рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Проблемы определения таможенной стоимости

Узбекистан.

Государственный таможенный комитет России неоднократно выходил с

предложениями в Правительство Российской Федерации об упрощении процедуры

таможенного оформления автомобилей, ввозимых физическими лицами для личных

целей и об уменьшении величины полагающихся к оплате платежей, однако

данное предложение

отклоняется по мотивам поддержки российских производителей транспортных

средств.

3. Определение таможенной стоимости в условиях работы Томской таможни.

3.1. Взаимодействие между структурными подразделениями Томской таможни при

доначислении и довзыскании таможенных платежей.

Основным направлением работы таможенных органов является

совершенствование технологии взимания таможенных платежей и безусловное

выполнение заданий по формированию ФБ.

В условиях снижения объёма производства и объёма внешнеторговых

операций трудно выявить новые резервы роста доходов, поэтому всё большую

значимость приобретает создание оптимальных схем таможенного оформления и

таможенного контроля, слаженность и тесное взаимодействие всех структурных

подразделений таможни.

Рассматривая проблему доначисления и довзыскания таможенных платежей в

Томской таможне, следует, прежде всего, отметить, что наиболее успешное

решение этой задачи зависит от того как налажена работа по профилактике и

предупреждению возникновения задолженности. И именно это направление в

Томской таможне в настоящее время отлажено наиболее четко. Это подтверждают

следующие цифры.

Так, за 1999год не было ни одного случая доначисления ТП, выявленных в

ходе 100%-го вторичного контроля отделом таможенных платежей и отделом

тарифного и нетарифного регулирования.

Отделом таможенной инспекции за 1999 год проведено 54 проверки ФХД

участников ВЭД и не выявлено ни одного случая необоснованного

предоставления льгот и других нарушений, повлекших доначисление ТП.

В ходе вторичного контроля отделом таможенной стоимости было выявлено

несколько случаев занижения таможенной стоимости, однако в этих случаях

доплата доначисленных ТП была произведена ещё на стадии проведения КТС.

Напротив, до выпуска товара, в процессе таможенного оформления

произведено за 1999г. 153 КТС по 350 товарам, доначислено и полностью

взыскано 660 тыс.руб. Принято более 100 решений по определению кода товара

и признанию действительными сертификатов страны происхождения товаров,

доначислено и взыскано 18 тыс.руб. Во всех случаях предоставления льгот,

кроме товаров медицинского назначения, решение также

принималось до выпуска товара коллегиально несколькими отделами.

Всего в 1999году включено в список должников по уплате ТП всего 2

организации. В обоих случаях задолженность образовалась в результате

предоставления освобождения от уплаты ТП по решению начальника таможни при

ввозе на территорию РФ товаров образовательного характера. Письменное

обязательство этих организации о предоставлении подтверждений

Минобразования России о характере изданий не было предоставлено в

установленный им срок. В результате составлен акт на бесспорное взыскание и

выставлено инкассовое поручение. Одна из задолженностей в настоящее время

уже погашена.

Большую помощь в распределении функций по учету и взысканию

задолженности между структурными подразделениями таможни оказал ГТК,

разработав, наконец, методические рекомендации, т.к. раньше всё, в том

числе и розыск реквизитов и юридического адреса должника было на ОТП. И

дело даже не в трудоёмкости этой работы, а в том, что задолженность

обнаружена, акт оформлен, передан в ОТП, а пока появится возможность

разыскать реквизиты, сроки уходят.

Очень сложно решался в Тоской таможне вопрос по передаче документов

для обращения взыскания через судебных приставов. В настоящее время схема

взаимодействия согласована со всеми структурными подразделениями таможни,

что позволяет организовано и слажено работать.

В результате, случаев возникновения задолженности практически нет, а если

она вдруг и выявляется, то часто взыскание производится отделом

обнаружившим недоимку путём добровольного погашения долга.

Проблема признания задолженности безнадёжной неоднократно поднималась

и может быть решена только на правительственном уровне, но тем не менее...

Затронув тему, имеющихся но этому направлению нашей работы проблем, хочется

остановиться ещё на одной из них. Почему очень сложно, а зачастую и

практически невозможно довзыскать доначисленные после завершения

таможенного оформления ТП? Просто предусмотренный действующим

законодательством порядок взыскания задолженности предусматривает

применение процедуры бесспорного взыскания только после уведомления

должника о необходимости погашения недоимки путём направления требования об

уплате. Естественно, если должник не собирается погашать задолженность, он

быстро обнуляет счета, да и имущество старается ликвидировать и, в

результате, взыскивать не с чего. Понятно, что какой-то срок для

добровольного погашения задолженности перед применением бесспорного

взыскания должен быть. Однако, можно было бы применить пока хотя бы

приостановление операций по счетам должника или арест имущества.

Это безусловно тоже компетенция правительственного уровня, но решение

этого вопроса могло бы снять массу проблем и позволило бы хоть немного

сдвинуть с мёртвой точки взыскание недоимок. А ведь это действительно

резерв увеличения собираемости ТП.

Далее хочется ещё высказать пожелание попробовать ЗСТУ своими силами или с

помощью ГТК разработать порядок взыскания недоимок по уплате ТП.

образовавшихся по незадекларированным товарам ( недоставка товаров,

реализация без ведома таможни и, т.д.). Ведь непонятна не только сама

процедура такого взыскания, но и не очень ясно. какие действия в этом

направлении законны, а какие нет.

Проблем, конечно, предостаточно, но резервы для успешной экономической

деятельности есть. Теперь важно использовать их с наибольшей отдачей.

Уровень организации работы постоянно совершенствуется и сегодня он уже

достаточно высокий. Но впереди еще многое можно и нужно сделать и, при

понимании этих проблем вышестоящими организациями это конечно возможно.

3.2. Проблемы определения таможенной стоимости ввозимых товаров

Практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер

тарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным

нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения во многом

предопределяется теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления

базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т.е. зависят от той

стоимости товара -которая используется в качестве базы налогообложения.

В установлении четких правил определения налогооблагаемой базы при

перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации

заинтересовано как государство, так и коммерческие круги. Так, в

федеральном бюджете значительная доля его доходной части формируются за

счет таможенных пошлин и налогов, в связи с чем государственным органам для

планирования ожидаемых поступлений в бюджет необходимо знать порядок

исчисления налогооблагаемой базы. Для коммерческих кругов знание правил

налогообложения ввозимых товаров - это реальная эффективность

внешнеэкономической деятельности, прибыли и убытки от конкретных сделок и

операций.

С учетом этого становится понятным, почему в международной торговой

практике использование различных национальных методик определения

таможенной стоимости обычно рассматривается в качестве нетарифного барьера.

Это дает властям страны реальную возможность для усиления

протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.

В связи с этим правомерно встает вопрос: какая же стоимость товара

может быть принята в качестве базы для расчета таможенных платежей? Как

известно, экономика оперирует различными стоимостными категориями начиная

от себестоимости и заканчивая его розничной ценой, по которой он продается

конечному потребителю, Очевидно, что на различных этапах продвижения

товара от изготовителя к потребителю его стоимость будет различна, т.к.

будет включать различные ее составляющие. При этом каждая из этих

стоимостей рассчитывается по вполне определенным правилам и имеет свое

функциональное назначение.

1. Стоимость товара, которая используется для расчета таможенных платежей

при перемещении товаров через таможенную границу, образуется на

определенном этапе продвижения товаров от продавца к покупателю. включает

соответствующие этому этапу компоненты (составляющие затрат и прибыли) и

рассматриваются в качестве таможенной стоимости товаров.

Так в случае заявления временно ввезенных товаров к таможенному режиму

выпуска для свободного обращения, а временно вывезенных товаров - к

таможенному режиму экспорта, применяется таможенная стоимость действующая

на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза (вывоза).

При этом не учитывается фактическое состояние товара, то есть. изменения

его физических и других характеристик, которые мог претерпеть данный

товар, помещенный под таможенный режим «временного ввоза (вывоза)». Нужно

учитывать, что амортизационные издержки в зависимости от вида товара могут

составлять разный процент от таможенной стоимости данного товара.

Таможенная стоимость - это та стоимость, которая используется в целях

таможенного обложения, т.е. в качестве исходной расчетной базы для

исчисления таможенных платежей. При изменении таможенного режима раннее

освобожденные от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость

и акцизов временно ввозимые (вывозимые)товары и транспортные средства будут

проводить таможенное оформление с полной уплатой вышеперечисленных

таможенных платежей. Поэтому необходимо учитывать амортизационные издержки

для более точного определения таможенной стоимости.

2. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» закладывает основы для

обеспечения «справедливой, единообразной и нейтральной системы оценки

товаров». Установление единых для всех участников ВЭД , методов определения

таможенной стоимости, не зависящих от субъекта, их применяющего, ставит

всех участников ВЭД .в равные конкурентные условия. На практике обеспечение

нейтральной системы оценки в ряде случаев затруднено действующей схемой

подтверждения таможенной стоимости. Так, при наличии сделки купли-продажи и

соблюдения условий применения первого метода определения таможенной

стоимости (по цене сделки с ввозимыми товарами), цены на товары в ряде

случаев остаются весьма низкими. Такие случаи характерны для участников

ВЭД, имеющих иностранные инвестиции и частных предпринимателей. Анализ

наличия взаимозависимости либо влияния каких-либо других факторов на цену

сделки результатов не дает. Постановка на мониторинг и последующие проверки

финансово-хозяйственной деятельности полностью подтверждают принятую цену

сделки. Соответственно, хотя и имеется факт наличия достаточно низких цен

на товары, оснований для их изменения у таможенного органа нет. При

существующей и развивающейся системе различных способов взаиморасчетов,

такие как, расчет наличными, с помощью пластиковых карточек, взаимозачетов,

которые могут производиться неофициально через третьих лиц без отражения

данных операций в бухгалтерском учете, у недобросовестных участников ВЭД

появляется возможность скрыть истинную цену сделки, а механизм контроля в

свою очередь не позволяет пересмотреть достаточно низкие цены. В данном

случае считаем необходимым либо расширить перечень товаров с уровнем

минимальной их стоимости, либо предусмотреть обязательный перечень

дополнительных документов, необходимых для таможенного оформления при

определении таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами

(метод № 1). :

3. Следующим проблемным вопросом является определение таможенной стоимости

товаров, перемещаемых в качестве вклада в уставной фонд предприятий с

иностранными инвестициями или в качестве гуманитарной и технической

помощи, а также поставки товаров по сделкам купли-продажи в адрес

-взаимозависимых лиц. Письмом ГТК РФ от 05.05.97r, №07-11/8354 дано

разъяснение, что таможенная стоимость таких товаров определяется с помощью

методов 2-5. Затруднение вызывает оценка методами 2-6 товаров

технологического характера единичного производства, когда идентичных и

однородных товаров практически не калькуляция цен изготовителя данного

товара также не может быть представлена, экспертное заключение, в силу

специфики товара затруднено, соответственно изменить таможенную стоимость,

заявленную на основания предоставленных документов не представляется

возможным. В данном случае считаем необходимым ввести представление при

таможенном оформлении обязательного перечня дополнительных документов,

которые предусматривали бы экспертное заключение уполномоченных

Компетентных организаций.

4. Проблемным вопросом также является определение таможенной стоимости при

предоставлении покупателю за импортируемый товар определенных скидок,

которые, как правило, оговорены в контрактах и отражены в счетах-фактурах.

Затруднение вызывает возможный уровень принятия предоставляемых скидок при

таможенном оформлении в зависимости от их размера и характера. Нелбходимо

законодательно установить возможный перечень, границы предоставляемых

скидок по их характеру и размерам в зависимости от видов товаров для

применения при определении таможенной стоимости.

5. При поступлении товаров в результате досмотра обнаруживается его

несоответствие по количеству и качеству. Причем, как правило, между

покупателем и продавцом до начала или в процессе таможенного оформления

отношения урегулируются путем предоставления дополнительных соглашений,

предусматривающих несоответствие по. количеству и качеству. Возникает

вопрос о достаточности документального подтверждения урегулированности

отношений между продавцом и покупателем и возможности учета данного

несоответствия при расчете таможенной стоимости. Особенно остро встает

вопрос, когда несоответствие товара по количеству и качеству возникло после

ввоза на таможенную территорию РФ. Следовательно необходимо внести

изменения в нормативные акты, регламентирующие вопросы определения

таможенной стоимости товаров при несоответствии их по количеству и качеству

с указанием наличия обязательного перечня дополнительных документов для

признания данного несоответствия при определении таможенной стоимости.

6. Проблема курсовой разницы, возникающая при несовпадении валюты цены и

валюты платежа. Если условиями контракта предусмотрены две валюты ( валюта

цены и валюта платежа), которые отражены в ПС ( ПСи ), при таможенном

оформлении товара в ГТД необходим) заявив фактурную и таможенную стоимость

в валюте цены. Однако при пересчете таможенной стоимости по курсу на дату

таможенного оформления в валюту платежа полученная величина будет

отличаться от суммы , подлежащей оплате по контракту , так как валютная

оговорка предусматривает иной курс пересчета . Таким образом , происходит

искажение информации, которое влечет за собой в некоторых случаях

занижение таможенной стоимости и, следовательно, уменьшение суммы

таможенных платежей . В данном случае возможно заявлять фактурную

стоимость в валюте, цены в соответствии с контрактом , счетом-фактурой и

ПСи , а при расчете таможенной стоимости использовать сумму в валюте

платежа . подлежащую уплате продавцу . пересчитанную в валюту цены по курсу

на дату таможенного оформления .

7. В счете, выставленном контрактодержателем при ввозе товаров, указана

сумма в нескольких валютах. Кроме того, к таможенному оформлению предъявлен

счет от непосредственного производителя, сумма которого превышает сумму,

указанную в счете контрактодержателя, Возникает вопрос на основе какой

суммы необходимо произвести определение таможенной стоимости товара.

Следует привести в соответствие суммы указанные в счетах-фактурах

контрактодержателя непосредственного производителя товаров. Декларирование

производится в валюте цены контракта .

Таким образом, дальнейшее развитие способов определения таможенной

стоимости товаров должно быть направлено на совершенствование систем

документального контроля, что безусловно даст возможности расширения

реализации основных принципов исчисление базы налогообложения ввозимых

товаров.

Таковы наиболее часто встречающиеся проблемы по определению таможенной

стоимости, возникающие у сотрудников отдела таможенной стоимости и

валютного контроля в процессе таможенного оформления товаров.

Литература

1.Конституция Российской Федерации.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации..

3. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акцизах»:

Федеральный закон от 10.01.97 № 12-ФЗ.

4. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности': Закон РФ

от 07.07.95.

5. О закрытом административно – территориальном образовании: Закон РФ от

14.07.92 № 3297-1.

6. О таможенном тарифе : Закон Российской Федерации от 25.05.93.

7. О Государственном таможенном комитете РСФСР: Указ Президента Российской

Федерации от 25.10.91 № 161

8. О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР:

Указ

Президента РСФСР от 15.11.91. с изменениями, внесенными Указом Президента

РФ от

27.10.92.

9. О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской

федерации:

Указ Президента РФ от 18 июля 1992 года.

10. 0 неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной

границе

Российской Федерации: Постановление Совета Министров – Правительства РФ от

24 мая

1993 года.

11. О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу

Российской

Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной

коммерческой

деятельности: Постановление Правительства РФ 18 июля 1996 г. №808

12. 0 товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении

внешнеэкономической

деятельности, и . о таможенном тарифе Российской Федерации: Постановление.

Правительства РФ от 27.12.96 № 1560

15. Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров,

ввозимых на территорию Российской Федерации: Постановление Правительства РФ

от 05.11,92 года № 856

16. 0 порядке определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на

территорию

Российской Федерации»/ Приказ ГТК РФ от 3 декабря 1992 г. № 577

17. О порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов в

отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых

с территории Российской Федерации: Инструкция ГТК РФ № 01-20/741,

Госналогслужбы РФ № 16 от 30.01. 93.

18. О справочниках по различным видам автотранспорта: Письмо ГТК РФ от

14.12.94 № 01-13/14164

19. О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской

Федерации»:

Приказ ГТК РФ от 05.01.94 № 1

20. Об определении страны происхождения легковых автомобилей, производимых

в республике Узбекистан: Указание ГТК РФ от 19.12.96 № 01-14/14QQ29.

21. Об утверждении реестра банков и иных кредитных учреждений, которые

могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами: Приказ ГТК

РФ от 4 марта 1996 г. № 120

22. Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров,

ввозимых на территорию Российской Федерации»/ Приказ ГТК РФ от 05.01.94 №

1, приложение 1.

23. Но вопросу корректировки таможенной стоимости товаров по количеству и

качеству:

Указание ГТК РФ от 5 августа 1994 г.№ 01-12/83535.

24. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. – М.: Автор,

1995.- 288 с.

25. Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации. – М. Юрид.

лит.1996.- 384 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.