать в очень ограниченных масштабах по следующим двум

причинам: Россия провела унификацию тарифов вне переговоров с ВТО, тем

самым, не только ослабив свою переговорную позицию. Во-вторых, качество и

эффективность таможенного администрирования остаются чрезвычайно низкими.

[3,c.159]

В настоящее время действуют ряд методов определения таможенной

стоимости:

. по цене сделки с ввозимыми товарами;

. по цене сделки с идентичными товарами;

. по цене сделки с однородными товарами;

. вычитания стоимости;

. сложения стоимости;

. резервного метода.

В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может

использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок

таможенных пошлин, то есть их повышения в зависимости от степени обработки

товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам,

полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются по

высоким ставкам таможенных пошлин.[16]

Рисунок 1. Порядок применения ставок таможенного тарифа РФ [11]

[pic]

Помимо тарифного регулирования внешнеэкономических связей в

международной торговле используются и так называемые нетарифные ограничения

(нетарифные барьеры). Последние можно классифицировать по следующим

группам: барьеры экономического характера; барьеры административного

характера; установление монопольного (государственного) канала для импорта;

технические н другие специальные требования.

Барьеры экономического характера включают антидемпинговые меры,

налогообложение, меры валютного и финансового характера. Налогообложение в

рассматриваемом аспекте представляет собой введение различного рода налогов

и налоговых платежей с импортеров, широко используемых в международной

торговле. К ним относятся:

. налог на добавленную стоимость, взимаемый с импортера в некоторых

странах;

. налог с оборота (или налог на продажу);

. скользящие компенсационные сборы; налог на потребление; акцизные

сборы;

. специальные импортные налоги и сборы, также взимаемые на границе;

. сборы с импортера в связи с таможенным оформлением груза;

. гербовый сбор;

. статистический сбор;

. сборы на развитие национального экспорта;

. благотворительный сбор;

. лицензионный сбор;

. консульский сбор и др.

. К мерам валютного и финансового характера относят:

. множественность валютных курсов;

. налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение;

. импортный депозит;

. систему предварительной оплаты пошлин и налогов. [16]

Не одно десятилетие существуют и барьеры административного характера,

которые используют и развитые, и развивающиеся страны. В реестр таких мер

включены запрещение импорта (экспорта), количественные ограничения и

лицензирование, « добровольное» самоограничение экспорта.

Наибольшее распространение получили квоты. Государство выдает

ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз (вывоз), и запрещает

нелицензированный импорт (экспорт).

Квоты бывают индивидуальные, тарифные, сезонные и глобальные.

Распространены следующие виды лицензий:

. разовая индивидуальная;

. генеральная;

. лицензирование с целью наблюдения;

. выдача разрешений на импорт для избранных покупателей;

. обусловленность выдачи лицензий закупками аналогичных товаров на

внутреннем рынке;

. выдача импортных лицензий продуценту в зависимости от его экспортной

деятельности;

. выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием;

. лицензии на бартерные и другие безвалютные коммерческие операции.

В группу технических и других специальных требований включают:

национальные стандарты, системы сертификации и прочие нормы; требования,

устанавливаемые санитарно-ветеринарными и эдравоохранительными органами;

требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке

товара.

В современных условиях все без исключения государства регулируют свою

внешнеэкономическую политику и через таможенный тариф, и через нетарифные

ограничения.

Валютный контроль в таможенных органах

Мировая практика подтверждает невозможность организации эффективного

валютного контроля в части операций, связанных с внешнеторговой

деятельностью без активного участия в этой работе таможенных органов.

Справедливость такого положения подтверждает и тот факт, что период

осуществления таможенного контроля является последней возможностью для

предотвращения возможного нарушения законодательства, в том числе,

валютного.

Понимание этого послужило основанием для определения функций и

полномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля.

Компетенция таможенных органов в этой части зафиксирована в ст. 199

Таможенного кодекса Российской Федерации:

. таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль

над перемещением лиц через таможенную границу Российской Федерации, за

исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов,

валюты Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными

операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров

и транспортных средств.

С получением ГТК России в июне 1993 г. статуса органа валютного

контроля и определением компетенции таможенных органов в части контроля

валютных операций в торговом обороте впервые в России появилась реальная

возможность создания практических технологий контроля. Перед Центральным

банком РФ ГТК России была поставлена задача в кратчайшие сроки разработать

и ввести в действие соответствующие механизмы.

В первую очередь речь шла об организации контроля над исполнением

валютных операций, связанных с вывозом и ввозом товаров в счет исполнения

внешнеторговых договоров купли-продажи.

Объективно, в настоящий момент экономическая ситуация в России

соответствует стандартным критериям, когда в полном объеме проявляются

негативные тенденции “бегства” от национальной валюты, сокрытия средств от

налогообложения, незаконных утечек капиталов за рубеж. ЦБР и ГТК России

было принято решение о разработке в первоочередном порядке системы

валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютных средств,

получаемых участниками ВЭД при поставках товаров на экспорт.

При этом действие технологии таможенно-банковского контроля

ограничивается поставками товаров в таможенном режиме экспорта с расчетами

в валюте, отличной от валюты Российской Федерации.

Таким образом, вне зоны действия рассматриваемых контрольных

механизмов остались поставки товаров с расчетами в валюте РФ, а также

товары, вывозимые в соответствии с прочими таможенными режимами.

Наиболее серьезной проблемой оказался не сам процесс создания системы

контроля, а ее завершающий этап - применение к нарушителям установленных

санкций.

В настоящий момент в случае непоступления валютной выручки в

установленные актами законодательства сроки, таможенные органы обязаны

заводить и принимать к производству в отношении лиц, осуществивших экспорт

товаров, дела о нарушении таможенных правил в соответствии Таможенным

кодексом Российской Федерации.

Очередным шагом по развитию системы валютного контроля стало введение

в действие с 1996 г. совместной Инструкции ЦБ России и ГТК России “ О

порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в

иностранной валюте за импортируемые товары”.

Необходимость введения данной контрольной системы обусловлена

значительными переводами за рубеж валютных средств, не подтвержденных

поставками импортируемых товаров.

В соответствии с Указом Президента от 21.11.95 г. № 1163 импортеры-

резиденты в случае необеспечения ввоза товаров на территорию России несут

ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме

иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товара.

Взыскание штрафов осуществляется Федеральной службой России по

валютному и экспортному контролю.

С ноября 1996 г. на уже существующей технологической основе обработки

информационных потоков для осуществления мер государственного регулирования

начат контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок.

Положительные тенденции в действии системы - это переход на

общепринятые формы расчетов, повышение активности клиентов в части принятия

всех возможных мер по возврату неполученной валютной выручки. Стали

развиваться гарантийные операции по внешнеторговым контрактам, сокращаются

сроки оплаты экспортированного товара. Начинает складываться взаимодействие

таможенных органов с другими ведомствами в связи с решением вопросов,

требующих привлечения информации, получаемой таможенными органами в

процессе валютного контроля.

Вместе с тем, следует отметить и некоторые негативные моменты,

существенно влияющие на эффективность применения системы ТБВК:

. отставание нормативно-правовой базы, не позволяющее реализовать

технологию ТБВК на ряде направлений (операции нерезидентов, контроль

сделок с расчетами в валюте РФ);

. необходима доработка правовых актов, регламентирующих контроль

исполнения внешнеторговых бартерных сделок;

. неполный охват системой ТБВК внешнеторговых операций в связи с

особенностями контракта;

. недостаточная эффективность завершающего этапа ТБВК, прежде всего -

применение мер воздействия к нарушителям.[5, c. 163]

Ключом к реализации потенциальных возможностей ТБВК в первую очередь

служит дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей

принципы валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности

государственных органов, осуществляющих такой контроль. Работа в данном

направлении ведется, в стадии проработки находятся предложения по внесению

изменений в Таможенный кодекс, в Закон РФ “О валютном регулировании и

валютном контроле”, в другие нормативные акты, затрагивающие проблемы

валютного контроля.

Присоединение России к ВТО

1 Цель создания и основные функции ВТО

Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой

торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались

открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и

произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют

право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для

ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с

наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с

нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые

сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о

преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная

сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее

выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что

эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и

торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.[9]

Основной целью ГАТТ/ВТО является создание на основе единых правовых

норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут

торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции.

Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но

на самом деле они основаны на трех простых принципах:

. принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает

предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг

таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие

предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из

третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации

между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;

. принципе национального режима, который предполагает, что странам-

участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении

иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении

отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении

услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут

национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на

рынке;

. принципе транспарентности, который является ключевым в юридической

системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном

соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю

систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения

доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг)

всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами

(работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать

документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные

правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать

информационный центр, где другие страны-члены могут получить

информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих

секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-

правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных

правовых актов, на котором основаны правовые системы всех

цивилизованных стран мира.[11]

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников

Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних

торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым

базисом современной международной торговли.

ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом

осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений

(включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав

интеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи с

совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами

организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм

разрешения торговых споров.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля

без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего

благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление

национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от

использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой

политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и

т.д.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль над выполнением соглашений

и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение

многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными

странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной

торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся

государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с

международными специализированными организациями.[8, c.147]

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим

образом:

. создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров

и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых

отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их

внешнеэкономической политики;

. доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту

национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким

образом устранение дискриминации;

. возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-

экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке

новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных

соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние

торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система

ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет

соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей

мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более

50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются

Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС.[13]

2 Основные проблемы присоединения России к ВТО

Условно проблемы присоединения России к ВТО можно разделить на две

группы:

. к первой из групп относится проблемы доступа на рынок российских

товаров и услуг или, если выразиться по иному, проблемы определения

приоритетов развития Российской экономики на ближайшее время;

. вторая связана с необходимостью изменения действующего

законодательства в соответствии с нормами и принципами ВТО.

Определять приоритеты развития стране, экономика которой находится в

стадии реформирования, крайне сложно. В течение почти десяти лет (с момента

создания рабочей группы по присоединению России к ГАТТ/ВТО) у членов

организации была возможность ознакомиться с ходом и логикой развития реформ

в России. И если эта логика и достижения реформ свидетельствует о

кардинальных мерах по либерализации экономики, то как представляется, члены

организации могут пойти и на уступки в вопросах предоставления переходных

периодов для снижения таможенных пошлин.

Второй проблемой является изменение законодательства. В течение 90-ых

годов была выстроена юридическая основа для России как страны с рыночной

экономики. В настоящее время речь идет о тюнинге этого законодательства и о

его состыковке с нормами и принципами ВТО.

Примером является Таможенный кодекс Российской Федерации, на изменение

которого неоднократно указывали члены ВТО.

Новый проект Таможенного кодекса прошел экспертизу различных западных

экспертов работающих по программам технической помощи России и экспертов

международных организаций. И в целом можно сказать, что он не противоречит

нормам и принципам Конвенции Киото, Соглашения по таможенной оценке,

Соглашения по предпогрузочной инспекции и другим соглашениям ВТО.

Периодический перенос сроков вступления в ВТО, по официальным данным,

обусловлен тем, что представители ВТО на переговорах с Россией выдвигают

дискриминационные требования и считают их обязательными условиями. При этом

важно отметить, что все эти требования являются не обязательными, а

дополнительными, то есть нормы ВТО не предусматривают от страны-кандидата

их безусловного выполнения.

Есть на переговорах и реальные проблемы – это вопросы выравнивания

внутренних энергетических тарифов, поддержки сельского хозяйства, проблема

интеллектуальной собственности.

По вопросу выравнивания энергетических тарифов позиция российских

переговорщиков справедливо категоричная. Это требование неправомерно, а

следовательно и неприемлемо.

Россия пытается отбиться от выдвигаемых к ней требований. Так,

большие сложности у наших переговорщиков возникли при согласовании с

членами ВТО условий доступа на российский рынок иностранных услуг.

Российская сторона предполагает по большинству пунктов усиление

ограничений, а эксперты чуть ли не в один голос заявляют, что здесь-то как

раз крайних мер не требуется.[11]

Государственная Дума третьего созыва провела огромную работу - был

принят целый пакет законов, необходимых не столько для присоединения к ВТО,

сколько для самой российской экономики: Таможенный кодекс, законы «Об

основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О

защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О

валютном регулировании и валютном контроле», «О техническом регулировании»

и пакет законов, связанных с защитой интеллектуальной собственности.

Однако правоприменительная, судебная и административная практика будут

интересовать РФ ничуть не меньше, чем контрагентов по ВТО. Для нас самих

важны перемены в работе российской таможни, улучшение жизни экспортеров и

импортеров, реализация всего принятого законодательства.

Федеральное законодательство в большей части уже скорректировано.

Однако работа будет продолжена: вслед за вступлением в действие нового

Таможенного кодекса потребовались изменения закона о таможенном тарифе,

положений об определении таможенной стоимости, окончательно не завершено

законодательное оформление по вопросам интеллектуальной собственности, в

дальнейшей либерализации нуждается валютное законодательство. Особого

внимания требует нормативно-правовая база регионов России. В настоящее

время ГД РФ приводит разработку законодательства в соответствие с

действующими и будущими международными обязательствами нашей страны.[8,

c.310]

Эта работа должна выполняться независимо от членства России в ВТО, ибо

создание единого правового пространства на всей территории страны – это

одно из главных требований Конституции РФ.

Заключение

Исторически динамика государственного регулирования степени открытости

или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной

торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно,

протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создают

временный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то

таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.

В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма:

. селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или

товаров;

. отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например,

автомобилестроение);

. коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в

отношении стран, в них не входящих;

. скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней

экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по

своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и

нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного

регулирования выключают количественные методы и методы скрытого

протекционизма.

В роли институционального обеспечения таможенной политики выступает

Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется

протекционистская политика поощрения отечественного производства через

льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного

использования инструментов таможенного контроля и регулирования

товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-

политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития

национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и

других задач экономической политики.

В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной

системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную

импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от

прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта; ликвидировать все

существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные

функции из компетенции таможенных органов.

Принятая в июне 1998 года новая редакция Киотской конвенции (полное

название - Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных

процедур) поставила перед таможенными службами мира задачу в полной мере

соответствовать требованиям современной международной торговли. Это

подразумевает внедрение новейших технологий таможенного оформления и

таможенного контроля, стандартизацию и упрощение таможенных процедур, а

также установление партнерских отношений с деловыми кругами. Российская

Федерация предпринимает активные усилия, чтобы стать членом ВТО и

соответственно подводит свои стандарты таможенной политики к общепринятым

международным стандартам.

Таможенные пошлины и платежи в 2000-х годах стали выполнять более

серьезную роль, чем они делали это с начала 90-х. Роль пошлин возросла в

связи со стабилизацией структуры импорта и экспорта, а также их объемом.

Россия, преодолевая экономический кризис, выходит на качественно новый

уровень в таможенных отношениях. Вступление Российской Федерации в ВТО уже

можно считать почти свершившимся событием. Следовательно, сильно изменятся

многие параметры таможенной политики. Вступление в ВТО предусматривает

снижение общего уровня таможенных пошлин и платежей. На мой взгляд,

российская экономика потерпит некоторый ущерб от этого, но все же это

необходимо России для полноценного выхода на международный рынок. Снижение

таможенных пошлин приведет к падению доходов на 12-15%, что составит 2-3%

от совокупных доходов Федерального бюджета. Тем не менее, Россия получит

дивиденды от снижения пошлин странами импортерами нашей продукции. Конечно,

первое время это не будет полностью компенсировать наши потери, но в

будущем это принесет России значительную выгоду. Стратегической целью для

России должен стать приоритет экспорта не сырьевых ресурсов, а продукции

несырьевого производства. И на достижение этой цели должна быть направлена

таможенная и экономическая политика государства.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации, 2003 г.

3. Таможенное законодательство. СЗА -М., 2003 г.

4. Габричидзе Б.Н., Черниховский А.Г. «Таможенное право».-М. Издательство

«Данилов и К». 2004 г.

5. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов.

«Норма» - М., 2002 г.

6. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2003г.

7. Фомин С.В. «Международные экономические отношения», М. «Юркнига» 2004

8. Рубинштейн Т.Б. «ВТО: Практический аспект», М. «Гелиос АРС» 2004г.

9. www.wto.ru

10. www.custom.ru

11. www.rusrev.org

12. www.tkod.ru

13. www.mediatext.ru

14. www.businesspravo.ru

15. www.referent.ru

16. ФЗ «О таможенном тарифе», в ред. от 07.05.04

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.