рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: История искусства от первобытного общества до искусства XVIII века

Шпаргалка: История искусства от первобытного общества до искусства XVIII века

1. Искусство первобытного общества

Искусство эпохи первобытнообщинного строя. П. и. возникло около 30-го тысячелетия до н.э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности и обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства сделало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека и способствовало усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже – в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры.

Наскальные рисунки разнообразны по манере исполнения. Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Чаще всего рисовали животных, потому что их боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались. Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5–2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи – языческой королевы. 30 сарсеновых камней образуют круг диаметром 33 м. Стоунхендж с самого начала своего существования и до расцвета в третьем тысячелетии до нашей эры рассматривался обитателями Англии как территория для погребения мертвых.

Английский писатель и историк Томм Брукс в результате своих многолетних исследований сделал вывод, что Стоунхендж входил в состав гигантской навигационной системы, состоящей из равнобедренных треугольников, вершина каждого которых указывала на следующий пункт.

Александр Андреевич Иванов(1806–1858) – русский художник, мастер исторической живописи, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу». Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна. На первом плане картины изображена группа апостолов во главе с Иоанном Крестителем. Иоанн указывает на Христа. Справа изображена группа людей, спускающихся с холма во главе с фарисеями. Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837–1857) и о ней знали все, кто интересовался живописью. Павел Третьяков приобретал эскизы, поскольку саму картина приобрести было невозможно – она писалась по заказу Академии художеств и была как бы уже куплена ей. Холст, масло. 540 × 750 см 1837–1857.

2. Искусство древней Индии

Ведущие боги Брахма, Вишну и Шива составили троицу. Они и другие герои, и полубоги стали основными Индийскими объектами искусства. Удача сопровождала Буддизм. Он быстро распространился в Южной Индии между простыми людьми. Он прослужил с брахманскими жрецами, претендовавшими на исключительную помощь в государстве. Буддизм был признан государственной религией. Войдя в силу Буддизма, начался строится каменные постройки: святилища и монастыри, которые уже попадают в наслоившуюся архитектурную традицию. Святилища украшали скульптурами, рельефными образами старых миров, мотивами легенд. И в искусство буддизм привнес совершенно определенные социальные идеи; это идеи несовершения зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретно-образный характер. Например, с древнейших времен существует традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как ореол, взметается тысяча рук, в открытых ладонях которых изображена соответственно тысяча глаз. Социальный смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть все несправедливости, свершаемые на земле, и тысячу рук, чтобы протянуть руку помощи всем страждущим, отвести от них горе и несчастья. Вместе с тем буддизм всегда тяготел к социально-нравственному поучению, которое он старался воплотить в конкретных художественных образах. Однако подлинно художественные произведения оказывались более емкими и содержательными, чем религиозные, социальные и нравственные поучения буддизма.

Санчи – деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш. Главной достопримечательностью Санчи является первая в истории ступа. Она была возведена по приказу императора Ашоки в III в. до н.э. На рельефах изображены не только индийцы, но и люди в греческих одеждах. Задуманная в качестве наглядного символа Колеса дхармы, ступа в Санчи послужила прообразом всех последующих ступ.

2. Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390–1441) –фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

Портрет четы Арнольфини был создан в Брюгге в 1434 году и с 1843 года находится в Лондонской национальной галерее. На нём изображены Джованни ди Николао Арнольфини и его жена, предположительно в их доме в Брюгге. Портрет является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.

Этот иностранный купец жил в Брюгге в аристократической роскоши, у него были восточные ковры, люстра, зеркало, верхняя часть окна его дома была остеклена, и на столе у него лежали дорогие апельсины. Однако комната по-городскому узка. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Днём занавес на ней поднимался, и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Ночью занавес опускался, и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Женщина бережно кладёт свою правую руку в левую руку мужчины. Это соприкосновение выглядит очень церемониально, художник изобразил его почти в центре картины, придавая, таким образом, ему особое значение. Оба стоят очень торжественно в окружающей их обыденной обстановке, шлейф платья у женщины аккуратно расправлен, а мужчина поднял правую руку для клятвы. Соединение рук и слова клятвы были во времена ван Эйка явным свидетельством происходящей брачной церемонии. Дерево, масло. 81,8 × 59,7 см


3. Искусство Древнего Египта

Можно сказать, что искусство Древнего Египта – это монументальное искусство, служившее в основном целям религиозного культа. Особенностью его является то, что большинство произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера могли хорошо обращаться с камнем, металлом, деревом и стеклом. Развитие искусства в Египте делится на 3 периода: 1) Древнее царство 2) Среднее царство 3) Новое царство

1) Древнее царство. В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.

2) Среднее царство. Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.

3) Новое царство. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает. Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н.э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив, слава его сохранилась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилон а, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. Полускальный заупокойный храм: в нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. В статуях поражает техника изготовления глаз. Египтяне фиксировали на них особое внимание путём сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толчёный малахит. Глаза статуй, делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующие края век, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя – для зрачка. Делалось это египтянами для того, чтобы скульптура выглядела живой, ведь, скульптура, исходя из религиозных представлений египтян, была воплощением, а изображаемого человека.

Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам – изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим канонами египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.

Статуи играли большую роль и в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, меньше акцентируя внимание на деталях.

Франческо Бартоломео Растрелли – знаменитый русский архитектор итальянского происхождения; граф, кавалер ордена Святой Анны (1762), академик архитектуры (1770).

Сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675–1744), обрусевшего итальянца. Наиболее яркий представитель русского барокко.

1) Зимний дворец – квадратное здание с внутренним двориком, трехъярусное с двумя верхними объединениями. Находится на берегу Невы и занимает целый квартал. Четыре фасада оформлены по-разному. Фасад теряется в белых колоннах, в оконных рельефах, в многочисленных окнах. Крыша украшена вазами и скульптурами поочерёдно. Буйство цвета зеркал, свечей, позолоты рождала ощущение вечного праздника.

2) Адмиралтейство было заложено в Санкт-Петербурге 5 ноября 1704 года. Изначально Адмиралтейство строилось как верфь по чертежам самого Петра I. В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году Адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру – рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника. Канал вокруг Адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную – по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.

3) Екатерининский дворец – бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Расположен в современном городе Пушкин, в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I; представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей. Во время войны дворец был сильно разрушен. Его восстановление заняло долгие годы и продолжается Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе. Растрелли перестроил Большой дворец в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру – Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик. Янтарный кабинет или Янтарная комната – одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в 1716 подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское Село. В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Дальнейшая судьба комнаты была неизвестна.

4. Искусство Древней Месопотамии

В суровой борьбе с природой шумерийцы создали свою культуру. Они осушили болотистую почву, построили дамбы, каналы и плотины, изобрели гончарный крут, форму для выделки кирпича, повозку со сплошными деревянными колесами, плуг-сеялку, парусную лодку, освоили технику обработки камня и драгоценных металлов, научились возводить арки, сводчатые перекрытия и купола, накопили бесценные сведения в области естественных наук, создали сложную систему клинообразной письменности, первый календарь, своеобразные эпические сказания. В конце IV тысячелетия до н.э. на юге современного Ирака, там, где реки Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив, возникла одна из древнейших цивилизаций нашей планеты. Ее создателями были шумерийцы. Свою страну они называли Шумер, а лежащие к северу и заселенные семитическими племенами земли – Аккад. Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Сеннаар – Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия. В IX–VII вв. до н.э. Ассирия, расположенная в северной части Двуречья, стала крупнейшей военно-рабовладельческой державой Передней Азии. В 612 г. до н.э. Ассирийская империя погибает, но через 60 лет возникает Нововавилонская империя. Главенствующее положение на целое столетие перешло к Вавилону, который вписал последнюю главу в историю художественной культуры Древнего Двуречья. Заново отстроенный при царе Навуходоносоре II, Вавилон стал крупнейшим городом древнего мира. Как показали раскопки, его площадь составляла 10 кв. км. Тройное кольцо крепостных стен, длиной 18 км и высотой 25 м каждая, опоясывало Вавилон и его пригороды. Главные ворота города, носившие имя богини Иштар, были облицованы глазурованными кирпичами и украшены изображениями священных быков и драконов. От ворот «дорога процессий» вела в центральное святилище Эсагилу, где находились величественный храм бога Мардука, покровителя Вавилона, и знаменитый зиккурат Этеменанки – семиступенчатая башня высотой 90 м, с которой связана библейская легенда о «вавилонском столпотворении». Один из таких храмов – зиккурат бога луны Нанны в Уре – стоял на платформе десятиметровой высоты. В его основании лежал прямоугольник размерами 65x43 м. Над ним поднимались три ступени, которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами. Ступени зиккурата были связаны между собой лестницами. В дни торжественных празднеств тысячи зрителей созерцали процессии жрецов, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму.

Фердинан Виктор Эжен Делакруа(1798–1863) – французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Свобода, ведущая народ, 1830 Холст, масло. 260 × 325 см Лувр, Париж. Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. После многочисленных подготовительных эскизов ему потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу. На голове у неё –фригийский колпак, в правой руке – триколор, в левой – ружьё. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французских людей того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Из-за революционного сюжета полотно в течение около 25 лет не выставлялось на публике.


5. Эгейское искусство

Ещё 3000 лет до н.э. на островах Эгейского моря и на его побережье начала формироваться уникальная культура, которую стали называть эгейской, Крито-Микенской культурой. Она просуществовала около двух тысяч лет. В 12 в. до н.э. её уничтожили пришедшие с севера греки. Эгейское искусство характеризуется переходом основной роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другому, добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером. Приблизительно с 2300–2200 гг. до н.э. основным центром художественной культуры стал Крит в Микенах, который расположен в самом центре Восточного Средиземноморья. Искусство Крита расширило влияние на Киклады и материковую Грецию. Наивысшие достижения критских зодчих – дворцы, в которых сочетание больших горизонтальных площадей и комплексов 2–3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект красочного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечным многообразием впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, которая расширяется кверху. Микенский дворец – это выдающийся образец монументального зодчества греков-ахейцев. Его стены построены из гигантских многотонных кусков камня, щели между которыми были заполнены глиной в перемешку со щебнем. Кносский дворец – пожалуй, самый интересный и впечатляющий памятник критской архитектуры.

В отличие от Кносского дворца, для Микенской и Тиринфской построек характерно наличие строго определенного и весьма простого плана строения. В их визуальной и архитектурной основе располагается мегарон, специальное помещение, выполнявшее функции залы для собрания высокопоставленных чиновников и гостей правителя. Вокруг мегарона располагались комнаты для ночлега, изысканное убранство которых поражает взгляд. Мегарон был именно тем центром, вокруг которого протекала вся жизнь дворца. Фактически мегарон можно считать тем архетипом, который был использован при построении композиции античных храмов и общественных зданий Древней Греции столетия спустя.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.