рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Когнитивные нарушения при деменциях различной этиологии

Диагноз "сосудистая деменция" обычно ставится, если когнитивным нарушениям предшествовал эпизод инсульта. Нередко при этом когнитивным нарушениям сопутствуют другие признаки очагового поражения мозга: например, спастический парез конечностей, неодинаковость рефлексов левой и правой половин тела, рефлекс Бабинского.

Cпецифичными признаком сосудистой деменции считают нарушения ходьбы. Обращает на себя внимание замедленная, шаркающая походка больных и их неустойчивость (нередко сами больные путают неустойчивость и головокружение, жалуясь на головокружение близким).

Поскольку причина сосудистой деменции – нарушения кровообращения в головном мозге, и нарушения эти – а также связанные с ними инфаркты (гибель клеток) – могут происходить в различных участках мозга, симптомы деменции сосудистого типа могут существенно варьироваться в каждом отдельно взятом случае. Перечислим лишь наиболее типичные. (старческий маразм симптомы)

Деменция, вызванная поражением среднего мозга, проявляется мезенцефалоталамическим синдромом. Первые его проявления – это эпизоды спутанности сознания, галлюцинации. Затем человек теряет интерес к различным сторонам повседневной жизни, замыкается в себе, перестает заботиться о своем внешнем виде, пренебрегает личной гигиеной. Его психофизическое состояние обычно характеризуется повышенной сонливостью. В некоторых случаях заметно страдает речь.

Симптомы деменции, вызванной поражением гиппокампа, проявляются в первую очередь проблемами памяти на текущие события (отдаленные воспоминания могут сохраняться). Расстройств ясности сознания нет.

Инфаркт в префронтальных отделах лобных долей приводит к общей апатии больного (апатико-абулический синдром). Пациент ведет себя неадекватно, не осознавая этого. Многократно повторяет либо собственные слова и действия, либо слова и действия окружающих.

Один из симптомов деменции сосудистого генеза (поражение зоны стыка затылочной, теменной и височной долей), – нарушение нормального восприятия пространственных отношений, нарушение счета, проблемы с пониманием речи. При локализации нарушений в подкорковых зонах в первую очередь страдает произвольная деятельность: больному сложно заставить себя сконцентрироваться на одном объекте или поддерживать долгое время одну и ту же деятельность; возникают проблемы с планированием деятельности, многие дела остаются незавершенными. Еще один симптом – нарушение навыков анализа информации, отделения главного от второстепенного. Из стабильных маркеров сосудистой деменции отметим также нарушения мочеиспускания центрального генеза, отмечаемые почти у всех пациентов. Сосудистая деменция проявляется не только в когнитивной, но и в эмоциональной сфере. Общее снижение фона настроения, эмоциональная неустойчивость, депрессия – все это симптомы старческого маразма сосудистого генеза. У больного снижается самооценка, утрачивается уверенность в себе, преобладают пессимистические прогнозы. Важную роль в уточнении диагноза могут сыграть современные методы нейровизуализации: компьютерная рентгеновская и магнитно-резонансная томография головного мозга.


2. Практическая часть

2.1 Разбор больной с деменцией Альцгеймеровского типа

2.1.1 Данные истории болезни

Зиброва Любовь Александровна. 8.06.1950 года рождения, полных 50лет.

Внешне выглядит неряшливой, на лице чрезмерно яркий макияж. Контакту доступна, но затруднен в силу интеллектуально-мнестических расстройств. Сознание формально ясное. В месте дезориентирована, говорит что находиться на улице. Верно называет страну и город. Знает текущий год, время года, но число и день недели называет неверно. Расстройства восприятия не выявлено. Бредовых идей не высказывает. Память и интеллект снижены. Не фиксирует текущее событие. В речи признаки амнестической афазии, эхолалии, не может подобрать нужное слово, часто слова стереотипичны, выдерживает паузы между ловами. Повторяет ответ на предыдущий вопрос, или несколько раз повторяет заданный вопрос. Внимание рассеяно, быстро истощаемо. Присутствуют элементы частичной критики. Эмоционально лабильна, раздражительна, настроение колеблется без причинно. Суицидальных попыток не предпринимала. С трудом выполняет простейшие арифметические действия. Сон достаточный. Неврологический статус без больших нарушений. Чувствительность в норме. Биципитальные, триципитальные, карпо-радиальные, коленные и ахилловы рефлексы умеренно выражены, D=S. Патологические рефлексы не диагностировались. В позе Ромберга устойчива.

С 2004 года снизилась память на текущее событие, что можно отнести к дебюту заболевания.

Образование средне специальное, до болезни работала главной медицинской сестрой в госпитале.

Сопутствующие: ИБС, атеросклеротический кардиосклероз, атеросклероз аорты коронарных артерий, артериальная гипертензия III риск IV. Перенесла холецистэктомию.

2.1.2 Данные нейропсихологического исследования

В рамках курсовой работы для первичной синдромальной диагностики когнитивных нарушений с больной было проведено нейропсихологическое исследование, которое включало в себя;

а) краткую шкалу оценки психического статуса (англ. Mini-Mental State Examination, MMSE). Данная шкала представляет собой набор из 11 проб, оценивающих ориентировку во времени и месте, повторение слов, счёт, слухо-речевую память, называние предметов по показу, повторение фразы, понимание команды, чтение, письмо и рисунок;

б) отдельные тесты на установление лобной дисфункции.

в) тест рисования часов;

г) проба Шульте.

Все перечисленные методики изложены подробно в приложении к курсовой работе.

В ходе нейропсихологического исследования по краткой шкале оценки психического статуса получили:

1.  Ориентировка во времени нарушена. Больная не может назвать текущей даты, месяца, дня недели, но без труда определяет время года, и календарный год. (2балла)

2.  Ориентация в пространстве нарушена. Больная с трудом называет область, город и страну, но не может определить учреждение в котором находится. (3балла)

3.  Восприятие обращенной речи нарушено. Больная не может повторить и запомнить за экспериментатором предъявляемые слова (лимон, ключ, шар). (0баллов)

4.  Концентрация внимания снижена. Больная не может провести простую математическую счета. (0баллов)

5.  Память нарушена. Больная не смогла припомнить предъявляемые ей в 3пункте слова (ключ, лимон, шар). (0 баллов)

6.  Речь.

1.  Называние - Больная узнает и правильно называет предъявляемые ей предметы (часы, ручка). (2балла);

2.  Повторение фразы – Больная не повторяет фразу за исследователем "Никаких но", при однократном её предъявлении.(0 баллов)

3.  3-х этапная команда – Исследователем была предъявлена команда "Возьмите лист бумаги правой рукой, сложите его вдвое и положите возле себя", больная верно выполнила два первых действия. (2балла)

4.  Чтение – Больная прочла и выполнила команду "Закройте глаза". (1балл)

5.  Письмо- Больная не смогла составить и написать простое предложение по просьбе экспериментатора. (0баллов)

6.  Рисунок – Больная не смогла нарисовать с образца (см. приложение) предложенный ей рисунок. (0 баллов)

Общий результат теста получаем путем суммации по каждому из пунктов. Больная по тесту "Краткая шкала оценки психического статуса", получила 10баллов из 30возможных, что говорит о тяжелой деменции.

Тесты на установление лобной дисфункции показали, что у больной нарушена беглость речи, не смогла назвать слова на букву "с"; нарушен динамический праксис, не смогла выполнить пробу "кулак, ребро, ладонь";

Тест рисования часов – Больная неправильно расположила числа на циферблате, они следуют в обратном порядке, утрачена целостность часов , часть чисел отсутствует.

Проба Шульте – Больная в ходе пробы пропускала числа, смогла досчитать только до 10, присутствовали большие паузы, и больная постоянно отвлекалась на посторонние раздражители.

Из проведенного нейропсихологического исследования можно сделать вывод о тяжелой деменции, которая включает нарушения концентрации и объема внимания, ориентации в пространстве и времени, грубое нарушении памяти на текущее событие. Нарушения речи проявляющееся в эхолалиии, и частичной аграфии, нарушении беглости речи.

Признаки акустико-мнестической, семантической, динамической афазии. Акалькулия. Нарушение динамического праксиса.

2.2 Разбор больной с сосудистой деменцией

Данные истории болезни

Шибаева Валентина Александровна . 3.07.1936. года рождения, полных лет 74. Поступила в неврологическое отделение 9ГКБ г. Саратова 13.12.2010. Жалобы на головную боль, слабость в нижних конечностях, головную боль , головокружение, ухудшение памяти.

Со слов больной, в текущем году при легкой физической нагрузке возникла резкая головная боль с иррадиацией в правую сторону лица с центром вокруг правого глазного яблока. Характер боли – давящая.

Диагноз: Хроническая ишемия головного мозга II-III ст.

Сознание ясное. С трудом называет текущую дату и день недели, но месяц, календарный год и время года называет без затруднений. Дисфония, дисграфия – отсутствуют. Осознание частей тела в пространстве не нарушено признаков афазии не выявлено.

Биципитальные, триципитальные, карпо-радиальные, коленные и ахилловы рефлексы умеренно выражены, D=S. Патологические рефлексы не dszdktys. В позе Ромберга устойчива.

Сопутствующие: замена хрусталика глаза по поводу катаракты, правая нефроэктомия по поводу образования камней. ИБС, артериальная гипертензия III.

Образование 10 классов. Трудовой стаж 40лет, работник завода.

Данные нейропсихологического исследования

В рамках курсовой работы для первичной синдромальной диагностики когнитивных нарушений с больной было проведено нейропсихологическое исследование, которое включало в себя;

а) краткую шкалу оценки психического статуса (англ. Mini-Mental State Examination, MMSE). Данная шкала представляет собой набор из 11 проб, оценивающих ориентировку во времени и месте, повторение слов, счёт, слухо-речевую память, называние предметов по показу, повторение фразы, понимание команды, чтение, письмо и рисунок;

б) отдельные тесты на установление лобной дисфункции.

в) тест рисования часов;

г) проба Шульте.

Все перечисленные методики изложены подробно в приложении к курсовой работе.

В ходе нейропсихологического исследования по краткой шкале оценки психического статуса получили:

В ходе нейропсихологического исследования по краткой шкале оценки психического статуса получили:

1.  Ориентировка во времени. Больная без труда определяет время года, месяц, и текущий год, с трудом дату и день недели. (3балла)

2.  Ориентация в пространстве. Больная без труда называет область, город, страну и учреждение в котором находится. (5баллов)

3.  Восприятие обращенной речи не рушено. Больная повторяет и запоминает после первого предъявления за экспериментатором слова (лимон, ключ, шар). (3баллов)

4.  Концентрация внимания снижена. Больная с трудом проводит простую математическую операцию. (1балл)

5.  Память. Больная смогла припомнить 2слова, которые ей предъявлялись 3пункте.(2балла)

6.  Речь.

1)  Называние - Больная узнает и правильно называет предъявляемые ей предметы (часы, ручка). (2балла);

2)  Повторение фразы – Больная повторяет фразу за исследователем "Никаких но", при однократном её предъявлении.(1 баллов)

3)  3-х этапная команда – Исследователем была предъявлена команда "Возьмите лист бумаги правой рукой, сложите его вдвое и положите возле себя", больная верно выполнила все три действия. (3балла)

4)  Чтение – Больная прочла и выполнила команду "Закройте глаза". (1балл)

5)  Письмо- Больная составила но отказалась писать простое предложение . (1балл)

6)  Рисунок – больная отказалась рисовать предложенный ей образцовый рисунок, но хорошо в нем ориентировалась (1балл)

Общий результат теста получаем путем суммации по каждому из пунктов. Больная по тесту "Краткая шкала оценки психического статуса", получила 23балла из 30возможных, что говорит о деменциилегкой степени выраженности. Беглость речи в норме. Нарушение динамического праксиса, кот проявляется в персеверациях и длительных паузах между действиями. Тест рисования часов – Больная неправильно расположила числа на циферблате, утрачена целостность часов, часть чисел отсутствует. Проба Шульте – В ходе пробы больная верно определила все 25цифр, в процессе работы наблюдались паузы, кот постоянно росли. Из проведенного нейропсихологического исследования можно сделать вывод: о деменции легкой степени выраженности, бее нарушения ориентации в пространстве и времени, с легким снижение памяти на текущее событие, снижением концентрации и объема внимания, нарушением динамического праксиса и нарушением счета. Показанные предметы определяет, фразы повторяет без ошибок, элементов эхолалии нет, беглость речи в пределах нормы.


Заключение

Когнитивные нарушения развиваются при большинстве заболеваний головного мозга, нередко являясь их первыми и/или важнейшими проявлениями. Поэтому, специалистам необходимо овладевать методами клинической и нейропсихологической диагностики и анализа когнитивных расстройств. Выявление качественных особенностей нарушений когнитивных функций имеет большое значение для топического и нозологического диагноза заболеваний. Следует помнить, что ранняя нозологическая диагностика заболеваний с клиникой когнитивных нарушений является залогом успешности терапии.

В рамках курсовой работы ставилась задача сравнить тяжесть когнитивных нарушений при деменциях различной этиологии на примере сосудистой и Альцгеймеровской.

После изучения проблемы можно сделать вывод, что тяжесть проявления деменции мало зависима от возраста, образования, а в большей степени от этиологии деменции. На сегодняшний день, представление об абсолютной некурабельности когнитивных расстройств с полным основанием можно считать устаревшим. В настоящее время в распоряжении врачей имеются эффективные лекарственные средства, которые позволяют уменьшить выраженность когнитивных и других психических нарушений и, тем самым, повысить качество жизни пациентов и их родственников.


Библиографический список

1. Гаврилова С.И. Мягкое когнитивное снижение – доклиническая стадия болезни Альцгеймера?//Consiliummedicum-2005-Т.7,№2-С.153-157.

2.Дамулин И.В. Когнитивные наршения сосудистого генеза.//Трудный пациент-2006-Т.4,№7-С.53-58.

3.Захаров В.В. Современные подходы к ведению пациентов с деменцией.//Атмосфера. Нервные болезни.-2006-№1-С.27-32.

5.Леманн-Хорн Ф., Лудольф А. Лечение заболеваний нервной системы.-М.:МЕДпресс-информ,2005-528с.

6.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.-М.,1969.

7.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.-М.,2000.

8.Лурия А.Р. Травматическая афазия.-М.,2005.

9.Лурия А.Р. Речь и мышление.-М.,1996.

10.Шоломов И.И., Колокова О.В., Крутцов А.С., Лукина Е.В.,Лутошкина Е.Б., Орнатская Н.А., Неврология, издательство СГМУ, Саратов 2010

11 . Шоломов И.И., Орнатская Н.А., Основы нейропсихологии, издательство СГМУ, Саратов 2010

12.Яхно Н.Н., Дамулин И.В., Преображенская И.С., Мхитарян З.А. Болезнь Альцгеймера и деменция с тельцами Леви: некоторые аспекты клиники, диагностики и лечения. //РМЖ-2003-Т.11,№10-С.567-570.

13.Яхно Н.Н., Захаров В.В. Легкие когнитивные нарушения в пожилом возрасте. //Невролог.журнал.-2004-Т.9,№1-С.4-8.

14.Яхно Н.Н., Захаров В.В. Умеренные когнитивные нарушения в пожилом возрасте. //Лечение нервн.болезней-2004-Т.5,№1-С.3-6.


Приложение к курсовой работе

Краткая шкала оценки психического статуса

ОЦЕНКА (баллы)

1 .Ориентировка во времени:

Назовите дату (число, месяц, год, день недели, время года) 0 - 5

2.Ориентировка в месте:

Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, комната) 0 - 5

3.Восприятие:

Повторите три слова: лимон, ключ, шар 0 - 3

4.Концентрация внимания:

Серийный счет ("от 100 отнять 7") - пять раз 0 - 5

5.Память:

Припомните 3 слова (см. п.3) 0- 3

6.Речь:

Называние (ручка и часы) 0 - 2

Повторите предложение: "Никаких если, и или но" 0- 1

3-этапная команда: "Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол" 0 - 3

Чтение:

Прочтите и выполните "Закройте глаза" 0 - 1

Напишите предложение 0 -1

Срисуйте рисунок 0 - 1

Общий балл 0 - 30

Инструкции

1 . Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год, день недели и время года. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Таким образом, больной может получить от 0 до 5 баллов.

2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: "Где мы находимся?". Больной должен назвать страну, область, город, учреждение в котором происходит обследование, номер комнаты (или этаж). За каждый правильный ответ больной получает 1 балл. Таким образом, за данную пробу пациент также может получить от 0 до 5 баллов.

3. Восприятие. Дается инструкция: "Повторите и постарайтесь запомнить три слова: лимон, ключ, шар". Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. После этого спрашиваем больного: "запомнили слова? Повторите их ещё раз". Если больной затрудняется повторно их повторить, предъявляем слова вновь, пока больной их не запомнит (но не более 5 раз). В баллах оценивается только результат первого повторения. В этой пробе пациент может получить от 0 до 3 баллов.

4. Концентрация внимания. Дается следующая инструкция: "Пожалуйста, отнимите от 100 семь, от того что получится ещё раз отнимите семь, и так сделайте несколько раз. Исследуется пять вычитаний (до результата "65"). За каждое правильное вычитание начисляется один балл. Пациент, таким образом, может получить в данной пробе от 0 до 5 баллов. В случае ошибки, врач должен поправить пациента, подсказав, правильный ответ. Балл за ошибочное действие не начисляется.

5. Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в пункте №3. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.

6.Речь.

6.1.Называние. Показывают карандаш и спрашивают: "Что это такое?", аналогично - часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

6.2.Повторение фразы. Просят больного повторить следующую фразу: "Никаких но". Фраза произносится только один раз. Правильное повторение оценивается в один балл.

6.3.3-х этапная команда. Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. "Возьмите лист бумаги правой рукой, сложите его вдвое и положите на стол". Каждое правильное выполненное действие оценивается в один балл.

6.4.Чтение. Даём больному лист бумаги, на котором крупными буквами написано: "ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА". Даётся следующая инструкция: Прочитайте вслух и сделайте то, что здесь написано". Больной получает один балл, если после правильного прочтения вслух он действительно закрывает глаза.

6.5.Письмо. Просим пациента придумать и написать какое-нибудь предложение. Пациент получает 1 балл в том случае, если придуманное им предложение является осмысленным и правильным в грамматическом отношении.

6.6.Рисунок. Больному дается образец (два пересекающихся пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на нелинованной бумаге. В том случае, если пациент перерисовывает обе фигуры, каждая из которых содержит 5 углов, линии пятиугольников соединены, и фигуры действительно пересекаются, пациент получает 1 балл. Если хотя бы одно из условий не соблюдено (хотя бы в одной фигуре меньше или больше 5 углов, угловые линии не соединяются, фигуры не пересекаются) балл не начисляется.

Описание: http://memini.ru/wp-content/uploads/2010/07/Risunok.jpg

Общий результат теста получается путем суммации результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты краткой шкалы оценки психического статуса могут быть интерпретированы следующим образом:

•28-30 баллов - нет нарушений когнитивных функций или лёгкие

когнитивные нарушения

•25-27 баллов - умеренные когнитивные нарушения

•20-24 балла - деменция легкой степени выраженности

• 11-19 баллов -деменция умеренной степени выраженности

•0-10 баллов - тяжелая деменция

Тесты на лобную дисфункцию

1.Беглость речи. Просят закрыть глаза и в течение минуты называть слова на букву "с". При этом имена собственные не засчитываются.

Результат: более 9 слов за минуту - 3 балла, от 7 до 9 - 2 балла, от 4 до 6 - 1 балл, 3 и менее - 0 баллов.

2.Динамический праксис. Больному предлагается повторить за врачом одной рукой серию из трех движений: кулак (ставится горизонтально, параллельно поверхности стола) - ребро (кисть ставится вертикально на медиальный край) - ладонь (кисть ставится горизонтально, ладонью вниз). При первом предъявлении трёх описанных выше серий больной только следит за врачом, при втором предъявлении трёх серий - повторяет движения врача, наконец, следующие два раза по три серии делает самостоятельно. При самостоятельном выполнении подсказки больному недопустимы. Результат: правильное выполнение девяти серий движений - 3 балла, шести серий - 2 балла, трёх серий (совместно с врачом) - 1 балл.

Тест рисования часов

Данная методика является одной из самых простых и, в тоже время, ысокочувствительных. Пациента просят самостоятельно нарисовать круглый циферблат часов и с цифрами и стрелками, которые бы указывали заданное врачом время . При этом, желательно использовать чистую белую бумагу, без линий и клеток. Существует несколько методик интерпретации рисунка больного. Одна из наиболее общеупотребительных приведена ниже.

Количественная оценка теста рисования часов.

10 баллов - норма, нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки оказывают заданное время.

9 баллов - незначительные неточности расположения стрелок.

8 баллов - более заметные ошибки в расположении стрелок: одна из стрелок отклоняется от нужного времени более чем на один час.

7 баллов - обе стрелки показывают неправильное время

6 баллов - стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком, или написано пациентом в числовом виде)

5 баллов - неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между числами неодинаковое.

4 балла - утрачена целостность часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга.

3 балла - числа и циферблат более не связаны друг с другом.

2 балла - деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно.

1 балл - больной не делает попыток выполнить инструкцию.

Проба Шульте.

В этой пробе исследуется быстрота реакции и способность концентрировать внимания. Необходимо иметь стандартную таблицу Шульте с цифрами от 1 до 25. Таблицу мельком показывают пациенту и дают следующую инструкцию:

"Сейчас Вам нужно будет показать мне по порядку все цифры от 1 до 25. Делайте это как можно быстрее, но аккуратно, не пропуская ни одной цифры". Дают пациенту таблицу и включают секундомер. В норме, время выполнения пробы Шульте составляет 25-30 секунд.


Описание: http://detpsycholog.ru/wp-content/uploads/2010/02/t_shulte_03.jpg

Описание: http://detpsycholog.ru/wp-content/uploads/2010/02/t_shulte_05.jpg


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.