рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Основные христианские конфессии

Одна из трех главных христианских конфессий (наряду с православием и католичеством). Вероучение протестантизма базируется двумя основоположениями: sola fide ("только вера") и sola scriptura ("только Писание"). Вера воплощается в религиозном отношении к своей жизни, которое проявляется в преданности и послушании богу. Она не сводится к приобщению к таинствам, а выражается в поступках, в действиях. Вера становится образом мыслей человека, определяющим образ его действий. Религиозная ценность отдельных поступков, отдельных действий, включая ритуальные, определяется не самими по себе этими поступками, а тем, чем они вызваны, какими порождены побуждениями. Ответственность человека за свое спасение полагается в акте его личной веры, и никакая организация (речь идет о Церкви как о социальном институте) не в праве взять ее на себя.

Идея Бога коренится во внутреннем существовании человека, если она воплощается в том образе мыслей, который определяет образ жизни человека, то с точки зрения возможностей служения господу разница между мирской жизнью и монашеским служением не должна существовать. Следовательно религия не требует от верующего отрешения от мира во имя приобщения к Богу. Бегство от мира было бы бегством, с точки зрения протестантизма, от установленных господом условий человеческой жизни.

"В отличии от католицизма, с его учением о том, что человек может спасти свою душу лишь благодаря посредничеству церкви, наделенной особым правом распределять в мире божественную "благодать", а также благодаря заступничеству "святых" и "добрым делам" верующего, протестантизм придерживается в учении о спасении таких принципов" [4. С.33].

В работе М. Вебера " Протестантская этика и дух капитализма", автор показывает, что протестантизм возвеличивает мирской труд человека, рассматривая его как несение своего креста, как непосредственное служение Богу. Как указывает Вебер, с точки зрения протестантизма, Бог судит о достоинстве христианина по тому, как он выполняет свои профессиональные обязанности. В противовес традиционному христианству, превозносящему монашеский, созерцательный аскетизм.

Лютеранство признает, что человек обретает спасение через веру в милосердие божье, отвергает почитание святых и считает, что сами по себе "добрые дела" без божьей благодати значения не имеют: каждый человек сам находит путь к богу, священник же может быть только советчиком в поисках этого пути. Лютеранская церковь - это общинная церковь под руководством священников-пасторов.

Кальвинизм приписывает спасение исключительно божьей благодати и проповедует учение о предопределении, согласно которому каждый человек изначально предназначен богом для рая или ада. Никакие усилия человека не могут изменить уготованную ему участь. Избранные богом могут определить это по удачливости, главным образом в "деловой сфере" деятельности. В кальвинистской церкви наиболее последовательно проведен демократический принцип организации: общины независимы от каких бы то ни было светских властей, обладают самостоятельностью. Внутри общин жестко регламентируется соблюдение церковных обязанностей.

В отличии от католицизма с его учением о двух источниках веры - "священном писании" и "священном предании", лютеране и кальвинисты признают источником веры лишь одно "священное писание" и "апостольские правила". Каждому верующему предоставляется право по-своему толковать и излагать "слово божье".

"В отличии от католицизма, признающего семь таинств, лютеранство сохраняет только два - крещение и причастие. Последнее они понимают как невидимое присутствие тела и крови Христа в хлебе и вине. Кальвинизм признает из всех таинств только одно - крещение. Причащение же рассматривается как обряд, совершаемый в память о мученической смерти Иисуса Христа, а хлеб и вино - как символы, напоминающие о его искупительной жертве" [4. С.34].

Отвергнув свойственное католицизму резкое разграничение верующих на духовенство и мирян, протестантизм внес существенные изменения в организацию церкви и вообще церковную жизнь и деятельность. Лютеранство представлено национальными церквями, верховенство в которых принадлежит главам соответствующих государств. Церковную иерархию составляют пасторы или епископы, осуществляющие в основном проповеднические и организационные функции. Они не проходят посвящения в сан и не имеют специальных облачений, считается желательным, чтобы пастор состоял в браке. К служению в церкви допускаются женщины. Кальвинизм отверг в принципе подчинение церкви государству и признал каждую общину самостоятельной. Возложив контрольные функции в общине на самих мирян, протестантизм не только не избавил общество от религиозной нетерпимости и проявлений фанатизма, но, наоборот, придал им больший размах и остроту.

1.3 Происхождение и сущность человека

Целью и предметом подлинно христианского богословия всегда был и остается человек в его связи и отношении с Богом.

Как уже было изложено выше, и православие, и католичество, и протестантизм сохраняют основные догматы христианства, прежде всего - представления о сотворении мира, о былом совершенстве человека в "естественном состоянии", в каком он вышел из рук творца.

В книге Бытия сказано: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему". "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле".

Объединяющим фактором трех религиозных конфессий является единство мысли о сотворении Богом человека, о месте человека в этой жизни, его предназначении.

Еще один немаловажный аспект - это вопрос об отношении церкви к такой сфере как экономическая составляющая жизни человека.

"Как только общество достигнет определенного уровня сложности обменов, оно не может обойтись без денег. По своей природе деньги не могут быть ни грязными, ни чистыми: лишь их использование и представление о них связаны с моралью" [8. С.461]. Непреодолимое влечение к деньгам, стремление заработать их все больше и больше трудно совместимы со служением Богу по той причине, что нельзя полностью и одновременно посвятить себя двум различным целям.

Христос никогда не осуждал и не отвергал частную собственность, а говорил о "богатых", коим "трудно войти в Царство Божие". Он имел в виду не размах их имущества, а их внутреннее отношение к богатству: они "надеются на него, служат ему, а не Богу", "собирают себе" земные сокровища и пребывают в них "сердцем" и потому "богатеют не в Боге". Только таких богатых Христос отвергал, остальным же Он заповедовал милосердие и щедрость.

Тем не менее, ни одна религия не может отказаться от решения финансовых вопросов, хотя бы потому, что необходимо обеспечить работу ее учреждения. Тем не менее, отношение к материальной части жизни человека в рассматриваемых христианских течениях отличается друг от друга.

Православная церковь, не отвергая материального начала в человеке, видит это начало в единстве с началом невещественным, духовным. "Русская православная церковь пустила в обращение концепцию "социальной нейтральности". Суть этой концепции такова. Первая цель христианства - спасение и благо души, из которых потом вырастают и земные блага. Есть два пути, ведущие к этой цели: один путь внешний, другой внутренний. Первый состоит в обнародовании законов, в правительственных распоряжениях, в решении всех политических, экономических и нравственный вопросов на основании известных положений. Второй путь - перемен ума и сердца. Этот путь не под силам людям, его избрал Христос, свидетельствуя тем самым о своей божественной сущности.

Христос не затрагивал в своей евангельской проповеди вопросов политики, права, экономики. Христос обращал свое основное внимание на душу человека, на внутреннего человека, из которого потом уже рождается и внешний человек, то есть подданный, гражданин, семьянин, член общества и т.д.

Основная идея католической религии заключается в ее рационализации жизни. Очевидно, что "она должна была оказать существенное содействие капиталистическому мышлению, которое ведь само по себе, является рациональным, направленным к цели. Идея наживы наряду с экономическим рационализмом означает ведь, в сущности, не что иное, как применение жизненных правил, вообще предписывавшихся религией, к сфере хозяйственной жизни" [6. С.183]. "Какие бы причины ни повели самопроизвольно к образованию экономического рационализма, не может быть сомнений в том, что он нашел могучую поддержку в вероучении церкви, которая во всей жизни стремилась к тому же самому, что капиталистический дух должен был осуществить в хозяйственной жизни" [6. С.184].

Протестантизм стремился утвердиться в качестве религии человека, целиком отдавшегося своим "мирским" обязанностям и заботам. Взгляд на труд как на социально унизительное, хотя и практически необходимое занятие, которое должно быть уделом социальных низов, в протестантском богословие изменился на взгляд о труде как на достойном и славном средстве прославления и утверждения Бога через Его творение, которое еще более увеличивает человеческое благополучие. Не случайно те регионы Европы, которые приняли протестантизм, вскоре оказались экономически процветающими - таковым оказалось неожиданное следствие нового религиозного значения, придаваемого труду. М. Вебер в своих трудах возвеличивает мирской труд человека, рассматривая его как несение своего креста, как непосредственное служение Богу. Эта же основная тенденция протестантизма может быть прослежена и в его трактовке отношения человека к Богу, в понимании самой веры, в истолковании первородного греха. Жизнь человеческая в этом мире рассматривается как судьба, предначертанная Богом человеку. "Человек не смеет уклоняться от жизни "в мире" [4. С.43].

"Протоиерей А. Смирнов писал в статье "Солнце правды и любви": "Как смотреть на общественное неравенство людей? Как должны быть распределены в обществе материальные блага? Позволительна ли собственность? Надо ли стремиться к материальному уравнению членов общества? Как смотреть на рабство? Нормально ли ограничивать деятельность женщин семьей?". Прямых ответов на поставленные вопросы в евангелии просто не найти. Тем не менее оценочная составляющая бытовой жизни человека, материальной стороны просто не может не существовать. "Уже в Евангелии мы можем найти некоторые намеки на экономическую теорию, то есть на осмысление экономики и на позиционирование христианства в этом экономическом мире, то есть что это такое, как нам это понять и как нам себя в нем вести" [7.].

"Католики находятся полностью на уровне новой современной либеральной доктрины, рассуждая о том, что все должно быть морально и нравственно. А то, что касается православия, я бы не стал утверждать, что мы резко противоречим тому, что видим в протестантизме. Очень много разговоров идет о том, что православие в принципе неспособно создать благополучный экономический мир. Вот протестанты - да, они сумели создать американскую модель. Я не вижу там серьезного благополучия. Если на улицу страшно выйти, потому что там стреляют, это не есть благополучие. А то, что стреляют, - это проекция наших экономических отношений. Значит, в доктрине есть некоторый изъян, который приводит к тому, что на улицах стреляют. Значит, не так уж чиста доктрина. Я имею в виду кальвинистскую доктрину, которая называется "Дух протестантизма". Современная протестантская экономика вышла не из Лютера, он был далек от экономики, она вышла из Кальвина. Он на эту тему рассуждал, на эту тему думал, специально обучал свою общину экономной бережливости и так далее. Из него произошла доктрина о том, что материальное богатство есть благословение Божие. Это не его идея на самом деле, она до него сто раз высказывалась святыми отцами. Он просто эту идею применил так, что это есть зримое Божье благословение. Человек праведен, раз у него есть зримое материальное богатство. А поскольку спасутся абсолютно все, потому что они верой только спасаются, делами не надо, веруешь - спасешься, не веруешь - не спасешься" [7.].

"В принципе нигде христианство не говорит о том, что экономика - вещь неприемлемая, нигде оно не говорит о том, что прибыль получать не надо. Христианство начинает оценивать факт, а факт начинается с того момента, когда человеческая воля придает процессу какое-то направление движения.

Вопрос заключается в том, как используется эта прибыль. "Если вы получаете прибыль и расходуете ее не только на себя, но и на некие социальные нужды, на нужды всего общества, по-разному, пусть это будут нужды какой-нибудь больной старушки или общества в целом, - вот это правильное использование того богатства, которое Бог вам дал" [7.].

И православие, и католичество, и протестантизм сохраняют основные догматы христианства, прежде всего - представления о сотворении мира, о былом совершенстве человека в "естественном состоянии", в каком он вышел из рук творца. Проведенный анализ в форме сравнения православной и католической, католической и протестантской конфессий, наглядно показал на сколько одна вера - христианство может трактоваться по разному. Именно это разногласие и послужило историческому разделению конфессий.

Целью первой главы было рассмотреть каждую из трех христианских конфессий, углубляясь в вопрос о происхождении и смысле человеческой жизни, а так же отношению к экономической составляющей жизни человека. Это удалось по средствам глубокого изучения религиозной литературы. В первую очередь частично была решена поставленная проблема, обозначенную в качестве вопроса о том, каким образом христианские конфессии влияют на экономическую, культурную и нравственную составляющие жизни человека. Более детальному рассмотрению экономической составляющей в современном обществе посвящена вторая глава. Но общий вывод может звучать следующим образом: Общая позиция в отношении материальной стороны жизнедеятельности человека не является ни протестантской, ни католической, ни православной - она общехристианская. А вот "выводы, которые из нее делаются, те результаты, к которым она на деле приводит, - это уже то осмысление, которое свободная человеческая воля дает тем или иным основным постулатам христианской веры" [7.].

В целом, учитывая то, что протестантизм внес существенные изменения в организацию церкви и вообще церковную жизнь и деятельность, что не могло не отразиться на воспитании прихожан и верующих, то неудивительны не отличия, в особенности с православной церковью и ее учениями. Протестантизм не столько обращает внимание на "добрые дела", сколько акцентирует внимание на вопросе верует человек, погруженный "мирскими" заботами, или не верует. Следовательно религия не требует от верующего отрешения от мира во имя приобщения к Богу. Католичество и православие во взглядах близко по отношению взаимодействия человека и Бога. Оно проявляется в первую очередь в "добрых делах" и посредничеству церкви, заступничеству святых. Но существует большая разница в том, что буржуазный "склад" католической церкви и с ее высокой степенью рационализма влияет на обыденную жизнь человека, особенно касающуюся материальной ее составляющей. Православие в этом плане более консервативно и в большей степени придает значение внутренней - духовной и внешней - "мирской" жизни человека.


Глава 2. Современная христианская церковь о труде и богатстве в жизни человека

Вторая глава посвящена рассмотрению вопроса, связанного с экономической составляющей жизни человека, а именно отношению церкви к вопросу накопления богатства. Очевидно, что в доктринах исследуемых в работе христианских конфессий отношение сильно отличается друг от друга. Этому может свидетельствовать экономическое положение стран, в которых распространено то или иное течение, к примеру сильная американская модель и практически повсеместное распространение протестантских церквей. Так же показательным может служить то, как непосредственно выглядит место, куда приходят верующие люди - церковь, будь то православный храм, католический костел или протестантская кирха.

Очевидно, что ни одна религия не может отказаться от решения финансовых вопросов, хотя бы потому, что необходимо обеспечить работу ее учреждения. Так же очевидно, что существует и оценка церкви по отношению к экономической составляющей жизни человека. То, что существуют расхождения, сложившиеся в течении долгого исторического пути, связанные с разным трактованием евангелии и вообще расхождений в доктрине, об этом было изложено в первой главе, теоретической части. Но о том, как именно обстоит ситуация в современном мире, в котором, пожалуй, все взаимоотношения в обществе "пропитаны" экономической сущностью, ни в какой литературе, даже периодических изданиях, не встретишь. Именно поэтому целесообразно было провести исследование, путем проведения интервью со священнослужителями протестантской, православной и католической церквей. Цель исследования направлена на выявление отношения современной церкви (православной, католической и протестантской) к труду, как основной составляющей жизнедеятельности человека. А так же на то, чтобы получить на то, чтобы получить ответ на главный заявленный вопрос: "Можно ли считать залогом благополучия страны то, какую религию она исповедует?". Это возможно лишь определив истинное отношение церкви к тем составляющим, которые создают "благополучие" - труд, деньги, богатство.

Первым опрошенным был Отец Андрей, наставник Томской католической церкви.

-  Что такое труд?

-  Труд - это призвание. К труду подходят по-разному. И многие воспринимают труд как зло и приговор за совершение первородного греха. Но это благодать, так как человек через труд выполняет свое призвание. Он становится хозяином земли. Человек сам совершенствуется благодаря работе и труду и его жизнь становится более легкой. Это способ реализовать себя.

Отец Андрей рекомендовал обратиться к труду Юанна Павла - II “Laborem ecsercens”, в переводе на русский язык "О человеческом труде".

-  Богатство - это следствие труда человека?

-  Естественно. Очень важно чтобы человек правильно воспринимал это богатство. И Иисус очень много говорил об этом в Евангелии." Богатым очень трудно войти в Царство Божье". Люди забывают о душе, о спасении, становятся эгоистичными и высокомерными. В Евангелии существует множество притч по этому поводу. Богатство - это опасно, но если человек делится с нищими и если он воспринимает это как дар Божий, то он может своим богатством воплощать любовь ближнему. Благотворительность - это правильное использование богатства.

-  Значит, деньги развращают духовный мир человека?

-  Его неправильное использование, да! В богатстве есть ответственность за его использование. Если оно помогает другим людям, значит человек на пути спасения.

-  " На все воля Божья". Так ли это?

-  Каждый человек свободен и это великий дар Господа, он выражает этим свою любовь к людям. Человек может делать выбор сам, даже если и совершает ошибки. Но Бог знает все о выборе, который делаем мы. Но он не ограничивает нас в самостоятельности принятия решений.

-  Богатство и бедность - это тоже воля Божья?

-  Есть нищета, бедность из-за вины самого человека. Большинство из них - это алкоголики, все свое имущество потеряла из-за своей пагубной страсти. И в этом нет вины Господа. В этом виноваты сами люди. Бог дал человеку разум, руки, мудрость и человек может это использовать во благо и зарабатывать честным трудом. Но многие этим не пользуются. Порой есть бедность независящая от человека. Но ведь есть общество, и оно должно помогать. Предприниматели, само государство, богатые должны помогать!" Мы спасаемся не в одиночку, мы спасаемся в обществе" - это слова Бога! Первые христиане имели все общее и никто из них не страдал. Бедность - это вызов для общества. Чтобы люди руководствовались сердцем и делились тем, что у них есть. Каждый человек может делать добро. Если людям чего-то не хватает в земной жизни, им обязательно воздастся в небесной. Но какой бы крайней нищета ни была бы, Бог никогда не позволит умереть с голоду.

-  В современной экономической ситуации, чтобы прокормить семью, люди зачастую вынуждены открывают свое дело, создавать бизнес. Бизнес, это в первую очередь, средство зарабатывания денег, а деньги - это средства к существованию. Известно, что бизнес не всегда бывает честным. Получается, что человек, поступается своими принципами ради блага близких. Как по-вашему выглядит эта ситуация?

-  Это самообман! В жизни можно и не обманывать. Мы, христиане призваны служить Богу. Можно занимать высокие посты, но ни в коем случае не должны обманывать. Нужно жить честно и по совести. В материальном плане, конечно человек может потерять, но в духовном плане никогда не потеряет!

Следующим компетентным лицом, в исследовании стал Отец Сергей.

-  Что такое труд?

-  Труд - это органичный элемент человеческой жизни. Это творческое раскрытие человека. Человеку дано быть сотворцом и соработником Господа. Но после грехопадения характер труда человека изменился. В 3 главе книги Бытия сказано: " В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься". Труд теперь становится способом добычи средств к существованию, творческая составляющая исчезает. Основное содержание четвертой заповеди гласит: "Помни день субботний чтобы святить его, шесть дней работай, а день седьмой не делай никакого дела".

-  Богатство - это следствие труда человека?

-  Для одних, богатство - это вознаграждение Божье за труды, смирение, земные дела. А для других, богатство - это некое испытание. Не каждый сможет его пройти

-  Человек должен довольствоваться малым или должен всегда стремиться к улучшению своего материального положения?

-  В Евангелии сказано, что человек не должен заботиться о своем материальном положении здесь. "О не оскудевающем сокровище на небесах".

-  Деньги развращают духовный мир человека?

-  Да. деньги должны быть потрачены на все самое необходимое. А если человек тратит их, задумываясь только о себе - это уже эгоизм. ах", девятнадцатый, двадцатый, двадцать первый стих.

-  "На все воля Божья", так ли это?

-  Это глубоко философский вопрос. Для начала стоит понять, что это значит. Воля Божья - это понятие, связанное с промыслом Божьем. Он направляет к благим целям, пресекает зло и направляет его в добрые последствия. Все дано по воли Божьей, потому что ничего не состоит на земле не созданное Богом.

-  Богатство и бедность - это тоже проявление воли Бога?

-  Все зависит от самого человека и состояния его души. В Житие Серафима Саровского есть притча о богатом и бедном, так вот она демонстрирует именно духовное состояние человека. Главное же понимать, для чего это богатство дано Богом. И все же, богатство - это земное, а главная цель - это Царство Божье.

-  В современной экономической ситуации, чтобы прокормить семью, люди зачастую вынуждены открывают свое дело, создавать бизнес. Бизнес, это в первую очередь, средство зарабатывания денег, а деньги - это средства к существованию. Известно, что бизнес не всегда бывает честным. Получается, что человек, поступается своими принципами ради блага близких. Как по-вашему выглядит эта ситуация?

-  Всякий обман - это грех. Известно, что "Весь Мир лежит во зле", но ведь можно вести бизнес честным путем, все же в основе христианского учения лежит принцип любви к ближнему. Каждый человек должен иметь достаточно средств для достаточного существования. В Евангелии осуждаются лишь те, кто чрезмерно злоупотребляет в своих потребностях.

Последнее интервью, полученное, в Лютеранской церкви Святой Марии.

-  Что такое труд?

-  "Труд является средством существования человека и одновременно призванием. В труде человек способен реализовать себя как личность, все зависит от самого человека. Кто-то может воспринимать его как наказание, но это не так. Трудясь, человек служит Богу. В этом есть предназначение человека"

-  Богатство - это следствие труда человека?

-  "Конечно. Бог ведь показывает путь, по которому, двигаясь человек достигает определенных высот. И отказываться от него нельзя, тем самым вы сходите с правильного пути. Никто не должен стыдиться богатства, нажитого честным трудом. Конечно, оно накладывает на человека большие обязанности, в первую очередь, связанные с духовной стороной, богатство как самоцель в жизни человека - это неправильно. Богатство должно быть лишь его составляющей, не более того".

-  Деньги развращают духовный мир человека?

-  "Деньги не должны стать смыслом жизни. Это лишь один из вариантов хорошей жизни здесь, на земле. А если деньги используются по назначению, человек не забывает о своей вере и поступает по совести, то нет".

-  Человек должен довольствоваться малым или должен всегда стремиться улучшить свое материальное положение?

-  "Конечно человек достоин жить лучше и имеет право к этому стремиться, стремиться к улучшению своего материального положения".

-  "На все воля Божья", так ли это?

-  "Да, конечно. Ничего не происходит случайно. Бог направляет нас во всех делах, конечно во многом все зависит от воли человека и того, как он понимает наставления Бога".

-  Богатство и бедность, это тоже проявление воли Божьей?

-  "Отчасти. Что касается бедности - то в этом виновен сам человек, который не желает изменить свою жизнь, человек силах это сделать сам. Нужно только начать действовать, Бог всегда направит по нужному пути".

-  В современной экономической ситуации, чтобы прокормить семью, люди зачастую вынуждены открывают свое дело, создавать бизнес. Бизнес, это в первую очередь, средство зарабатывания денег, а деньги - это средства к существованию. Известно, что бизнес не всегда бывает честным. Получается, что человек, поступается своими принципами ради блага близких. Как по-вашему выглядит эта ситуация?

-  "Почему нужно обманывать? Достойное существование можно обеспечить честным путем. Поступая по совести, человек никогда не потеряет в материальном плане, он только приобретет. Чем выше духовное развитие человека, тем больше он получит даров Божьих. Каждый отвечает за свои поступки, за плохие, его Бог наказывает, за хорошие - вознаграждает".

Не требуется дополнительного поиска источников информации, чтобы убедиться в том, что выдвинутая гипотеза о негативном отношении современной христианской церкви к богатству является неоднозначной. Во - первых, причины его появления рассматриваются в вероучениях по-разному. Если для православных - это следствие труда человека и одновременно испытание в земной жизни, то для католиков и протестантов - это дар Божий, котором лишь нужно правильно распорядиться. Во - вторых, отношение к самому труду - это так же неоднозначный вопрос. Православие его рассматривает как следствие первородного греха, католичество, ссылаясь на первородный грех, утверждает, что это не наказание, что труд - это дар Божий. Протестантизм, в свою очередь, труд рассматривает как предназначение человека, тем самым его служению Богу.


Заключение

Феномен религии занимает очень важно место в жизни человечества и оказал глубокое влияние на культуру всех народов. Бог - творец выступает как объяснение мира для людей, принадлежащих к самым различным культурам. Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных положений и их отличий в основных христианских конфессиях, а так же то, каким образом они влияют на все составляющие жизни человека: экономическую, культурную, нравственную.

Бесспорно, что сфера влияния религии очень широка, начиная от культурных ценностей, заканчивая бытовой стороной жизни. В этой связи особый интерес вызвал такой аспект как хозяйственная деятельность, а точнее отношение к труду и благам.

В работе нашли решение все заявленные задачи, поставленные в данной работе, а именно: рассмотрены основные христианские конфессии: протестантизм, православие и католичество, были выявлены их основные принципы и различия, так же положения, связанные с отношением к жизнедеятельности человека. Этой теоретической части посвящена первая глава работы. Практическая часть - вторая глава, представляет собой исследование, которое направленно на выявление отношения современной церкви (православной, католической и протестантской) к труду, как основной составляющей жизнедеятельности человека.

Интервью со священнослужителями, несмотря на расхождение в вопросе о богатстве, можно считать, что и в рассуждениях о труде человека, и о моральной стороне финансового вопроса, представители церкви остались едины в рассуждениях. Главное о чем говорят церковнослужители - это не забывать о единственной главной цели, ожидающей каждого христианина - Царство Небесное, а не земная жизнь. Поэтому важно правильно воспринимать свое материальное положение, в богатстве - помогать ближним, в бедности - помнить, что в небесной жизни воздастся вдвойне, и, безусловно, помнить о душе и ее спасении.

Ряд основных выводов, которые необходимо подвести в заключении работы:

1.  Целью и предметом христианского богословия является человек в его связи и в его отношении с Богом.

2.  Православие, католичество и протестантизм сохраняют основные догматы христианства: представления о сотворении мира, о былом совершенстве человека в "естественном состоянии", в каком он вышел из рук творца, о его грехопадении, о воплощении Бога в Иисусе Христе и об искупительной жертве сына Божьего, о грядущем предшествии, о блаженстве рая, ожидающем праведников, и муках ада, уготованных грешникам.

3.  Общая позиция в отношении материальной стороны жизнедеятельности человека не является ни протестантской, ни католической, ни православной - она общехристианская.

4.  Как и в основе всего христианства лежит учение о любви к ближнему, так и в вопросе о материальных ценностях, любовь к ближнему должна выражаться в финансовой помощи, пожертвовании и благотворительности. А так же принципиальным является не количество накопленных средств, а то, так ими распоряжается человек.

Таким образом, главный вывод следует о том, что несмотря на доктринные расхождения в христианских конфессиях, вопрос о происхождении человека, связанный с сотворением Бога, смысле человеческой жизни, связанном с праведной жизнью, позволяющей пройти в Царство Божье, является единым как в православии, католичестве, так и протестантизме. Как именно будет прожита жизнь человека, во многом зависит от самого вероучения и ее трактовки, и в этом аспекте мнения расходятся. Так как отношение к мирской жизни и мирским ценностям так же различно. Но смысл этой прожитой жизни сводится к единому концу - Небесной жизни в Царстве Божьем.


Список использованных источников и литературы

1.  Белик, Андрей Александрович. Культура и личность; Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: учебное пособие / А.А. Белик. - М.: Изд-во РГГУ, 2001. - 378 с.

2.  Булгаков, Сергей Николаевич. Православие. Очерки учения православной церкви / С.Н. Булгаков. - М.: Терра, 1991. - 413 с.

3.  Вебер, Макс. Избранное. Образ общества: пер. с нем. / М. Вебер. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.

4.  Гараджа, Виктор Иванович. Протестантизм / В.И. Гараджа. - М.: Политиздат, 1971. - 199 с.

5.  Добреньков, Владимир Иванович. Социальная антропология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 687 с.

6.  Зомбарт, Вернер. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека: пер. с нем. / В. Зомбарт. - М.: Наука, 1994. - 443 с.

7.  Интервью и Игуменом Филиппом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.taday.ru/text/90262.html

8.  Малерб, Мишель. Религии человечества: пер. с фр. / М. Малерб; ред. А.Л. Гуревич. - М; СПб.: Рудомино: Университетская книга, 1997. - 608 с.

9.  Мень, Александр Владимирович. Мировая духовная культура, христианство, церковь: лекции и беседы / А.В. Мень. - М.: Фонд им. Александра Меня, 1995. - 671с.

10.  Оссовская, Мария. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали: пер. с пол. / М. Оссовская. - М.: Прогресс, 1987. - 527 с.

11.  Православие и Россия: канун третьего тысячелетия / Томская епархия Русской Православной Церкви; Томский политехнический университет (ТПУ); под ред. Л.М. Хараима, О.Т. Лойко. - Томск: Изд-во ТПУ, 2000. - 165 с.

12.  Религия и общество. Ч.1: хрестоматия по социологии религии: для высших учебных заведений / сост. В.И. Гараджа; Е.Д. Руткевич; под ред.В.И. Гараджи. - М.: Наука, 1994. - 299 с.

13.  Религия и общество. Ч.2: хрестоматия по социологии религии: для высших учебных заведений / сост. В.И. Гараджа; Е.Д. Руткевич; под ред. В.И. Гараджи. - М.: Наука, 1994. - 202 с.

14.  Религия и глобализация на просторах Евразии: [сборник статей] / Московский Центр Карнеги; под ред. А.В. Малашенко, С.Б. Филатова. - 2-е изд. - М.: РОССПЭН, 2009. - 341 с.

15.  Роуз, Серафим. Православие и "религии будущего" / С. Роуз. - Алма-Ата, 1991. - 168 с.

16.  Самыгин, Сергей Иванович. Религиоведение: социология и психология религии: учебное пособие / С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 672 с.

17.  Социальная философия: учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1995. - 240 с.

18.  Фрилинг, Рудольф. Христианство и ислам: Духовные борения человечества на пути к самопознанию: пер. с нем. / Р. Фрилинг. - М.: Энигма, 1997. - 144 с.

19.  Фрейд, Зигмунд. Тотем и табу; Психология первобытной культуры и религии: пер. с нем. / З. Фрейд. - СПб.: Алетейа, 1997. - 221 с.

20.  Чумакова, Т.В. Православие / Т.В. Чумакова. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.

21.  Чьюнинг, Ричард К. Бизнес сквозь призму веры: пер. с англ. / Р.К. Чьюнинг, Дж.У. Эби, Ш. Дж. Роэлс. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. - 240 с.

22.  Элиаде, Мирча. Словарь религий, обрядов и верований: пер. с фр. / М. Элиаде, И. Кулиано; при участии Г.С. Винер; науч. ред. Е. Мурашкинцева; ред. Т. Громова. - М.; СПб.: Рудомино: Университетская книга, 1997. - 413 с.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.