рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Финансовые аспекты страховой медицины

----------

Общая сумма расходов этих субъектов на социальные нужды

Сумма личных средств населения на медицинскую помощь

3.2. К3.2 = ---------------------------------------------------------------

----------

Общая сумма расходов населения на жизнеобеспечение

(“потребительская корзина”)

Сумма расходов по

уходу за больными и

престарелыми

членами общества (помощь,

осуществляемая

бесплатно, но в денежной

. оценке)

3.3. К3.3 = Ур.гуманности[4] = ---------------------------------------------

------------

Общая сумма расходов

по уходу

где К3.1 - коэффициент, характеризующий уровень расходов, идущих на

охрану здоровья работающего населения (субъектов-производителей);

где К3.2 - коэффициент, характеризующий уровень расходов населения

региона на медицинскую помощь (может исчисляться по различным социальным

слоям);

где К3.3 - коэффициент, характеризующий возможную экономию средств по

уходу за больными и престарелыми (является социальным фактором).

Весь представленный комплекс факторов подлежит финансовой оценке:

удаленное территориальное местоположение, уровень загрязненности окружающей

Среды, низкие доходы большинства населения требуют дополнительных

финансовых вложений для выравнивания сложившегося положения по регионам в

сфере охраны здоровья.

Перечисленные факторы представлены в таблице.

|Номер |Выражение | |

|группы факторов |фактора через |Возможность использования |

| |коэффициент | |

|1. |К1.1 |Корректировка средств, выделяемых|

| | |Федеральным фондом ОМС |

| | | |

| |К1.2 |Корректировка средств, выделяемых|

| | |территориальным фондом ОМС |

| | |региона |

|2. |К2.1 |Корректировка финансирования |

| | |государственных расходов на |

| | |медицину (Минфин РФ) |

| | | |

| |К2.2 |Корректировка финансирования |

| | |государственных расходов на |

| | |медицину (Минфин РФ) |

|3. |К3.1 |Используется территориальным |

| | |фондом ОМС для оценки финансовой |

| | |способности региона |

| | | |

| |К3.2 |Используется организациями, |

| | |занимающимися ДМС[5] для оценки |

| | |платежеспособности населения |

| |К3.3 |региона |

| | | |

| | |Может использоваться Федеральным |

| | |и территориальными фондами ОМС, |

| | |организациями ДМС и органами |

| | |социальной защиты населения |

Предложенный ряд коэффициентов[6], классифицированный по различным

группам факторов, реально и с достаточной степенью достоверности отражает

эффективность системы страховой медицины, включающей в себя финансирование

расходов на здравоохранение из бюджета, охватывающей деятельность

Федерального и территориального фондов обязательного медицинского

страхования, и может использоваться как фондами ОМС так и организациями,

занимающимися ДМС, поскольку некоторые из коэффициентов могут применяться

при расчете страхового тарифа. Работоспособной данная схема будет в случае

привлечения достаточного количества статистических данных на протяжении

длительного срока наблюдения. В современных условиях достижение

определенного уровня здравоохранения ограничивается

жесткими рамками имеющихся возможностей экономического развития региона.

Возникает двоякая ситуация: либо развивать сложившуюся структуру

здравоохранения и привлекать новые источники финансирования, что в свою

очередь требует правового обеспечения и психологической переориентации

общества.

Проблему поиска новых источников финансирования системы охраны здоровья

решает переход к страховой медицине, составной частью которой, помимо

научных исследований в медицине, подготовки медицинских кадров,

строительства учреждений здравоохранения и их оснащения, финансирования

затрат на медицинское обслуживание населения (отдельных категорий),

является медицинское страхование - обязательное и добровольное. В структуре

страховой медицины основной частью выступает обязательное медицинское

страхование (ОМС).

2.2 Доходы страховой медицины. Обратимся к финансовому аспекту

страховой медицины. Ее доходную часть можно представить в следующем виде:

Дсм = Аб + Домс + Ддмс , где Дсм - доходы страховой медицины,

Домс = Пл + Б1 + Др Аб - бюджетные ассигнования,

(включая И) Домс - доходы обязательного МС,

Ддмс = Пр + И + др. Ддмс - доходы добровольного МС,

Аб = Б1 + Б2 +...+ Бп. Пл - платежи хозяйствующих субъектов

ОМС,

Б1 - платежи из бюджета на

ОМС нерабо-

тающего населения

Др. - прочие источники

финансирования, не

запрещенные

действующим законода-

тельством

Пр - сумма страховых

премий

И - доходы от

инвестирования временно

свободных денежных

средств в ЦБ

Б2..Бп - другие виды

бюджетных расходов

на медпомощь

Таким образом, поступления страховой медицины складываются из следующих

источников: средств, идущих на ОМС из Федерального и территориальных фондов

ОМС, средств организаций добровольного медицинского страхования и бюджетных

ассигнований. В свою очередь,

средства, поступающие в Федеральный фонд ОМС состоят из: части страховых

платежей хозяйствующих субъектов, взносов территориальных фондов ОМС на

реализацию совместных программ ОМС, доходов от использования временно

свободных денежных средств, нормированного страхового запаса и других

поступлений. Доходы территориальных фондов ОМС складываются из: части

страховых платежей хозяйствующих субъектов, бюджетных средств, поступающих

на ОМС неработающего населения, доходов от использования временно свободных

денежных средств, финансовых средств, взыскиваемых в регрессном порядке, и

других поступлений, не запрещенных действующим законодательством. Доходная

часть организаций, занимающихся добровольным медицинским страхованием,

складывается из следующих поступлений: страховых премий по договорам

страхования, доходов от инвестирования временно свободных денежных средств

в ценные бумаги и иных поступлений. В свою очередь, бюджетные средства

состоят из: ассигнований из местных бюджетов на ОМС наработающего

населения, ассигнований федерального бюджета на выполнение республиканских

программ ОМС, а также могут включать в себя другие виды целевых разовых

расходов.

Прослеживается тенденция получения организациями, занимающимися как ОМС,

так и ДМС, доходов от инвестирования средств (временно свободного остатка)

в государственные ценные бумаги, банковские депозиты, ценные бумаги

акционерных обществ, валютные ценности в соответствии с валютным

регулированием, на условиях возвратности, прибыльности, ликвидности.

Ограничением вложений в настоящее время является ограниченность самого

рынка ценных бумаг и недостаточным представительством на этом рынке

финансовых услуг учреждений финансово-кредитной сферы.

2.3 Расходы страховой медицины. Рассмотрим расходную часть Федерального

фонда ОМС, выражаемую формулой:

Рффомс = Ро + Рд[7]

где Рффомс - расходы Федерального фонда ОМС

Рд - основные виды расходов (по обеспечению основной деятельнос-

ти)

Ро = Ц + В где Ц - сумма средств, идущих на финансирование целевых

программ в рамках ОМС за определенный

период

времени (год),

В - средства, идущие на выравнивание

условий дея-

тельности территориальных фондов ОМС

по

обеспечению финансирования программ

ОМС.

Для экономической оценки величины последнего слагаемого (с учетом

влияния различных факторов региональных особенностей) и рядом

коэффициентов, представленных выше, введем дополнительные обозначения:

пусть с - величина условно-постоянная, выражает сумму средств,

выделяемых i-му региону, тогда с1, с2 ... сп - расходы Федерального фонда

ОМС по регионам. В соответствии с указанными ранее данными, на них

оказывают влияние различного рода факторы, которые обозначаются

коэффициентами: К1, К2 ... Кп, тогда расходы на выравнивание условий

деятельности каждого региона по ОМС можно скорректировать. Они составят

следующий ряд:

n

В1 = е сКj - для одного региона, т.е. В = сК1 + сК2 + сК3 +

...+ сКп

j=1

n

или Вi = е ciКj , причем Кj соответствует сi , если коэффициент

j=1

входит в систему факторов и Кj = 0, если коэффициент не входит, т.е. если

фактор Кj не характерен для данного региона, то сКj будет равно 0. При этом

Вi имеет смысл. Таким образом, данная схема является верной при любом

увеличении (уменьшении) числа слагаемых (она учитывает скорректированные

суммы по разным факторам для регионов, но также может и не учитывать не

типичные для них). Тогда формула расходов Федерального фонда ОМС примет

вид:

n

n

Рффомс = е Вj + Рд, или Рффомс = е Вj + А,

j=1

j=1

где Рд = А, если А - средства, выделяемые Федеральным Фондом ОМС в рамках

оной программы по ОМС.

Аналогично расходную часть территориального фонда ОМС можно выразить

следующей формулой:

Ртфомс = Ро + Рд ,

Ро = Н + В где Н - финансирование программ ОМС по дифферен-

цированным подушевым

нормативам, опреде-

ляемым правлением

Территориального фонда,

В - выравнивание финансовых ресурсов

городов и

районов, направляемых на ОМС.

Расходную часть организаций, занимающихся добровольным медицинским

страхованием, можно выразить посредством формулы:

Рдмс = Ро + Рд .

Тогда схему финансовой деятельности ДМС можно выразить в следующем виде:

Фр = Пр - В + И - Рд , где Фр - финансовый результат,

Пр - поступление страховых

премий,

В - выплаты страхового

возмещения,

И - доходы, полученные от

инвестиций,

Рд - виды расходов по

обеспечению основной

деятельности.

Таким образом, все расходы системы страховой медицины представляются:

Рсм = Ромс + Рдмс + Рб , где Рсм = Рффомс + Ртфомс ,

Рб - расходы бюджета

Возможность практического применения данной системы расчетов[8] довольно

высока, т.к. позволяет выявить и экономически оценить влияние различных

групп факторов на деятельность фондов ОМС и ДМС, выявить социальные

последствия в результате перехода к страховой медицине, а также сделать

возможным составление прогнозных оценочных моделей медицинского страхования

с привлечением достаточно достоверных статистических данных, с учетом

особенностей регионального, экономического и социального фактора.

Заключение.

В комплексе проводимых социально-экономических реформ важнейшее место

отводится страховой медицине. Переход к ней обусловлен спецификой рыночных

отношений в здравоохранении и развитием сектора платных услуг. В мировой

практике организации медико-санитарного обслуживания сложились три основные

системы экономического функционирования здравоохранения: государственная,

страховая и частная. Государственная система основана на принципе прямого

финансирования лечебно-профилактических учреждений и гарантирует бесплатную

медицинскую помощь. В основу страховой системы заложен принцип участия

граждан, предприятий или предпринимателей в финансировании охраны здоровья

напрямую или через посредничество страховых медицинских организаций.

Частная медицина в настоящее время представлена частнопрактикующими

врачами, клиниками и больницами, находящимися в индивидуальной

собственности. Их финансирование осуществляется за счет платного

медицинского обслуживания пациентов

Систему медицинского страхования целесообразно рассматривать в двух

аспектах. В узком смысле это процесс поступления финансовых ресурсов и их

расходование на лечебно-профилактическую помощь, даю

щий гарантию получения этой помощи, причем ее объем и характер определяются

условиями страхового договора

В более широком смысле страховая медицина представляет собой систему

общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет

финансирование из специальных страховых фондов. При этом охрана здоровья

граждан финансируется “снизу”. Страховые фонды образуются за счет различных

источников финансирования: средств государственного бюджета, взносов

предприятий, предпринимателей и работающих. Медицинское страхование,

способствуя накоплению необходимых средств, а также формированию системы

платной медицины, выступает как эффективный источник финансирования

здравоохранения. В условиях страховой медицины реализуется принцип

“Здоровый платит за больного, а богатый - за бедного”.

В заключении надо сказать, что переход к медицинскому страхованию

неизбежно предполагает определенную степень коммерциализации

здравоохранения. Сегодняшнее состояние российской экономики, всеобщий

переход к рынку просто не даст удержаться на плаву системе здравоохранения

и выход только один - реформы, реформы и реформы, которые и начали

претворяться в жизнь. Ведение добровольного и обязательного медицинского

страхования имеет огромную роль в развитии системы здравоохранения и

позволит в дальнейшем поднять на ноги разваленную годами советской власти

медицину.

Система медицинского страхование, складывающаяся в России, в

определенной мере учитывает зарубежный опыт. Положительным, на мой взгляд

является создание системы социального медицинского страхования и

параллельно с этим функционирование частной системы МС.

171717Список использованной литературы.

1. Н.А. Левант “Варианты добровольного медицинского страхования и

экономические основы их проведения.” // Финансы. - № 1. - 1993. - с.56-62.

2. А.Ф. Бородин “Росгосстрах уверен: медицинскому страхованию быть!” //

Финансы. - № 7. - 1993. - с. 56-59.

3. В.Г. Бутова, Н.Г. Ананьева “Экономическое обоснование страховых тарифов

по обязательному медицинскому страхованию.” // Финансы.

- № 1. - 1994. - с. 38-43.

4. Л.А. Юрченко “Проблемы финансирования медицинского страхования.” //

Финансы. - № 2. - 1994. - с. 49-55.

5. Ю.С. Бугаев “О некоторых проблемах и перспективах развития страхования в

России.” // Финансы. - №3. - 1994. - с. 45-53.

6. В.М. Анисимов, А.П. Громов, Ю.В. Шиленко “Актуальные проблемы правовой

экспертизы в страховой медицине” // Финансы. - № 6. - 1994.

с.61-67.

7. В.Г. Бутова “Методика формирования областного прейскуранта тарифов на

медицинские услуги.” // Финансы. -№ 11. - 1994. - с. 30-33.

8. С.Б. Постников “Здравоохранению - приоритетная финансовая поддержка.” //

Финансы. - № 11. - 1994. - с. 42-45.

9. Л.А. Юрченко “Медицинское страхование как фактор социальной

стабильности.” // Финансы. - № 12. - 1994. - с. 53-55.

10. И.Ю. Матвеева “Роль страховых медицинских организаций в контроле

качества медицинской помощи.” // Финансы.- № 2. - 1995. с. 45-48.

11. В.М. Анисимов “Развитие страховой медицины - путь к реформированию

здравоохранения.” // Финансы. - № 5. - 1995.- с. 46-50.

- 2 -

Содержание.

Введение. ----------------------------------------------------------------

-------- 3

Глава 1. Организационно-правовые принципы организации

страховой медицины.

1.1 Организация страховой медицины. ----------------------------------- 5

1.2 Экономическая база страховой медицины. ------------------------- 6

1.3 Правовые отношения в рамках страховой медицины. ----------- 7

Глава 2. Финансовые аспекты страховой медицины.

2.1 Факторы, влияющие на эффективность системы

здравоохранения. ----------------------------------------------------

------ 10

2.2 Доходы страховой медицины. ------------------------------------------

14

2.3 Расходы страховой медицины. -----------------------------------------

15

Заключение. ---------------------------------------------------------------

------- 18

Список использованной литературы. --------------------------------------

19

Государственный Комитет РФ по Высшей школе

Тюменский Государственный Университет

Экономико-правовой факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ :

Финансовый аспект медицинского

страхования.

Научный руководитель:

к.э.н. Ляпина Т.М.

Работу выполнил:

Антонов А.Е. группа 1-93 Г

Нижневартовск - 1996

-----------------------

[1] в данном случае от болезней

[2] лечебно-профилактические учреждения

[3] обязательное медицинское страхование

[4] под уровнем “гуманности” понимается финансовая оценка средств, которые

могут быть сэкономлены вследствие бесплатного оказания помощи по уходу

[5] добровольное медицинское страхование

[6] коэффициенты взяты “Финансы” № 2 - 1994 - с. 49-51

[7] по Положению о Федеральном фонде ОМС № 4543-1 от 24.02.93 г.

[8] формулы доходов и расходов страховой медицины взяты из “Финансы” - № 2

- 1994 - с. 52-54

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.