рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Краеведческая деятельность библиотек

Дублетные экземпляры краеведческой и отраслевойц литературы постапают так же в отраслевые специализированные подразделения библиотеки.

В библиотеках филиалах краеведческие полки выделябтся в ч/з. Если таковая имеется. В таком случае на абонементе краеведческая литература может быть представлена на постоянно действующей выставке «Наш район» или «Наш город».

В тех библиотеках, где нет ч/з краеведческие издания выеляются на полках абонемента. Рукописные материалы о городе или районе хранятся в ЦБ у библиографа, в филиалах – у библиотекаря, используются работниками библиотеки, выдаются читателям, углубленно изучающим край.

Материалы, поступабщие в краеведческий фонд ЦБ и филиалы из отдела комплектования и обработки, снабжены нужным количеством каталожных карточек для каждого издания с условной пометкой на месте шифра – «К» , «М».

Шифр на карточках, которые включаются в краеведческую картотеку и на книги (которые направляются в краеведческий фонд), проставляется библиографом, работником ч/з или абонемента ответственным за фонд.

Краеведческие издания, которые направляются в отраслевые и специализированные разделы фонда библиотеки классифицируются и шифруются в отделе комплектования и обработки.

Для шифровки и расстановки небольшого количества краеведческих изданий, имеющихся в краеведческом фонде ч/з используют схемы классификаций краеведческой литературы. Например:

М1 Край в целом. Район (горд) в целом.

М2 Местные организации о органы управления. Общественно-политическая жизнь района, города)

М3 Природные условия и ресурсы области, района

М4 народное хозяйство района (города)

М5 Здравохранение. Медицинские учреждения. Спорт. Физическая культура в районе, городе.

М6 Культурное строительство. Народное образование в районе, гооде.

М7 Искусство района (города) и области в произведениях искусства.

М8 Литературная жизнь района (города) и области в художественной литературе. Фольклор.

М9 История области, района (города).

М10 Религия. Атеизм.

На абонементе ЦБ в разделе фонда «Литература о крае» книги и брошюры расставляются и получают шифр в соответствии с основным рядом схем, но более уцпкупненным делениям.

От раздела фонда абонемента «Литература о крае» необходимо сделать ссылку к другим разделам фонда, в которых есть отраслвевая литареттура, относящаяся к краю. Необходимо сообщить читателям о полном собрании краеведческой литературы, имеющейся в отделе ч/з о наличии краеведческого каталога.

Дополнительнуюинформацию о краевдческом фонде библиотеки читатели абонемента и других отделов получат из тематических выставок, организуемых во всех отделах и представляющих книги, статьи и другие краеведческие материалы, имеющиеся в библиотеке.

В отраслевых разделах ч/з абонемента и других отделов библиотект создаются внутриполочные выставки краеведческой тематики.

В распоряжение читателей ч/з, абонемента и других отделов должны быть представлены библиографические материалы краеведческого содержания.

Активная пропаганда краеведческого фонда, информация о краеведческой литературе, имеющейся в библиотеке, тесно связаны с водержанием чтения читателей, с вопросами привлечения читателей в массовых библиотеках.

Итоги постоянного изучения фонда и его использование дают основу для участия массовых библиотек в разработке предложений по дополнению библиотечной серии целевого назначения местными изданиями, в том числе, краеведческого содержания. С этой работой связана и подготовка обоснованных предложений по поводу издания и переизданий книг повышенного спроса, в том числе книг о своем крае.


Справочно-библиографический аппарат

Краеведческий СБА является составной частью единого СБА и в центральной библиотеке должен быть представлен:

-  Ситематическим каталогом «Наша область», «Наш район» и т.д.

-  Тематическими картотеками;

-  Фондом справочных и библиографических пособий краеведческого содержания;

-  Фонд выполненных библиографических справок на краеведческие темы.

Опыт работы многих центральных библиотечных систем. Например: Выборгская, Липецкая, кисловодская показал целесообразность ведения в библиотеках-филиалах краеведческих картотек, выделения в этих справочных и библиографических изданиях краеведческого содержания.

Наличие этих основных частей краеведческого СБА особенно важно в филиалах, территориально тделенных от центральных библиотек.

Краеведческий СБА – не единственный источник сведений о книге краеведческого содержания, имеющихся в едином фонде. Эти книги отражаются в общем СБА центральной библиотеки.

Краеведческий каталог – это библиоечный каталог, отражающий документы краеведческогосодуржания. Как правило, в общедоступных библиотеках это центральный систематический каталог, назначением которого является хранение и поиск краеведческой информации о районе, городе, области, в которых находится ЦБС. Если он включает сведения о краеведческих фондах других библиотек, научных учреждений, музеев, то называется не центральным, а сводным.

Отличие краеведческого каталога от систематического проявляется в отборе материала для отражения в его структуре, способах группировке, требованиях к редактированию и др.

Критериями отбора документов является ценность материала об экономике, истории, культуре края. В КСК отражаются не только книги и брошюры, но и статьи из журналов. Сборников, газет, рецензии, изоиздания, издания, диафильмы, слайды и другие документы независимо от года издания и читательского назначения. Документы, отраженные в других каталогах и картотеках, в КСК отражаются повторно. КСК организует на основе таблиц ББК для краеведческих каталогов и снабжается к АПУ. За каждым делением каталога библиографические записи располагаются в обратно хронологическом порядке, что позволяет читателю познакомиться в первую очередь с новыми поступлениями. В КСК чаще, чем в систематическом каталоге исползуется методика многократного отражения документов.

Редактирование каталога, проверка правильности классификационных решений и оформлениекаталога производится библиографими с участием специалистов-краеведов. Сведения о наличии КСК в других библиотеках доводят до читателей с помощью информационого плаката.


Состав фонда

Краеведческий фонд централизованной библиотечной системы формируется из изданий и других материалов, отвечающих основным требованиям научности и народности предъявляемым к книжным богатствам библиотек, и состоит из:

-  Книг и брошюр

-  Материалов изобразительного искусства, фотографий, атласов, карт, нотных изданий и грампластинок;

-  Машинописных и рукописных материалов;

-  Тематических папок, газетных вырезок, альбомов и книжек-самоделок, составленных работниками библиотеки, читателями, краеведами.

При определении состава краеведческого фонда следует отметить особенности решения вопросов об освобождении его от устаревшей, мало спрашиваемой литературы. Определившаяся в отношении всего фонда зависимость активности использования литературы от года издания не может в полной мере относиться к обслуживаемой библитекой территории, отражет ее специфику, что такой литературы еще очень мало, она оперативно переиздается а следовательно, олжна приобретаться и храниться в фонде библиотеки, независимо от года издания.

В фонд краевдческой литературы не отбираются периодические издания. В них, как правило, имеются только отдельные статьи о крае.

Не отбираются на полки с краеведческой литературой и литературой, содержание которой не органичено определенной территрией, а город, район лишь упоминаются в связи с ракрытием научных проблем, тем и вопросов, выходящих за пределы краеведения.

Одним важнейшим принципом формирования единого фонда централизованной библиотечной системы является целенаправленное размежевание сфер комплектования центральной библиотеки и филиалов.

Краеведческий фонд в полном составе формируется ЦБ возглавляющей центральную систему. Поступающая в единый фонд научная и производственная литерратура, посвященная городу, району, прежде всего вклбчается в краеведческий фонд ЦБ.

Распределение такой литературы по филиалам производится в соответствии с общими положениями формирования единого фонда. В случае, когда эта литература является новой и содержит ценные и редкие сведения о всей территории, обслуживаемых отдельными филиалами, она направляется в фонд ЦБ и фонд филиала.

Дорогостоящие ноты, грампластинки, изографику и т.д. опсвященные городу, области, приобретаются в краеведческий фонд ЦБ.

Произведения местных писателей, поэтов в полном репертуаре независимо от того, посвящешы ли они местной жизни, должны быть собраны в фонде ЦБ, а так же в отдельных филиалах.

Произведения х/л желательно иметь во всех филиалах ЦБ.

В краеведческих фондах всех библиотек системы с одинаковой полнотой должны быть представлены основные справочные и библиографические издания краеведческого содержания, печатные материалы об итогах выполнения планов, научно-популярная литература о крае.

Выявление в любом фонде старые, а также ценные и редкие книги, имеющиеся в едином экземпляре, передаются в фонд центральной библиотеки или областной.

В ЦБ составляется сводный нумерационный перечень тем, по котрым ведутся папки газетных вырезок по всей теме системе с указанием библиотек, оформляющих папки по указанной в перечне теме. Список тем, поступает в каждое подразделение системы.

Вырезные из газеты заметки и статьи наклеиваются на плотные листы бумаги одинакового формата.


Основные тематические направления работы

Основными направлениями краеведческой деятельности библиотек определяются общегосударственными проблемами, решаемыми нашей страной.

Целесообразно все материалы связанные с вовременной деятельностью местной организации.

Единство экономического, политического значениеЮ парътриотический характер труда российского народа. Задача библиотек – выявить и предоставить в распоряжение работников с/х все печатные материалы об особенностях сельского хозяйства, производства в данной местности, об истории, современном состочнии и перспективах развития с/х.

Ведется в нашей стране систематическая работа по выявлению и изучению народных ресурсов в целях их рационального использования, проблем размещения производства и т.д.

Используя литературу родного края библиотеки призваны активно участвовать в воспитании чувств сопричастности к природе, к гармонии. И эта работа библиотек должнабыть обращена не только на детей, но и другие категории читателей.

Например, из опыта Выборгской ЦБС организовавших совместное с обществом охраны природы университет охраны природы, на занятиях которого широко пропагандируется литература о природе своего края. Весь комплекс историко-краеведческой работы библиотек вклбчает в себя чрезвычайно широкий круг тем, подчеркивабщих основные черты, действенный характер, его органическую связь, приемственность в развитии трудовых традиций нашегонарода.

Работа библиотек с историко-краеведческой литературой имеет давние традиции и неоднократно расматривалось в библиографической печати. В каждом крае есть свои исторические темы, связанные с событиями, проходившими на их земле. Но общей здесь задачей является связь истории края с историей всей страны.

В массовой нагладной работе применение х/л будет иметь эффективность, эмоциональность. Итоги анализа содержания и методики состояния краеведческих указателей, методических материалов, характеристика методических материалов тематических направлений, нашедших отражение в этих пособиях областных библиотек, обобщались в печати.


Массовые формы пропаганды литературы

В целях популяризации литературы о крае в массовой работе используется вся многообразность форм и методов библиотечной пропаганды. В подтверждение этого можно было бы привести огромный перечень выставок, устных журналов, читательских рецензий, вечеров обсуждения и т.д. Методика проведения, которых раскрыта в литературе.

В небольших библиотеках-филиалах целесообразно продолжить практику организации краеведческих указателей. В одном месте сосредоточека краеведческая картотека, подборка краевдческих библиографических изданий и папок газетных вырезок, выставка литературы о крае, плакат и другие формы, рекомендующие краеведческую книгу.

Знание основных направлений в содержании краевдческо работы, актуальных для своего района тем. Форм и методов их раскрытия, четкое представление об интересах определенных читательских группах является обязательным пердпосылками для создания системы в массовой работе библиотек с краеведческой литературой.

В организации пропагандисткой работы, в том числе и краеведческого характера реализуется все преимущество центрального библиотечного обмслуживания читателей.

 В поисках новых путей пропаганды краеведческого материала массовые библитеки нередко выходят за пределы чисто библиотечных форм. Библиотеки, обслуживающие небольшие територии, часто являются центрами краеведческого движения, объединяющими его участников в организации народных музеев, сборе материала о своем краею

Важно, чтобы при этом библиотками не был забыт основной материал с которым они должны работать – литература. подготовка и проведение массовых мероприятий краеведческогохарактера. Формы их участия в краеведческом движении имеют много общего с работой других культурно просветительных учреждений и часто проводятся свместно с ними. Поэтому для ьбиблиотекарей оченьважны материалы из журналов « Культурно-просветительная работа». «»Клуб» и т.д.


Библиографическая работа библиотеки; задачи содержания и организация библиографической работы библиотеки

Базой для организации и ведения библиогафичечкой работы могут быть сформулированы следующим образом: содействие образованию и самообразованию, содействие социально-экономическому развитию страны, региона, решение первой задачи невозможно без без целенаправленной работы по руководству самообразовательным чтением с помощью разнообразных иблиографическихсредств, прежде всего рекомендатеьного характера. Активноприменяются библиографические средства пропаганды (картотеки, библиографические пособия, рекомендательные указаели) произведений печати и осуществляя руководство чтением, библиотека тем самым привлекает читателей умение самостоятельно ориентороваться в мире книг, выбирать лучшее.

Содействие социально-экономическому развитию страны – вторая заача библиографической работы. Как известно никакой прогресс невозможен без постоянного развития науки и техники совершенствования жкономических отношений, разработки и внедрения новой технологии.

Понятие организации библиографической работы включает в себя комплекс таких важных вопросов, планирования, учета и отчетности анализ выполненной работы, разделение обязанностей между работниками ЦБС, система повышения их библиографический квалификации, координация и кооперация, методическое обеспечение.


Основное назначение, основные принципы функции и организация российской краведческой библиографии

Краеведческая библиография, как состваная часть всей системы библиографии призвана полнее удовлетворять потребности в библиографической информации. Краеведческая библиографическая информация прежде всего показывает существенную помощь научным работникам, специалистам народного хозяйства в сосвершенствовании управления края, углубленном комплексном исследовании его производственных сил и природных ресурсов, поиска оптимального направления экономического и культурного развития края.

Регулярно сипользуют краеведческую библиографмическую информацию в пропагенде детских профессиональных целях, лекторы, агитаторы, деятели культуры и искусства. оСобую ценность для них представляют материалы рекомендательной краеведческой билоографии.

Свою деятельност в этом направлени  библиотеки координируют с различными организациями и учреждениями.

Большое внимание уделяется подготовке и переподготовке кадров библиографов-краеведов. Курс краеведческой библиографии изучается во всех интститутах культуры на библиотечных факультетах.

Краеведческая проблематика пердставлена в программах  областных, зональных и региональгых и всероссийских совещаний библлиотечных работников.

Библиографы краеведы нашей страны и других социалистических стран изучают опыт друг друга, организуют совместные рабочие встречи и научные семинары.

Неуклонно расширяющееся межроссийское сотрудничество характерно для организаций всего библиографического дела в ситранах социализма находит свое воплощение в частности в современной библиографии этих стран.


Заключение

 В данной курсовой работе рассматриваются основные вопросы краеведческой деятельности. В настоящее время многие из пособий написаны на основе опыта работы библиотек РФ. Обобщены и представлены в виде определенной системы, этот опыт может быть использован начинающими библиотекарями и теми, кто уже имеет небольшой опыт в краеведческой работе.

Итоги постоянного изучения фонда и его использования дали основу для участия массовых библиотек в разработке предложений по доплнению библиотечной серии целевого назначения местными зданиями, в том числе краеведческого содержания.

Каждая из тематических наравлений в работе с краеведческими изданиями является составной частью всей пропаганды работы библиотек, связанной с развитием общественно-политических и экономических проблем с трудовым и нравственным эстетическим воспитанием, и подчинено решению этих задач.

Библиотеки, в которых налажена работа по изучению чтения краеведческой литературы, собщают об итогах проведенной работы. Центральные библиотеки обобщают и анализируют показатели библиотек всей системы, отражают результаты обобщения анализа в отчетных материалах, направленных в краевые, областные и методические центры.

Данная курсовая работа может быть полезна библиотекарям студентам, читателям краеведения.


Заключение

Библиотека и религия являются неотъемлимой частью друг друга. В жизни каждого человека религия воспитывает самые настоящие чувства, а библиоека показавает дорогу в мир искусства.

Данная курсовая работа включает в себя обобщенный опыт работы библиотек с религией, где на примере отдельных библиотек можно показать, что эта направленность имеет на своем пути много противоречий как экономического смысла так и идеологического. Освободившись от пут коммунизма библиотека начинает самостоятельно становиться на путь возщрождения нации, национального сознания, и в настоящее время важно выбрать те или иный направления в работе библиотек с религиоведческой литературой.

Данная курсовая работа показала, что в работе с религиоведческой литературой важно стремление каждого отдельного библиотекаря создать вокруг своей библиотеки целую сеть возврождения культурных традиций, взять под свой пространства детские дома и школы интернаты, где ребятам просто необходима правильная ориентация в выборе идеалов и становления на жизненом пути.

Курсовая раббота будет полезна как студентам библиоетчных факультетов, так и начинающим работникам библиотеки. В формировании фонда православной и лругих направлений вероисповедания литературы.


Список литературы

1.  Кузьмичева, Л. // Библиотека. -  2001. - № 10. – С. 30

2.  Мажирина // Библиотека. – 2001. - № 5. – С. 41

3.  Пучкова // Библиотека. – 2001. – № 5. – С. 64

4.  Англичаникова, Н. // Библиотека. – 2000. - № 9. – С. 30

5.  Жаркова, Е. // Библиотека. – 2001. - № 1. – С. 59

6.  Четвяргова // Библиотека. – 1999. - № 9. – С. 46

7.  Корзунова // Библиотека. – 1999. - № 2. – С. 85

8.  Петрова // Библиотека. – 1998. - № 11. – С. 86

9.  Дубровина // Библиотека. – 1998. - № 5. – С. 97

10.  Назарой, Н. // Библиотека. – 2000. - № 10. – С. 65

11.  Бригадиров // Библиотекарь. – 1956. - № 5. – С. 37

12.  Бригадиров // Библиотекарь. – 1956. - № 2. – С. 21

13.  Бригадиров // Библиотекарь. – 1957. - № 8. – С. 31 – 36

14.  Мамонтов, А. Пропаганда краеведческих материалов в районной библиотеке // Библиотекарь. – 1956. - № 5. – С. 37 – 38.

15.  Горбачевская, Н.Ф. Работа массовых библиотек с краеведческой литературой: метод.пособие. – М.: Книга, 1978. – 62 с.


Список литературы

1.  Сборник нормативных и методических материалов по УДК. – М., 1982. – 523 с.

2.  Дополнение и исправления к УДК. Сер.7. № 6 Апр 1972. ГПНТБ, 1972., 121 с.

3.  Новое в УДК № 26. Универсальная десятичная классификация. – 3-е изд. / Сост. М.С. Данеман, А.Ш. Мутафян. – М.: ЗНИИКИ, 1992. – 68 с.

4.  Потапова Р.Д. Ссылочный аппарат УДК. – Вып. 9. – М., 1989. – С. 45 – 51.

5.  Сукиасян, Э.Р. Универсальная десятичная классификация: на пороге второго столетия // Науч и техн б-ки. – 1996. - № 3. – С. 46 – 55.

6.  Универсальная десятичная классификация. Естественные и технические науки. Таблицы общих определителей: 0 – Общий отдел (сокращенный список индексов). – М., 1964., 136 с.

7.  Универсальная десятичная классификация. Естественные и технические науки. Изда-е. 5. Математика. Естественные науки. М., 1970. – 351 с.

8.  Универсальная десятичная классификация. Алфавитно-предметный указатель. П – Я; A – Z. – М., 1971. – 350 с.

9.  Универсальная десятичная классификация. Естественные и технические науки. – 2-е изд. Новое в УДК № 1 – 3 Дополнения и исправления к таблицам общих определителей и к разделам 0, 6 / 62, 63/63. – М., изд. стандартов 1971. – 269 с.

10.  Универсальная десятичная классификация: сокр. табл. / Сост. Летучева, Л.А. Кузнецова, Н.Ф. – 2-е изд. – М.: Машиностроение, 1978. – 431 с.

11.  Универсальная десятичная классификация. Сред. изд. – М.: 1969. – 690 с.

12.  Универсальная десятичная классификация (УДК) / Эйдельман, Б.Ю. библиотечная классификация и систематический каталог. – М., 1977. – раздел IV. – С. 150 – 191.

13.  Эйдельман, Б.Ю.Библиотечная классификация и систематический каталог. – М., 1977., С. 150 – 170.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.