рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Русская православная церковь и органы НКВД в 1920-е - 1930-е гг.

В своей работе Комиссия столкнулась с рядом трудностей. Местные органы под всяческими предлогами не давали такой отчетности, или предоставленные ими сведения вызывали серьезные сомнения в их достоверности.

И все же, как ни стремилась Комиссия исправить ситуацию в религиозной сфере, ей этого не удавалось. Все ее правозащитные усилия перекрывались в своем решении теми силами в государственно-партийном аппарате, что ориентировались в решении "религиозного вопроса" на административный диктат. В таких условиях сворачивается деятельность местных Комиссий. Единственным возможным выходом из создавшегося положения, когда в стране не существовало никакой другой организации, занимавшейся проблемами религии, было создание общесоюзного органа, ответственного за "церковную политику", принятие общесоюзного акта по регулированию деятельности религиозных обществ.

В апреле 1934 г. на объединенном заседании секретариатов ЦИК СССР и ВЦИК принимается решение об образовании при Президиуме ЦИК СССР Постоянной комиссии по культовым вопросам, а уже в мае под председательством П.Г.Смидовича она приступила к своей деятельности. В состав союзной Комиссии вошли представители союзных республик, Верховного Суда и Прокуратуры СССР, НКВД, ВЦСПС, ЦК ВКП"б", Института философии Киноакадемии, Центрального совета Союза воинствующих безбожников. В круг дел Комиссии включалось:

*            разработка проектов постановлений по вопросам, связанным с деятельностью религиозных организаций;

*            рассмотрение жалоб и заявлений верующих и религиозных организаций;

*            учет религиозных обществ, групп и духовенства;

*            разъяснения и толкование норм законодательства о культах;

*            координация и контроль за деятельностью республиканских и иных комиссий по культовым вопросам и т.д.

Однако очень скоро работа Комиссии стала тормозиться как "сверху", так и "снизу". Это объяснялось не только желанием республик самостоятельно разрешать вопросы, связанные с церковью и религией, но и в значительной степени той безучастностью, с которой относился Президиум ВЦИК СССР к своей Комиссии. Она почти полностью была лишена условий для нормального функционирования: не хватало помещений, штат состоял из трех ( ! ) человек; отсутствовало Положение, юридически регулировавшее деятельность этого органа; не было средств для командировок в республики.

В одиночку Комиссия старалась сдерживать административное давление. Об этом говорит характер решений, принятых по рассмотрении дел о закрытии культовых зданий.

Таблица 3

Годы

Количество дел о закрытии культ.

Зданий

Принято решений закрывать не закрывать
1934, май-декабрь 105 91 14
1935 373 323 50
1936 420 308 112
1937 359 253 83

В своих решениях о закрытии Комиссия руководствовалась такими "побуждениями": является или нет закрываемая церковь последней в районе, каковы перспективы использования культового здания, законность действий местных властей, расстояние до ближайшей действующей церкви.

Многие поступающие с мест документы о закрытии молитвенных зданий возвращались на доследование на места. Но сдержать волну беззакония Комиссия, конечно, не могла. Обстановка в религиозной сфере окончательно вышла из-под контроля. Характеризуя положение на местах, П.А. Красиков, возглавивший Комиссию в 1935 г. после смерти П.Г. Смидовича, информировал ЦК ВКП(б):

"В ходу административные приемы, застращивания, репрессии. Отдельные работники всех верующих считают контрреволюционерами, а следовательно, и не желают считаться с их просьбами, хотя и вполне законными. К этому следует добавить, что в союзную Комиссию с мест поступает недобросовестная информация, всячески волокитятся ответы на ее запросы, документы оформляются столь небрежно, что на их основании нельзя принимать какие-либо решения, нередко поступают и ложные сведения. И вместе с тем становится невозможным проведение единой линии в "церковном вопросе", ибо идет откровенная погоня за цифрами о закрытии культовых зданий".

Насколько "эффективной" была деятельность властей в этом вопросе, свидетельствует приводимая ниже таблица, включенная курскими чекистами в докладную записку, направленную в НКВД СССР в середине 1930-х годов:

Период времени Всего церквей

По ориентациям

сергиев. обновл.

Монасты-рей Духовен-ство Мона-шеству-ющих Церков-ный актив из мирян Закрыто церквей Не действу-ющих церквей
До рев. 1917 г. 1700 __ __ 18 6000 4000 __ __ __
На 1/1 1935 г. 727 544 157 __ 1600 1200 3500 245 728
На 1/1 1937 г. 476 385 82 __ 1000 700 2000 507 717

Сотрудники безопасности, на всякий случай, подстраховывались: «Цифры неточные, отражено то, что есть на учете».

Кроме того, П.А. Красиков указал на недопустимость распространения ярлыка "ярые враги советской власти" на всех верующих, являющимися членами религиозных обществ и поддерживающих действующие молитвенные дома, на недопустимость административно-силовых мер в вопросах регулирования деятельности религиозных обществ. Примером таких "ярлыков" служит специальная записка, подготовленная НКВД Курской области и датированная апрелем 1937 года. В ней сообщалось, что «за годы революции и, особенно за последние пять-шесть лет, нашими органами был нанесён серьёзный удар церковно-сектантским контрреволюционерам. Ликвидированы монастыри, закрыто пятьсот семь церквей и разгромлено большое количество повстанческих групп и организаций, из которых необходимо отметить следующие:

1.               Церковно-монархическая организация «Ревнители церкви», ликвидированная в 1932 году во главе с епископами Курским Дамианом, Рыльским – Иоаном, Орловским – Николаем, в количестве четыреста тринадцати человек.

2.               Церковно-повстанческая организация (сто двадцать восемь человек), ликвидированная в 1931 году на территории Белгородского и Прохоровского районов во главе с Дамианом.

3.               Церковно-монархическая организация «Самосвятцы» во главе с монахами Милентием Карпизиным и Теулием Чернуховым, ликвидированная на территории Белгородского и Корочанского районов в составе свыше ста человек».

4.               Контрреволюционная организация "Группа освобождения Церкви" во главе с иермонахом Исидором Шендриковым и священником Александром Булгаковым.

Как установило следствие, «областной центр» организации "Самосвятцы" был связан с Москвой в лице Управляющего делами Патриархии Лебедева, являющегося «доверенным лицом митрополита Сергия (Старогородского)». Сегодня чудовищными кажутся пункты обвинения, вынесенные работниками НКВД священнослужителям, которым ставилось в вину: «объединение всех церковных течений для свержения Советской власти и установления фашистского режима. Считая, что свержение Советской власти не может быть достигнуто без интервенции, организация пропагандировала неизбежность вооружённого столкновения между Германией и СССР, причём восхваляла германский фашизм, как передовой политический строй, которому удастся добиться поражения Советского Союза в войне и уничтожения советского строя.

По мнению следователей, члены организации одобряли и восхваляли террор против вождей партии и правительства. Руководителем террористической группы в Белгороде, которая якобы готовила крушения правительственных поездов, проходящих через этот город, был объявлен находящийся на покое викарий Курской епархии, епископ Иоасаф, в миру Владимир Давыдович Жевахов. Виновным он себя признал лишь частично, что не помешало Тройке при УНКВД по Курской области 4 декабря 1937 года приговорить его к расстрелу. Приговор привели в исполнение в тот же день…

В мае 1990 года прокуратура Белгородской области вернула из забвения честное имя гражданина и патриота Владимира Давыдовича Жевахова.

В сентябре 1933 года Курским оперативным сектором ПП ОГПУ была ликвидирована якобы «контрреволюционная церковно-монархическая организация, именовавшая себя «Группа освобождения церкви». Возглавляли ее иеромонах Исидор Шендриков и священник Александр Булгаков. А состояла она, в основном, из церковников, так называемого, "сергиевского" течения, монашествующих элементов, кулачества и обиженных советской властью и действовала на территории Курского, Дмитриевского и Конышевского районов Центрально – Черноземной области.

Указанная «антисоветская» организация, как выявило следствие, в своих «программно-тактических установках и практической деятельности стремилась под лозунгом «защиты православия от притеснения со стороны советской власти» объединить вокруг церкви реакционное духовенство, кулачество, вычищенное из колхозов, с тем, чтобы обеспечить успешную подготовку массового восстания крестьян против советской власти и восстановления монархического строя». Она охватила своим влиянием 16 колхозов и использовала их, как «объект для подрывной работы». В результате этим колхозам был нанесен материальный ущерб на сумму 2 млн. 647 тыс. 321 рубль: умышленный недосев озимого ярового клина, недоброкачественная обработка земли, затяжка уборки урожая и саботаж хлебопоставок государству». Из установленных оперативными работниками 118 членов организации к уголовной ответственности было привлечено 54 человека. Все они в настоящее время реабилитированы.

Документ № 2.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1934 года, января 15 числа, помощник прокурора по Курскому сектору, рассмотрев следственное дело за № 978 по обвинению граждан Шендрикова Исидора, Серебрякова и других, в числе 54 человек по ст.58 п.п. 10 и 11 УК РСФСР

НАШЕЛ:

Данными следствия, показаниями свидетелей, признаниями самих обвиняемых и другими документами установлено, что в 1932 году на территории гор. Курска, Дмитриевского и Конышевского районов, по инициативе иеромонаха Шендрикова Исидора, в Дмитриевском и Конышевском районах, и попа Булгакова, в городе Курске, была организована контрреволюционная церковно-монархическая организация, именовавшая себя «Группа освобождения церкви», ставившая своей конечной целью свержение Советской власти и реставрацию монархического строя.

Следствием установлено, что Шендриков Исидор, оказавшись во главе этой организации, в целях осуществления поставленной перед собой задачи, контрреволюционную деятельность последней активизировал и направлял по линиям:

а) вербовка в организацию новых членов из числа реакционного духовенства, монашествующих людей, кулачества и обиженных Советской властью;

б) агитации против Советской власти, с использованием религиозных предрассудков масс;

в) призыва к массовому выходу из колхозов, с самочинным разбором обобществленного имущества;

г) организации саботажа всех важнейших хозяйственно-политических кампаний (хлебопоставок и др.).

Материалами следствия также доказано, что контрреволюционная организация на момент ее ликвидации объединяла 118 человек и охватывала 22 населенных пункта, по которым вскрыто 10 групп, руководителями которых являлись Шендриков Исидор Иванович, Булгаков Александр Михайлович, Данковский Иосиф Григорьевич, Попов Александр Алексеевич, Ковалев Тихон Порфирьевич, Данюкин Константин Семенович, Пятницкий Михаил Васильевич, Дементьев Серафим Вакхович, Касицкая Капитолина Павловна, Ульянцева Ксения Яковлевна.

Из общего состава 118 членов организации по данному делу привлекается к ответственности 54 человека, как наиболее активная часть, которые охватили своим влиянием в указанных выше населенных пунктах 16 колхозов. В результате развернутой контрреволюционной подрывной деятельности этого актива в июне-июле 1933 г. имели место, как в Конышевском, так и в Дмитриевском районах массовые выходы из колхозов. Умышленный недосев озимого и ярового клина урожая 1933 г., недоброкачественная обработка земли, затяжка уборки урожая и саботаж хлебопоставок государству нанесли материальный ущерб этим 16 колхозам на общую сумму 2.647.321 рубль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.