рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Контрольная работа: Мораль и религия

Первоначальные планы по ликвидации УГКЦ, путем создания украинской церкви с последующим присоединением ее к РПЦ, создавались НКВД в 1940-41, осуществлению планов помешала война. После 1945 года, ликвидацию УГКЦ уже планировлось провести без промежуточного создания какой-либо украинской церкви. Для придания собору легитимности и каноничности НКГБ рекомендовало Центральной Инициативной группе разослать приглашения на собор наиболее видным деятелям оппозиции, в том числе и брату умершого метрополита Андрея Шептицкого - настоятелю Студитских монахов Клименту Шептицкому. Всего таких приглашений было разослано 13, однако, не информруя об этом Центральную Инициативную группу, НКГБ приняло меры, чтобы противники воссоединения получили эти приглашения к концу работы собора. Все епископы УГКЦ, отказались участвовать в этом соборе. Большинство епископата УГКЦ впоследствии подверглись репрессиям.

иудаизм свобода совесть украина


3.2 Подготовка и проведение собора

Создание, так называемой Центральной Инициативной группы, во главе с д-ром Г. Костельником, по "воссоединению" греко-католической церкви с русской православной церковью было инспирировано НКГБ а рамках плана по ликвидации УГКЦ.

Финансирование, подготовка к проведению и непосредственное проведение собора в г. Львове в 1946 году, осуществлялось согласно плана по ликвидации УГКЦ, разработанного и утвержденного НКГБ СССР:

По рекомендации НГКБ, работа инициативной группы, подготовка и проведение собора УГКЦ финансировалось Наркоматом финансов СССР, через Совнарком УССР и экзархат русской православной церкви на Украине - в общей сумме было выделено около 500 тыс. рублей, из них на оперативные расходы НКГБ 75 тыс. рублей. После унии с РПЦ, начался катакомбный период УГКЦ, сопровождавшийся преследованиями духовенства и мирян УГКЦ, депортацией их в Сибирь и северные районы СССР. До 1990 г. епископы, священники и монахи УГКЦ, остававшиеся на Западной Украине, продолжали служить нелегально. По некоторым данным, число их прихожан насчитывало до 4 млн человек, которые были вынуждены совершать богослужения в частных домах и квартирах или посещать римско-католические храмы. Значительная часть верующих, оставаясь греко-католиками, посещала православные храмы Русской православной церкви. ’

В феврале 1990 г. после встречи в Ватикане президента СССР Михаила Горбачёва и Папы Иоанна Павла II был снят запрет на создание греко-католических общин и дано добро на их регистрацию и проведение богослужений. Большая часть храмов УГКЦ на Западной Украине, отданных после 1946 г. Русской православной церкви, вновь возвращена УГКЦ.

Сегодня по численности приходов на Украине УГКЦ уступает лишь Украинской православной церкви (Московского Патриархата) - УПЦ (МП). По состоянию на начало 2002 г., их было почти 3300. При этом подавляющее большинство приходов сосредоточены на Западной Украине.

29 августа 2005 г. начался новый период истории УГКЦ, ознаменовавшийся возвращением резиденции её главы из Львова в Киев. В этот день Папа Бенедикт XVI присвоил Предстоятелю УГКЦ новый церковный титул - Блаженнейший Верховный Архиепископ Киево-Галицкий. До этого, начиная с 23 декабря 1963 г., глава УГКЦ именовался Блаженнейшим Верховным Архиепископом Львовским; ещё перед этим, начиная с 1807 г., - Высокопреосвященнейшим Митрополитом Галицким; первоначальный же титул главы УГКЦ, начиная со времён Брестской унии, - Высокопреосвященнейший Митрополит Киевский и всея Руси. Однако, начиная ещё с 1960-х гг., само духовенство и миряне УГКЦ именуют Предстоятеля своей Церкви Блаженнейшим Патриархом Киево-Галицким и всея Руси. Официальные ватиканские власти этого титула не признают, однако и не возражают против его использования. Одна из главных целей современного руководства УГКЦ - добиться официального признания патриархата Ватиканом.

УПЦ (МП) указывает на то, что украинское государство, по её мнению, специально поощряет рост влияния УГКЦ в стране, её экспансию на Восток [источник?]. Именно с этим, как считает руководство УПЦ (МП), связано решение синода епископов УГКЦ о переносе резиденции главы УГКЦ в Киев, где уже некоторое время ведётся строительство Святовоскресенского Патриаршего Собора УГКЦ, в то время как львовские власти не позволяют начать строительство кафедрального храма УПЦ у себя в городе. УПЦ (МП) также указывает на то, что чрезмерное количество греко-католических монастырей и их насельников, а также учащихся учебных заведений, при отсутствии мест для служения на западе Украины, свидетельствует о неизбежности миграции униатского духовенства на Восток (в том числе и за пределы Украины). С Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церковью УГКЦ поддерживает дружеские и тёплые отношения, реализует общие проекты и даже проводит совместные богослужения.

В начале 2006 года стало известно, что УГКЦ планирует провести учёт имущества, которое принадлежало церкви до её ликвидации в 1946 году, после чего планируется начать переговоры с нынешними владельцами этого имущества относительно его возвращения или возмещения его стоимости. Имущество, о котором идет речь, - это в основном храмы и помещения, которые принадлежали УГКЦ, а затем были частично национализированы либо переданы в собственность РПЦ. Часть этих помещений после 1990 уже была возвращена.

По мнению Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), эти планы могут привести к обострению конфликта между УГКЦ и православными конфессиями на Западной Украине, к "повторению ситуации начала 1990-х годов с насильственным захватом храмов, помещений и кровопролитием". По мнению УПЦ КП, "православные церкви тоже могут требовать возвращения храмов, которые им принадлежали до подписания Брестской унии, а теперь находятся в собственности УГКЦ", так что УГКЦ вправе проводить учёт своего имущества лишь "с целью моральной реабилитации и документального восстановления исторической справедливости".

3.3 Реакция на ликвидацию УГКЦ

О общем согласно донесений УНКГБ население восприняло "воссоединение" с РПЦ, в целом, нейтрально или положительно. Негативно к решению Львовского Собора отнеслась значительная часть украинской интеллигенции, которая понимала что ликвидация УГКЦ есть способ приблизить Западную Украину к тому положению в котором уже многие годы находилась остальная часть СССР, усилить связь с Москвой, некоторые представители украинской интеллигенции видели в этом попытку русификации украинской церкви и наступление на украинскую культуру.

Из донесений УНКГБ о реагировании украинской интеллигенции на публикацию извещения Отношение ОУН, к ликвидации УГКЦ было резко негативным, хотя в целом и ОУН и УПА выступали за православие, однако в проведении собора они подчеркивали политические мотивы мероприятия проведенного под патронатом НКГБ. В 1946 г. ОУН проводила активную агитацию против ликвидации УГКЦ и соединения церквей. С 26 января 2001 г. УГКЦ возглавляет Блаженнейший Любомир Кардинал Гузар. Это уже третий Предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви с титулом Верховного Архиепископа. Его предшественниками были Блаженнейший Мирослав-Иоанн Кардинал Любачивский и Блаженнейший Иосиф Кардинал Слипый.


4. Шариат

Шариат (от арабск. "шари’а" - "прямой, правильный путь") - система мусульманского права - не просто свод юридических норм. Шариат не разделяет сферы морали и права, и потому это свод правил поведения мусульманина на все случаи жизни.

Принципы, управляющие моралью и поведением в исламе, могут быть определены следующим образом. Во-первых, все правовые и моральные установления исходят только от Аллаха. Шариат дан человеку Аллахом раз и навсегда, а потому он совершенен, вечен и неизменен. Ни один человек не вправе что-либо разрешать или запрещать, поскольку такое право принадлежит одному лишь Аллаху. Разрешено все, кроме того, что единственный законодатель, сам Аллах, однозначно запретил. Соответственно попытка сделать запретным разрешенное и наоборот равносильна ширку, т.е. приписыванию божественности кому-либо кроме Аллаха.

Еще один принцип исламского права заключается в том, что все, ведущее к запретному, также запретно. Кроме того, следует избегать сомнительного и двусмысленного, чтобы не вовлечь себя в незаконное и не подвергнуться соблазну запретного. Благие намерения не являются оправданием для незаконных деяний, и благоприятный исход не оправдывает дурных средств. То, что запретно, запретно для всех, безотносительно пола, положения, богатства и проч. Однако запретное считается допустимым в случае острейшей необходимости и при соблюдении строго определенных правил. Например, употребление в пищу свинины строжайше запрещено, но если кто-либо лишен всякой другой пищи и ему угрожает голодная смерть, ему разрешено употребить в пищу свинину, но лишь в минимальном количестве, достаточном для удовлетворения его насущных потребностей, без жадности и стремления к запретному.

Все поступки, в соответствии с шариатом, делятся на пять категорий:

1) обязательные (фард) - либо для всех мусульман (например, пятикратная молитва), либо только для тех, кто может это исполнить (обязанности предстоятеля на молитве, муэдзина в мечети и т.д.);

2) желательные (мандуб) - похвальные деяния, которые вознаграждаются в следующей жизни, но неисполнение которых не наказывается (добровольные молитвы сверх предписанных, дополнительные посты, гостеприимство, сдерживание гнева, прощение обидчиков, переписывание Корана и т.д.);

3) дозволенные (джаиз) - просто разрешенные, не влекущие за собой ни одобрения, ни порицания (деловое путешествие, еда, сон, женитьба и т.д.);

4) недостойные (макрух) - неприемлемые, но и ненаказуемые ни на этом, ни на том свете (небрежность в отправлении обязанностей веры, скупость или расточительность, пристрастие, жестокость, брак с иноверкой, употребление в пищу некоторых сортов рыб и т.д.);

5) запретные (махзур) - деяния и мысли, за которые мусульманин будет наказан в обеих жизнях (питие вина, ростовщичество и т.д.).

Критерием отнесения поступка к той или иной категории, в соответствии с шариатом, являются положения Корана и Сунны. К числу наиболее тяжких грехов относят следующие деяния, прямо запрещенные Кораном

1.  Придание Аллаху равного (ширк): "Beдь, ктo пpидaeт Aллaxy coтoвapищeй, тoмy Aллax зaпpeтил paй. Убeжищeм для нeгo - oгoнь, и нeт для нeпpaвeдныx помощников!" (Коран, 5: 76). Ширком является, например, мольба и взывание к кому бы то ни было кроме Аллаха.

2.  Умышленное убийство человека (в т. ч. и аборты): "Пo этoй пpичинe пpeдпиcaли Mы cынaм Иcpaилa: ктo yбил дyшy нe зa дyшy или нe зa пopчy нa зeмлe, тoт кaк бyдтo бы yбил людeй вcex…" (Коран 5: 35).

3.  Самоубийство: "…И нe yбивaйтe caмиx ceбя. Пoиcтинe, Aллax к вaм милocepд! A ктo дeлaeт этo пo вpaждe и нecпpaвeдливocти, тoгo Mы coжжeм в oгнe. Этo для Aллaxa лeгкo!" (Коран, 4: 33,34).

4.  Колдовство: его изучение и применение. Колдовство считается неверием (куфр): "…и oни пocлeдoвaли зa тeм, чтo читaли шaйтaны, в цapcтвo Cyлaймaнa. Cyлaймaн нe был нeвepным, нo шaйтaны были нeвepными, oбyчaя людeй кoлдoвcтвy и тoмy, чтo былo ниcпocлaнo oбoим aнгeлaм в Baвилoнe, Xapyтy и Mapyтy. Ho oни oбa нe oбyчaли никoгo, пoкa нe гoвopили: “Mы - иcкyшeниe, нe бyдь жe нeвepным! ” И тe нayчaлиcь oт ниx, чeм paзлyчaть мyжa oт жeны, - нo oни нe вpeдили этим никoмy инaчe, кaк c дoзвoлeния Aллaxa. И oбyчaлиcь oни тoмy, чтo им вpeдилo и нe пpинocилo пoльзы, и oни знaли, чтo тoт, ктo пpиoбpeтaл этo, - нeт eмy дoли в бyдyщeй жизни. Плoxo тo, чтo oни пoкyпaли зa cвoи дyши, - ecли бы oни этo знaли!" (Коран, 2: 96).

5.  Неуважительное отношение к родителям: "И peшил твoй Гocпoдь, чтoбы вы нe пoклoнялиcь никoмy, кpoмe Heгo, и к poдитeлям - блaгoдeяниe. Ecли дocтигнeт y тeбя cтapocти oдин из ниx или oбa, тo нe гoвopи им - тьфy! и нe кpичи нa ниx, a гoвopи им cлoвo блaгopoднoe" (Коран, 17: 24).

6.  Прелюбодеяние: "И нe пpиближaйтecь к пpeлюбoдeянию, вeдь этo - мepзocть и плoxaя дopoгa!" (Коран, 17: 34).

7.  Гомосексуализм: "…Boт oн cкaзaл cвoeмy нapoдy: “Heyжeли вы бyдeтe твopить мepзocть, в кoтopoй никтo из миpoв вac нe oпepeдил? Beдь вы пpиxoдитe пo cтpacти к мyжчинaм вмecтo жeнщин. Дa, вы - люди, вышeдшиe зa пpeдeл! ”" (Коран 7: 78,79).

8.  Обвешивание: "Горе обвешивающим, которые отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда меряют им или вешают - сбавляют!" (Коран 83: 1-3).

9.  Ростовщичество (отдача денег в долг под проценты): "Te, кoтopыe пoжиpaют pocт, вoccтaнyт тoлькo тaкими жe, кaк вoccтaнeт тoт, кoгo пoвepгaeт caтaнa cвoим пpикocнoвeниeм. Этo - зa тo, чтo oни гoвopили: “Beдь тopгoвля - тo жe, чтo pocт”. A Aллax paзpeшил тopгoвлю и зaпpeтил pocт" (Коран: 2: 276).

10.  Потребление свинины, мертвечины, крови, а также мяса животных, которые заколоты не во имя Аллаха: "Oн вeдь зaпpeтил вaм тoлькo мepтвeчинy, и кpoвь, и мяco cвиньи, и тo, чтo зaкoлoтo нe для Aллaxa" (Коран 2: 168).

11.  Потребление спиртных напитков и всего, что может вывести разум из нормального состояния, а также азартные игры: "O вы, кoтopыe yвepoвaли! Bинo, мaйcиp (азартные игры), жepтвeнники, cтpeлы - мepзocть из дeяния caтaны. Cтopoнитecь жe этoгo, - мoжeт быть, вы oкaжeтecь cчacтливыми!" (Коран, 5: 92).

12.  Воровство и взяточничество: "И нe пoeдaйтe вaшиx дocтoяний мeж coбoй пoпycтy и нe oтдaвaйтe eгo cyдьям, чтoбы cъecть чacть дocтoяния людeй пpecтyпнo, в тo вpeмя кaк вы знaeтe" (Коран, 2: 184).

13.  Ложь и обман: "Гope вcякoмy лжeцy, гpeшникy!" (Коран, 45: 6).

14.  Несовершение намаза: "Пoиcтинe, мoлитвa для вepyющиx - пpeдпиcaннoe в oпpeдeлeннoe вpeмя" (Коран, 4: 103).

15.  Отказ от выплаты закята: "A тe, кoтopыe coбиpaют зoлoтo и cepeбpo и нe pacxoдyют eгo нa пyти Aллaxa, - oбpaдyй иx мyчитeльным нaкaзaниeм" (Коран, 9: 34).

16.  Несоблюдение поста в месяц Рамадан: "O тe, кoтopыe yвepoвaли! Пpeдпиcaн вaм пocт, тaк жe кaк oн пpeдпиcaн тeм, ктo был дo вac, - мoжeт быть, вы бyдeтe бoгoбoязнeнны!" (Коран, 2: 179).

Необходимость регулирования вновь возникающих отношений вызвала становление в VIII-IX веках исламской юриспруденции - фикха ("глубокое понимание", "постижение"). Основными источниками правовых решений оставались Коран и Сунна, по определению содержащие ответы на все вопросы. Постепенно для "извлечения" этих ответов были выработаны методы рационального анализа, среди которых наиболее употребительными были иджма - согласное мнение авторитетных лиц и кийас - вывод, суждение по аналогии. Таким образом, если шариат - это собственно система права, система норм, всесторонне регулирующая жизнь мусульманина, то фикх - система правоведения, "наука о праве", одной из задач которой является поиск ответов на вопросы, рождаемые практикой правоприменения.

Так как иджма и кийас предоставляют возможность для самых разных решений, то, во избежание греховных нововведений (бида), право их применения было предоставлено только муджтахидам, известным своим благочестивым усердием (иджтихад) мусульманским ученым-законоведам. В X столетии был достигнут молчаливый консенсус относительно недопустимости появления новых толков с собственной системой вывода правовых решений, что обязывало каждого факиха (богослова-законоведа) следовать учению определенного мазхаба.

Помимо указанных мусульманское право имеет и дополнительные источники. Прежде всего это местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признаются правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также адаты - обычаи народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права. Еще одним дополнительным источником права служат фетвы - решения муфтиев по отдельным вопросам, фирманы - указы и распоряжения халифов, а также кануны - законы, устанавливаемые исламским государством. Так, например, статья 48 "Основ системы власти", принятых в 1992 году в Саудовской Аравии, гласит, что "Суды обязаны применять нормы шариата при рассмотрении ими дел в соответствии с Кораном и Сунной, а также законами, декретированными правителем на основе Корана и Сунны".


5. Законодательное обеспечение свободы совести в Украине

Свобода совести является одной из фундаментальных общечеловеческих ценностей и неотъемлемым атрибутом демократического общества. Именно поэтому вопросам обеспечения конституционных гарантий прав человека, свободы мировоззрения и вероисповедания принадлежит одно из главных мест в государственной политике Украины. Свобода совести проявляет себя как внутренняя способность личности оценивать, осмысливать различные мировоззренческие парадигмы, без какого-либо внешнего силового принуждения, только по велению собственной совести самоопределяться в отношении их, действовать, осуществлять поступки, творчески самореализоваться в системе координат своего мировоззренческого выбора. Данное определение трактует понятие свободы совести в наиболее философском познании.

Исторически в практическом и научном употреблении понятие "свобода совести" конституировалась как категория права в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Теоретически оно было обосновано в работах идеологов буржуазии - П. Бейля, Ж. Мелье, Т. Гоббса, А. Коллинза, Дж. Локка. Правовой аспект свободы совести характеризует совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в процессе практической реализации личностью своего права на свободу совести. Однако право не может регулировать процесс мировоззренческого выбора. Государство не дает и не "дарит" права на свободу совести, оно лишь очерчивает правовое пространство, в котором, например, верующий человек имел бы возможность свободной самореализации согласно выбору своей совести.

Свобода совести в религиеведении рассматривается как синтезирующая категория, имеющая свою структуру, раскрывает свое содержание через осмысление целого ряда понятий, в частности: "веротерпимость", "свобода религии", "свобода вероисповедания", "свобода в религии". "Свобода религии" означает свободу выбора религии, свободу вероисповедания и отправления религиозного культа. "Свобода вероисповедания" - вид индивидуальной свободы, предполагающий правовые возможности свободного следования той или иной религии, свободного отправления религиозного культа, свободной смены своих религиозных предпочтений. "Свобода церкви" - тип социальной свободы, отображающий степень автономности, независимости внутреннего устройства, структуры управления религиозного объединения, его правовой статус, возможности реализации задач, ради которых оно создавалось.

Фундаментальным, необходимым условием утверждения ненасилия в вопросах веры является толерантность ("терпимость"). Определяющими принципами толерантности являются: признание равенства, суверенности, свободы религии и убеждений субъектов коммуникации; признание права субъектов коммуникации на собственное понимание истины, на жизненную и интеллектуальную позицию, религиозные ориентиры и ценности; безусловный отказ от монополии на истину, открытость и уважение к инаковости.

Реализация права на свободу совести тесно связана с развитием общества, государства и их отношением к мировоззренческим ориентациям человека. Проблема совести всегда разрешалась в зависимости от потребностей и задач, стоящих в конкретный исторический период перед обществом, от уровня его развития, от интересов господствующих слоев, а иногда и от личностных предпочтений правителей. Вторая половина ХХ ст. - важнейший этап в провозглашении прав человека, в развертывании широкого движения за них в мировом сообществе. В формировании новой идеологии прав человека, когда декларирование на международном уровне основных прав и принятие соответствующих концепций слилось в один набирающий силу процесс, высокие стандарты в области прав человека, касающиеся свободы совести и религий, закреплены в Конституции Украины 1996 г. Согласно статьи 35 Конституции "каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять лично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность. Осуществление этого права может быть ограничено законом лишь в интересах общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей. Церковь и религиозные организации на Украине отделены от государства, а школа - от церкви. Ни одна религия не может быть признана государством как обязательная. Никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказываться от исполнения законов, мотивируя это религиозными убеждениями. В случае, когда исполнение воинского долга противоречит религиозным убеждениям гражданина, исполнение этого долга должно быть заменено альтернативной (невоинской) службой".

В целом законодательство Украины о свободе совести и религиозных организаций является системой связанных между собой нормативных актов, которыми регулируются государственно-церковные отношения. Государственно-церковные отношения также регулируются указами и распоряжениями Президента Украины, постановлениями Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины. Одним из основных законодательных актов, регулирующих вопросы свободы совести, является Закон Украины "О свободе совести и религиозные организации". Основными задачами данного Закона являются: гарантия права на свободу совести граждан Украины; обеспечение социальной справедливости, равенства, защиты прав и законных интересов граждан независимо от их отношения к религии; признание обязанностей государства в отношении религиозных организаций; определение обязательств религиозных организаций перед государством и обществом; преодоление негативных последствий государственной политики в отношении религии и церкви; гарантия благоприятных условий для развития общественной морали и гуманизма, гражданского единения и сотрудничества людей независимо от их мировоззрения или веры. В статье 3 данного Закона о праве на свободу совести заявлено, что "это право включает свободу иметь, принимать или менять религию или убеждения по своему выбору и свободу единолично или вместе с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы, открыто выражать и свободно распространять свои религиозные или атеистические убеждения. Никто не может устанавливать обязательных убеждений и мировоззрения. Никто не имеет права требовать от священнослужителей сведений, полученных ими при исповеди верующих". В статье 4 утверждается равноправие граждан независимо от их отношения к религии. В отношении религиозных организаций в статье 5 заявляется об отношении церкви от государства; "государство не вмешивается в осуществляемую в рамках закона деятельность религиозных организаций, не финансирует деятельность каких-либо организаций, созданных по принципу отношения к религии. Все религии, вероисповедания и религиозные организации являются равными перед законом. Религиозные организации не исполняют государственных функций. Религиозные организации не принимают участия в деятельности политических партий и не представляют политическим партиям финансовую поддержку". В статье 6 заявляется об отделении школы от церкви (религиозных организаций) и светском характере государственного образования. "Доступ к разным видам и уровням образования предоставляется гражданам независимо от их отношения к религии. Граждане могут изучать религиозное вероучение и получать религиозное образование индивидуально или вместе с другими, свободно избирая язык обучения". Второй раздел Закона определяет, какие организации признаются религиозными, устанавливают порядок их регистрации, реорганизации и условий ликвидации. В статье 16 определяются условия прекращения деятельности религиозных организаций в судебном порядке: "объединение обрядовой или проповеднической деятельности религиозной организации с посягательством на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности; систематическое нарушение религиозной организацией установленного законодательством порядка проведения публичных религиозных мероприятий (богослужений, обрядов, церемоний, походов и т.д.); принуждение граждан к невыполнению своих конституционных обязанностей или к действиям, которые сопровождаются грубым нарушением общественного порядка или посягательством на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций". Третий раздел Закона определяет имущественное положение религиозных организаций. Четвертый раздел определяет права религиозных организаций, связанных со свободой вероисповедания. Раздел пятый регламентирует трудовую деятельность в религиозных организациях, а шестой раздел Закона говорит о государственных органах и контроле за соблюдением законодательства, о свободе совести.

Украина, заявив о приоритете прав человека, обязалась соотнести свои правовые стандарты с требованием международных правовых актов. Важнейшими из них являются: "Общая декларация прав человека" (1948), "Конвенция о защите прав и основных свобод человека" (1950), "Международный акт о гражданских и политических правах" (1966), "Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений" (1981) и т.д. В этих документах утверждается право каждого человека "на свободу мысли, совести, религии и убеждений", кроме того, закладываются правовые основы для развития и поддержки экуменического движения, о чем идет речь в "Парламентской Ассамблее Совета Европы" (1999): "поощрять диалог между религиями, обеспечивая возможности для выражения, обсуждения и встреч между представителями разных религий; расширять и укреплять партнерские отношения между религиозными общинами и организациями; продолжить создание условий для общеевропейской встречи представителей различных религий".


Заключение

Религия возникла гораздо позднее чем, появилась мораль, поэтому она никоим образом не может служить прародительницей нравственности. Причем мораль, не есть застывшая форма, она меняется вместе с развитием общества. Определенные производственные отношения формируют и свою мораль. С каждой новой общественно-политической формацией возникала и новая соответствующая ей нравственность. Первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и т.д. Рабовладелец, аристократ, капиталист проповедовали совершенно разную мораль.

Именно экономические отношение порождали собственные моральные нормы. Европейские колонисты и миссионеры, сталкиваясь с народами находящимися в доклассовом обществе, отмечали, что у этих племен не было обмана. Ложь родилась вместе с появлением классового общества.

Иудаизм как религия является составной частью современной государственной политики, она не отделена от государства и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни - от рождения человека до его похорон. Иудаизм сыграл значительную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть: наложение херема - отлучения от синагоги и от еврейства - рассматривалось как самое страшное наказание.

УГКЦ отсчитывает свою историю со времени крещения Руси князем Владимиром в 988 году, когда была основана Киевская митрополия византийского обряда в каноническом подчинении Константинопольскому патриархату. В то время раскола Церкви на католическую и православную еще не было, поэтому Киевский митрополит пребывал в церковном общении также и с Римским престолом. Впоследствии, после раскола 1054 года, Киевская митрополия разорвала общение с Римом. Но, несмотря на формальный разрыв, киевские иерархи продолжали сохранять церковные отношения с латинянами. Так, посланники с Руси принимали участие в соборах западной Церкви в Лионе (1245) и Констанце (1418). Сам киевский митрополит Исидор был одним из инициаторов Флорентийской унии в 1439 году. В результате таковой, Киевская митрополия восстановила единство с Римской церковью и оставалась верной Флорентийскому собору вплоть до Брестской унии, когда в 1596 Киевская митрополия Константинопольского Патриархата целиком переподчинилась Римскому патриарху и воссоединилась с Римско-католической церковью. Условия Унии предусматривали при сохранении православными верующими и духовенством своих традиционных обрядов и церковнославянского языка богослужений, признание власти Папы Римского и католических догматов.

Для ислама характерно нормативное регулирование всей жизни человека - начиная от его рождения и до смерти. Это регулирование осуществляется с помощью шариата. Шариат - это совокупность юридических норм, нравственных принципов и правил поведения мусульманина.

Главными частями шариата являются Коран и Сунна, которые дополнены постановлениями первых четырех праведных халифов, сочинениями религиозных авторитетов, их трудами по фикху (мусульманскому праву) и практикой шариатских судов.

Причем шариат детализирует каждую норму права до мельчайших подробностей. Так, например, существуют правила питания: запрещено есть мясо павших животных и птиц, свинину, а также мясо любого животного, при закалывании которого обращались с молитвой не к Аллаху, а какому-либо другому божеству. Имеются правила ритуального омовения, правила совершения намаза, соблюдения поста и т.п. В шариате действуют детально разработанные системы уголовного и гражданского права и процесса.

Свобода совести является одной из фундаментальных общечеловеческих ценностей и неотъемлемым атрибутом демократического общества. Именно поэтому вопросам обеспечения конституционных гарантий прав человека, свободы мировоззрения и вероисповедания принадлежит одно из главных мест в государственной политике Украины. Свобода совести проявляет себя как внутренняя способность личности оценивать, осмысливать различные мировоззренческие парадигмы, без какого-либо внешнего силового принуждения, только по велению собственной совести самоопределяться в отношении их, действовать, осуществлять поступки, творчески самореализоваться в системе координат своего мировоззренческого выбора. Данное определение трактует понятие свободы совести в наиболее философском познании.


Список литературы

1.  Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003. С.116-117.

2.  Али - заде А.А. (Абдулла Али). Основные грехи в исламе [http://mukmin. narod.ru/osgreh.html] .

3.  Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М., 2001. С.16.

4.  И. Телушкин. Еврейский мир. М. 1992

5.  С.М. Пилкингтон. Иудаизм. М. 1999.

6.  Тайна Израиля. СПб. 1993.

7.  Религии народов современной России. М. 1999. Статьи Иудаизм в России, Иудаизм и сионизм, Иудаистские обряды и ритуалы, Хасидизм, Реформистский иудаизм.


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.