| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информацииТаким образом, неприсоединение Российской Федерации к Конвенции о трансграничном телевидении, игнорирование норм международного права и позиции Европейского Суда по правам человека наносит непоправимый вред подрастающему поколению россиян, является фактором растущей криминализации общества, когда каждый гражданин России, выходя на улицу или даже в собственном доме, не может чувствовать себя в безопасности. 3. Экспериментальное исследование воздействия средств массовой информации на проявление агрессии у детей 1. Выполнение работы Целью проводимого эксперимента является выявление воздействия СМИ на на проявление агрессии у детей. Эксперимент проходил в центре детского развития № 121. В проводимом эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 6 до 6,5 лет (6 мальчиков и 4 девочки) (таблица 1): Таблица 1 - Список участников эксперимента
В эксперименте были использованы следующие методики: 1) Наблюдение, проводимое родителями. 2) Анкеты для родителей (Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М.) (приложение А); 3) Беседа с дошкольниками на тему: "Я и телевизор" (Пурина В.Д.) (приложение Б); 4) Наблюдение, проводимое воспитателем после просмотра телевизионных передач (методика Лаврентьевой Г.П.) (Приложение В); 5) Учебный эксперимент с родителями: "Телевидение. Опасности. Дети" Описание проведенных методик: 1. Наблюдение, проводимое родителями. Родители детей должны были в течении двух недель понаблюдать за тем что и сколько времени смотрят их дети по телевизору, какие печатные издания читают, в какие игрушки играют. 2. Анкеты для родителей (Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М.) После проведенного наблюдения родителям было предложено заполнить 2 анкеты. В первой, родителям нужно ответить на 20 вопросов. Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл. После этого подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка. 15-20 баллов – повышенный уровень агрессии 11-14 баллов – высокий уровень агрессии 6-10 баллов – средний уровень агрессии 1-5 баллов – слабый уровень агрессии Во второй анкете родителям было предложено ответить на следующие вопросы: Каковы предпочтения ваших детей в теле – и видеопросмотре (жанр, страна производитель, фильмы или мультфильмы)? Как вы считаете, насилия на экране, реклама влияют ли на восприятие и развитие вашего ребенка? На сколько ваш ребёнок самостоятелен в выборе теле- и видеопросмотра? Каким образом осуществляется ваш контроль в области теле- и видеопросмотра вашего ребёнка? Каково ваше личное отношение к современным СМИ? 3. Беседа с дошкольниками на тему: "Я и телевизор" (Пурин В.Д.). Психолог или воспитатель в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос ребенок получает 0 – 2 балла – это зависит от уровня проявления агрессивности. 0 ставится при выборе ответов с буквой "а" (отсутствие агрессивности), 1 – в том случае если ребёнок выбирает ответ с буквой "б", соответствующий присутствию доли агрессивности (невысокой); 2 – в случае выбора ответа с буквой "в" (высокий уровень агрессивности). Если ребёнок придумывает другие варианты ответов, выставление за них баллов происходит по тому же принципу, что и при выборе "готовых" ответов. Затем подсчитывается итоговая сумма, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (соответственно, чем больше полученная сумма, тем выше будет уровень агрессивности ребёнка). 7-8 баллов – повышенный уровень агрессии 5-6 баллов – высокий уровень агрессии 3-4 баллов – средний уровень агрессии 0-2 баллов – слабый уровень агрессии 4. Наблюдение, проводимое воспитателем после просмотра телевизионных передач (методика Лаврентьевой Г.П.) Цель наблюдения является выявление склонности к агрессивному поведению у детей после просмотра телепередач различного содержания. В течении первой недели за детьми проводилось наблюдение и определялся уровень агрессивности без влияния СМИ. В течении следующей недели, каждое утро детям показывали их любимые мультфильмы, просмотр длился 20 минут. Во время просмотра дети находились одни у телевизора. После чего детям предоставлялось свободное время для игры. В качестве оборудования используются: телевизор с проигрывателем, карта наблюдений, включающая 18 фрагментов – фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении учебного занятия наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании). В ответах следует лишь проставить "+" (что означает присутствие данного утверждения); или "-" (что означает его отсутствие). Каждый "+" соответствует 1 баллу ("-" соответствует 0 баллов). Затем подсчитывается сумма балов, после чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (соответственно, чем больше полученная сумма, тем выше будет уровень агрессивности ребёнка). 15-18 баллов – повышенный уровень агрессии 10-14 баллов – высокий уровень агрессии 6-9 баллов – средний уровень агрессии 0-5 баллов – слабый уровень агрессии 5. Учебный эксперимент с родителями: "Телевидение. Опасности. Дети." После проведения исследования был произведен учебный эксперимент для родителей, который состоит из 5 этапов. На каждом этапе родители выполняли определённое задание, стимулирующее их к постоянному осознанию необходимости систематического контроля и регулирования влияния СМИ на их детей. Результаты исследования. 1) После наблюдения произведенного родителями было выявлено следующее: Все дети регулярно смотрят телевизор. Кроме того, 6 детей регулярно читают журналы, героями которых являются персонажи мультфильмов ("Человек паук", "Черепашки ниндзя"). Родители четырех детей не ограничивают просмотр телевизора вообще, остальные пытаются ограничиваться 2-3 часами в день. Также было выяснено, что один ребенок имеет телевизор в своей комнате. Только двое родителей смотрели телевизор вместе с детьми, остальные же занимались в это время своими делами. Чаще всего дети смотрели по телевизору иностранные мультфильмы, также их внимание привлекала реклама и музыкальные клипы. Почти всеми родителями было также отмечено, что дети периодически интересуются теми передачами, которые смотрят они сами. 2) По результатам первой анкеты (Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М.) была произведена оценка уровня агрессивности детей, в результате которой было выяснено, что 10% детей имеют слабый уровень агрессивности, 30% средний, 40% высокий и 20% повышенный уровень агрессивности (таблица 3 и Рисунок 1): По результатам второй анкеты было выяснено, что родители, работающие на двух работах, или малообеспеченные, или отсутствует один из супругов, или не имеющие образования, или относящиеся к рабочему классу, совершенно не контролируют своих детей, не регулируют процесс влияния СМИ на ребёнка, тем самым ребёнок абсолютно самостоятелен в выборе теле – и видеопросмотра, в большинстве случаев не знают предпочтений своих детей следовательно не осознают того, что телевидение и радио наносят вред. Родители, работающие в сфере образования и медицины, или имеющие высокий социальный статус, осознают всю глубину проблемы влияния СМИ на их ребёнка и действуют традиционными методами воспитания – запрещают смотреть телевизор слишком долго, либо избирательно разрешают смотреть некоторые программы. Таблица 3 – Оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| № | Ф.И. ребёнка | Кол-во баллов | Уровень агрессивности | |||
| Слабый | Средний | Высокий | Повышенный | |||
| 1. | Мальчик 1 | 4 б. | ||||
| 2. | Девочка 1 | 4 б. | ||||
| 3. | Мальчик 2 | 3 б. | ||||
| 4. | Мальчик 3 | 6 б. | ||||
| 5. | Мальчик 4 | 3 б. | ||||
| 6. | Девочка 2 | 2 б. | ||||
| 7. | Мальчик 5 | 2 б. | ||||
| 8. | Мальчик 6 | 8 б. | ||||
| 9. | Девочка 3 | 4 б. | ||||
| 10. | Девочка 4 | 3 б. | ||||
| ИТОГО: |
2 ребёнка 20% |
6 детей 60% |
1 ребёнок 10% |
1 реб. 10% |
||

Рисунок 2 . Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике "Беседа с детьми на тему: "Я и телевизор"
Из результатов беседы было выяснено, что дети практически не выбирают передачи показывающие насилие над людьми. При этом им очень интересен образ героя (как мультипликационного, так и телевизионного). Но на телевидение в основном присутствует образ "добра с кулаками", что и определяет последующее подражание и игры детей.
4) При проведении наблюдения воспитателем (методика Лаврентьевой Г.П.) были получены следующие результаты.
В течении первой недели понаблюдав за поведением детей, была произведена следующая оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П.: 20% детей имеют слабый уровень агрессивности, 40% средний, 30% высокий и 10% повышенный уровень агрессивности (таблица 5 и рисунок 3):
Таблица 5 – Оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П.
| Ф.И | Компо-ненты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | И т о г |
| Мальчик 1 | + | - | - | - | - | - | + | + | - | - | + | - | - | + | - | - | - | - | 5 | |
| Девочка 1 | + | - | - | + | + | - | + | + | - | - | + | - | - | - | - | + | - | + | 8 | |
| Мальчик 2 | + | + | + | + | - | + | + | - | - | + | + | - | + | + | + | - | - | - | 10 | |
| Мальчик 3 | - | - | + | + | + | + | + | - | - | - | + | - | - | - | + | - | + | + | 9 | |
| Мальчик 4 | - | + | + | + | + | + | - | + | - | - | + | + | - | - | - | - | - | - | 8 | |
| Девочка 2 | - | + | + | - | + | - | + | + | - | + | + | - | + | + | + | + | - | + | 12 | |
| Мальчик 5 | - | + | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | |
| Мальчик 6 | + | + | - | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | 15 | |
| Девочка 3 | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | - | - | + | - | + | + | - | - | 10 | |
| Девочка 4 | - | + | + | + | + | - | - | - | + | - | + | + | + | - | - | - | - | + | 9 | |
Как видно из результатов этого наблюдения чуть меньше половины детей имеют повышенный уровень агрессивности, игры таких детей направлены в основном на противоборство со сверстниками, при этом предпочтение делается в выборе более слабого.
© 2009 Все права защищены. |