рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Социально-экономическая и культурная характеристика индийского общества ХIII-ХVII вв.

Храмы сохранились лучше, хотя до нас не дошли ни одного индуистского храма периода до Гуптов. Храм был средством религиозных чувств верующих. Из храма выходили величественные и пышные религиозные процессии, которые вызывали и до сих пор вызывают у простого индуиста почти сверхъестественный восторг. В эпоху средневековья храм- особенно если это был большой и знаменитый храм в одном из священных городов –сам представлял собой город в миниатюре. Он владел огромными богатствами и благодаря посещавшим его многочисленным паломником служил источником доходов для города. Такой храм был крупным землевладельцем, и его обслуживало множество людей, включая жрецов, музыкантов, слуг, храмовых танцовщиц, штат писцов и счетоводов, различных ремесленников и работников. Часто храм содержал школы, а также приюты для больных людей и животных. Он занимался раздачей милостыни нищим и помогал горожанам во времена бедствия и голода. Большой храм, особенно в области Декана, был корпоративной самоуправляющей организацией, которая играла в жизни рядового горожанина более значительную роль, чем светская власть. Не меньшим влиянием пользовались в своих районах крупные буддийские монастыри, хотя обычно они располагались за пределами больших городов.

Из литературных источников, а также из скульптуры и живописи мы можем получить некоторое представление о домах богачей, которые, вероятно, отличались от царских дворцов в основном размерами. Большой городской дом насчитывал несколько этажей. Трехэтажные здания, по-видимому, были обычным явлением, и в литературе встречаются упоминания о семи- и даже одиннадцатиэтажных домах, хотя последнее вряд ли достоверно. До конца эпохи Гуптов большинство домов, от дворцов до небольших хижин, строились с полуцилиндрическими сводчатыми крышами, фронтоны которых имели заостренный конек и довольно часто – шпиль с украшениями. Покрывались крыши либо тростником, либо черепицей.

Позднее высокие сводчатые крыши уступили место более плоским с нависающими карнизами. Большие дома более позднего периода обычно имели плоскую крышу в виде террасы, где члены семьи спали в жаркую погоду. В историческую эпоху стены домов не были глухими как в городах долины Инда, а выходили на улицу окнами и балконами. Средневековый период балконы часто были забиты решёткой, чтобы женщины могли видеть улицу, оставаясь, невидимыми. Беленые стены как и сейчас, были украшены плоскими и рельефными живописными изображениями и орнаментами. Внутри большого дома квадратный двор, окруженный верандой за которой располагались жилые помещения.

Древние индийцы очень любили цветы и деревья. Как и в любой стране с жарким климатом, в Индии неотъемлемой принадлежностью сада является обширные водоёмы, и в парках богачей было много искусственных озёр и прудов, часто с фонтанами и стержнями, ведущими с берега вниз, к воде. Сады орошались каналами, которые отводились от главного водоёма к деревьям и цветочным клумбам. Самым популярным цветком, ставшим предметом религиозной и иной символики, был лотос, или водяная лилия, во всех его разновидностях /Бэшем, 1977, с. 245/.

Наряду с частными садами существовали и общественные сады и парки.

В литературе мало сведений о жизни и жилищах городской бедноты, но ранняя скульптура иногда воспроизводит хижины, имевшие, как и большие дома, полуцилиндрическую крышу и очевидно, состоявшие из одной комнаты. Следует предположить, что бедняки, как и в наше время, жили в лачугах из дерева, тростника или саманного кирпича, с соломенной или тростниковой крышей. Многие, без сомнения, вообще не имели крова и спали где придется, положив рядом всё своё жалкое имущество.

Наиболее энергичные правители старались создать некоторые удобства для беднейших горожан. В «Артхамастре» предусмотрены также строгие меры предосторожности против пожаров; в каждом доме следовало иметь наготове главные противопожарные средства, и, если вспыхивал пожар, всё трудоспособные жители соседних домов обязаны были помогать тушить огонь. Городским властям надлежало заботиться о стоке поверхностных вод, и за засорение водостоков налагался штраф. Неизвестно, как эти рекомендации осуществлялись на практике, но вряд ли были полностью лишены реальных оснований /Ашрафян, 1983, с. 214/.


2.3 Горожане их образ жизни

Из литературы и археологических раскопок известно многое о жизни городов древней Греции и Рима, но литература Индии отличается от античной менее реалистическим характером, а археологом не удалось обнаружить на её территории находок, сопоставимых с римскими Помпеями. Тем не менее из светской литературы можно извлечь достаточно сведений, чтобы довольно точно восстановить картину повседневной жизни молодого богатого индийца. Наиболее важным источником такого рода является «Камасутра», трактат по искусству любви, созданный с целью дать молодому горожанину наставление в одном из главных его развлечений.

В его комнате, как указывает трактат, находится удобное мягкое ложе с чистым белым покрывалом и двумя подушками: одной- в ногах, другой- в изголовье. Тут же стоит диван, в головах которого следует держать на небольшом столике сосуд с благовониями, мази, цветы баночки с сурьмой. На полу рядом с сундуком, куда складываются украшения и одежду, ставят плевательницу для красной жвачки бетеля. На стене висит лютня (вина). Кроме того в комнате имеются письменный стол, на котором лежит несколько книг из пальмовых листьев, круглое сиденье. При доме должен быть птичник, и рядом – сад с качелями, беседкой из вьющихся растений и водоемов: на его зеленом берегу хозяин и гости могут отдыхать в тени.

Встав поутру, горожанин умывает тело марями и благовониями и, глядя в зеркало, подводит глаза сурьмой и красит и губы красной краской. Затем он ждет бетель, чтобы не было дурного запаха изо рта. Каждый день он совершает омовение, через день потирает тело маслом, каждый четвертый день бреет лицо, каждый пятый или десятый день – всё тело. Ест он три раза в день. Большую часть своего времени он проводит в праздности. Он развлекается тем, что учит говорить попугаев и смотрит бои петухов, перепелов и баранов, беседует с окружающими его нахлебниками. В более жаркую погоду он после обеда спит.

Однако у горожанина было много и других развлечений, более интеллектуальных. Общество поощряло не только покровительство изящным искусством и пассивное восприятие их, но и собственное творчество. Молодой горожанин должен был иметь какие-нибудь познания в области 64 искусств. Он мог сам писать стихи, и часть санскритской поэзии, дошедшей до нас, создана непрофессиональными писателями. Под покровительством царей или богатых людей часто устраивались многолюдные собрания для чтения стихов, а небольшие группы часто собирались с этой целью в доме одного из свих членов либо у гетеры. Такие литературные вечера упоминаются в «Камасутре» в числе главных развлечений образованного человека. Древний индиец, как и его потомки в наши дни, был обычно человеком общительным, находившим удовольствие в соседе с друзьями, и добросердечным. Священные книги, настойчиво подчеркивавшие необходимость гостеприимства, способствовали укреплению общественных связей в ту эпоху и санкционировали их своим религиозным авторитетом.

Развлечения древнеиндийского горожанина ни в коем мере не ограничивались творческими или интеллектуальными занятиями. Многочисленные праздники, в которых принимали участие как богатые, так и бедные, следовали один за другим на протяжении индуистского года и сопровождались разнообразными увеселениями к профессиям. Наиболее широко отличался праздник весны в честь Камы – бога любви. Он играло незначительную роль в теологии, но был, очевидно, очень популярным божеством. Во время этого праздника даже респектабельные горожане забывали о кастовых ограничениях. Они разгуливали по улицам, обсыпали соседей красным порошком, обливали их подкрашенной водой и устраивали всевозможные розыгрыши. Праздник существует и сейчас под названием «холм», но бог любви уже не играет в нем никакой роли. Этот праздник явно представлял собой пережиток кровавого первобытного обряда плодородия, но даже в самых ранних его формах зловещее значение красного порошка было забыто, и праздник превратился в свою рода индийские сотурнами, когда все веселятся и безмятежно ликуют /Бэшем, 1977, 236/.

Азартные игры, хотя и весьма осуждаемые брахманскими авторами литературы смрити, были широко распространены во все времена и среди всех слоев населения, за исключением благочестивых людей. В городах долины Инда была найдена шестигранная игральная кость, а «Гимн игрока» из «Ригведы» подтверждает, что деревни арии любили азартные игры.

Слово «акша» в тексте, связанном с игрой, обычно неточно переводят «игральная кость», но акши в самых ранних азартных играх были не костями. А маленькими твёрдыми орешками, называемыми «Вибхишана» или «вибхидана»; очевидно, игрок вынимал горсть таких орешков из чаши, и если число их было кратным четырем, то он выигрывал. Позднее вошли в обиход продолговатые кости с четырьмя мечеными сторонами. Мошенничество в игре наказывалось суровыми штрафами.

Кости применялись также в играх на досках, похожих на некоторые наши детские игры типа лото, где выигрыш зависит от удачи и умения.

Организованные игры на открытом воздухе не были приняты, и только о детях и молодых женщинах иногда говорится, что они играли в мяч, - подобно Навзикая в «Одиссее». Среди воинов в средние века распространился занесенный из Центральной Азии поло, хотя в литературе о нем упоминается редко. Кроме того, существовало некая разновидность хоккея. Вообще же древняя Индия не придавала атлетике такого значения, как Средиземноморье. Состязание колесниц упоминаются уже в столь древнем памятнике, «Виведа», а в позднее средневековье получили распространение гонки волов. Часто упоминаются кулачные бои и борьба, но не как вид спорта респектабельных молодых людей, а как выступление борцов – профессионалов из низших каст для увеселения зрителей. Излюбленным развлечением воинского сословия были состязания в стрельбе из лука, красочные описания которых встречаются в эпосе.

Классические источники упоминают о состязаниях гладиаторов при дворе. Чандрагупты Маурьи. В средневековом Декане часты м явлением стали дуэли. Португальский путешественник Нунши пишет, что представители благородного сословия Виджалнанара для разрешения споров сражались на смерть в присутствии царя и двора. Несмотря на то что в рассматриваемый период складывалась доктрина ненасилия, бои животных неизменно пользовались большой популярностью. Излюбленными бойцовыми животными были небольшие свирепые индийские перепела, петухи и бараны; имеются такие свидетельства о боях быков, буйволов, слонов.

В древней Индии были и профессионалы, занимавшиеся развлечением населения. Некоторые из них посвятили себя высоким искусством- драме, музыке, танцу, но были и такие, что бродил по городам и деревням и увеселял простой люд, который был не в состоянии оценить утонченные виды искусства. Наряду с придворным театром существовали народные представления, изредка упоминаемые в литературе. Эти представления воспроизводили в танце, песне к пантомиме мифологические и легендарные сцены. Так было положено начало санскритской драме.

Одежда и украшения.

Одежда, которую носили индийцы в древности, начиная с ведийской эпохи, мало отличается он от современной. Подобно большинству древних народов, обитавших в странах с жарким климатом, индийцы обычно носили полотнища ткани, перекинутые через плечо, складками не спадавшие вдоль тела и закрепленные застёжками. Таким куском ткани, подвязанным вокруг талии поясом или шнуром, было нижнее одеяние (паридхома, васана); верхнее одеяние (уттария) состояла из другого полотнища но уже перекинутого через плечо в виде шали. Верхнюю одежду часто снимали дома или в жаркую погоду, особенно люди из низших сословий. Третье одеяние (провара), имевшая вид плаща или мантии, носили в холодное время года.

Как и сейчас, это была одежда для обоих полов и различались только её размеры, узор ткани и манера ношения. Иногда нижнее одеяние было совсем небольшим или превращалось в набедренную повязку, но у богатых людей оно не редко доходило до пят.

Хотя все эти одеяния не требовало шитья, это искусство было известно в Индии и женщины часто изображаются одетыми в жакеты или особые лифы. Нашествие шаков и кушаков из Средней Азии занесли в Индию шаровары, мода на которые среди правящего класса держалось по крайней мере до эпохи Гуптов. Это видно из того, что цари этой династии многих макетах изображены в шароварах. В Южной Индии в средние века богинь и цариц часто изображали одетыми в лёгкие, плотно облегающие панталоны. Ткань, из которой изготовлялись эти одежды, варьировали от шерсти, которую носили зимой на севере, до прозрачных шелков, сквозь которые просвечивало тело. На фресках Аджанты и Боиха видно, что ткани часто крошили или же расписывали узором из ярких полос и клеток.

В большей части Индии обувь главным образом защищала ноги от палящей земли индийского лета, но в Гималаях носили войлочные сапоги центрально-азиатского образца.

Обычным головным убором мужчин были тюрбаны, тщательно закреплявшиеся различными способами. В ранний период, по крайней мере в торжественных случаях женщины делали большую замысловатую прическу с украшениями, не встречающиеся в настоящее время, но в эпоху Гуптов женщин обычно изображают либо с непокрытой головой с простой прической в виде короны, либо покрывали. Ортодоксальные брахманы брили голову, оставляя одну прядь на темени, которую никогда не подстригали, но мужчины и женщины других сословий обычно отращивали длинные волосы. Наиболее распространенная женская прическа представляла собой большой узел, свернутый на затылке, часто украшенный сеткой или нитью драгоценных камней. Косы, столь обычные в наше время, хотя и засвидетельствованы в культуре Хараппы упоминаются в литературе, средних веков не фигурируют в скульптуре /там же, с. 238/.

Одна деталь вызывает противоречия у тех, кто занимается изучением женской одежды в древней Индии. На протяжении всего рассматриваемого периода женщины и в живописи и в скульптуре изображаются обнаженные до пояса; в то же время стыдливость современной индийской женщины общеизвестна.

Джеймс Фергюссон, один из первых серьезных исследователей древнеиндийской скульптуры, категорически заявил, что до мусульманского завоевания индийские женщины обнажали грудь без малейшего стеснения. Это заключение, однако, вызвало возражение.

Некоторые исследователи утверждают, что, подобно грекам и римлянам, индийские художники и скульпторы по традиции изображали женские фигуры полуобнаженными, хотя это не соответствует действительности. Вряд ли, однако, с этим тезисом можно согласиться. Античный художник одевал своих женщин, если изображал реальную жизнь, а не мифологические сюжеты. Между тем даже несовершенно реалистичных барельефах ранней пластики Бхархута и Санчи, изображающих городскую жизнь Индии, почти нет женщин с закрытой грудью, даже среди толпы. Правда, в литературе неоднократно упоминаются лифы, а в живописи и в скульптуре иногда встречаются изображения женщин с закрытой грудью, но ведь на северных равнинах и в холмистых частях Декана в течении нескольких месяцев в году бывают довольно холодно и ношение лифа может быть вызвано скорее климатом, чем стыдливостью.

Итак, индийцы носили простую одежду, состоявшую из немногих предметов, но зато любили весьма замысловатые украшения из золота, серебра и драгоценных камней самых причудливых сочетаниях. Женщины носили украшения из драгоценных камней на лбу и вдоль пробора. И женщины и мужчины оттягивали свои уши тяжелыми большими серьгами, как это до сих пор делают женщины из сельских местностей Тамилнада. Носили также богато украшенные ожерелья и широкие пояса из перевитого золота со свисающими нитями жемчуга. Браслеты были распространены ещё со времен хараппской культуры, а нужные браслеты, часто с маленькими звенящими колокольчиками, с насыпанной внутрь бренчащей галькой, встречались так же часто, как и теперь. Украшения в носу, без которых в наше время индийская женщина старшего поколения чувствует себя прямо – таки неодетой, не упоминаются в источниках и нигде не изображены. Возможно, они получили распространение только после мусульманского завоевания. Несколько дошедших до нас ювелирных изделий и изображения украшений в пластике и живописи свидетельствует о том, что индийские ювелиры древности достигли очень высокого мастерства. Древний индиец, как и его потомок, наш современник, по-видимому желая сберечь деньги, часто вкладывал их в ювелирные изделия для жены и для себя. Даже бедняки, которые не могли приобрести золото или драгоценные камни, увешивали себя украшениями из серебра, меди, стекла и цветной керамики. Кроме того, во всех слоях общества было принято украшать волосы, уши, шеи прекрасными цветами, которых так много в Индии.

Оба пола применяли косметические средства. Главным из них была паста растертого в тончайший порошок сандалового дерева, часто окрашенная лаком и другими красителями, которой умащали тело целиком или наносили её в виде узоров. Считалось, что эта паста охлаждает кожу в жаркое время года. Краска для глаз, которую обычно изготовляли из растертой в порошок черной сурьмы, употреблялось очень широко, причем считалось, что она не только делает глаза красивее, но и предохраняет их от воспаления. Киноварью, лаком и желтым красителем горочана на лоб наносили мушку (тилака), часто большого размера и причудливой формы. Этот обычай до сих пор принят у индийских женщин. Губы, кончики пальцев на руках и ногах, ладони и подошвы ног нередко окрашивали красным лаком. Хотя оставленные обнаженными части тела иногда разрисовывали сложными узорами, у нас нет явных доказательств того, что в то время применяли татуировку, в настоящее время распространенную во многих частях Индии.

Еда и напитки.

Фа-сянь, в начале V в. посетивший Индию, отменил, что ни один уважаемый человек не ест мяса и его употребление ограничивается низшими кастами. Вероятно, он преувеличивал, но, конечно, к этому времени многие индийцы из высших слоев стали вегетарианцами. Рост вегетарианства был явно связан с доктриной ненасилия, возникшей задолго до Фа-сяня. Цветная ещё в период упанишад, она была детально разработана буддизмом в значительной степени благодаря этим религиям постепенно в Индии перестали практиковать большие ведийские жертвоприношения, при которых закалывали большое количество животных и их мясо съедали. Царствование Ашоки знаменовало поворотный момент в развитии вегетарианства, так как он поощрял его личным примером и прямо запретил убийство многих видов животных.

Вряд ли в какой-нибудь части Индии абсолютное вегетарианство когда-либо распространялось и практикуется до сих пор большинством индуистов высших каст. Наряду с мясом некоторые религиозные тексты запрещают употребление лука и чеснока, возражения против которых возникли по вполне очевидным причинам и никогда не объяснялись религиозными мотивами.

Из литературных источников известно, что кулинария древней Индии почти не отличалась от современной. Мясо и овощи точно так же приготовляли в соусе карру и подавали с рисом. Карри и рис ели с лепешками из муки, современными чапати, и запивали водой, молоком или простоквашей. Излюбленным средством для приготовления пищи было топленое масло,: на нем жарили и им же щедро поливали приготовленное блюдо. Бедняки часто заменяли топленое масло кунжутным или горчичным. Несмотря пищевые продукты, ныне широко распространенные в Индии, были завезены в XVI или XVII в. из Америки португальцами. Наиболее достопримечательный из них – чилли, или красный перец, столь характерный для южно-индийской кухни. Другим нововведением XVII в. был бринджал, или баклажан, а также, конечно, картофель и кукуруза, или моше.

Современный индуизм строго запрещает употреблять алкогольные напитки, и регулярно и пьют либо лица, ведущие европейский образ жизни, либо члены низших каст. Моральные возражения против алкоголя восходят к глубокой древности, но понадобилось данное время, чтобы запрет получил широкое распространение не только среди брахманов. «Книги законов» осуждают алкоголь, и Да-сянь утверждал, что почтенные индийцы не пьют, однако и напитки и пьянства часто упоминаются в литературе, особенно и напитки и пьянство часто упоминаются в литературе, особенно в тамильской, из чего явствует, что это религиозное предписание обычно не соблюдалось. Только XII в. джайненский царь в свое время запретил производство и продажу спиртного во всём своём царстве /там же, с. 326/.

«Артамастра» даёт наставление о производстве под контролем государства алкогольных напитков и приводит несколько кратких и загадочных рецептов, свидетельствующих о существовании многочисленных крепких напитков, часто которых в настоящее время забыто. Среди них названы рисовое пиво, пиво из муки, приправленное пряностями, вино из лесных ягот, майрея, приготовлялся из сахара-сырца, коры дерева мешаненринга и перца, а также вино из манго. Виноградное Вино гнали на севере-западе в вывозили в небольших количествах в остальную Индию. На юге основным алкогольным напитком был тодди, перебродивший сок пальмиры или кокосового ореха, часто упоминаемый в ранней тамильской литературе.

Религиозные представления.

Существует придание о прародине древних ариев, находившейся на территории нынешней Арктики. Учёные предполагают, что около 28 – 36 тысячелетий тому назад из-за отклонения оси Земли, вызванного изменением гравитационных сил Солнечной системы, произошли глобальные перемены климата, сопровождавшиеся сильнейшими стихийными бедствиями на планете. Существует гипотеза, что именно эти события способствовали возникновению легенд о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Кстати, в ведических текстах этот миф также присутствует, только вместо Ноя здесь Ману – прародитель человечества. Гибель гипотетической Арктиды повлекла за собой массовую миграцию народов в направлении нынешнего экватора. Согласно гипотезе, существовало четыре основных направления путей расселения других ариев. Один из них проходил через Скандинавию, Приполярья, Валдайскую возвышенность и истоки Волги (Ра). Другая ветвь ариев сначала расселялась в районе Среднего и Южного Урала, а затем постепенно сместилась на Ближний Восток. Они создали Австрийскую культуру, преемниками которой стали персы и другие народы, населявшие эти места.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.