рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации

Таким образом, неприсоединение Российской Федерации к Конвенции о трансграничном телевидении, игнорирование норм международного права и позиции Европейского Суда по правам человека наносит непоправимый вред подрастающему поколению россиян, является фактором растущей криминализации общества, когда каждый гражданин России, выходя на улицу или даже в собственном доме, не может чувствовать себя в безопасности.


3. Экспериментальное исследование воздействия средств массовой информации на проявление агрессии у детей

1. Выполнение работы

Целью проводимого эксперимента является выявление воздействия СМИ на на проявление агрессии у детей.

Эксперимент проходил в центре детского развития № 121. В проводимом эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 6 до 6,5 лет (6 мальчиков и 4 девочки) (таблица 1):

Таблица 1 - Список участников эксперимента

Ф.И. ребёнка
1. Мальчик 1

 

2. Девочка 1

 

3. Мальчик 2

 

4. Мальчик 3

 

5. Мальчик 4

 

6. Девочка 2

 

7. Мальчик 5

 

8. Мальчик 6

 

9. Девочка 3

 

10. Девочка 4

 

В эксперименте были использованы следующие методики:

1)   Наблюдение, проводимое родителями.

2)   Анкеты для родителей (Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М.) (приложение А);

3)   Беседа с дошкольниками на тему: "Я и телевизор" (Пурина В.Д.) (приложение Б);

4)   Наблюдение, проводимое воспитателем после просмотра телевизионных передач (методика Лаврентьевой Г.П.) (Приложение В);

5)   Учебный эксперимент с родителями: "Телевидение. Опасности. Дети"

Описание проведенных методик:

1. Наблюдение, проводимое родителями.

Родители детей должны были в течении двух недель понаблюдать за тем что и сколько времени смотрят их дети по телевизору, какие печатные издания читают, в какие игрушки играют.

2. Анкеты для родителей (Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М.)

После проведенного наблюдения родителям было предложено заполнить 2 анкеты. В первой, родителям нужно ответить на 20 вопросов. Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл. После этого подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка.

15-20 баллов – повышенный уровень агрессии

11-14 баллов – высокий уровень агрессии

6-10 баллов – средний уровень агрессии

1-5 баллов – слабый уровень агрессии

Во второй анкете родителям было предложено ответить на следующие вопросы:

Каковы предпочтения ваших детей в теле – и видеопросмотре (жанр, страна производитель, фильмы или мультфильмы)?

Как вы считаете, насилия на экране, реклама влияют ли на восприятие и развитие вашего ребенка?

На сколько ваш ребёнок самостоятелен в выборе теле- и видеопросмотра?

Каким образом осуществляется ваш контроль в области теле- и видеопросмотра вашего ребёнка?

Каково ваше личное отношение к современным СМИ?

3. Беседа с дошкольниками на тему: "Я и телевизор" (Пурин В.Д.).

Психолог или воспитатель в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа.

За ответ на каждый вопрос ребенок получает 0 – 2 балла – это зависит от уровня проявления агрессивности. 0 ставится при выборе ответов с буквой "а" (отсутствие агрессивности), 1 – в том случае если ребёнок выбирает ответ с буквой "б", соответствующий присутствию доли агрессивности (невысокой); 2 – в случае выбора ответа с буквой "в" (высокий уровень агрессивности). Если ребёнок придумывает другие варианты ответов, выставление за них баллов происходит по тому же принципу, что и при выборе "готовых" ответов. Затем подсчитывается итоговая сумма, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (соответственно, чем больше полученная сумма, тем выше будет уровень агрессивности ребёнка).

7-8 баллов – повышенный уровень агрессии

5-6 баллов – высокий уровень агрессии

3-4 баллов – средний уровень агрессии

0-2 баллов – слабый уровень агрессии

4. Наблюдение, проводимое воспитателем после просмотра телевизионных передач (методика Лаврентьевой Г.П.)

Цель наблюдения является выявление склонности к агрессивному поведению у детей после просмотра телепередач различного содержания.

В течении первой недели за детьми проводилось наблюдение и определялся уровень агрессивности без влияния СМИ.

В течении следующей недели, каждое утро детям показывали их любимые мультфильмы, просмотр длился 20 минут. Во время просмотра дети находились одни у телевизора. После чего детям предоставлялось свободное время для игры.

В качестве оборудования используются: телевизор с проигрывателем, карта наблюдений, включающая 18 фрагментов – фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении учебного занятия наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).

В ответах следует лишь проставить "+" (что означает присутствие данного утверждения); или "-" (что означает его отсутствие).

Каждый "+" соответствует 1 баллу ("-" соответствует 0 баллов). Затем подсчитывается сумма балов, после чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (соответственно, чем больше полученная сумма, тем выше будет уровень агрессивности ребёнка).

15-18 баллов – повышенный уровень агрессии

10-14 баллов – высокий уровень агрессии

6-9 баллов – средний уровень агрессии

0-5 баллов – слабый уровень агрессии

5. Учебный эксперимент с родителями: "Телевидение. Опасности. Дети."

После проведения исследования был произведен учебный эксперимент для родителей, который состоит из 5 этапов. На каждом этапе родители выполняли определённое задание, стимулирующее их к постоянному осознанию необходимости систематического контроля и регулирования влияния СМИ на их детей.

Результаты исследования.

1)   После наблюдения произведенного родителями было выявлено следующее:

Все дети регулярно смотрят телевизор. Кроме того, 6 детей регулярно читают журналы, героями которых являются персонажи мультфильмов ("Человек паук", "Черепашки ниндзя"). Родители четырех детей не ограничивают просмотр телевизора вообще, остальные пытаются ограничиваться 2-3 часами в день. Также было выяснено, что один ребенок имеет телевизор в своей комнате.

Только двое родителей смотрели телевизор вместе с детьми, остальные же занимались в это время своими делами. Чаще всего дети смотрели по телевизору иностранные мультфильмы, также их внимание привлекала реклама и музыкальные клипы.

Почти всеми родителями было также отмечено, что дети периодически интересуются теми передачами, которые смотрят они сами.

2) По результатам первой анкеты (Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М.) была произведена оценка уровня агрессивности детей, в результате которой было выяснено, что 10% детей имеют слабый уровень агрессивности, 30% средний, 40% высокий и 20% повышенный уровень агрессивности (таблица 3 и Рисунок 1):

По результатам второй анкеты было выяснено, что родители, работающие на двух работах, или малообеспеченные, или отсутствует один из супругов, или не имеющие образования, или относящиеся к рабочему классу, совершенно не контролируют своих детей, не регулируют процесс влияния СМИ на ребёнка, тем самым ребёнок абсолютно самостоятелен в выборе теле – и видеопросмотра, в большинстве случаев не знают предпочтений своих детей следовательно не осознают того, что телевидение и радио наносят вред.

Родители, работающие в сфере образования и медицины, или имеющие высокий социальный статус, осознают всю глубину проблемы влияния СМИ на их ребёнка и действуют традиционными методами воспитания – запрещают смотреть телевизор слишком долго, либо избирательно разрешают смотреть некоторые программы.


Таблица 3 – Оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

Ф.И.О. родителей Ф.И. ребёнка Кол-во баллов Уровень агрессивности
Слабый Средний Высокий Повышенный
1. Родители Мальчик 1 5
2. Родители Девочка 1 11
3. Родители Мальчик 2 13
4. Родители Мальчик 3 13
5. Родители Мальчик 4 16
6. Родители Девочка 2 7
7. Родители Мальчик 5 10
8. Родители Мальчик 6 17
9. Родители Девочка 3 10
10. Родители Девочка 4 11
ИТОГО:

1 ребёнок

10%

3 ребёнка

30%

4 ребёнка

40%

2 ребёнка

20%

Рисунок 1. Оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М

Проанализировав результаты анкетирования и наблюдения, произведенного родителями, было выяснено, что высокий и повышенный уровень агрессивности наблюдался у детей, которые практически не контролируемо смотрят телевизор и любимыми игрушками таких детей являются герои зарубежных мультфильмов.

3) Следующим этапом работы была беседа с детьми на тему: "Я и телевизор". В результате этой беседы были выяснены предпочтения детей в просмотре телевизионных передачах, и бли получены следующие данные говорящие об уровне агрессивности дошкольников: 20% детей имеют слабый уровень агрессивности, 60% средний, 10% высокий и 10% повышенный уровень агрессивности (таблица 4 и рисунок 2):

Таблица 4 - Оценка уровня агрессивности детей по методике "Беседа с детьми на тему: "Я и телевизор"

Ф.И. ребёнка Кол-во баллов Уровень агрессивности
Слабый Средний Высокий Повышенный
1. Мальчик 1 4 б.
2. Девочка 1 4 б.
3. Мальчик 2 3 б.
4. Мальчик 3 6 б.
5. Мальчик 4 3 б.
6. Девочка 2 2 б.
7. Мальчик 5 2 б.
8. Мальчик 6 8 б.
9. Девочка 3 4 б.
10. Девочка 4 3 б.
ИТОГО:

2 ребёнка

20%

6 детей

60%

1 ребёнок

10%

1 реб.

10%

Рисунок 2 . Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике "Беседа с детьми на тему: "Я и телевизор"

Из результатов беседы было выяснено, что дети практически не выбирают передачи показывающие насилие над людьми. При этом им очень интересен образ героя (как мультипликационного, так и телевизионного). Но на телевидение в основном присутствует образ "добра с кулаками", что и определяет последующее подражание и игры детей.

4) При проведении наблюдения воспитателем (методика Лаврентьевой Г.П.) были получены следующие результаты.

В течении первой недели понаблюдав за поведением детей, была произведена следующая оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П.: 20% детей имеют слабый уровень агрессивности, 40% средний, 30% высокий и 10% повышенный уровень агрессивности (таблица 5 и рисунок 3):

Таблица 5 – Оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П.

Ф.И Компо-ненты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 И т о г
Мальчик 1 + - - - - - + + - - + - - + - - - - 5
Девочка 1 + - - + + - + + - - + - - - - + - + 8
Мальчик 2 + + + + - + + - - + + - + + + - - - 10
Мальчик 3 - - + + + + + - - - + - - - + - + + 9
Мальчик 4 - + + + + + - + - - + + - - - - - - 8
Девочка 2 - + + - + - + + - + + - + + + + - + 12
Мальчик 5 - + - - - - - + - - - - - - - - - - 2
Мальчик 6 + + - + - + + + + + + + + + - + + + 15
Девочка 3 + + - + + + - - + + - - + - + + - - 10
Девочка 4 - + + + + - - - + - + + + - - - - + 9

Как видно из результатов этого наблюдения чуть меньше половины детей имеют повышенный уровень агрессивности, игры таких детей направлены в основном на противоборство со сверстниками, при этом предпочтение делается в выборе более слабого.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.