рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Сектантство в Курской области

Активизировалась деятельность и в курской общине пятидесятников. Усиленную обработку присутствовавших на праздновании 1000-летия Крещения Руси, проводимого Курской городской общиной ЕХБ на берегу реки Тускарь, вели проповедники пятидесятники (Кузнецов Ю. В., Костюченко Е. В.), занимались распространением своей нелегальной литературы и присутствующие здесь сторонники Совета Церквей ЕХБ. В этот же день сторонники СЦЕХБ без разрешения провели два водных крещения своих новообращенных в Октябрьском районе и на городском, пляже Промышленного района города Курска.

В селе Дерюгино Дмитриевского района зарегистрированная община ЕХБ, воспользовавшись сложной обстановкой в православном приходе (брожения среди верующих из-за отобранного культового здания) сумела оторвать от прихода и совершить водное крещение семи православных верующих.

Новую тактику в своей деятельности в связи с прекращением гонений от властей выработало руководство СЦЕХБ. Оно перешло на организацию массовых религиозных "молодежных общений" и бомбардировку письмами о пересмотре существующего законодательства. Первый поток писем из Курской области был в начале 1988 года, второй в конце. В типографских заготовках заявлений в адрес Президиума Верховного Совета СССР (копия Совету церквей ЕХБ "Отдел заступничества") говорится, что "первым шагом в деле восстановления подлинной свободы совести в нашей стране должно быть возвращение духа и сути 13 статьи Конституции 1918 года, которая была изменена в интересах административной борьбы с религией.

В 1988 году в Курской области сторонники СЦЕХБ провели 2 "молодежных общения". Одно из них состоялось 8 мая в селе Воробжа Октябрьского района в саду дома старшего пресвитера А. В. Согачева. Сюда съехалось свыше 500 молодых верующих из Москвы, Ленинграда, Риги, Брянска, Белгорода, Воронежа, Липецка, Тулы, Орла, Смоленска, Ростова, Горького, Харькова и Днепропетровска.

7-8 ноября того же года в с. Анахино Октябрьского района в специально построенном помещении на территории усадьбы Умрихина Ивана Федоровича, состоялось второе региональное "молодежное общение" незарегистрированных приверженцев Совета Церквей евангельских христиан-баптистов из Московской, Брянской, Тульской, Орловской, Тамбовской, Липецкой, Воронежской, Белгородской и Харьковской областей, в котором приняло участие свыше 300 человек в возрасте от 15 до 25 лет, в том числе, и около 20 детей дошкольного и младшего школьного возраста. Руководил "молодежным общением" член СЦЕХБ, неоднократно судимый Костюченко Г. В., житель города Тимашевска Краснодарского края. В этом мероприятии приняли участие областной пресвитер Овчинников Л. Д., старший пресвитер Ворошневской общины СЦЕХБ Согачев А. В., пресвитер Рышков И. М. и другие активисты.

В 1990 году деятельность религиозных обществ ЕХБ заметно активизировалась. Вся их работа направлена на реализацию задач, определенных 44 Всесоюзным, а также Российским съездами евангельских христиан-баптистов, которые состоялись в 1990 году. В качестве основных на ближайшее четырехлетие задач выделены проблемы миссионерской деятельности и евангелизации, богословского образования и активного участия в жизни общества. В плане выполнения решений съезда летом 1990 года в г. Курске состоялись дни Евангелия и милосердия, организованные по инициативе поместной церкви ЕХБ. В ходе этих дней был благотворительный концерт на стадионе "Трудовые резервы". На нем почти с двухчасовой программой выступил хор Курской городской общины ЕХБ. С проповедями к 1,5 тыс. человек, собравшихся на стадионе, обратились Лихих Г. А. и Николаев С. И. (заместитель старшего пресвитера по РСФСР). Последний в своем пространном выступлении особо подчеркнул мысль о том, что главная задача, стоящая сегодня перед людьми – сделать выбор за кем идти – за Иисусом Христом или сатаной.

В этом же году баптисты совершили многочисленные крещения людей на реке Сейм в Курске, а так же в Октябрьском, Курчатовском, Пристенском и Щигровском районах. Всего в 1990 году крещение приняло 115 человек – это на 30 человек больше, чем в 1989 году. Возросла на 22 человека также численность сторонников СЦЕХБ.

Открывается баптистская миссия "Новый Завет", которая организовывает передвижные духовные библиотечки, проводятся показ фильма "Иисус" и духовные концерты. В Доме знаний в г. Курске проводился платный цикл христианских лекций. С двумя первыми лекциями выступил старший пресвитер Лихих, а с третьей – руководитель миссии И. В. Петров. После лекций была организована торговля религиозной литературой. На первой лекции присутствовало 86 человек, на двух следующих уже немногим более 40 слушателей.

В начале 90-х годов в Курской области резко увеличивается количество различных сект и их адептов. Появляются и активизируют свою деятельность следующие религиозные организации: свидетели Иеговы, пятидесятники (Христиане веры евангельской), Адвентисты седьмого дня, Новоапостольская церковь, Общество сознания Кришны, муниты, Центр Дианетики Хаббарда, Центр Порфирия Иванова, "Звенящие кедры России" и др. Попробуем дать небольшую характеристику их деятельности за последние годы.

Оживилась деятельность и секты адвентистов седьмого дня, которое насчитывала 47 членов. В общине было 10 пресвитеров. В Курске состоялся зональный семинар жен проповедников общин АСД с участием зарубежных представителей. В Белгороде в одном из Домов культуры проводилось совместное служение Белгородской и Курской церквей АСД. После трехмесячных библейских курсов в молитвенном доме АСД г. Курска община смогла пополнить свои ряды новыми 10 членами. После объявления нового набора на библейские курсы на первом занятии присутствовало 28 слушателей 43.

Общине АСД принадлежит и областная общественная организация "Общество библейского знания" (ул. Н. Казацкая, 52). Общество зарегистрировано в марте 1999 года. Главой общества является Зайцев Дмитрий Алексеевич, получивший образование в Институте Эндрюса (США) и Заокской Духовной Академии. В Курской области ОБЗ проводит циклы благотворительных программ. С 12 февраля по 10 марта 1999 года в Курчатове в кинотеатре "Прометей" постановлением главы города В. Михайлова обществу было разрешено проведение программы "Так говорит Библия". В 15 февраля 2002 года в курском клубе "Монолит" (ул. Обоянская, 26) проводилась похожая благотворительная программа "Библия говорит так…".

25 сентября 1992 года в Курском Министерстве Юстиции регистрируется пятидесятническая миссия "Христианский миссионерский центр Ковчег", которая находится по адресу: г. Курск, ул. Кулакова 39-а, кв. 54. Причем, "Ковчег" на 1992 год единственная зарегистрированная организация ХВЕ по Курской области, тогда как общины этой конфессии имеются в нескольких районах. По словам старшего пастора пятидесятников А. А. Старикова, насчитывается до 1000 последователей этого течения в г. Курске и области. Миссионерский центр пятидесятников открывает в Курске магазин "Милосердие". По адресу: ул. Пирогова, 16, "Ковчег" строит молитвенный дом. По приглашению "Ковчега" в Курск приезжала делегация миссионерского центра из шведского города Остерзунд. Этот центр является спонсором "Ковчега". Гости из Швеции посетили Управление социальной защиты населения г. Курска, где разговаривали с представителями Управления о возможной материальной и финансовой помощи людям, оказавшимся за чертой бедности. Затем была экскурсия по городу, посещение Сергиево-Казанского собора и завода "Счетмаш". 3 декабря 1999 года пятидесятники проходят перерегистрацию в Минюсте Курской обл. под названием "Сила Евангелия", номер свидетельства 169-р. В свидетельстве значится:

·  вероисповедание – Христиане Веры Евангельской (Пятидесятники),

·  принадлежность – Централизованная организация Ассоциации ХВЕ "Харизма",

·  руководящий орган – Совет Церкви,

·  юридический адрес – г. Курск, ул. Карла Либкнехта 2, кв. 23.

Курская церковь пятидесятников объединяет 4 общины, зарегистрированные в Минюсте.

От пятидесятников отделилась христианская харизматическая церковь под названием "Первая Курская Церковь Полного Евангелия", входящая в Ассоциацию ХВЕ "Харизма". Адрес: г. Курск, 3-й Малиновый пер. 27, кв. 1.

Пастором является Панченко Олег. Члены общины проводят фестивали христианской рок-музыки, беседы о вреде алкоголя и наркомании по всей области. Недавно секта прошла перерегистрацию, и теперь называется "Церковь Святой Троицы". Свои служения сектанты проводят в ДК Всероссийского общества глухих (ВОГ).

В 1993 году Бруклинским центром секты "Свидетели Иеговы" в Курск были направлены несколько "возгласителей" из Польши. Тогда же секта регистрируется в Минюсте, и численность ее адептов вырастает до 200 человек. Руководителем курской общины СИ в то время являлся И. П. Локтионов, община курировалась надзирателями из Польши и США Мареком Каженинским и Артуром Бауэром. Собрания проводятся в арендуемом зале ДК ВОГ два раза в неделю. В настоящее время областным надзирателем СИ является поляк Лешик Радошевич.

В последнее время Курск становится региональным центром пропагандистских съездов СИ близлежащих областей. 1 января 1998 года в ДК РТИ проводился конгресс для жителей Белгородской области, так как там деятельность сект практически запрещена губернатором. В октябре того же года в Курской городской клинической больнице № 4 скончалась А. Е. Суворова, отказавшись от переливания крови, так как это противоречило вероучению свидетелей Иеговы. В начале 1999 года в этой же больнице на лечении находился еще один член этой секты житель Белгородской области С. Ю. Таранов, который так же "игнорируя опасную для своей жизни ситуацию, отказывался от переливания крови по религиозным мотивам" 44.

6-7 марта 1999 года в Курске СИ проводили региональный конгресс, на котором присутствовало около тысячи человек. По окончании первой части конгресса в бассейне на улице Союзной состоялось крещение более пятидесяти новоначальных сектантов. 22 сентября 2001 года в ДК РТИ состоялся очередной конгресс СИ. На нем присутствовали сектанты из городов Курска, Губкина, Старого Оскола и Белгорода, всего около 1000 человек. Со своими проповедями выступали зарубежные миссионеры: Лешик Радошевич, Любомир Химей, Т. Сараноя, Р. Газдзик, В. Ладунский, С. Лушников. В зале собрания были отдельные места для глухонемых с сурдопереводом. Проходил тренинг в виде бытовых инсценировок по активной проповеднической деятельности. Отдельной темой этого конгресса была работа с молодежью. Выступали на конгрессе и дети. Так, учащаяся 10 класса одной из Курских школ Сеймского округа рассказывала слушающим о своем отказе от участия в "сомнительных мероприятиях школы", посвященных празднованию 9 мая, 8 марта и других государственных праздников. С радостью на лице ученица повествовала участникам конгресса о том, как она демонстративно отказалась поздравлять ветеранов с праздником Победы, заявив классной руководительнице, что "это не одобрит Иегова".

В последнее время деятельность свидетелей Иеговы активизировалась в Курчатове, Рыльске и Железногорске. Для обучения новых членов секты приезжают "учителя" из Белгорода.

15 сентября 2000 года в Министерстве юстиции Курской области официально зарегистрировалась "Курская община Западного регионального управленческого центра Новоапостольской церкви". Номер свидетельства 261-р. В свидетельстве значится:

·  вероисповедание – христианство/новоапостольская вера,

·  принадлежность – Управленческий центр Новоапостольской церкви в России,

·  руководящий орган – Правление,

·  юридический адрес – г. Курск, ул. Радищева 69/4, кв. 7.

Собрания проводятся в ДК ВОГ, который уже утерял статус культурного учреждения, превратившись в культовое.

Гораздо ранее 15.12.94 зарегистрирована Иванинская община Западного регионального управленческого центра Новоапостольской церкви в п. Иванино Курчатовского р-на. Свидетельство № 198-р.

Деятельность секты финансируется одной из германских общин Новоапостольской церкви.

В Министерстве юстиции Курской обл. 12.08.92 зарегистрировалось Курское отделение Российского проповеднического центра "Санкиртана" Международного общества Сознания Кришны. Свидетельство № 160-р.

Юридический адрес: г. Курск, ул. Косухина 9, кв. 29.

Учредитель – Колобов (Коробов) Александр Алексеевич, являющийся представителем московской организации "Сознание Кришны".

Руководитель центра – Андрей Петрухин, (тел. 2-94-49).

Духовный руководитель – Амритавабу (духовное имя), московский председатель общества.

Численность – около 20 человек (студенты и люди без определенных занятий). Место сбора – частная квартира по адресу: г. Курск, ул. Серегина 11, кв. 52.

Некоторые положения Устава организации:

Курский благотворительный фонд "Матери за мир – Санкиртана" объединяет усилия граждан, трудящихся коллективов… направленные на распространение идей мирного сосуществования, отраженных в учении известного философа и гуманиста XV века Шри Чайтаньи Махапрабху.

Цели и задачи фонда:

Курский благотворительный фонд "Матери за мир – Санкиртана" создан с целью удовлетворения духовно-нравственных и материальных потребностей граждан, устранения в обществе вражды и насилия, воспитания в обществе высоких духовно-нравственных ценностей на основе научной ведической культуры, проведения общественно-благотворительной деятельности.

Фонд объединяет граждан, прилагающих конкретные усилия в деле распространения учения Шри Чайтаньи Махапрабху, основанны движения "Санкиртана", как путь к миролюбию, и практикующих маха-мантру: "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама Харе".

10 марта 2002 года в Детской школе искусств № 1 (ул. Ленина) в 16.00 проходил "День культуры Индии".

Организаторы мероприятия: Торшенко Игорь Викторович, Попова Ирина Пантелеевна (56-18-33), Свинцов Илья Николаевич (6-32-27).

На самом деле это была хорошо спланированная акция Общества Сознания Кришны. На сцене был алтарь с фигурками индуистских божеств, вверху висело полотнище с кришнаитской молитвой. Перед алтарем происходило религиозное действо. Со сцены велась религиозная пропаганда, находящихся в зале людей призывали хором петь молитвы (надо сказать, что там присутствовали несовершеннолетние дети). В вестибюле происходила раздача пищи, жертвенно посвященной Кришне (прасада), но об этом людям, берущим пищу, не сообщалось. Там же происходила торговля религиозной литературой и богослужебной атрибутикой кришнаитов (ароматические палочки, четки, плакаты с изображением индуистских богов и т.д.). Проводились личные беседы с пришедшими, их предлагалось остаться до конца мероприятия для продолжения разговора.

Все вышеизложенное противоречит "Закону о свободе совести и религиозных организациях" от 26. 09.97, № 125 ФЗ 45. 19 марта 2002 года в Министерство юстиции Курской области была подана жалоба на организаторов мероприятия. Но привлечь их к ответственности не удалось. Дело в том, что "День культуры Индии" организовывался не кришнаитами, а частным лицом, которое заявило, что именно такой и видит культуру страны. Путем таких хитростей сектанты привлекают в свои ряды много людей, обходя постановления правительства.

С конца 1997 года в Курске стала действовать секта "ивановцев" - последователей Порфирия Корнеевича Иванова. 20-21 февраля 1998 года в кинотеатре им. Щепкина проходила презентация документально-публицистического фильма "Чтобы жить…" о Порфирии Иванове, режиссера Георгия Давиденко. Вход в кинотеатр был свободный.

С 9 по 7 марта 1998 года центром "Начало" Союза защиты детей России и его Курским филиалом был проведен цикл бесед и встреч с населением и учащимися школ и других образовательных учреждений г. Курска и области, посвященный 100-летию со дня рождения Порфирия Иванова и его системе природного оздоровления.

Надо сказать несколько слов о Курском филиале центра "Начало". Филиал объединяет на добровольных началах последователей учения П. Иванова. Председателем Курского филиала центра является Ю. Лусихин. Юридический адрес центра: г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 120-а, кв. 6. Тел. 55-02-55. Интересно, что эта религиозная секта (в ее учении присутствует религиозное почитание Иванова) зарегистрирована в Министерстве Юстиции как общественная организация, что противоречит "Закону о свободе совести".

В 2000 году в юстиции зарегистрировалась еще одна общественная организация, являющаяся на самом деле религиозно-экологической. Ее название "Звенящие кедры", но она более известна как секта Анастасии. На момент регистрации секта насчитывала 50 человек. На сегодня число ее последователей значительно увеличилось, причем состоит в основном из женщин. Спонсором Курского филиала секты является Г. Н. Карамышева.

В том же году совместно с департаментом экологии администрации города Курска секта выписала из Томской области 700 кедров для посадки в городе. При транспортировке около половины саженцев погибло. Оставшуюся часть поместили в питомник зеленстроя. Организация "Звенящие кедры" хотела использовать саженцы по своему разумению, но поскольку покупку финансировал город, то в этом секте было отказано.

"Звенящие кедры" в конце года провели в областной библиотеке им. Асеева конференцию по книгам В. Мегре, который написал книги посвященные Анастасии, лесной девушке. В сентябре 2001 года члены организации прочитали в учебных заведениях города цикл лекций об охране окружающей среды.

Председатель этой организации И. Жирова, в 2000 году направляет обращение к президенту Российской Федерации В. В. Путину с просьбой выделить каждой семье, входящей в состав "Звенящих кедров", по одному гектару бесплатной земли (в пожизненное пользование и передаче по наследству) для создания своего родового поместья. "Продукция, произведенная в родовых поместьях, не должна облагаться никакими налогами". Эта земля нужна общине для строительства "благополучного, процветающего государства, прочно защищенного от внешнего агрессора, внутренних конфликтов, преступности".

В Администрацию Курского р-на от организации "Звенящие кедры" был сделан запрос о выделении участка земли площадью 200-250 гектар одним наделом с последующим распределением по одному гектару на каждую желающую семью для строения родовых поместий. В каждом поместье организация планировала посадить до 600 деревьев разного вида. В центре поселений предполагалось построить медпункт, магазин, школу по методике М. П. Щепетилина (развитие экстрасенсорных способностей обучающихся, слияние с природой), кафе и т. п. Все поселение должно быть обнесено лесополосой. К строительству планировалось подключение выпускников домов-интернатов с их последующим подселением. С данным предложением члены секты побывали в одном из курских домов-интернатов.

Вопрос о выделении земли рассматривался начальником Курского районного землеустройства Степановым Н. В. Сектантам было разрешено взять землю в районе станции Букреевка Курского р-на.

Кроме вышеперечисленных сект на территории Курской области в настоящее время действуют следующие религиозные организации деструктивного сектантского и оккультного характера: "Семья за единство и мир во всем мире" (муниты) – с 1997 г., группа "Агни", клуб "Открытые сердца", "Третий луч", Центр научного развития "Литан", "Церковь Последнего Завета", "Сант Такар Сингх", Ассоциация Курской радости" (сайентологи) – с 2000 г., "Последователи Уильяма Брэхэма". Все эти секты своею деятельностью наносят непоправимый ущерб человеческой психике, разрушают семьи и обманом лишают людей их имущества.


5. Заключение

Таким образом, начиная со времен старообрядческого раскола и заканчивая сегодняшним днем, сектанты на русской земле привлекают к себе все больше и больше людей. Этому способствуют и отношение властей к религии, и политическая обстановка в стране, и нестроения внутри Православной Церкви. И, как справедливо заметил русский философ Владимир Соловьев, "то, что русский народ не равнодушен к духовным вопросам, достаточно доказывается тем, что у нас ежегодно возникают новые секты". Эти слова сказаны не в защиту сектантов, и лишь выражают сочувствие вечно ищущей русской душе, которая нередко бывает обманута.


Примечания

1 "Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера", Белгород, 1997, Миссионерский отдел Московского Патриархата", с. 9.

2 Grass (1907).1.S.644. Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. "История Русской Церкви", кн. 7, М., 1996, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, с. 168.

3 И. Айвазов, "Церковная дисциплина по отношению к сектантам" в журнале "Миссионерское обозрение", 1907, №1, с. 75. Цит. по: Кузнецова Т. Н. "Опыт противосектантской деятельности Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX века", Миссионерское обозрение, №10-12, 2000, стр. 23.

4 ГАКО, Ф. № 20, оп. 1, № 6

5 Юрковецкий В. Л. "Церковь и государство. Эволюция взаимоотношений", Курск, 2001, изд. КГПУ, с. 78.

6 Лебедев А. С. "Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности", Харьков, Типолитография "Печатное дело" кн. К. Н. Гагарина, 1902, с. 272-273.

7 Там же, с. 273-274.

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

11 Юрковецкий В. Л., указ. соч., с. 78.

12 ГАКО, Ф. № 20, оп. 1, № 283

13 "Новые условия церковной жизни и раскола", "Курские епархиальные ведомости", Белгород, № 18, 1872 г., с. 1107.

14 Там же, с. 1107-1108.

15 Кузнецова Т. Н. "Опыт противосектантской деятельности Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX века", Миссионерское обозрение, №10-12, 2000, с. 35.

16 ГАКО, Ф. № 20, оп. 2, № 543.

17 "Отчёт о состоянии сектантства и деятельности противосектантской епархиальной миссии по Курской Епархии", с. 9-11. Цит. по: Юрковецкий В. Л., указ. соч., с. 74-75.

18 Там же, с. 70.

19 Приложение к № 40 Курских Епархиальных Ведомостей за 1909 год (часть официальная). Цит. по: Юрковецкий В. Л., указ. соч., с. 69.

20 Булгаков С. В. "Настольная книга священно-церковно-служителя", т. II, М., 1993, Издательский отдел Московской Патриархии, с. 1677.

21 ГАКО, Ф. № 20, оп. 2, № 523.

22 Там же.

23 Нерубенко Григорий Семенович, "Автобиография", рукопись.

24 Там же.

25 Юрковецкий В. Л., указ. соч., с. 68.

26 Там же, с. 79.

27 Там же, с. 78.

28 Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп., "Я полюбил страдание…", М., 1999, Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, с. 32.

29 Нерубенко Григорий Семенович, "Автобиография", рукопись.

30 Юрковецкий В. Л., указ. соч., с. 99-100.

31 "Правда", 26 октября 2000, № 124, с. 3

32 Юрковецкий В. Л., указ. соч., с. 114-115.

33 ГАКО, Ф. Р-5200, оп. 3, № 12.

34 Там же.

35 Там же.

36 Там же.

37 Там же.

38 ГАКО, Ф. Р-5200, оп. 1, № 92.

39 Там же.

40 Там же.

41 Юрковецкий В. Л., указ. соч., с. 153-154.

42 Там же, с. 154-155.

43 Там же, с. 166-227.

44 "Молодая гвардия", 6 марта 1999 года, с. 3.

45 "Правовые основы религиозной деятельности в России", М., 2002, с. 43.

 


Библиография

1.      Баркер А. "Новые религиозные движения", СПб, 1997, с. IX-XI.

2.       Булгаков С. В. "Настольная книга священно-церковно-служителя", т. II, М., 1993, Издательский отдел Московской Патриархии.

3.       Варжанский Н. "Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис", М. 1998, "Благовест".

4.       "Вестник истины", М., изд. СЦ ЕХБ, № 3, 2002.

5.       ГАКО, Ф.№ Р-5200, оп. 1-с, 1965.

6.       ГАКО, Ф. № Р-5200, оп. 92.

7.       ГАКО, Ф. № Р-5200, оп. 3, № 12.

8.       ГАКО, Ф. № 20, оп. 1, № 6.

9.       ГАКО, Ф. № 20, оп. 1, № 33.

10.     ГАКО, Ф. № 20, оп. 2, № 283.

11.     ГАКО, Ф. № 20, оп. 2, № 523.

12.     ГАКО, Ф. № 20, оп. 2, № 543.

13.     Евлогий (Георгиевский), митр., "Путь моей жизни", М., 1994.

14.     Иникова С. А. "Секты духоборцев и молокан: из прошлого в будущее", Миссионерское обозрение, №5, 1999, с. 10-13.

15.     Каретникова М. С. "Русское богоискательство", "Альманах по истории русского баптизма", Изд-во "Библия для всех", СПб, 1997

16.     Конь Р. М. "Конспект по сектоведению", Московская Духовная Семинария, 2001 г.

17.     Кузнецова Т. Н. "Опыт противосектантской деятельности Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX века", Миссионерское обозрение, №10-12, 2000.

18.     "Курские епархиальные ведомости", Белгород, №18, 1872 г.

19.     Лебедев А. С. "Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности", Харьков, Типолитография "Печатное дело" кн. К. Н. Гагарина, 1902.

20.     Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп., "Я полюбил страдание…", М., 1999, Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского.

21. Макарий (Булгаков), митр. "История Русской Церкви", кн. 7, М., 1996,

Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

22. "Молодая гвардия", 6 марта 1999 г.

23. Нерубенко Г. С., "Автобиография", рукопись.

24. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера", Белгород, 1997, Миссионерский отдел Московского Патриархата".

25. "Правда", 26 октября 2000, № 124.

26. "Правовые основы религиозной деятельности в России", М., 2002.

27. Поспеловский Д. В., "Православная Церковь в истории Руси, России и СССР", М., ББИ, 1996, с. 207.

28. Смолич И. К. "История Русской Церкви. 1700-1917", кн. 8, ч. 2, М., 1997, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

29. Юрковецкий В. Л. "Церковь и государство. Эволюция взаимоотношений", Курск, 2001, изд. КГПУ.


Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.