рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Проблемы государственного регулирования страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ

|Латвия |на аварию: травма или смерть третьего лица |3506 |

| |повреждение имущества третьих лиц |5259 |

|Польша |на аварию |495852 |

|Румыния |на аварию: травма или смерть третьего лица |8621 |

| |на аварию: повреждение имущества третьих лиц |8621 |

|Словения |на аварию: травма или смерть третьего лица |221033 |

| |на аварию: повреждение имущества третьих лиц |147141 |

|Украина |травма или смерть третьего лица |506 |

|Хорватия |травма или смерть третьего лица |230867 |

| |повреждение имущества третьих лиц |122936 |

|Эстония |на владельца: травма или смерть третьего лица|153139 |

| | |38285 |

| |на владельца: повреждение имущества третьих | |

| |лиц | |

|Европейский |на аварию: травма или смерть третьего лица |607460 |

|союз |или на |425222 |

| |владельца : травма или смерть третьего лица |121492 |

| |на аварию: повреждение имущества третьих лиц | |

Тенденции демонополизации.

Тарифы страхования АГО. как правило, устанавливаются на

государственном уровне, более того, в большинстве стран страхование

автогражданской ответственности осуществляется только одной госкомпанией.

Так обстоит дело в Чехии и Словакии, где власть устанавливает тарифы, а

страхованием занимается государственная компания. Или до недавнего времени

Польша, где и страхование, и расчет тарифов были возложены на

государственную страховую компанию PZU.

Впрочем, почти во всех странах, где существует госмонололия на

обязательные виды страхования, активно прорабатываются процедуры

демонополизации. Например, в Венгрии министерство финансов сейчас

устанавливает базовый тариф по АГО и постепенно осуществляет либерализацию

рынка. Согласно разработанной в этой стране программе, в 1998 году тарифы

по АГО у разных страховых компаний должны отличаться от базового не более

чем на 5%, в 1999 году не более чем на 10% и в 2000 году не более чем на

15%. Программа либерализации АГО в Румынии была запланирована на конец 2000

года. Демонополизация это не прихоть и не попытка слепо следовать концепции

свободного рынка. Дело в том, что государственные страховые компании и

специальные фонды испытывают большие проблемы из-за того что, с одной

стороны растет аварийность, а с другой - государство, проявляя заботу о

своих гражданах, нередко устанавливает необоснованно низкие тарифы. В

России активно обсуждалась целесообразность передачи права обязательного

страхования гражданской ответственности государственным компаниям, но как

считают все специалисты работающие на российской страховом рынке, если в

России все-таки будет введено обязательное страхование АГО, то уже не имеет

смысла возвращаться на предыдущую стадию развития и вводить

государственную монополию. По мнению 60% экспертов, государство вполне

эффективно сможет контролировать надежность компаний, нанимающихся

страхованием АГО и качество их услуг, например, создав пул уполномоченных

компаний.

Особенности восточноевропейского автопарка.

Но не все в развитии страхования АГО определяется условиями принятия

законов. Как уже говорилось, величина совокупных собранных премий в этом

виде страхования зависит также от количества и стоимости автомобилей в

стране и. следовательно, от уровня жизни населения. По данным 1956 года,

самое большое число машин на тысячу жителей было в Словакии (около 430),

Чехии (390), Эстонии (350) и Венгрии (290). Наименьшее - на Украине (менее

100) и в Албании (менее 40). Для сравнения, в России на тысячу человек

приходится около 170 автомобилей, а в западной Европе – около 510. Другой

показатель - темпы обновления частного автопарка. В странах западной Европы

на тысячу человек в 1996 году приобреталась в среднем 41 новая машина.

Сопоставимые результаты показывают Литва (36), Словении (34) Чехия (32) и

Эстония (28). Меньше всего новых автомобилей в 1996 году приобреталось на

Украине (лишь одна машина на тысячу человек!) в Румынии. Болгарии и

Белоруссии. Низкая доля новых машин порождает довольно неприятную проблему.

Невысокие стандарты безопасности, более дешевые по сравнению с Западом

ремонт и лечение приводят к тому, что автовладельцы в странах Восточной

Европы платят довольно низкие страховые взносы. Эту тенденцию не способна

переломать даже большая аварийность. Поэтому премий внесенных за страховку

на территории своей страны оказывается недостаточно для возмещения ущерба

нанесенного третьим лицам зарубежом. В связи с этим особое значение в

странах Восточной Европы приобретает распространение "Грин-карты", то есть

полиса страхования автогражданской ответственности, действующего на

территории всех европейских стран, где законодательно установлено

обязательное страхование АГО. отвечающего требованиям Европейского Союза.

Распространением этого полиса могут заниматься не только государственные

компании, но и другие страховщики. имеющие соответствующую лицензию, в том

числе и дочерние компании зарубежных страховщиков. Россия пока не

присоединилась к международному соглашению о "Грин-картах', в связи с чем

российские страховые компании вынуждены распространять полисы западных,

главным образом прибалтийских страховых структур. Однако в скором будущем

эта ситуация может и измениться и с принятием обязательного страхования

Россия вступит в бюро “Зеленой карты”. Для российских автовладельцев,

выезжающих за рубеж, вступление России в "Зеленую карту" будет означать

снижение стоимости международного полиса страхования автогражданской

ответственности.

Безусловно, в основу законопроекта легли существующие, описанные ранее

европейские модели. Очевидно, что сейчас, когда вопрос о принятии

особенно актуален очень важно учитывать опыт европейских стран. Однако

особенно интересным и полезным для законодателей может стать знакомство в

белорусской моделью обязательного страхования гражданской ответственности

владельцев транспортных средств. Эта страна совсем недавно ввела механизм

обязательного страхования. Проект закона об обязательном страховании

ответственности владельцев транспортных средств был впервые внесен на

рассмотрение белорусского парламента в 1994 г. и тогда же был принят в

первом чтении. Однако окончательное принятие закона затянулось на 5 лет.

Обязательное страхование гражданской ответственности введено в Белоруссии с

июля 1999 г. Положение о порядке и условиях проведения обязательного

страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а

также тарифы по этому виду страхования принято в июне 2000 г.

Лимиты ответственности страховщика составляют 3 тыс. евро по ущербу

жизни или здоровью и столько же — по ущербу имуществу. Размер взносов

утверждается Постановлением Совета министров. Для примера: по действующим в

Белоруссии тарифам, годовой взнос по легковому автомобилю (ВАЗ, ЗАЗ, АЗЛК,

ИЖ, ГАЗ, ЛуАЗ, УАЗ) с рабочим объемом двигателя 1200-1800 куб. см для

резидента Белоруссии составит 15,3 евро, то же для других марок автомобилей

— 23,6 евро.

Действует система повышающих и понижающих коэффициентов к страховому

тарифу, учитывающая место жительства страхователя (в крупных городах

действуют повышающие коэффициенты) и количество совершенных по его вине

дорожно-транспортных происшествий. Если страхователь на протяжении ряда лет

не совершал ДТП по своей вине, то размер страхового взноса может быть

снижен до 50%, если по вине страхователя было совершено 2 и более ДТП —

увеличен вдвое.

Есть возможность заключения краткосрочных (до 1 месяца) договоров

страхования с невысокими взносами. Такие договоры пользуются популярностью

у пенсионеров, которые используют автомобиль только для поездок на дачу

весной-летом.

Штраф за отсутствие договора страхования гражданской ответственности

для физического лица составляет 5 минимальных окладов, а при совершении им

ДТП — 10 окладов.

Определение размера причиненного ущерба производят специалисты

страховщика или бюро, либо профессиональные эксперты-оценщики, прошедшие

аттестацию в бюро.

В пользовании граждан и субъектов хозяйствования Белоруссии находится

2,6 млн. транспортных средств (включая 1,8 млн. личных легковых

автомобилей). Со времени введения обязательного страхования автогражданской

ответственности за возмещением вреда обратилось более 50 тыс. человек.

Страховщики возместили вред более чем 43,5 тыс. человек.

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРТСВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Социально-экономическое значение страхования автогражданской

ответственности

Многие виды деятельности, необходимые для нормального функционирования

общества, таят в себе одновременно угрозу безопасности и здоровью граждан,

вероятность нанесения ущерба третьим лицам. В соответствии с общепринятой

мировой практикой виновная сторона при этом обязана полностью

компенсировать ущерб, причиненный третьей стороне, даже если ущерб носил

невиновный или случайный характер. В этой ситуации договор страхования

ответственности, заключенный страхователем со страховой организацией, с

одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может

понести в результате предъявления к нему по решению суда исков о погашении

ущерба, причиненного третьей стороне. С другой стороны система страхования

ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, поскольку у

виновной в нанесении ущерба стороны может попросту не оказаться достаточно

средств, чтобы оплатить убытки. Поэтому к числу обязательных видов

страхования в большинстве стран относится, в первую очередь страхование

ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами.

Дорожно-транспортные происшествия могут иметь довольно серьезные

последствия с точки зрения причинения материального ущерба. При этом

страхователь полностью свободен в выборе страховой компании. Главное, что

должно быть в наличии, - это страховой полис.

Страхование ответственности, как самостоятельная отрасль страхового

дела появилась с установлением в законодательстве института гражданской

ответственности.

Эти нововведения ознаменовали собой существенные перемены в

правосознании, в особенности в части понимания юридической ответственности,

вызванные социальными сдвигами под влиянием промышленной революции 19 века.

На развитие страхования гражданской ответственности значительное

влияние оказали законы по гражданской ответственности определенных

категорий предпринимателей за несчастные случаи на производстве.

В России в 19 веке, как и повсюду в мире, применялся принцип вины при

определении ответственности за несчастные случаи на производстве. Однако

количество спорных вопросов по увечьям и другим несчастьям из года в год

возрастало в громадных размерах, и судебные учреждения были завалены

прошениями рабочих и их семейств.

Введению страхования гражданской ответственности предшествовало

установление в законодательстве ответственности предпринимателей. Они

вынуждены были возмещать ущерб, причиненный увечьем или смертью рабочего на

производстве даже в том случае, если вины их в причинении данного ущерба не

было. Предпринимателю стало выгоднее платить страховому обществу заранее

определенную премию, чем подвергаться риску заплатить в иной год крупные

суммы пострадавшим рабочим: страхование делало их расчеты лучше

планируемыми, а прибыли более стабильными. Таким образом, законы об

ответственности предпринимателей побудили их обратиться к страхованию этой

ответственности. Впервые страхование гражданской ответственности возникло в

виде страхования гражданской ответственности предпринимателей. В России

введение системы страхования ответственности предпринимателей осуществлено

законом 1912 года. Следующим шагом в истории страхования явилось введение

принципа раскладки риска, что в свою очередь сменилось идеей

перераспределения ущерба. В литературе 20-х годов упоминается о страховании

ответственности как разновидности гарантийного страхования, где

ответственность страховых обществ распространяется исключительно на убытки,

причиненные уголовно наказуемыми деяниями, например кражей, растратами,

обманом. В правилах гарантийного страхования тех времен указывалось также,

что объектом страхования является ответственность служащих. При этом

страховании служащий нередко даже не знал о том, что он включен в

страхование, проводимое как в форме страхования коллектива, так и отдельных

служащих. Страховая организация возмещала страхователю убытки в

застрахованном имуществе, причиненные преступными или небрежными действиями

и упущениями рабочих и служащих страхователя, непосредственно связанных с

приемом, выдачей, охраной и транспортировкой вверенного им застрахованного

имущества.

За рубежом страхование ответственности получило широкое

распространение. В частности, для обязательного страхования гражданской

ответственности владельцев средств транспорта характерным является не

только нивелировка условий страхования, но и объединения ряда стран в

особые группы с распространением действия правил страхования на территории

каждого из них.

Еще в 1953 г. большинство государств Европы ввели у себя обязательное

страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных

средств. Более того, подписав договор о взаимопризнании национальных

страховых полисов, они создали систему "Зеленой карты", решив тем самым

одну из очень важных проблем для населения европейских стран - проблему

возмещения личного и имущественного вреда (ущерба) пострадавшим в ДТП как в

пределах собственной страны проживания, так и за рубежом.

В Российской Федерации в данный момент страхование гражданской

ответственности владельцев автотранспортных средств проводится в

добровольном порядке, хотя в других бывших республиках СССР, например, в

Украине, Молдавии, Эстонии и Казахстане - введены соответствующие законы об

обязательном страховании автогражданской ответственности.

На Украине с 1 января 1995 г. специальный указ обязал всех владельцев

транспортных средств страховать свою гражданскую ответственность, но по

ряду причин это нововведение своевременно не было одобрено, в том числе и

оппозицией в парламенте Украины. Однако, не смотря на это, с 1 января 1997

г. кабинет министров Украины ввел обязательную форму страхования

автогражданской ответственности, то же самое было предпринято и в

Казахстане. На 68 лет позже Австрии, на 67 позже Англии, на 58 - Германии,

однако раньше России.

В нашей стране существует реальная необходимость проводить страхование

гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в

обязательном порядке и распространять его на все автотранспортные средства,

независимо от форм собственности.

Это страхование - один из видов страхования ответственности, поэтому к

данному виду основные положения страхования гражданской ответственности

применимы в полном объеме. Владелец автотранспортного средства в

соответствии со статьей 1079 несет установленную законом РФ ответственность

перед третьими лицами (физическими и юридическими) за вред, причиненный им

при эксплуатации транспортного средства, если только не будет доказано, что

он возник в результате непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Это

положение в одинаковой степени относится и к организациям и гражданам,

являющимся владельцами транспортных средств.

Ущерб может выражаться в утрате или повреждении имущественных

ценностей, потери трудоспособности или смерти пострадавшего. Удовлетворяя

требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела

обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре

(предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и

т.п. или возместить причиненные убытки ст. 10.82 ГК РФ). Согласно ст. 1087

ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья

возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он

мог бы иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные

повреждением здоровья, в том числе и расходы на лечение, дополнительное

питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход,

санитарно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств,

подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается

в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Согласно ст. 1088 ГК РФ в случае смерти потерпевшего (кормильца)

право на возмещение вреда имеют:

1) нетрудоспособные дети, состоявшие на иждивении умершего или имевшие

ко дню его смерти право на получение от него содержания;

2) ребенок умершего, родившийся после его смерти;

3) один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его

трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на

иждивении умершего его детьми, внуками, братьями, сестрами, не достигшими

четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по

заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в

постороннем уходе;

4) лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными

в течение пяти лет после его смерти.

Один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и

занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший

нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на

возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами.

Вред возмещается:

- несовершеннолетним до достижения 18 лет;

- учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных заведениях по очной

форме обучения, но не более чем до 24 лет;

- женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет - пожизненно;

- инвалидам - на срок инвалидности;

- одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за

находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями,

сестрами, - до достижения ими 14 лет либо изменения состояния здоровья.

Исходя из выше изложенного обе стороны - и причинивший вред и

потерпевший заинтересованы в наличии финансовых источников выплат для

возмещения убытков, что обусловило возникновение и развитие такой сферы

страховых услуг, как страхование гражданской ответственности владельцев

автотранспортных средств.

Каждый владелец транспортного средства обязан возместить материальный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.