рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Естествознание как средство эстетического воспитания в младших классах

В теории эстетического воспитания утверждается положение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Только целенаправленное вовлечение школьников в разнообразную творческую художественную деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности.

Другое теоретическое исходное положение теории эстетического воспитания состоит в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного.

Третье теоретико-методическое положение заключается в необходимости гармоничного решения комплекса задач в процессе преподавания искусства детям: художественно-эстетического и идейно-нравственного воспитания; обучения умениям и навыкам, обеспечивающим возможность вовлечения учащихся в активную художественно-творческую деятельность; развития физических и духовных сущностных сил и творческих способностей. Цель эстетического воспитания — формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту. Ее достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей, становление их подлинно художественного вкуса, продуктивного образного мышления. В художественном образе как форме мышления сосредоточивается богатая информация о природе, обществе, общественных отношениях, общественном сознании. С помощью художественных образов человек мыслит, приходит к новым обобщениям и заключениям, хранит идейно богатую информацию.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической, а вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразованных молодых людей. Они доказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей школы.

Противоречия, и несоответствия снимаются в результате всесторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания. Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно-эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное видение мира.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении. Везде и всегда сопровождает их красота и безобразное, трагическое и комическое. Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей являются важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.

Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания. В эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства и музыки. Эстетическое воспитание осуществляется комплексно также за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношений и быта.

Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников. Демократизация общества — источник красоты и нравственности-. Эстетические явления подлинно человеческой жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности. Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством че-, рез средства массовой информации. На уроках по предметам эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают первоначальные навыки художественно-творческой деятельности. Урок искусства в школе дает направление, определяет основные линии идейно-художественного воспитания и творческого развития ребенка. Параллельно с классными занятиями дети получают художественную информацию из средств массовой коммуникации; имеют широкие возможности для творческой самодеятельности и самовыражения. Эффективное, использование всех источников и спонтанных интересов школьников в целях их эстетического воспитания возможно тогда, когда программы внеклассной работы, формы и методы их свободно избранной художественной деятельности тесно смыкаются по целям и содержанию с программами урочных занятий.

Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей. Художественно-эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся и крепнущие способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности. В свою очередь способности, приобретаемые учащимися в общественно полезной, умственной, физической работе, широко используются в области художественно-эстетической.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, очерков, рецензий знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, ре.; самовыражения детей. Это достигается, когда художественная самодеятельность является не репродуктивной, не подражающей западным образцам, а тесно связанной с активным художественным творчеством на народной основе.

Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношении, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещений, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в созидании которой ребенок принимает участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания, но и воспитания в целом.

Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

Важную роль в системе эстетического воспитания играет труд. Производство, особенно в условиях радикальной экономической реформы, не может игнорировать растущие эстетические потребности и вкусы людей. Не отвечающие эстетическим требованиям товары морально-эстетически устаревают еще в процессе производства, залеживаются в магазинах, на складах, превращаются в недвижимый, омертвленный капитал, лишающий предприятие возможности существовать на основе хозрасчета и самофинансирования. Затоваривание связано также и с тем, что некоторые оригинально исполненные изделия прикладного искусства — керамические вазы, женские украшения, ковры, посуда — не привлекают внимания покупателей из-за обедненности их собственных художественных представлений и воображения. Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и потребления требует вовлечения школьников в труд, отвечающий современным эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое воспитание будущего участника рыночного производства — потребителя товаров и духовно-эстетически развитого члена общества.

Большое место в эстетическом воспитании школьников занимает красота природы. Заинтересованное отношение к ней появляется у детей, когда они обретают способность любоваться и очаровываются ее красотой. В процессе эстетического переживания ребята самозабвенно и глубоко отдаются этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления.

Эстетическое, духовное отношение школьников к природе рождает и развивает у них нравственное отношение к ней. Дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты. Нанесение природе ущерба, загрязнение окружающей среды, расхищение ее богатств есть величайшее зло. Природа способствует пробуждению у ребенка высокой нравственности, связывая в его сознании образ Родины с неповторимой красотой родной земли. Так, эстетическое отношение к природе развивает в детях нравственность, а нравственное отношение к ней обогащает их духовный мир.

2.3 Эстетическое воспитание на уроках природоведения

«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить о ней»,— так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем та, среди которой живем мы. Реки тогда спокойно несли в океан свою прозрачную, чистую воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто не нарушало тишины. Совсем недавно мы поняли, что всего этого — чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц — становится все меньше и меньше.

Этот прекрасный мир ощущает на себе и добрую руку человека, ведомого разумом, и руку неразумного глупца; словом, и тех, кто улучшает мир живого, и тех, кто подавляет этот мир, подталкивает саму жизнь в тупик. Великое сообщество людей, которых на планете теперь более 5 миллиардов, предстает сегодня и как сила созидающая, и как сила разрушительная, в постоянном борении Добра и Зла.

Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых задач перед школой и педагогикой. Причины экологического кризиса нужно искать не только в сфере экономики, но и в сознании людей. И чтобы избавиться от угрозы грядущей мировой катастрофы, необходимо изменить отношение людей к другим людям, к самим себе.

Сегодня преступно уже не только уничтожение природы, но и бездействие перед надвигающейся катастрофой. Ученые утверждают: чтобы довести земную цивилизацию до краха, вовсе не обязательно затевать войну; вполне достаточно просто жить так, как живем сейчас.

Одна из задач современной школы — сотворение человека, великодушного к людям и природе, способного любовью и своей положительной деятельностью сберечь мир, который уже не может уцелеть сам по себе, без нашей помощи и любви.

Приобщение ребенка к основам экологических знаний, экологической культуры в целом только тогда даст результаты, когда ребенок через собственную трудовую деятельность придет к их освоению, к пониманию системы взаимосвязей, существующих в мире природы.

Экологическая культура человека предполагает и усвоение научных знаний о природе. Чтобы они были прочными, важно в ребенке пробудить интерес к познанию окружающего мира, желание видеть в обыденном чудесное, в привычном — необычное. М. Пришвин писал: «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав — невозможно не полюбить».

Творческое отношение к природе требует знания ее. Трудно охранять животных и растения, не имея представления о них, не зная ничего об их образе жизни. Увеличение объема времени на изучение курса позволяет конкретно и более глубоко познакомить детей с большим количеством растений, животных, дать историко-культурные сведения о них, проникнуть в чудесные тайны их жизни. Для этого совершаются экскурсии в мир народных примет, легенд, наблюдений. И если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее живом рассказе, то они лучше усвоят материал, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью.

Накопление, систематизация знаний и сами по себе важны, но, что гораздо существеннее, они верный мост к воспитанию человеком своей души, к деятельностной сопричастности ко всему живому во Вселенной. Чтобы занятия приобрели экологическую направленность, учитель придерживается взгляда на природу как экологическую целостность, сам стремится проникнуть в суть взаимодействия природы и человека, увидеть в системе конкретных знаний отражение ведущих закономерностей живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в сообществах, назначение в природе.

Важный метод познания мира – непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений природы, которому в программе курса отводится особое место. «Нужно,— писал Я. Каменский,— учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».

Величайшим злом, по словам Л. Н. Толстого, является усвоение детьми непонятных и непроверенных фактов и обобщений. Надо пользоваться всякой возможностью, чтобы дети на основе личного опыта самостоятельно приобретали доступные им знания. Они должны складываться на основе живого, непосредственного наблюдения. Именно такие знания лежат в основе приобщения ребенка к миру естествознания. Целенаправленные наблюдения способствуют развитию любознательности, самостоятельности, накоплению чувственного опыта и его осмыслению.

Они проводятся систематически в течение всего учебного года. При этом появляется возможность избежать формального знания, не опирающегося на чувственную основу.

Вот некоторые темы заданий для наблюдений: «Смотрю и вижу», «Твое маленькое открытие», «Постарайся увидеть сам» «Кто первый заметит», «О том, что не сразу увидишь». Почти в каждой теме дети делают самостоятельные открытия, получая задание для наблюдения до урока, во время и после него. Важно, чтобы при этом сочетались научность и доступность, увлекательность, занимательность, эмоциональность, т. е. чтобы наблюдения были одной из основ рационально-образного познания природы. Необходимо учить детей не просто видеть и слышать, а учить их понимать и чувствовать сердцем родную природу.

Гуманитарная направленность программы отводит особое место на уроках литературе и искусству. Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру. Ведь образная яркая речь повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию. Неповторима и незаменима роль искусства как одной из форм художественного познания мира, организующей сферу чувств, восприятия.

Поэтому неотъемлемая часть урока – произведения музыки, живописи, скульптуры. Содержание программы предоставляет большие возможности для интеграции различных предметов (проведение межпредметных уроков, своеобразных циклов занятий, обеспечивающих в комплексе разные виды деятельности: эстетико-художественной, исследовательской, практической и т. д.)

Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться величайшей целесообразностью муравейника или гнезда сороки, то вырастут люди с обедненной душой. «Нельзя человеку жить одним мозгом,— писал С. Образцов,— человек слагается из двух вещей — мозга и сердца, разума и чувств. Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, если он не потратил ни минуты на то, чтобы посмотреть, как смотрит щенок, сколько у него жизни в глазах, он, этот человек, никогда не поймет искусство, не поймет красоты жизни. Если вас никогда не взволновало это, значит, вы человек равнодушный к жизни, и вы не сможете ее понять, полюбить».

Мир, окружающий малышей, необычен, загадочен, удивителен, мир, где каждая травинка, каждая птица – чудо. Маленький человек добрыми глазами смотрит на мир, однако не менее важно – научиться удивляться этому миру. Открывая удивительное вокруг себя, ребенок меняет отношение к окружающей его природе. Например, говоря о травах, дети узнают, что такое скромное растение, как лебеда, не просто сорняк, а спасшая тысячи людей трава! В трудные годы войны она употреблялась в пищу (ее подмешивали в хлеб), Тем самым многие жизни были спасены. Вот, оказывается, какую добрую службу сослужила людям эта простенькая травка.

Мы привыкли к растениям. И эта привычность скрывает от нас столько интересного! Ведь сколь фантастично устроены самые обыденные из них. Они — как скрепа между Землей и Космосом: все их строение подчинено этому великому служению. И своими листьями – зелеными ладошками – ловят растения вселенскую энергию и чудодейственно преображают ее. Так это просто: зеленая былинка. И так это немыслимо сложно!

Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Мир природы — вечный источник детского разума. Именно там, в явлениях природы, множество проблем, вопросов, пусть даже открытых людьми, но вновь и вновь открываемых детьми в процессе учения. Одна из целей уроков — приобщение детей к тем радостям, которыми так богато проникновение в чудесные тайны природы. Поэтому важно построить обучение так, чтобы каждая тема несла ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы ученик познал себя как активную творческую силу, пережил чувство гордости от того, что все это он увидел сам.

Идея сохранения и сбережения разнообразия природы связана с усилением акцентов на общечеловеческих и традиционных ценностях, сложившихся в культуре русского народа. В народной культуре заложены гуманные идеи единения человека и природы, устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: добросовестное и любовное отношение к труду как к высшему нравственному долгу, любовь к земле, чувство ответственности перед землей и природой, служение им.

«Самая чистая радость,— полагал, Л. Н, Толстой,— радость природы». При этом считал ошибкой думать, что прекрасное может быть бессмысленным. Красота бесконечна, содержательна. Эти мысли писателя как нельзя лучше указывают на проблему значимости культуры чувства. Чувствование природы не менее важно, чем знание о ней, умение улавливать ее жизнь чутким сердцем – свидетельство родства с ней. Нисколько не умаляя роли логического познания, следует отметить, что оно не дает и не может дать нам всей полноты картины окружающего мира.

Сегодня приобретает все большую важность эмоционально-логический опыт естествознания. К сожалению, учебно-воспитательный процесс в начальной школе в основном направлен на развитие рациональной сферы деятельности младшего школьника, строится чаще всего на логических, а не на эмоциональных приемах, значительно меньше ориентирован на организацию эмоционально-нравственного отношения учащихся к предмету изучения. Сегодня, как никогда, актуален вопрос соединения научного и художественного способов мышления в единое целое. Эмоциональная насыщенность процесса обучения - отличительная особенность программы по предмету «Природа и труд», стержневая линия становления экологической культуры в толстовской школе.

Эстетическое отношение к природе — особая форма ее познания, без которой общее естествознание утрачивает свое очарование и гуманистическое предназначение. Эстетическое познание мира многосложно. По мнению ученых, вопрос о формировании у человека чувства прекрасного весьма непрост. Далеко не все оказываются способными глубоко проникать в мир красоты. Тайна цветовых и звуковых соединений не только в искусстве, но и в природе есть великая труднопостигаемая тайна. Смотреть и видеть — не одно и то же.

Задача учителя – вместе с детьми постичь истинную красоту, которая не всегда яркая, громкая, напротив, часто тихая, спокойная, скромная и неброская, по-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, почувствовать особое очарование в красоте природы. Например, говоря о насекомых, следует отметить, что они изумительно совершенное и прекрасное образование в природе, с которым никто и ничто не может соперничать по богатству красок и форм. Своеобразным лейтмотивом уроков о птицах могут быть строки Н. Сладкова: «Птицы - это тайна и красота. Птицы — это песнь и полет». Предметом многих удивительных эстетических открытий на уроках являются млекопитающие.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.