рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Этнокультурные особенности Армении

1.2 Художественная и научно-образовательная культура

Богатство культурного наследия армянского народа поистине огромно, и это признано во всем мире. Чрезвычайно богат и разнообразен армянский фольклор. Это древние мифы о происхождении богов, о героях - родоначальниках народа, это - эпические сказания о царях и о борьбе с завоевателями. Во многих вариантах известен насчитывающий более тысячи лет средневековый героический эпос <Давид Сасунский>, повествующий об истории нескольких поколений, боровшихся против арабского ига. Многочисленны басни, в том числе и песенные, предания и сказки, пословицы и загадки.

Из далеких времен дошли до нас народные песнопения и танцы - обрядовые, трудовые, военные. Народ создал множество песен - любовных, свадебных, колыбельных, песен-плачей и причитаний. Гусаны - народные певцы всегда пользовались в Армении большой популярностью. Особенно знаменит Саят-Нова (XVIII в.), который исполнял свои песни на четырех языках - армянском, грузинском, персидском и тюркском. С XII в. в музыке стали применять хазы - древнеармянские ноты. Для армянской народной музыки характерны свирели - дудук, струнные инструменты - чонгур, саз, тар, каманча, зурна, барабан - дНол, волынка - тик и др. Подпение и музыку, а иногда просто под ритмичные и мягкие удары ладоней исполнялись народные пляски - коллективные (чаще круговые - гйонд) и сольные. У армян были очень популярны всевозможные народные театрализованные действа с музыкой, пением, танцами, представлениями канатных плясунов и др. Такие народные праздники приурочивались к знаменательным историческим событиям, семейным торжествам, к началу или завершению сельскохозяйственных работ. Были популярны народные театры кукол и театры теней, а также представления с дрессированными животными.

В XVII-XVIII вв. распространяется стенная роспись, появляется новый вид искусства - станковая живопись. Одним из замечательных мастеров стенной живописи и миниатюры был Минас Цахкарар, кисти которого принадлежат великолепные стенные росписи в Эчмиадзинском храме, а также в нескольких дворцах в Исфагане. В XIX в. ведущими жанрами армянского искусства стали портретная, историческая и пейзажная живопись. Блестящими художниками XIX и начала XX в., ставшими классиками армянской живописи, были Акоп Овнатанян, Степанос Нерсисян, Вардкес Суренянц, Геворк Башинджагян, Егише Татевосян, Степан Агаджанян и др. Мировой известностью уже при жизни пользовался великий маринист Иван (Ованес) Айвазовский. В начале XX в. начал создавать свои изумительные пейзажи Мартирос Сарьян, написавший за свою долгую жизнь великое множество полотен и прославивший красоту родной страны на весь мир.

Армянский народ создал огромное количество уникальных произведений архитектуры. Только на территории Республики Армения их насчитывается более 4 тыс. Недаром республику называют музеем под открытым небом. До нас дошли многочисленные храмы, дворцы, караван-сараи, древние мосты. Всемирно известны величественный памятник эллинизма крепость Гарни (III-II вв. до н.э.) с языческим храмом Солнца (1 в.), трехнефные базилики Ереруйка, Текора, Аштарака, Егварда (IV-VI вв.), центрально-купольные храмы Эчмиадзина (IV в.), Рипсиме, Мастары (VII в.), трехъярусный храм Звартноц (VII в.), патриаршие дворцы в Двине (V-VI вв.) и Аруче (VII в.), монастырские ансамбли Севана (IX в.), Татева, Санаина, Ахпата, Гндеваза, Ахтамара (X в.), памятники гражданской и культовой архитектуры города Ани (XI-XIII вв.), средневековая жемчужина Гегард (IV-XIII вв.) и многие, многие другие. Около 2 тыс. историко-архитектурных памятников зафиксировано в Арцахе, среди которых выделяются великолепные монастырские комплексы Амараса (IV-XIX вв.), Дадиванка (V-XIII вв.) и особенно Гандзасара (XIII в.). Чрезвычайно богат историко-архитектурными памятниками Нахичеванский край. В ученой среде есть мнение о влиянии, оказанном армянскими образцами, на более позднюю европейскую архитектуру романского и готического стиля.

Средневековая Армения имела таких крупнейших ученых, как философы Григор Магистрос (X-XI вв), Баграм Рабуни (XIII в.), Иоанн Воротнеци (XIV в.), Григор Татеваци (XIV в.); правовед (и одновременно баснописец) Мхитар Гош (XII-XIII вв.), автор <Судебника> - ценного историко-юридического труда; историки Ованес Драсханакертци (IX-Х вв.), Товма Арцруни (IX в.), Степанос Таронеци (Асохик) (X-XI вв.), Аристакес Ластивертци (XI в.), Маттеос Урхаеци (XII в.). История Киликийского армянского царства, а также период монгольского нашествия подробно рассматриваются в <Истории Армении> видного представителя средневековой армянской науки Киракоса Гандзакеци (XIII в.). Высокообразованным человеком своего времени, владевшим несколькими языками, был историк Степанос Орбелян (XIII в.), оставивший потомкам ценный труд <История области Сисакан>. Из армянских ученых, бывших современниками описываемых событий в стране и за ее пределами, известны Товма Мецопеци (XV в.), Григор Даранагци (XVI-XVII вв.), Аракел Даврижеци (XVII в.), Симеон Лехаци (XVII в.), Закария Канакерци (XVII в.), Еремия Кеомурчян (XVII в.), Есаи Гасан Джалалян (XVIII в.), Микаэл Чамчян (XVIII в.) и Другие.

Велико рукописное наследие армянского народа, который сумел сохранить до наших дней бесценный клад - 25 тыс. рукописей по истории, философии, праву, математике, естествознанию, астрономии, грамматике армянского языка, музыке, медицине. Из этого числа около 15 тыс. рукописей находятся в фондах одного из крупнейших мировых центров хранения рукописной культуры. Этот центр - Матенадаран им. Месропа Маштоца в Ереване г. Остальные манускрипты, подобно самому армянскому народу, рассеяны по всему свету и хранятся в библиотеках и книгохранилищах Парижа, Лондона, Вены, Венеции, Вашингтона, Нор Джуги, Алеппо, Бейрута, Калькутты, Иерусалима, Москвы, Петербурга, Тбилиси и других городов. Многие утерянные в течение веков труды древних греческих, ассирийских и других ученых стали достоянием мировой культуры благодаря сохранившимся армянским переводам. Это, например, <Хроника> греческого историка IV в. Евсевия Кесарийского, книга <О природе> греческого философа Зенона Стоика, труды Филона Александрийского, математический труд Авиценны <Китаб-е Неджаб> и др.

Начиная с XVI в. армянская культура развивалась главным образом за пределами Армении. Так, первая печатная книга на армянском языке вышла в свет в Венеции в 1512 г. Это была <Пятничная книга>, которая содержала материалы по средневековой медицине. В следующем, 1513 г. здесь были изданы еще пять книг, в том числе <Песенник>, <Календарь>, <Псалтырь>. Первым армянским печатником был Акоп Мегапарт. После Венеции армянские типографии появились в Константинополе (1567), Риме (1584), Львове (1616), Милане (1624), Париже (1633), Hop Джуге (1640), Ливорно (1643). В 1660 г. Маттеос Цареци на деньги армянских купцов основал армянскую типографию в Амстердаме. После его смерти издательское дело в этом городе возглавил Воскан Ереванци, по инициативе которого вышли в свет многие книги, в том числе <История> Аракела Даврижеци, <География> Анания Ширакаци. В 1694 г. именно здесь армянские картографы впервые напечатали карту мира на армянском языке. В конце XVII - XVIII в. типографии были основаны и в других городах - Смирне (1676), Лейпциге (1680), Лондоне (1736), Мадрасе (1774), где в 1794 г. вышел в свет первый армянский журнал <Аздарар> (<Вестник>). Были армянские типографии и в России, где существовали армянские общины.

Значительные изменения произошли и в других областях армянского искусства - театре и музыке. Хотя история армянского профессионального театра насчитывает более двух тысячелетий, подлинное возрождение армянского театрального искусства относится ко второй половине XIX в., когда сформировалось целое поколение талантливых артистов; это были Петрос Адамян, Ованес Абелян, Цолак Америкян, Сирануйш (Меробэ Кантарджян) и другие. Поскольку в Армении в тот период еще не было постоянного театра, театральные труппы, имевшие в своем репертуаре пьесы как армянских, так и русских и европейских авторов, выступали в разных городах, в частности в Тбилиси, Константинополе, Александрополе. В 1891 г. на средства руководителя театральной группы Мкртича Хандамирянца в Шушет было построено здание театра со зрительным залом на 350 мест, что, несомненно, благоприятствовало оживлению музыкально-театральной жизни города. В этом театре, помимо самодеятельного коллектива, выступали корифеи армянской сцены, например Баграм Папазян в спектаклях <Отелло> и <Гамлет>. Современная армянская архитектура вызывает восхищение своим неповторимым национальным своеобразием. Древние и средневековые шедевры армянского зодчества вдохновляли видных архитекторов страны - Александра Таманяна, Марка Григоряна, Рафаэла Исраэляна и многих других. По их проектам созданы такие великолепные здания, как Театр оперы и балета им. А. Спендиарова, Дом правительства. Президиум Национальной Академии наук в Ереване, Матенадаран им. Месропа Маштоца, многие другие. Выразительные скульптурные произведения создали талантливые мастера Ара Саркисян, Ерванд Кочар, Сурен Степанян. Из современных архитектурных памятников сильное впечатление оставляют мемориальный комплекс памяти жертв геноцида 1915 г. на холме Цицернакаберд в Ереване и воздвигнутый в честь победы над турецкими войсками в 1918 г. Сардарапатский комплекс. Особую прелесть придают армянской столице скульптуры армянских женщин в национальных одеждах, созданные Рипсиме Симонян специально для улиц Еревана.

Больших успехов достигло армянское театральное искусство. Широко известно исполнительское мастерство маститых артистов Ваграма Папазяна, Грачия Нерсисяна, Вагарша Вагаршяна, Гургена Джанибекяна, Ольги Гулазян. Позднее в театр пришли такие замечательные актеры, как Хорен Абрамян, Метаксия Симонян, Вардуи Вардересян, Мгер Мкртчян и другие. Мировую славу завоевали прекрасные певицы Айкануш Даниелян, Гоар Гаспарян, Зара Долуханова.

Армянская культура бережно относится к своим богатым традициям, сохраняет своеобразную глубинную связь с ними, одновременно органично впитывая и осваивая лучшие достижения мировой культуры. Неоценим вклад в культуру армянского народа, который вносится теми, кто волею судеб живет далеко от родины, но остается преданным сыном Армении.

1.3 Армянская диаспора в России

Этот раздел написан на основе данных специальной исторической и историко-этнографической литературы, этнографических экспедиций, текущей статистики, периодических изданий и посвящен истории формирования наиболее крупных армянских общин в различных районах России. Особое внимание я уделяю современным этнокультурным характеристикам отдельных групп армянского этноса, проживающих как дисперсно (преимущественно в городах), так и компактно (преимущественно в селах), исследуя степень прочности и сохранности тех или иных элементов национальной специфики и их взаимодействие с общероссийскими, что позволяет судить о глубине адаптации армян к иноэтнической среде.

Первые сведения. На территории России в разные исторические периоды было создано несколько армянских поселений', большинство из которых постоянно пополнялось соотечественниками из Армении. Напомню, что в 1801-1828 гг. Восточная Армения вошла в состав Российской империи.

До первой мировой войны подавляющая часть армян (около 4 млн. человек) жила компактно на территории исторической Армении: около 1,5 млн. человек в России, остальные - в Турции. После жесточайшего геноцида, учиненного в 1915-1916 гг. и длившегося вплоть до 1922 г. османскими властями, когда свыше 1 млн. западных армян было истреблено и почти столько же насильственно выселено, главным образом в бесплодные районы Месопотамии, где большинство их погибло, свыше 300 тыс. из уцелевших армян нашли убежище в России, в том числе в Восточной Армении.

Первые сведения об армянах, обосновавшихся в Древней Руси, относятся к X-XI вв., когда начали устанавливаться торговые и культурные связи между Русью и Закавказьем. Немалую роль в этом сыграли армянские общины, самая древняя из которых была в Киеве. Об этом имеются сведения как в армянских источниках, так и в древнерусских летописях. Более прочными связи армян с Киевом становятся после принятия Русью христианства в 988 г. Расцвету армянской общины здесь способствовала и женитьба великого князя Владимира Святославича на Анне - сестре византийского императора Василия II, армянина по происхождению. По данным переписи 1989 г., численность армян в Москве составляла 44 тыс., а в Московской области - 9,2 тыс. человек, но, судя по оценочным данным последних лет, фактически она стала значительно выше. Исследования московских этносоциологов, проведенные в 1987-1989 гг. в рамках общесоюзной программы <Оптимизация социальных условий развития наций> под руководством Ю.В.Арутюняна, показали, что из общего числа вошедших в представительную выборку взрослых армян, постоянно проживающих в Москве, около четверти были местными уроженцами, а остальные - мигранты, приехавшие в столицу преимущественно в молодом возрасте из городов Армении (44%), Грузии и Азербайджана (31%), России и других мест (25%). Для успешной адаптации к иноэтнической и новой социально продвинутой столичной среде, чтобы выдержать определенную социальную конкуренцию, мигранты должны были соответствовать жестким социально-этническим характеристикам. Прежде всего это касалось знания русского языка. Армянские мигранты в подавляющем большинстве - выпускники русских школ у себя на родине и поэтому свободно владели русским языком. Что касается армян-москвичей, то, согласно переписи 1989 г., более половины из них (56,7%) считают русский язык родным.

Для социального продвижения мигрантов важен соответствующий уровень образования. Обследование показало, что среди армян, прибывших в столицу за последние 9 лет, к моменту опроса высшее образование имели 50%, среди старожилов - 69%, а среди уроженцев Москвы - 72%. В целом в Москве среди взрослых армян 65% были с высшим образованием (среди основного населения Москвы - русских высшее образование имели 46%). При этом наибольший удельный вес армян с высшим образованием был отмечен среди лиц 60 лет и старше (76%), уже полностью реализовавших свой потенциал в иноэтнической среде, а наименьший - среди молодежи 18-29 лет (57%), которой еще только предстояло это сделать. У русских, в большинстве своем местных уроженцев, как и в целом у всего населения бывшего Советского Союза, наблюдалась иная закономерность: чем моложе были люди, тем они были образованнее (в данном случае соответственно 26 и 53%).

Армяне выделялись среди москвичей знанием иностранных языков: среди русских 10% свободно или прилично знали какой-нибудь иностранный язык, среди армян таких лиц было 19%, при этом среди уроженцев Москвы это отмечалось в два раза чаще (38%).

Об интенсивной социальной динамике армян свидетельствует и то, что у более половины опрошенных положение на работе за последние 10 лет к моменту исследования стало выше. Среди новоприбывших 40% были заняты в промышленности, на транспорте, в строительстве, 18% - в сфере обслуживания и только 13% работали в научных и творческих организациях. Среди старожилов это соотношение было равно 13, 10 и 38%, т.е. по мере адаптации и с ростом образования удельный вес рабочих среди армян резко сокращался и росло число лиц, занятых умственным трудом. Среди армян - уроженцев Москвы разрыв между физическим и умственным трудом был еще больше: только 15% были заняты в промышленности, на транспорте и в строительстве, 9% - в сфере обслуживания и 43% работали в научных и творческих организациях.

Условия мегаполиса, каким является Москва, делают затруднительным вступление в предпочтительные (как правило, для большинства армян) однонациональные браки. В результате 70% семей московских армян - национально смешанные, преимущественно армяно-русские (60%). Естественно, что национальная специфика, сохраняющаяся в той или иной мере, как правило, лишь в пище, особенно в праздничной, а также в семейно-бытовой сфере, сильнее проявляется в однонациональных семьях, причем чаще среди новоприбывших мигрантов, в первую очередь из Армении. Сравнительный анализ структуры семей у армян и русских показал, что у армян семьи более многочисленны, чем у русских (свыше половины из них состояли из четырех и более человек), чаще двухдетные (58%) и преимущественно полные (80%), включающие обоих супругов. Своеобразным индикатором устойчивости национальной специфики в семейном быту могут служить и ответы на некоторые вопросы анкеты, касающиеся взаимоотношений супругов, родителей и детей. Например, на вопрос: <Надо ли спрашивать согласия родителей на брак? > - положительно ответили в однонациональных армянских семьях 69%, в армяно-русских семьях - 46%, а среди русских - 38%. Армяне реже (25%), чем русские (35%), предпочитают, чтобы домашние обязанности в их семьях распределялись между супругами поровну.

Заметнее национальные вкусы проявлялись в сфере духовной культуры, хотя в целом, как показало обследование, художественные вкусы армян-москвичей, особенно интеллигенции, вовсе не ограничивались <национальным> набором, а их культурные интересы были достаточно широки. Например, более половины из опрошенных армян (53%) ответили, что любят классическую музыку, тогда как среди русских такой выбор сделали 38%. В то же время свою народную музыку армяне и русские предпочитали практически в равной степени: 46 и 48%. Следует отметить, что по мере адаптации вкусы армян существенно менялись: если среди новоприбывших любители классической и народной музыки составляли 35 и 60%, то среди армян - уроженцев Москвы - соответственно 67 и 24%.

Активная социальная жизнь армян-москвичей в условиях многонационального города в определенной мере сопровождается ослаблением их контактов с людьми своей национальности, а также, по мере их адаптации к новой среде, довольно быстрым исчезновением этнических черт в их культуре, чему во многом способствуют дисперсное расселение и высокая доля национально смешанных браков. Однако, несмотря на это, для каждого из них, независимо от степени знания языка, связей с Арменией, внутриэтнических контактов, характерно, как подчеркивает Ю.В.Арутюнян, четкое национальное самосознание, самоидентификация с собственной нацией. Как показало обследование, доля армян-москвичей, ощущавших свое родство с армянским этносом, была почти одинаково высокой и у новоприбывших армян (97%), и у старожилов (90%), и у армян - уроженцев Москвы (88%).

С конца 80-х годов общественная жизнь московских армян значительно активизировалась. Было организовано несколько центров армянской культуры: <Маштоц>, Московское армянское культурное общество, армяно-русское просветительное общество <Юсисапайл>, открылись воскресные классы и школа для детей, курсы по изучению армянского языка для взрослых, в 1992 г. - армянская гимназия, в 1993 г. - государственная русско-армянская школа, в 1997 г. при школе № 1224 был открыт русско-армянский культурно-образовательный центр. Развернулась благотворительная деятельность, прежде всего для оказания помощи Нагорному Карабаху, армянским беженцам из Азербайджана и пострадавшим во время землетрясения в Армении. В 1988 г. был создан Московский армянский театр, в 1989 г. - Московский армянский камерный хор. В 1989-1995 гг. на русском языке издавалась ежемесячная газета <Армянский вестник>, широко информировавшая своих читателей как об истории и культуре армянского народа, так и о современных проблемах Армении и армянской диаспоры. В 1991-1994 гг. на русском языке печатался всероссийский журнал <Pro Armenia>, названный так в память журнала, издававшегося с 1900 по 1914 г. в Париже с участием видных представителей французской интеллигенции - А.Франса, Ж. Клемансо и других. В 1994-1996 гг. в Москве издавали журнал <Новый Вавилон>, страницы которого были в основном посвящены межнациональным проблемам в разных регионах и России, и ближнего зарубежья. Кроме перечисленных изданий выходит несколько журналов и газет: с 1996 г. - информационно-аналитический бюллетень <Диалог>, <Информационный бюллетень> (публикуется общественной организацией Армянская община Москвы); с 1997 г. - газета для армянской диаспоры в России <Анелик>. С 1994 г. возобновлено издание армяно-русского христианского вестника <Юсисапайл> (<Северное сияние>), издававшегося в середине XIX в. в Москве, с 1998 г. вновь выходит журнал <Армянский вестник>, печатавшийся, как было отмечено, в Москве в 1916-1918 гг.

Большую роль в социально-политической и культурной жизни московских армян в конце XX в. играют общественные организации, среди которых наиболее массовой и эффективной является Армянская община Москвы. В Москве действуют также Международный гуманитарный фонд арменоведения им. академика Ц.П. Агаяна, Международное общественное объединение <Центр русско-армянских инициатив>, Союз армяно-российского сотрудничества и возрождения. Армянский институт политологии и международного права. Международная армянская ассоциация медиков, Фонд поддержки русско-армянского содружества. Армянский клуб, Армянское студенческое землячество. Фонд им. Арно Бабаджаняна, аккредитовано представительство Общеармянского фонда <НАйастан>^. В начале 90-х годов на средства членов армянской общины на кладбище, рядом с церковью, был воздвигнут памятник-xawca в память всех погибших во время землетрясения и войны в Карабахе. Сюда ежегодно в скорбные для армянского народа дни собираются представители общественности, возлагают цветы, под звуки траурной мелодии слушают рассказы очевидцев, выступления уважаемых представителей народа, читают стихи. В 1995 г. Советом Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви при поддержке правительства Москвы было принято решение о строительстве в Москве Кафедрального собора Сурб Хач вместо Церкви Святого Креста, построенной в 1779 г. в Столповом переулке и взорванной в 1947 г. После конкурса был принят проект, авторы которого предложили воспроизвести в Москве одну из жемчужин армянского зодчества - храм Ахтамар, сооруженный на острове посреди озера Ван в 915 г. и впоследствии утраченный. Осенью 1997 г., накануне 850-летнего юбилея Москвы, у Никитских ворот был открыт подаренный армянской общиной городу монумент, посвященный дружбе народов России и Армении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.