рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Христология Послания апостола Павла к Евреям

Но и это не остановило дальнейшего падения человечества, которое все более развращалось, водимое демонскими соблазнами, и потому уже лишалось смысла своего существования. Наконец, зло так умножилось на земле, что стало нетерпимым: «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт.6:5-7). Прежде уничтожения развратившегося человечества Господь избрал праведного Ноя, который с семейством должен был восстановить человеческий род после потопа на обновленной земле. Здесь важно заметить, что до потопа сострадательный Ной, желая предостеречь обреченное человечество, в течение ста (!) лет наглядно проповедовал людям о грядущей каре за их нечестие, строя посреди суши свой грандиозный ковчег. Но ни один не обратился – вот явное свидетельство безвозвратного развращения остальных потомков Адама (Быт.6:14-15; 1Пет.3:20).

Ной был праведник, но праведность его не передалась во всей полноте его потомкам. Послепотопное человечество не изменилось по природе, имело все то же поврежденное естество и не могло идти иным путем, чем погибшие в водах потопа предки. Греховность человеческого рода поколение за поколением властно порабощала людей диаволу. Правильное богопочитание, установленное Ноем по откровению сразу после потопа, в его потомках стало забываться или извращаться. Уже через несколько поколений люди явили свою гордыню попыткой построения огромной башни, ставшей на все времена символом самости и богоборчества под именем Вавилонского столпотворения (Быт.11:9).

Под влиянием демонов естественная религиозная потребность, данная человеку при сотворении, реализовалась в поклонении твари. Повсеместно в народах стали формироваться демонические идолопоклоннические культы, культы поклонения явлениям природы, поклонения человеческим страстям, как, например, в греческом многобожии. Появились школы магии и чародейства, где культивировалось в разных формах поклонение демонам. Эти культы и верования получили общее название языческих. Святитель Григорий Богослов пишет о безумии и бессмысленности их обрядов: «Всякий обряд их и всякое таинство есть сумасбродство, темное изобретение демонов, и произведение жалкого ума, которому помогло время, и которое закрыла баснь»[54].

Поврежденное соблазном человеческое естество было обречено неизбежному плену лжи и смерти. Освободить его мог только Сам Творец естества[55]. Для спасения умирающего во грехах человечества нужен был подвиг Богочеловека – воплощенного Сына Божия. «Так глубоко, так страшно ниспадение наше, что для извлечения нас из гибельной пропасти Бог Слово принял на себя человечество, чтоб человеки из учеников диавола и лжи соделались учениками Бога и Истины, при посредстве Слова и Духа Истины освободились от греховного рабства и научились всякой истине»[56]. Своим добровольным страданием Он принес человечеству свободу от страха смерти и рабства греху, устранил средостение между человеком и Богом. Теперь спасение стало доступным всем принявшим Христа. Крестной смертью Спаситель разрушил власть диавола над человеком и вручил Своим последователям оружие победы – Святой Крест. «Бог дал диаволу власть, но потом отнял ее за то, что он превысил свои права и напал на неповинного. … сатана, хотевший завладеть единственным человеческим Существом, над Которым он не имел власти, справедливо лишился всякой власти»[57].

Воскресением Христовым и последующим сошествием на апостолов Святаго Духа открылись вновь райские двери, затворенные при изгнании из Рая Адама и Евы. В мир пришел Утешитель, которого обещал послать Господь Иисус Христос в беседе с учениками на тайной вечере. Отныне тем, кто крестился и принял учение Христа, дана власть стать чадами Божьими (Ин.1:12). Благодать Святаго Духа теперь дается каждому христианину при крещении, и этой благодатью он, наконец, может обрести таинственный и сокрытый до того путь к Богу. Прекратилось безраздельное владычество над человечеством князя мира сего – диавола (Ин.12:31).

Но спасение совершается не само собой, и не только сам факт крещения стал залогом избавления от рабства смерти, но и решимость далее жить в послушании Святому Духу. Апостол Павел выражает это в предупреждении своих собратьев: «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении» (Евр.2:1-3). Теперь все зависит от личного выбора самого человека – припасть к Спасителю своему, добровольно предав себя в рабство истине, или, отвергнув Христа, продолжать темную, бессмысленную, но порой сладкую жизнь в угождении плоти.

«Раб, как только узнает о ком, что он может его освободить, – пишет преподобный Симеон Новый Богослов, – всеконечно прибегнет к нему, припадет к стопам его и со слезами начнет умолять и всячески убеждать его, чтоб взнес за него цену его и освободил его. И очевидно, что у раба от прежнего его самовластия ничего не осталось, кроме одного желания и искания свободы. Но и это станет он делать тогда лишь, когда тяготится слишком игом рабства; если же случится ему в рабстве иметь покой и не встречать тяготы, то он и свободы не захочет»[58].

Победа над смертью стала радостным известием для тех, кто поверил и решился следовать Христу. Люди освободились от власти греха, и это необыкновенно отразилось на их повседневной жизни. Видимым признаком жизнетворной перемены души стала недосягаемая и неизвестная доселе нравственная высота и красота первохристиан, дарованная им благодатию Святаго Духа за чистую и бескомпромиссную веру. Чистота супружеской жизни свято соблюдалось в христианских семействах. Связанные взаимной любовью члены христианской семьи проводили жизнь в постоянных трудах и молитвах. Они явили полное бесстрашие в бедствиях, неизменный мир души, кротость и терпение в скорбных обстоятельствах. Их спокойная готовность ради Христа принять любые, даже самые ужасные, испытания поражала язычников[59].

Многие преклонялись перед благородством и бесстрашием христиан и часто сами стремились принять христианскую веру, чтобы обрести такую же силу жизни. Однако последование Христу сопряжено с несением креста, то есть с терпением страданий. Нелегко диавол уступает свои владения. Он вступает в непримиримую борьбу с последователями Христа, обрушив на них всю свою силу и злобу. Господь не дал дьяволу власти над людьми. Имея великую ненависть к роду человеческому и желающий всем погибели, человекоубийца и клеветник братий наших (Откр.12:10) не может побеждать людей силою или принуждением, потому что, если бы это было ему позволено, то он тотчас же погубил бы всех[60].

Оставлена демонам власть вмешиваться в человеческие мысли и чувства и посему главным их оружием остаются ложь и клевета. Святитель Игнатий так пишет об этом: «В средство погубления человеческого рода употреблена была падшим ангелом ложь. По этой причине Господь назвал диавола ложью, ложью и отцом лжи и человекоубийцею искони (Ин.8:44). Понятие о лжи Господь тесно соединил с понятием о человекоубийстве, потому что последнее есть непременное последствие первой. Словом “искони” указывается на то, что ложь с самого начала послужила для диавола орудием к человекоубийству и постоянно служит ему орудием к человекоубийству, к погублению человеков»[61].

Не сумев обольстить христиан, диавол побуждает к великой ненависти к ним остальных людей. Но и страх смерти и чудовищных мучений оказался бессилен против веры. Господь вручил людям орудие победы – Крест. Последователи Христа показали изумительную стойкость в подвиге мученичества. Теперь скорби, которыми доныне диавол мучил людей, обернулись победоносной силой против внутреннего владычества смерти. Терпение, образ которого преподал своими страданиями Сын Божий, сделало «непорочные страсти» целительным средством для боголюбивой души. А для особенно ревностных они стали источником небесной славы. Сам Господь в прощальной беседе с учениками предупреждает: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Иоан.16:33).

Конечно, скорби в жизни бывают весьма неприятны, но надо иметь мужество признать их полезность, как целебного средства для больной человеческой души. В мире святых тяжкими страданиями знаменовалась высочайшая преданность Богу. В послании к Евреям апостол Павел целую главу посвятил страдальческой вере святых, завершив ее очень возвышенно: «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, … испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:32-38).

Итак, в таинстве крещения человеку возвращается утраченное прародителями единство духа человеческого и Духа Божьего. Смерть более не обладает человеком «потому что, – как пишет апостол Павел, – закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8:2). Но иногда сомневающиеся спрашивают: «Что же меняется в человеке, почему христиане умирают, как и прежде, если крещением и миропомазанием им возвращается здравость природы первозданного Адама? Почему умирают великие святые Православной Церкви, нередко весьма рано и в тяжких болезнях»? Ответить на эти вопросы достаточно просто. Если бы Господь даровал обновленным людям телесное бессмертие, то, как явное и значительное отличие Божьих избранников, оно противопоставило бы христиан остальному миру. Физическое бессмертие не могло бы не вызвать жгучего корыстного интереса к христианской жизни, привлекло бы в Церковь огромную массу духовно чуждых ей людей. Жизнь настоящих христиан потеряла бы свою независимость и естественность.

Чтобы не разрушать единство человеческого мира, Христос не упразднил физической смерти как таковой. Люди продолжают умирать и после Его Воскресения и Вознесения на небеса. В то же время, как уже говорилось, пока душа не достигла совершенства, многотрудная жизнь необходима ей для спасения. Это хорошо известно в мире православного подвижничества. Опытные монахи и пустынники знают, что только в терпении рождается молитва, и достигнуть высших степеней совершенства монах может лишь через многие искушения.

В Отечнике приводится случай, как некий авва, видя изнеможение духовного чада в борьбе со страстью, предлагает своему ученику: «Если хочешь, сын, я помолюсь Господу, чтоб Он отъял у тебя брань»? На что благоразумный ученик отвечал: «Отец! хотя я и тружусь, но вижу и чувствую в себе благой плод: по причине этой брани я пощусь более, и более упражняюсь в бдениях и молитвах. Но прошу тебя: моли милосердого Господа, чтоб дал мне силу выдерживать брань и подвизаться законно». Тогда святой старец сказал ему: «Теперь я узнал, что ты с верностию понял, что этою невидимою бранию с духами при посредстве терпения совершается вечное спасение души твоей»[62].

Как же, следовательно, нужно понимать утверждения, что Христос разрушил смерть или упразднил имеющего державу смерти? Иисус Христос тем уничтожил смерть, что уничтожил ее корень – отлученность человеческой души от Бога. Преподобный Симеон Новый Богослов учит: «Надобно знать, что, как человек имеет тело и душу, то смертей у него две: одна - смерть души, другая - смерть тела, равно как и два бессмертия - душевное и телесное, хотя то и другое в одном человеке, ибо душа и тело - один человек. Так, душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после, спустя девятьсот тридцать лет, умер и телом»[63]. Физическая смерть приходит через отделение души от тела и тотчас делает его мертвым и неподвижным. Оно начинает быстро разрушаться на составы, и смерть его бывает окончательна и необратима. Духовная смерть есть отделение души от Бога, что приводит ее к постепенному разложению. Душа, предоставленная сама себе, вскоре теряет благоустроение и постепенно как бы наполняется червями страстей и пороков.

Дела смерти духовной – нарушение Божьих заповедей. Смертью, или делами смерти, иногда называют поступки, совершаемые вопреки совести. Человек с сожженной совестью бывает телесно жив, но душою мертв. Ложные представления о законах духовной жизни, особенно о молитве и покаянии, угрожают душе вечной смертью. Духовная смерть человека не вполне отступает от него при крещении, а пребывает рядом, пока он не утвердится в христианской добродетели. В минуты забвения, бывающего по греховному навыку, смерть вновь стремится в его душу, пытается овладеть ею при помощи помыслов неверия и малодушия. Надо тщательно беречь полученный дар, ибо крещение бывает только один раз в жизни. Об этом предупреждает Святой апостол Павел в Послании: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:4-6).

На основании вышесказанного можно утверждать, что для христиан смерть потеряла свое значение, перестала быть тем ужасом, который держал человека в повиновении диаволу. Смысл жизни перенесен в век будущий. Голгофская победа Иисуса Христа над смертью, освятившая мир преславным воскресением, лишила силы власть греха, стала образом победы над всеми проявлениями смерти. Ею люди получили нечто гораздо более ценное и весьма важное, чем бесконечная жизнь тела – духовное бессмертие. Своею смертью Иисус Христос даровал человеку жизнь, преодолевающую смерть, и настойчиво призывает к ней, ибо победа над смертью совершается на земле. Об этом сердечно напоминает апостол Павел во многих местах своего Послания к Евреям, вновь и вновь увещевая не быть нерадивыми, не ожесточать сердца[64].


Глава 3. Священник во век по чину Мелхиседека

 

3.1 Первосвященник Нового Завета

С пришествием Христа отношения Бога и людей переменились. Ветхозаветное откровение завершилось, уступив место Евангелию. Но это не значит, что Священное Писание Ветхого Завета должно быть отвергнуто, как не нужное для спасения. Об отношении христиан к Ветхому Завету так рассуждает блаж. Феодорит: «Извлекаем иную пользу из Ветхого Завета, потому что преподает нам точные уроки о благочестии, о вере в Бога, о любви к ближнему, правде и мужестве и представляет для подражания образцы ветхозаветных святых».[65] Осмысление явления Христа через призму образов ветхозаветного откровения помогает глубже постигнуть тайну Боговоплощения, его космический смысл для падшего человечества. Святитель Игнатий пишет о ветхозаветных прообразах: «Дивно Промысел Божий предвещал великое дело Божие, искупление человечества, библейскими прообразовательными тенями. В какой дали времен начали являться эти тени! Как живо обрисовывали они истину! Какой таинственностью покрыты были для современников! Как они стали ясны, очевидны, когда Бог открыл человекам разумение вдохновенных Им Писаний»[66].

Для правильного понимания учения апостола о Христе как о первосвященнике подобает раскрыть перемену состояния Адама, происшедшую с ним в результате падения, в контексте ветхозаветного закона и устава богослужения скинии и, в связи с этим, рассмотреть вопрос предназначения священства. Апостол Павел называет потомков Адама, ради которых воплотился Бог, «освящаемыми» ( Евр.2:11). Освящаемые, значит очищаемые от греха и всякой нечистоты, приготовляемые для служения Тому, кому посвящены, то есть Богу. Все, что избиралось и посвящалось Богу на земле, освящалось тем или иным чином, символизируя принадлежность единому Богу. Это касается и неодушевленных предметов, но, в первую очередь, конечно, это относится к людям. И если апостол Павел называет их освящаемые, то свидетельствует и об их посвящении, ибо, если бы люди не были посвящены, то не нужно было бы говорить и об их освящении.

Обычно освящением призываются к новому служению Тому, Кому посвящены, то есть Богу, все освящающему. Так, например, освящались ветхозаветные священники из рода Аарона. Они были в числе израильтян, уже избранных и посвященных Богу, но перед началом служения освящались сложным семидневным чином с помазанием и жертвами за грехи. Значит, назвав людей освящаемыми, апостол свидетельствует и их изначальную посвященность и восстановление ее Христом. Человек должен был стать связующим звеном между земным и небесным, между материальным миром земной твари и бесплотным духовным миром небесной твари. Адам посвящен Богу от сотворения своего и поставлен обладать всею тварью на земле, но не сам по себе, а пребывая в послушании благодати Святаго Духа. Потому на его волю сразу было наложено ограничение – запрет вкушать от древа познания добра и зла. Адам не сохранил послушание, в результате чего повредился душою. Душа осквернилась самостью, противлением Богу, стала неспособна исполнить свое изначальное предназначение. Рассмотрим, в чем же оно заключалось?

Человек – малый мир, соединяющий в себе духовное и материальное. В этом мире душа человека – начало и центр человеческой природы, дыхание Божие и образ Божий в человеке. Святые отцы учат о ее свойствах и составе различно[67], но все их объяснения душевно-духовных свойств человека правомочны, как благодатные рассуждения богопросвященных учителей Церкви о душе, так или иначе открывающие ее природу и свойства. Для решения задачи, поставленной в данном исследовании – выявления христологического смысла образов апостола Павла – выбран образ души, данный преподобным Макарием Великим. В одной из своих бесед он предлагает весьма интересное иносказательное изъяснение видения, описанного Пророком Иезекиилем.

В книге пророка Иезекиля описано, как он увидел «вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; …И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них - у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех». Пророк видел, что плечи их и перси исполнены очей, и не было места, неисполненного очей. При каждом лице было по три колеса, как бы колесо — в колесе, и в колесах был дух. И видел как бы подобие человека, и подножие у него — как бы сапфирное. Колесница сия (то есть Херувимы и животные) носила на себе восседающего Владыку, куда ни угодно было Ему шествовать, «и шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния». Это видение, пишет пророк Иезекиль, было видением подобия славы Господней (Иезек.1:5-28).

Преподобный Макарий дает свое удивительное толкование этого откровения: «Истинно и несомненно было то, что видел Пророк в восхищении; но оно указывало и на иное, прообразовало нечто таинственное и божественное, тайну подлинно сокровенную от родов; явленную же в последние времена, в пришествие Христово. Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его». И далее знаменитый египетский подвижник и наставник христиан подробно рассматривает во всех деталях видение пророка, сопоставления его с просвещенной и обоженой душой человеческой, пребывающей в полном и совершенном единстве со своим Творцом благодатным действием Святаго Духа: «Душа, совершенно осиянная неизреченною красотою славы света от лица Христова и совершенно вступившая в общение с Духом Святым, и сподобившаяся стать жилищем и престолом Божиим, делается вся оком, вся светом, вся лицем, вся славою, вся духом, как уготовал, благоустроил и украсил ее духовною лепотою Христос, Который и носит, и водит, и поддерживает, и подъемлет ее. Ибо сказано, что рука человеча была под Херувимами. Сам Христос и носим бывает душею, и водит ее».

Развивая далее свою мысль, преподобный Макарий живо и образно изображает тайну полного и истинного единства человека с Богом, тайну обоженой души. На основе предложенного им толкования смысла видения пророка Иезекиля преподобный Макарий объясняет важные свойства духовной природы человека. Четыре животных, носивших колесницу, являются образами четырех владычных сил разумной души – воли, совести, ума и силы любви. Орел (воля) царствует над птицами – мысленными мечтаниями, Лев (совесть) над дикими зверями – греховными страстями и чувственными пожеланиями, Вол (ум) над кроткими животными – знаниями, рассуждениями, Человек (сила любви) поставлен над всем естеством его. Таким образом, душа, по предназначению своему, должна пребывать в таком неразлучно-неслитном духовном единении с Богом, всегда смотреть на Него духовными очами, чутко и скоро – молниеносно – следовать Его повелениям. Бог же преисполняет человека небесным восторгом от сопричастности Творцу, созерцания Его красоты и славы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.