рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Социальная теория К. Маркса и русский марксизм: легальный марксизм, марксизм Г.В. Плеханова и марксизм В.И. Ленина как различные версии в интерпретации марксистского идейного наследия

В понимание того, что на смену капитализму приходит не социализм, а что-то иное, Г.В. Плеханов внес, таким образом, вполне определенный вклад. Он с сугубо марксистских позиций, в свете нового развития производительных сил, обосновал вывод об утрате пролетариатом роли самого прогрессивного классово этапа истории и соответственно, указал на захват власти пролетариатом и его партией как далеко не лучший вариант для прогресса человечества.

Возможно, что фактором, окончательно определившим парламенту взглядов Плеханова, стали уже первые месяцы практического развертывания на его глазах Ленинского эксперимента по осуществлению диктатуры пролетариата.

Плеханов лучше всех в мире в 1918 году знал и Ленина, и его учеников и весь большевизм. Он полтора десятилетия и сотрудничал, и боролся с ним. Поэтому первых шести месяцев советской власти, первого же полугодия практики ленинизма ему, Плеханову, было вполне достаточно и для обобщающих оценочных выводов, и для прогнозных соображений. Практика подтвердила все, что он до этого предвидел теоретически.


Марксизм В.И. Ленина как версия в интерпретации марксовского идейного наследия.

А) Революционная деятельность Ленина.

Ленин – крупнейший революционер XX века, инициатор и вождь Октябрьской революции в России, основатель советского государства и международного коммунистического движения (III коммунистический интернационал), творец идейной основы этого движения – ленинизма, который сам Ленин рассматривал как восстановление революционных традиций марксизма, очищение наследия Маркса и Энгельса от наслоений, внесенных в него оппортунистами II Интернационала.

Вслед за Плехановым Ульянов (Ленин) доказывает неизбежность становления капитализма в России, наивность попыток обойти его с помощью крестьянской общины, а также констатирует переход народничества 80-90-х. гг. с революционных позиций на либерально-реформаторские.

В газете «Искра» В.И. Ленин видел решающее средство сплочения марксистских групп в России в единую партию, способную возглавить революцию в России. Ленинская концепция авангардной пролетарской партии получила обобщенное выражение в книге «Что делать?»(1902 год).

В 1903 год в Лондоне состоялся II съезд ФСДРП. Именно на нем партия была реально создана. Там же среди «искровцев» произошел раскол по вопросу об организационных принципах. Ленин настаивал нежесткой дистанции, прямом участии каждого члена партии в революционной деятельности.

Плеханов, Мартов, Троцкий опасались, что это приведет к ограничению свободы, к установлению диктатуры над парламентом. В российской социал-демократии сформировались два направления: умеренное, принципиально близкое к большинству вождей западноевропейской социал-демократии начала века (меньшевики) и радикальное, вдохновлявшееся якобинским периодом Великой французской революции (большевики).

Расхождение между большевиками и меньшевиками полностью выявилось в период первой русской революции (1905 год). Меньшевики, исходя из того, что задачи революции по своим целям являются буржуазными, призывали рабочих признать гегемонию буржуазии и отказаться от своих классовых целей и самостоятельных выступлений. Ленин выдвинул идею перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую, что предполагало высокую активность и самостоятельность пролетариата, готовность довести революцию до конца вопреки колебаниям и нерешительности    российской буржуазии, использование пролетарских методов борьбы, вплоть до вооруженного восстания. Сравнению платформ большевиков и меньшевиков посвящена работа Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической революции». (1905 год).

«Поражение первой русской революции не привило Ленина к пересмотру большевистской тактики. На заявление Плеханова «не надо было браться за оружие» он ответил: «Напротив, надо было более решительно, энергично и наступательно браться за оружие, нужно было объяснить массам невозможность одной только мирной стачки и необходимость бесстрашной и беспощадной вооруженной борьбы» [23]

В эмиграции Ленин организованно и идейно готовил большевиков к новым битвам, ориентируя их на социалистическую революцию. Расхождение с меньшевиками усиливалось.

Противоречия между умеренными и левыми социалистами обострились с началом Первой Мировой Войны. Социал-демократические партии европейских государств поддерживали свои правительства, предав забвению собственные резолюции предвоенных лет, призывавшие противится вовлечению в империалистическую войну и, если понадобится, ради этого добиваться отставки существующих правительств. Ленин призывал превратить империалистическую войну в гражданскую, т.е. воспользоваться мировым кризисом для осуществления революции.

В 1916 году он пишет книгу «Империализм как высшая стадия капитализма», в которой говорится, что капитализм вступил в фазу социально-экономических и военных потрясений, ведущих его к неизбежной гибели. Эпоха империализма, по мнению Ленина, представляет собой канун пролетарских революций.

Прибыв в апреле 1917 года в Россию, Ленин предложил программу формированию перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической.

До июля 1917 года Ленин не исключал возможности мирного перехода власти в руки Советов. Подавление июльского выступления большевиков побудило его перейти к подготовке вооруженного восстания. В том же месяце Временное правительство, возглавляемое Керенским, обвинило Ленина в подрывной деятельности в пользу Германии. Вождь большевиков переходит на легальное положение. К концу октября он пришел к убеждению, что в России сложилась чрезвычайно благоприятная ситуация для захвата власти большевиками вооруженным путем.

В ряду статей и писем Ленин внушает эту мысль своим соратникам. 20 октября он тайно возвращается в Петроград и 23 октября на заседании ЦК партии после долгих споров добивается принятия решения о восстании. 25 октября Ленин дает распоряжение арестовать Временное правительство. Почти бескровный штурм Зимнего дворца приводит к низложению правительства Керенского. Проходящий в это время в Петрограде II съезд Советов благодаря поддержке левых эсеров санкционирует переворот. Ленин возглавляет Совет народных комиссаров – коалиционное рабоче-крестьянское правительство, составленное из большевиков и левых эсеров. Основой для соглашения с левыми эсерами послужило одобрение большевиками эсеровской аграрной программы, нашедшей воплощение II съезда Советов о земле.

Однако в июле 1918 года коалиция двух партий распалась в связи с выступлением эсеров против Брестского мира, который, по убеждению Ленина, был абсолютно необходим для спасения революции.

Как глава партии и СНК Ленин сыграл решающую роль в определении стратегического курса революции и претворения ее в жизнь. Ленина политика отличала решительность, жесткость, готовность пойти на крайние меры во имя осуществления поставленных целей. Эти свойства особенно ярко проявлялись в годы гражданской войны, когда Ленин призывал к беспощадной борьбе с врагами советской власти, многократно говорил о необходимости широкого применения смертной казни не только как меры наказания, но и для устранения. Ленин готов был принести в жертву жизни десятков и сотен тысяч людей, чтобы отстоять власть большевиков, в которой он видел залог социалистического будущего.

Однако не только пуля и штык, ВЧК и красный террор позволили большевикам в тяжелейших условиях, когда не раз судьба революции висела на волоске, выйти победителями из кровопролитной гражданской войны. Забота о пролетариате, превратившемся в господствующий класс, обеспечила поддержку рабочих. Передача земли крестьянам, несмотря на изъятие, почти всего зерна в форме продразверстки, побуждала массу земледельцев в конфликте между белыми и красными склоняться в основном на сторону большевиков. Провозглашение права наций на самоопределение ослабило позиции националистов и наряду с успехами Красной армии способствовало восстановлению территориального единства страны.

Из крупных политических событий, проходивших по инициативе Ленина и под его руководством, следует назвать разгон Учредительного собрания в январе 1918 года после того, как оно отказалось признать власть Советов, одобрение первой советской конституции в 1918 года лишением бывших эксплуататорских классов права голоса и неравноправием рабочих и крестьян. Введение «чрезвычайной политики военного коммунизма» и переход к новой экономической политике после окончания гражданской войны, утверждение нового названия РКП (б) и программы партии, создание в марте 1919 года. III Коммунистического интернационала, приведшего к окончательному расколу международной социал-демократии и возникновению мирового коммунистического движения, формирования СССР в 1922 году.

Последний этап жизни Ленина был мучительным не только в физическом, но и в нравственном отношении. Его преследовали мысли о перерождении революции, бюрократизации советской системы, он не видел в своем окружении достойного преемника.

Б) Насколько установка на победу социализма в стране, не покончившей с феодализмом, соответствовала марксизму.

Ленин был, прежде всего, политическим деятелем. В отличие от своего кумира и учителя К. Маркса он практически не знал периодов спокойной, кабинетной литературной работы. Его теоретические рассуждения носят вспомогательный характер, они превращаются в средство осуществления политических целей, в форму политической борьбы. Однако это не помешало Ленину приобрести репутацию одного из крупнейших политических мыслителей XX века. В теории, как и в тактической политике, его отличала редкая целеустремленность, уверенность в своей правоте, твердость и отстаивание намеченного курса.

Когда начиналась общественная деятельность Ленина, этап народнической монополии в русском освободительном движении подходил к концу. Ленин продолжил марксистскую критику народничества, начатую Плехановым. Неотвратимость развития капитализма в России была для него аксиомой. Он доказывал эту мысль на большом статистическом материале «Капиталистические отношения, рассуждал Ленин в книге «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?», раскалывали крестьянство на сельскую буржуазию и сельский пролетариат. Это привело к расколу и в старом русском социализме – народничестве. Его революционное крыло частично выродилось, по определению Ленина, в «пошлый мещанский радикализм», а частично преобразовался в рабочий социализм».[24] Итак, к моменту появления Ленина на политической арене, возможность крестьянской социалистической революции, если признать ее реальной в 60-70-е гг., была упущена. Общественное мнение билось над проблемой: что же теперь делать. Ждать экспансии капитализма, которая бы поставила Россию на уровень Запада, создала бы многочисленный и грамотный пролетариат, способствовала бы введению конституции и т. п., т. е. предоставить инициативу буржуазии, признав, что настало ее время, или используя мощный потенциал социального неблагополучия, недовольства, нестабильности, неравенства, вести борьбу за социальную справедливость, отказывая буржуазии в праве на длительный срок превратиться в господствующий класс?

Ленин оказался человеком, который наиболее радикально проводил линию, помеченную Плехановым в начале 80-х гг.: нельзя мириться с перспективой стабилизации капитализма в России, нужно еще до буржуазно-демократической революции готовить почву для будущего социалистического переворота.

Ситуация, породившая ленинизм, - российская. Речь идет об идее и практике социалистической революции в полуфеодальной стране, которая страдала больше от недостаточности капиталистического развития, чем от его зрелости. Но эта ситуация типична для стран Восточной Европы и всего Востока. Насколько установка на победу социализма в стране, не покончившей с феодализмом, соответствовала марксизму?

«Весьма распространено мнение, что Ленин отошел от марксизма. По Марксу, революция должна начаться в развитых капиталистических странах, ни один общественный строй не погибнет, пока не исчерпает всех своих возможностей. А по Ленину – в стране сравнительно слаборазвитой, где капитализм еще не утвердился окончательно, где он опутал пережитками феодализма …. Но Маркс и Энгельс в 70-80х гг. констатировали перемещение центра тяжести в революционном процессе на Восток, проявляли большой интерес к революционному народничеству и не отрицали возможности строительства социализма но основе русской крестьянской общины, но при одном непременном условии – помощи со стороны победившей пролетарской революции на Западе. Эти мысли изложены в письме Маркса к В. Засулич 1877 год, в предисловии Маркса и Энгельса к русскому изданию «Манифеста» 1882 год. Речь шла о том, что революция в крестьянской России, которая вызовет пролетарскую революцию на Западе, а та уже в свою очередь послужит для России примером и своей помощью облегчит переход к социализму».[25]

Итак, Маркс и Энгельс не исключали социалистической революции в России, даже не сугубо крестьянской основе. Плеханов и Ленин продолжали эту линию, но в соответствии с канонами марксизма подводили под социалистическую революцию иную классовую базу – пролетарскую. Связь с революцией на Западе при этом сохранилась. Русские марксисты исходили из идеи основоположников этого учения об одновременной победе революции в основных капиталистических странах. Россия лишь к ним присоединится, а может быть, и выступит инициатором борьбы. Казалось бы, от появления пролетарского элемента в России вся теоретическая конституция стала прочнее. Возникла лишь одна трудность. Крестьянство составляло большинство населения России, а пролетариат – меньшинство. Это меньшинство должно было получить поддержку большинства. Ленин всегда имел в виду эту проблему.

Таким образом, нет оснований утверждать, что ленинская теория революции явилась отрицанием марксизма, но ее связь с российской спецификой, приспособление марксизма к российским условиям очевидны.

 й, где капитализм еще не утвердился оканчательно, тической революции в полуфедеральной стране, к

В) Партия – боевой авангард пролетариата.

Свои представления о революции Ленин осуществлял с редкой целеустремленностью, выделявших его среди других марксистов конца XIX- начала XX века. Марксистские теоретики рассматривали революцию как результат естественноисторического процесса, возникающий независимо от воли людей. Как в природе сменяют друг друга времена года, день и ночь, так и в обществе под влиянием экономических и политических обстоятельств складывается революционная ситуация. Не проявляя им малейшего нетерпения, цвет европейской социал-демократии ожидал, когда этот момент наступит. Ленин был первым, кто сказал, что нужно готовить, организовывать революцию, а не пассивно ждать, когда сложатся благоприятные обстоятельства. В этом существенная особенность ленинизма, его действенный практический характер.

Ленин выдвинул идею авангардной пролетарской партии («партии нового типа») как главного средства подготовки революции. Ни Маркс, ни Энгельс практически этой проблемы не поставили. Мысли Ленина о партии в систематической форме изложены им в книге «Что делать?», представляющий собой обобщение многочисленных статей, печатавшихся в «Искре».

«В «Что делать?» Ленин полемизирует с представлениями экономистов о стихийности рабочего движения. Ленин доказывал, что самостоятельно, по ходе борьбы за свои материальные интересы рабочий класс может выработать только экономическое, тред-юнионистское (профсоюзное), а не политическое сознание. А тред-юнионистское сознание, предполагающее возможность улучшения условий жизни и труда в рамках существующей системы означало бы, по его мнению, рабочий класс буржуазии. Сознание политическое ориентированное на политическую борьбу, свержение существующей власти и социально-экономического строя в рабочую среду способна внести только передовая социалистическая интеллигенция, вооруженная революционной теорией. Без революционной теории не может быть и революционного движения»[26]

Теория или идеология по Ленину носит классовый характер, либо буржуазный, либо пролетарский. Но партия, по мнению Ленина, призвана внести в рабочее движение не только теорию, но и организованность. Она должна обладать планом действий и вести за собой пролетариат. Выполнение исторической миссии партии зависит не только от революционной партии, но и от организационных принципов. Ленин помышлял об объединении профессиональных революционеров, которые отличались бы преданностью делу, гибкостью в действиях, четкой организацией и крепкой дисциплиной. Партия – не массовое движение, а именно объединение профессионалов. Партия должна сочетать подпольную и легальную деятельность и опираться на массы, уметь повести за собой. Ее главный организационный принцип в условиях царизма – строжайшая конспирация. Если в «Что делать?» Ленин придает решающее значение конспирации и неформальным отношениям между революционерами, то впоследствии организационные основы партии получили четкое оформление. В Уставе РСДРП, принятом IV съездом (1906 год), они определялись как «демократический централизм», т.е. выборность и подотчетность всех партийных органов, и обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих и для всех членов партии.

По Ленину, власть должны захватить не заговорщики, а организованный партией пролетариат, прошедший школу классовой политической борьбы.

Г) Концепция перерастания демократической революции в социалистическую.

В 1905 году вопросу стратегии, соотношения буржуазно-демократической и пролетарской революций приобрели практическое значение. В РСДРП возникли три платформы. Меньшевики считали, что пролетарской революции нужно подождать, пока не свершится буржуазная революция. Троцкий считал, что слабая российская буржуазия не может совершить буржуазную революцию. Ее должно возглавлять пролетарское, социалистическое руководство. Революция не замкнется в рамках России и станнит мировой.

Ленин разработал свою платформу, принятую большевиками на III съезде РСДРП (апрель-май 1905 год). Взгляды Ленина на перспективы революции в России изложены во многих статьях 1905-1907 гг., а в систематической форме – в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции (1905 год). Как Троцкий и Плеханов, Ленин исходил из неспособности русской буржуазии возглавить революцию. Это должен был сделать пролетариат, руководимый социал-демократической партией. Та революция, которая сметает остатки крепостничества, гарантирует свободное и быстрое развитие капитализма, является буржуазной. Но она абсолютно необходима пролетариату, и чем она будет последовательней, тем вернее будет борьба пролетариата против буржуазии. Именно такая, т.е. буржуазно-демократическая революция стоит на очереди в России. Задача состоит в том, чтобы наложить на эту буржуазную революцию «пролетарский отпечаток», возглавить ее, преодолеть половинчатость и измену демократической буржуазии, которая готова стать на сторону правительства при удовлетворении ее минимальных требований. С этой целью партия должна держать инициативу в своих руках, опираясь на рабочее и забастовочное движение и быть готовой прибегнуть к вооруженному восстанию, способному привести к победе революции.

Если в серьезный революционный потенциал городской буржуазии Ленин не верил, то в мелкобуржуазной массе крестьянского населения, он видел мощный источник революционного творчества. Крестьянство, по его мнению, является союзником пролетариата в буржуазной революции, ибо оно кровно заинтересованно в ликвидации помещичьего землевладения и оберегающего его самодержавия.

 В случае победы революция провозглашает республику, для чего созывается Учредительное собрание на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Подготовку к Созыву Учредительного собрания и немедленные преобразования осуществляет временное революционное правительство – орган созданный в результате восстания. По своей классовой сути оно представляет собой революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства.

Однако на демократическом перевороте дело не заканчивается. «От революции демократической, - пишет Ленин, - мы сейчас начнем переходить, и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата, начнем переходить к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию. Мы не остановимся на пол пути». [27] Расстановка классов на двух этапах революции представлялась Ленину следующим образом: «Пролетариат должен довести до конца демократический переворот, присоединяя к себе массу крестьянства, чтобы раздавить силой сопротивление самодержавия и парализовать неустойчивость буржуазии. Пролетариат должен совершить социалистический переворот, присоединяя к себе массу полупролетарских элементов населения, чтобы сломить силой сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии». [28]

Такова в общих чертах концепция перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую, разработанная Лениным в 1905 году.

Идея союза диктатуры пролетариата и крестьянства стала важным новшеством в марксистской теории, отражением специфики России и других аграрных стран, своеобразным синтезам марксистской и народнической позиций.

Ленинская теория отличается большой гибкостью. В случае победы революции устанавливается не пролетарская власть, не диктатура пролетариата, а революцианно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, т.е. подлинного большинства населения.

Д) Историческая неизбежность диктатуры пролетариата.

Перед самой октябрьской революцией, готовясь к решающей схватке за власть, Ленин пишет свое главное произведение по вопросам государства – «Государство и революция». К этому времени обстановка серьезно изменилась. По настоянию Ленина большевики взяли курс на вооруженное восстание, и перешли к подпольной деятельности.

Цель книги, по словам Ленина, - восстановить учение Маркса о государстве, очистить его от оппортунистических интерпретаций лидеров II Интернационала. Книга проникнута предчувствием острых политических конфликтов, суровой классовой борьбы и служит их оправданием. В значительной мере она представляет собой хронологически последовательное изложение взглядов Маркса и Энгельса, снабженное комментариями. Идея классовости государства пронизывает всю книгу.

В «Государстве и революции» последовательно проводится мысль об исторической неизбежности диктатуры пролетариата. При этом диктатура понимается не только как классовая суть, но и как форма власти. Подобные суждения высказывались Лениным и раньше, и позже. В связи с анализом обобщающей работы Ленина уместно воспроизвести некоторые из них. В 1906 году в статье «Победа кадетов и задачи рабочей партии» Ленин писал: «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими правилами абсолютно не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть».[29] В «Детской болезни левизны»в коммунизме (1919 год) читаем: «Диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и административная против сил и традиций старого общества».[30]

Эти высказывания не следует понимать как призыв к беззаконию, полное отождествление диктатуры пролетариата с несвязностью власти законами. Мысль Ленина такова, он хочет сказать, что в случае крайней необходимости пролетарское государство, как и всякое другое готово прибегнуть к незаконным мерам.

В отличие от ряда своих последователей Ленин не скрывал диктаторского характера режима перехода от капитализма к социализму. Но он убеждал, что это первый в истории случай, когда подавление осуществляется в интересах большинства против эксплуататорского меньшинства. Другое оправдание диктатуры – ее временный и сравнительно краткосрочный характер. По мере перехода к высшей стадии коммунизма диктаторские методы ослабевают и, наконец, отмирают.

Третье оправдание – сочетание диктатуры с демократией. По Ленину, всякое государство имеет две стороны – демократическую и диктаторскую, и у каждой – свой классовый подход. Буржуазная республика – демократия для меньшинства, социалистическая демократия призвана обеспечить подлинное участие трудящихся масс в управлении государством.


Е) Оценка политических взглядов Ленина.

Система политических взглядов Ленина представляет собой попытку приспособления марксизма к своеобразным условиям страны со средним уровнем развития капитализма, большой неравномерностью социального, экономического и культурного развития и сильнейшими пережитками феодализма и дофеодальных отношений, особенно на окраинах, во всех областях жизни.

Его важнейшие новые идеи – роль, идейные и организационные основы «партии нового типа»: перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую и в этой связи революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства: власть Советов как форма диктатуры пролетариата в России; победа социалистической революции первоначально в одно стране; понимание империализма как эпохи кризисов, кануна пролетарской революции и др. Не подлежит сомнению, что Ленин один из величайших исторических деятелей. Октябрьская революция, ставшая (как бы ее не оценивать) важнейшим событиям XX века, ассоциируется, прежде всего, с его именем. Наивно рассматривать Октябрь как случайность или результат волюнтаризма Ленина и большевиков. Известный русский философ – идеалист Бердяев, вынужденный эмигрировать в результате прошедшей революции писал «Коммунизм оказался неотвратимой судьбой России и внутренним моментом в судьбе русского народа » [31] (Под коммунизмом в данном случае Бердяев имел в виду не идеал, а вдохновлявшийся им революционный эксперимент).

Жесткость революции – также поражение российской истории.

Кровавые перевороты, гражданские войны происходят там, где власть неспособна провести устраивающие и обновляющие общество реформы. «Если добро не осуществляет своей правды, то зло берет на себя дело добра и пытается реализовать правду, - рассуждал Бердяев. – Революция всегда означает, что не было положительных творческих духовных сил, улучшающих и возрождающих жизнь».[32] Потрясения начались в России не с октября, а с февраля 1917 года. Именно с этой даты начинает генерал А.И. Деникин свою «Историю российской смуты».

Почему мечты Ленина не осуществились? Расхождение между провозглашенными целями и реальными свершениями революций – обычная вещь.

В планах Ленина и всех его соратников был один величайший просчет, приведший к искажению или пересмотру принятых ранее представлений о коммунизме. Эта надежда на мировую революцию, основанная на абсолютной убежденности в правильности предначертаний Маркса. Если бы мировая революция произошла, история сложилась бы по-другому.

Помимо несостоявшейся мировой революции были и другие причины неудач эксперимента, начатого Лениным: ранняя смерть и приход к власти тирана и преступника, подменившего, по словам Троцкого, диктатуру пролетариата диктатурой секретариата. Это привело к искажению всех идеалов, нравственному падению, лицемерию, культу насилия и подавления.

При всех провалах, поражениях и искажениях идеала мучительный эксперимент социалистической революции в России сыграл благодаря своим положительным и отрицательным результатам исключительную роль в обновлении мира.

С конца 1980 гг. в нашей стране появилось много вульгарных оценок Ленина. Со временем мода на безвкусные карикатуры пройдет, как прошла мода на сакрализацию жизни и учения Ленина. Тогда мы получим более объективное представление об этой гигантской и трагической фигуре.


Заключение.

Марксизм оказал мощное воздействие не только на сферу идей, но и на практику, внес свой вклад в преобразование мира, хотя далеко не всегда оно было удачным. С марксизмом связанно социал-демократическое и отколовшееся от него коммунистическое движение, стремившееся первое – реформаторскими, а второе – радикальными, революционными методами преодолеть противоречия капитализма и утвердить принципы социальной справедливости.

Разумеется, спустя полтора века после выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии» очевидно, что очень многие предсказания Маркса и Энгельса не сбылись. Социалистическая революция в основных капиталистических странах так и не произошла. То, что случилось в «отдельно взятых странах», - России и Китае, а также в ряде государств, куда социализм экспортировался, сильно отличалось от представлений основоположников марксизма как по исходной базе (страны, еще не исчерпавшие всех возможностей капитализма) так и по методам (свертывание демократии, насилие по отношению к массам, подавление личности), и по результатам (тоталитаризм, новое рабство и новое неравенство вместо гармонии, свободы и справедливости).

Применительно к развитым капиталистическим странам большинство прогнозов Маркса не подтвердилось. Маркс думал, что капитализм приведет к абсолютному обнищанию пролетариата, к полной поляризации общества за счет исчезновения средних слоев, что он погибнет в результате разлада между производительными силами и производственными отношениями. Все получилось наоборот. Уровень жизни рабочих повышался, численность средних слоев не сокращалось, а росла, капитализм нашел средства выхода из кризисов, смягчения социальных противоречий, повышения уровня жизни и обеспечения сравнительного благополучия. Это было сделано в результате скачке в развитии производительных сил, вмешательству государства и давлению трудящихся. Этого не предвидели Маркс и Энгельс. Они недооценивали возможности демократии и государственного регулирования.

С другой стороны, периодические спады и кризисы производства остаются реальностью, как и множество перемещенных социальных проблем. Необходимость борьбы за социальную справедливость, искоренения эксплуатации трудящихся, приобретавшей в середине XIX века и значительно позднее варварские формы, была убедительно выявлена Марксом и Энгельсом и выдвинута в качестве важнейшей социально-политической задачи. Основоположники марксизма предсказали неизбежность трансформации капитализма и тем самым способствовали ей, хотя не угадали ни сроков, ни форм этого процесса. Они пренебрегали возможностями эволюционных перемен. Признавая это не следует впадать в противоположную крайность, абсолютизировать сегодняшние формы развития западного мира, думать, что они полностью исключают революционные потрясения в будущем.

У Маркса с самого начала было немало последователей и еще больше противников. Можно даже утверждать, что вся политическая теория XX века в немалой степени является отражением спора между марксистами и антимарксистами.


Список Литературы

1.         Бердяев Н. А. «Судьба России» М. 1990 год.

2.         Попов Г.Х. «Теория и практика социализма в XX веке» М. 2006 год.

3.         Макаренко В.П. «Главные идеологии современности» Ростов-на-Дону. 2000 год

4.         «Антропология мировой политической мысли» Т. IV. Политическая мысль в России вторая половина XIX-XX век. М. 1997 год.

5.         Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения 2 издание.

6.         Ленин В.И. Полное собрание сочинений.

7.         «История политических учений» учебник для вузов под. Ред. Профессора О.В. Мартышина М.2002 год.


[1] Т.А. Алексеева. «Современные политические теории» М. 2001 г. с. 29.

[2] В книге «История политических учений» учебник для ВУЗОВ Издательство НОРМА 2002 год. Под ред. проф. О.В.Мартышина.

[3] Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения 2-е издание Т.I. с. 121.

[4] Маркс К. Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии»». Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения 2-е издание. Т. 4. стр. 25.

[5] Маркс. К. Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии» Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения 2-е издание. Т.4 стр. 28.

[6] «История политических учений» под редакцией профессора. О.В. Мартышина. Стр. 345.

[7] «История политических учений» под редакцией профессора. О.В. Мартышина. Стр. 345.

[8] «История политических учений» М. 2002 год. Стр. 346. под ред. Проф. Мартышина.

[9] Маркс. К. «Классовая борьба во Франции» Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е издание Т 7. стр. 251.

[10] Маркс К. «Классовая борьба во Франции» Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е издание Т.? стр. 251

[11] «Антропология мировой политической мысли». Т. IV. Политическая мысль в России вторая половина XIX-XX в. М.1997 г. стр.225.

[12] «Истории политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина М. 2002 г. стр. 421.

[13] Попов Г.Х. «Теория и практика социализма в XX веке: М. 2006 год стр. 12.».

[14] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 423.

[15] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 424

[16] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 425

[17] Попов Г.Х. «Теория и практика социализма в XX веке». М. 2006 г. стр. 15.

[18] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 425.

[19] Попов Г.Х. «Теория и практика социализма в XX веке» М. 2006 год стр. 14

[20] Попов Г.Х. «Теория и практика социализма в XX веке» М. 2006 год стр. 16

[21] Попов Г.Х. «Теория и практика социализма в XX веке» М. 2006 год стр.17

[22] Попов Г.Х. «Теория и практика социализма в XX веке» М. 2006 год стр.18

[23] Ленин В.И. «Две тактики социал-демократии в демократической революции» Полное собрание сочинений. Т. 11. стр. 94.

[24] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 771.

[25] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 763.

[26] Алексеева Т.А. «Современные политические теории» М.2001 год. Стр. 31.

[27] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 770.

[28] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 771

[29] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 769.

[30] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 769.

[31] «История политических учений» под ред. Проф. О.В. Мартышина. М. 2002 г. стр. 771.

[32] Бердяев Н.А. «Судьба России» М. 1990 год стр. 52.


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.