рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Государственное регулирование страховой деятельности в РФ

установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры

страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности

(или видам страхования) или на определенной территории.

Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения

нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые

договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой

деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия. При этом

по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства

до истечения срока их действия.

Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой

деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по

действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов

могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения

обязательств.

Перспективы развития страхового законодательства

Совершенствование законодательства в России

Совершенствование законодательства в России происходит в трех

направлениях.

Во-первых, это изменение общего законодательства. В конце 2002 года

Правительство РФ утвердило Концепцию развития страхового рынка РФ. На

рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект "О внесении

изменений и дополнений в федеральный закон "Об организации страхового дела

в РФ" и другие законодательные акты".

Законопроект прошел первое чтение в Государственной Думе РФ и сейчас

подготовлен ко второму чтению. Есть очень большая уверенность, что новые

условия деятельности на страховом рынке могут быть приняты уже осенью 2003

года.

Какие революционные преобразования возможны согласно этому

законопроекту на страховом рынке России?

Все страховые компании предлагается разделить по специализации. Одним

из них предоставляется право осуществлять личное страхование, а другим -

имущественное и часть личного, а именно страхование от несчастных случаев и

болезней и медицинское страхование. Таким образом, постарались разделить

так называемые "длинные деньги" и "короткие деньги", как уже давно принято

в международной практике. Конечно, процесс разделения по видам страховой

деятельности не пройдет безболезненно для уже созданных страховых компаний

со сложившейся клиентурой. Поэтому для этих компаний предусматривается

переходный период до 1 июля 2007 года. К указанной дате процесс разделения

должен быть завершен.

Предлагаемые изменения существенно повышают устойчивость страховых

компаний, повышая минимальный уставный капитал в 10 раз, с 3 млн. рублей до

30 млн. рублей. Кроме того, предусмотрены повышающие коэффициенты для

компаний, занимающихся страхованием жизни, - 2, и для перестраховщиков и

страховых компаний, занимающихся перестрахованием, - 4.

Не менее важный вопрос - лицензирование. Ранее предусматриваемый

законопроектом порядок лицензирования был во многом существенно доработан.

В частности, уточнен состав лицензируемых видов деятельности. Деятельность

страховых организаций, обществ взаимного страхования, страховых брокеров,

как субъектов страхового дела в России, может осуществляться только по

специальному разрешению и только в определенной сфере - в сфере страхового

дела. Что касается страховых актуариев, то хотя им и придается особый

статус, деятельность их не предполагается лицензировать. Зато, чтобы стать

страховым актуарием, необходимо получить в устанавливаемом порядке

квалификационный аттестат, поскольку очевидно, что эта работа требует

специальных знаний и квалификации.

Для страховщиков предполагается несколько упростить порядок

лицензирования. Вводится новая система лицензирования, позволяющая получать

лицензию не по каждому страховому продукту, а по 23 видам страховой

деятельности. С учетом разделения страховых компаний по видам страховой

деятельности, для получения лицензии одни страховщики будут представлять

правила страхования в пределах 5 видов страхования, а другие - в пределах

18. Предлагаемый порядок лицензирования значительно упростит жизнь и

страховым компаниям и органу страхового надзора.

Во-вторых, активно разрабатываются законопроекты по конкретным видам,

в основном, обязательного страхования. К их числу можно отнести

законопроекты "Об обязательном страховании ответственности при эксплуатации

особо опасных производств", "Об обязательном медицинском страховании", "Об

обязательном страховании ответственности производителей товаров (услуг) и

работ", "Об обязательном страховании ответственности медицинских

работников".

В-третьих, существенно улучшаются условия деятельности за счет,

принятия нормативных актов на уровне Минфина РФ, позволяющих, в частности,

вносить изменения в документы в уведомительном порядке, совершенствовать

статистическую отчетность и прочее.

Основные направления российского законотворчества в страховой сфере на

ближайшие 3-5 лет также будут связаны с модернизацией общего

законодательства и нормативных актов по обязательным видам страхования. В

перспективе предстоит пересмотреть главу 48 Гражданского кодекса РФ,

разработать законопроекты "Об обязательном страховании ответственности

производителей товаров и услуг" и некоторые другие законопроекты. О

страховом кодексе РФ можно говорить лишь в очень далекой перспективе только

после полного формирования законодательной базы в страховании и кодификации

всех нормативных актов.

Совершенствование государственного регулирования и внедрение

механизмов самоуправления на страховой рынок РФ.

В России представители страхового бизнеса часто задают себе вопрос "А

для чего нам госрегулирование? Способно ли оно оказывать положительное

воздействие развитие страхования в РФ?".

Основной целью госрегулировании страхового рынка России, в первую

очередь, является защита интересов страхователей и государства, что может

выражаться не только в контроле за финансовой устойчивостью и

платежеспособностью страховщиков, но и в обеспечении постоянных налоговых и

иных поступлений от страховой отрасли.

Страховщики как субъект регулирования ожидают, в первую очередь, не

столько надзорных, сколько развивающих страховой рынок, действий.

Минфин РФ занимается именно надзором за страховым рынком. Функциями

перспективного развития большинства отраслей, в том числе и страховой

индустрии, занимается Министерство экономического развития и торговли.

Государство будет оказывать стимулирующее регулирование на страховой

рынок только в том случае, если это будет ложиться в канву основной цели -

защиты интересов страхователей и государства. К тому же, отрицательно

сказывается разобщенность надзорных и развивающих функций, при том, что

надзорные механизмы явно превалируют над стимулирующими. Тем не менее,

стимулирующего влияния госрегулирования ожидать можно и нужно.

Какими же механизмами обладают для этого процесса органы власти в

России? К механизмам стимулирующего влияния государства на страховой рынок

следует отнести:

Законодательное развитие обязательных видов страхования;

Предоставление специальных налоговых режимов страхователям.

Законодательное развитие обязательных видов страхования как механизм

увеличения показателей страховой деятельности в числе первых отмечен в

Концепции развития страхового рынка в России в среднесрочной перспективе.

Причем, его действие связано не столько с механическим увеличением оборота

отрасли в силу принуждения к страхованию, сколько с доступом страховщиков к

клиентской базе и дополнительной продажей полисов по добровольному

страхованию. Типичным примером является обязательное страхование

гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Правда, многие страховщики в последнее время задаются вопросом, смогут

ли они пережить "критический" на 2-3 год период выплат по этому виду

обязательного страхования и компенсируется ли это дополнительными продажами

полисов по добровольным видам с низкой убыточностью (страхование имущества

и от несчастного случая). О других возможных новых видах обязательного

страхования мы говорили выше.

Предоставление специальных налоговых режимов страхователям пока

предусматривает отнесение взносов по определенным видам страхования на

себестоимость (полностью при страховании имущества, в установленных, явно

недостаточных, размерах на личное страхование, и не предусмотренное для

страхования ответственности).

Не проработаны механизмы предоставления налогового вычета для

физических лиц в случае приобретения полисов по долгосрочному (пенсионному)

страхованию жизни, добровольному медицинскому и другим социально значимым

видам страхования. Не предусмотрена возможность выбора между обязательной

(государственной) и добровольными системами медицинского и пенсионного

обеспечения.

Несомненно, положительное влияние на госрегулирование окажет и процесс

создания в рамках административной реформы в большей степени

самостоятельного органа страхового надзора. Так, возможно будут разделены

нормотворческие (правоустанавливающие) и надзорные (правоприменительные)

функции министерств и ведомств, в том числе и Министерства финансов РФ.

Планируется, что Департамент страхового надзора будет преобразован в

самостоятельную структуру и, вероятно, в составе Минфина.

В соответствии с той же административной реформой разрабатывается

законопроект "О саморегулируемых организациях", в том числе и на страховом

рынке. Всероссийский союз страховщиков соответственно готов преобразоваться

в саморегулируемую организацию с возможностью обязательного членства и

расширением функций.

Предполагалось, что этот закон внесет Правительство РФ, но оно

оказалось не готово к делегированию части функций саморегулируемым

организациям. В этой связи, в последний день работы ГосДумы более

пятидесяти депутатов из разных фракций подписали этот закон и внесли его.

Всероссийский союз страховщиков полагает, что единственной

альтернативой "заторможенным" механизмам государственного регулирования

страхового рынка в России является внедрение механизмов саморегулирования.

Основное преимущество механизмов саморегулирования заключается в

возможности выработки профессиональных стандартов качества оказания

страховых услуг и повышения доверия со стороны страхователей. Кроме того,

саморегулирование позволяет более гибко реагировать на потребности

страхователей в более качественных страховых услугах.

Две новых области приложения этого метода регулирования.

Во-первых, в России существует более 40 видов обязательного

страхования. Вместе с тем реализация основных направлений развития

обязательного страхования, заложенных в Концепции, к которым относятся

усиление контроля за проведением обязательного страхования; введение новых

видов обязательного страхования, создания централизованных гарантийных

фондов, представляется весьма проблематичным.

Это связано, прежде всего, с тем, что законопроект "Об осуществлении

обязательного страхования на территории РФ", которому отводилась главная

роль в регулировании обязательных видов страхования, был отклонен

Правительством РФ, а в законопроекте "О внесении изменений и дополнений в

закон "Об организации страхового дела в РФ" лишь маленькая статья посвящена

этому вопросу. Все это обуславливает изменения подхода к регулированию

системы обязательного страхования.

Актуальность вопроса регулирования системы обязательных видов

страхования также определяется тем, что в Гражданском кодексе РФ (ст. 936)

сказано, что "объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от

которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм

определяются законом".

И здесь страховое сообщество, в том числе и орган страхового надзора

попадает в юридическую коллизию. С одной стороны, вид страхования может

называться обязательным, если о нем есть федеральный закон, на данный

момент таких только 3 вида: обязательное медицинское страхование,

обязательное страхование гражданской ответственности владельцев

транспортных средств и обязательное страхование военнослужащих.

С другой стороны, более 40 видов страхования, которые введены

"нестраховыми" законодательными актами, также нуждаются в определении

положений, обеспечивающих равные условия осуществления и гарантии

исполнения страховых услуг.

Вместе с тем, выход из данной тупиковой ситуации может быть найден при

помощи механизмов саморегулирования. В основу регулирования системы

обязательного страхования должен быть положен принцип обязательного

членства в профессиональном объединении страховщиков с соблюдением

стандартов профессиональной деятельности по конкретному виду страхования.

Всероссийский союз страховщиков уже предложил Минфину РФ для введения

системы саморегулирования создать рабочую группу, состоящую из

представителей страхового сообщества и органа надзора, для определения

перечня обязательных видов страхования, нуждающихся в регулировании.

После этого на уровне Минфина РФ может быть принят нормативный

документ, который бы в целях соблюдения принципов обязательного

страхования, предписывал страховщикам при осуществлении данного вида

обязательного страхования обязательно быть членом объединения страховщиков,

имеющего согласованный с Минфином пакет документов по этому виду

обязательного страхования.

Таким образом, введение элементов саморегулирования в сектор

обязательного страхования позволит систематизировать механизмы

регулирования более чем 40 видов обязательного страхования и максимально

защитить интересы субъектов страхового дела.

Во-вторых, без создания профессионального объединения страховщиков с

обязательным членством не обойтись при реформировании обязательного

медицинского страхования. В силу специфики данного вида страхования

страховщики единственные защищают интересы пациентов (страхователей) и

выработка единых стандартов качества страховщика просто необходима.

Перспективы либерализации страхового рынка РФ.

Если учитывать, что тенденция к глобализации стала, бесспорно,

основным вектором развития мировой торговли товарами и услугами, то

практически не осталось на страховом рынке представителей, ратующих за

полный изоляционизм. Причем главным объединяющим принципом выступило

понимание того, что доступ на российский рынок страхования возможен только

путем коммерческого присутствия в виде дочернего общества, которое в полной

мере подчиняется требованиям российского законодательства. Также

большинство страховщиков считает, что социальное страхование и страхование

государственной собственности за счет средств госбюджета любого уровня

должно оставаться у национальных операторов. По иным ограничениям наша

позиция заключается в том, что либерализация должна носить поэтапный

характер и этапы должны быть увязаны с состоянием страхового рынка.

Кроме того, если посмотреть на страховой рынок в соответствии с

Генеральным соглашением по торговле услугами (согласно которому страховые

услуги объединяют услуги по прямому страхованию, перестрахованию,

посреднические услуги, аффилированные со страхованием услуги), то можно

сделать вывод о высокой открытости страхового рынка России.

В соответствии с существующей системой законодательства условия

допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок обозначены в

федеральном законе "Об организации страхового дела в РФ". Новые поправки в

данный закон, которые находятся сейчас в Государственной Думе РФ, пока не

предусматривают каких-либо изменений по условиям допуска иностранных

компаний на страховой рынок РФ.

Всероссийский союз страховщиков всегда выступал и выступает за поэтапную

либерализацию страхового рынка России, как то предусматривает Концепция

развития страхования в РФ и стремится выразить и защитить интересы всех

своих членов, а по существу, всей российской индустрии страхования.

Вместе с тем, многолетний опыт зарубежных компаний могут привнести в

российское страхование новые технологии и продукты, а также повысить

конкуренцию среди страховщиков, что приведет к улучшению качества страховых

продуктов.

Если говорить о внутренней работе Всероссийского союза страховщиков, то

можно отметить значительные подвижки по открытости Союза. Так, AIG

принимает участие в работе Экспертного совета по страхованию ГосДумы,

иностранные компании могут получить равный статус с национальными

операторами в Союзе, включая членство в Президиуме. Ведется совместная

законотворческая работа.

Тем не менее, подводя итог, следует отметить, что позиция по

либерализации страхового рынка России требует своего дальнейшего детального

рассмотрения.

Заключение

Оценивая ситуацию на российском страховом рынке, можно сказать, что

система страхования крайне неравновесна. И, прежде всего, потому, что

потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных

услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную

потребность.

Не составляют особого секрета как внутренние, так и внешние проблемы

отечественного рынка страховых услуг, в преломлении несовершенства

российской экономики.

К числу внутренних проблем, т.е. корректируемых внутри системы

страхования, за счет резервов, можно отнести такие как:

- низкая финансовая устойчивость страховщиков;

- низкий уровень профессионализма и страховой культуры;

- внутрисистемная разобщенность;

Внешними проблемами, носящими общегосударственный характер, можно

назвать следующие:

- экономические (инфляция, отсутствие государственной поддержки, низкий

финансовый потенциал страхователей и др.)

- юридические (низкий уровень общего законодательного обеспечения страховой

деятельности, длительное становление страхового рынка в условиях полного

отсутствия законодательной и методической базы, контроля и др.)

- политические (общеполитическая нестабильность).

В итоге, не было бы зазорным рекомендовать использование опыта

иностранных профессионалов страхового бизнеса, адаптируя его к

отечественному рынку. Это касается вопросов целевого финансирования

проектов, создания фондов поддержки, налоговых льгот, возможности открытия

иностранного страхового рынка для России, организации института

страхователей - экспертов, брокеров, актуариев и др.

Что касается финансовой устойчивости страховых компаний, то в с 1999

г. продолжается положительная тенденция, характеризующаяся увеличением

страховых премий и резервных фондов. Если такое положение сохранится в

будущем, то страховым компаниям не грозит банкротство, и они смогут

возместить все суммы ущерба, которые возможно предъявят к оплате

страхователи.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ ч. II.

2. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ».

3. Гвозденко А.А. Основы страхования: Учебник. – М.: Финансы и

статистика, 1998. – 304 с.

4. Петров А.А. Страховое право: Учебное пособие. – СПб.: Знание,

СПбВЭСЭП, 2000. – 139 с.

5. Фольгенсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. М.:

Юристъ, 1999. – 284 с.

6. Шахов В.В. Страхование. Учебник для вузов. – М.: Страховой полис,

ЮНИТИ, 1997. – 311 с.

7. Комментарий к гражданскому кодексу РФ части второй (постатейный).

Под редакцией проф. О.Н. Садикова, - М.: Юридическая фирма

КОНТРАКТ, издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996. – 800 с.

8. Юргенс И. Внутрисистемное регулирование страхования в РФ.

«Страховое дело», №10, 2000.

9. Юргенс И. О проблеме регулирования страхования в РФ. «Страховое

дело», №9, 2000.

10. Юргенс И. Системный подход к определению понятия «национальная

система страхования». «Страховое дело», №8, 2000.

11. Бирючев О.И. Страхование: Пути развития. «Финансы», №12, 2000.

12. Сплетухов Ю.А. Место и роль государства в организации страхования в

современных условиях. «Финансы», №9, 2000.

13. http://medinsurer.ru/ «Институциональное развитие страхового рынка

России»

Выступление Президента Всероссийского Союза страховщиков, Депутата

ГосДумы ФС РФ, Александра Коваля 26 июня 2003 года, Цюрих,

Швейцария, конференция "Insurance in Russia & CIS"

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.